Чемпион мира Михаил Мячин – о том, как всё успевать

13 Апреля 2018 Достижения 575

Энергичные люди всегда вызывают уважение и даже восхищение: они все успевают, пребывают в хорошем настроении и мотивируют других становиться лучше. Таким энергичным мотиватором является второкурсник Института металлургии, машиностроения и транспорта СПбПУ Михаил МЯЧИН. Миша не только добивается головокружительных успехов в спорте, но и хорошо учится, работает, ходит с детьми в турпоходы буквально на край Земли, помогает друзьям-автомобилистам – и это только малая часть его умений и увлечений, о которых студент рассказывает, улыбаясь, взахлеб. Какой он, 19-летний чемпион мира по водно-моторному спорту, и откуда он берет силы на покорение новых высот – читайте в интервью.

Политехник Михаил Мячин – чемпион мира по водно-моторному спорту

- Миша, прежде, чем мы начнем, хочу поздравить тебя с победой в чемпионате мира по водно-моторному спорту! Признаться, до этого я даже не знала о существовании такого вида спорта.

- Спасибо! На самом деле, вы не одна такая. В советское время водно-моторный спорт был хорошо развит – как правило, на старт выходило около 30 лодок. Потом был резкий спад и сегодня, на мой взгляд, нам не хватает рекламы. Вот и результат – многие не знают, что такое водно-моторный спорт. Хотя, по сути, это то же самое, что и автогонки – только на воде.

- То есть вы выступаете на гоночных лодках?

- Да, я участвую в гоночном классе PR4 – это лодка с корпусом из стекловолокна и с надувными баллонами по бокам. Ее длина – 4,7 м, мощность – 60 «лошадей», а скорость – около 90 км/ч. Есть большое количество других классов гоночных лодок: например, в классах PR3, PR2 и PR1 корпусы уже серьезнее и мощнее – 200 «лошадок» и скорость под 150 км/ч, а вес, с учетом топлива и человека, – тонна.

Выступление Михаила Мячина на гоночной лодке класса PR4 в Риге

- Как ты пришел в водно-моторный спорт?

- С самого детства я посещал туристический клуб «Шторм», в котором была программа, включающая в себя технические виды спорта. По этой программе я начал заниматься в 10 лет: сначала гонял в детском классе “Formula Future” («Формула Будущего»), а с 16 лет катаюсь в классе PR4. Моя первая серьезная гонка была в 2015 году на Международном молодежном водном фестивале, который проходил в Парке 300-летия Санкт-Петербурга.

- Погоди. С 10 лет в гоночном спорте?

- Конечно. Вообще детей сажают в лодки класса Д (Дельфин) с 6 лет. А дальше – по возрастным категориям меняются лодки и классы суден. И каждый класс предполагает свою водную трассу – постепенно добавляются новые элементы, задания с препятствиями: воротами, различными буями и так далее. Но все равно главное – быстрее остальных дойти до финиша. И, хочу сказать, в «Формуле будущего» кататься довольно тяжело: это что-то типа картинга на воде. Но это того стоит – водно-моторный спорт заинтересовывает детей, чтобы они с ранних лет чем-то занимались, а не сидели дома у компьютеров.

Михаил Мячин занимается водно-моторным спортом с 10 лет

- А как ты попал в сборную Санкт-Петербурга?

- Я даже уже и не помню. Меня включили в состав сборной, наверное, за мои заслуги – я к тому времени уже участвовал в различных чемпионатах. Ну и за то, что, может быть, я хороший человек. (Смеется.). Всем всегда стараюсь помогать.

В нашей команде четыре пилота и тренер Иван ПЫЛАЕВ – кстати, выпускник Энергомаша Политеха 2009 года. Он воспитывал нас так, чтобы все работали в команде слаженно. Во многом благодаря ему и нашей командной работе мы выиграли.

- Поправка: стали чемпионами мира.

- Да, в классе PR4 в 10-часовой гонке на кольцевой трассе. Эта гонка рассчитана на выносливость и технику управления. Соревнования проходили прошлым летом на реке Даугава в Риге. По правилам, каждый пилот должен управлять лодкой не более 2-х часов. Большую часть времени мы шли четвертыми, но потом стали нагонять и вышли вперед. И уже под конец взяли своей аккуратностью – лидирующая команда нарушила правила и получила 3 штрафных круга. В итоге мы пришли первыми, проехав за 10 часов 352 круга.

- Это же так долго – 10 часов на трассе! Случились ли какие-то непредвиденные ситуации в ходе гонки?

- Так получилось, что за 20 минут до окончания моего пилотирования появилась небольшая техническая поломка – винт не выдержал нагрузки и просто улетел в воду. Лодку со мной тащили на буксире к понтонам, чтобы все исправить. Мы, конечно, думали, что все будет намного хуже, но когда узнали, что дело только в винте – а поменять его дело двух минут – успокоились, и даже с учетом поломки смогли выступить хорошо.

Награждение команд-призеров чемпионата мира по водно-моторному спорту

- Скажи честно – ждал победу?

- Мне всего 19 лет, и я пока только учусь. Я и в Ригу на соревнования ехал за тем, чтобы набраться опыта, а там бац – и вот так получилось. Честно говоря, я не ожидал и у меня не было цели стать чемпионом мира. А вот у моего друга, второго пилота, такая установка была. Поэтому я и говорю, что наша победа стала возможна только благодаря командной работе. Но я рад, что мы победили – до этого у меня был первый разряд, а теперь я стал кандидатом в мастера спорта.

- Ничего себе! А когда получишь звание мастера?

- Для этого надо стать чемпионом мира как минимум еще несколько раз и занять призовое место в российской гонке. Например, наш наставник Иван получил звание мастера спорта после третьего места, взятого на чемпионате России в Пскове. До этого он уже был четырехкратным чемпионом мира.

Большую часть времени команда Михаила шла четвертой, но потом стала нагонять и вышла вперед

- Вот интересно, водно-моторный спорт в России сегодня развивается такими же темпами, как и за границей?

- Водно-моторный спорт в России испытывает некоторые проблемы с финансированием, в последние годы все сильнее. Я помню, когда я только начинал кататься на серьезных лодках, в 2015 году, это было так красиво – на Международном молодежном водном фестивале помимо самих соревнований было еще и запоминающееся шоу. Сейчас, к сожалению, не так. В других странах обстановка с водно-моторным спортом немного иная. В ЮАР, например, проходит зрелищный чемпионат мира, в котором участвуют лодки класса P750. Это маленькие лодки-катамараны, мотор – 50 лошадиных сил и разгон до высокой скорости моментальный. Скорость этих лодок около 100 км/ч, а то и больше. Ими управляют два пилота, и сидят они не в кокпите, как мы, а в именно в открытом катамаране. Там вообще экшен – лодка может на большой скорости буквально взлететь на повороте, а человек вылететь в воду. Также на награждении в Монако я узнал, что есть очень много классов аквабайка, которых в России нет.

Сборная Санкт-Петербурга на награждении в Монако

- Вот ты стал чемпионом мира. Какие теперь ставишь цели перед собой?

- Я хочу и дальше развивать команду. Хотя сейчас, с учетом учебы, работы и спорта все довольно сложно совместить. Я работаю спортсменом-инструктором – устроен официально в Спорткомитете Санкт-Петербурга, работаю на строительных объектах и занимаюсь ремонтом автомобилей, хотя последнее пока не прибыльно.

- Автомобили – это хобби?

- Машинами я увлекаюсь с самого детства и делаю с ними все, что только можно сделать – грубо говоря, могу свою машину разобрать, перебрать все детали, заново собрать и поехать на ней дальше. Хочу и мечтаю попробовать себя в автоспорте, параллельно водно-моторному спорту. Рано или поздно я обязательно исполню свою мечту.

- Но тогда, учитывая твою загруженность, придется чем-то жертвовать.

- Вот сейчас я автоспортом и жертвую. Пока нужно заниматься лодкой – модернизировать ее, тренироваться. Это отнимает много времени, но благодаря Политеху я могу это время найти – например, мне продлевают сессию, входят в мое положение. Хотя в университет я стараюсь ходить исправно: учусь в ИММиТ по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы». Вообще я очень рад, что выбрал Политех – помимо всего, очень круто, что я могу после пар с уставшей головой выйти из ГЗ прямо в парк. А как человек, который ходит в походы, я очень люблю природу. Кстати, походы – это еще одно мое хобби/работа – я являюсь инструктором детского туризма.

- Еще и туризм! Когда же ты все успеваешь?

- Не знаю (Улыбается.). В прошлом году я параллельно учебе в университете учился в школе инструкторов туризма. В августе уже ходил в сибирские Саяны с группой 16-летних ребят.

В своей туристической жизни Михаил ходил и в Приэльбрусье, и даже был на полярном архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане

- Водно-моторный спорт, автомобили, туризм…Чего еще мы о тебе не знаем?

- В прошлом я пловец – в детстве тренировался 6 дней в неделю по 3 часа, участвовал в соревнованиях. Играл в волейбол, занимался рафтингом – кстати, отпахал не один чемпионат России по рафтингу в качестве загребного... На самом деле, я много чем занимался – люблю поддерживать себя в хорошей физической форме. Сейчас в Политехе пошел на борьбу. А в своей туристической жизни ходил и в Приэльбрусье, и даже был на полярном архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Ну мы, авантюристы, все такие – что с нас взять.

- Тогда самый главный вопрос – где черпать энергию для такого количества увлечений?

- В походы ходить! Там свежий воздух. В Питере душно из-за большого автомобильного потока и не хватает кислорода – поэтому у многих и нет энергии.

- Что ты посоветуешь ребятам, которые хотят, как и ты, добиться больших побед?

- Просто надо помнить, что все зависит от тебя. Пусть ребята занимаются делом. Надо всегда развиваться, чтобы было что рассказать своим детям в будущем. Еще в 2013 году во время похода наш руководитель сказал фразу, которая прочно засела у меня в голове: «Вы уже сейчас работаете на своих детей». Я согласен с этой позицией и стараюсь ей следовать. Вообще, у каждого свой рецепт успеха. Я вот считаю, что лучше быть скромным. А потом выстрелить. И тем самым – поступками, а не словами – доказать всем, что ты на что-то способен.

- Уверена, что ты еще не раз так «выстрелишь» и университет не перестанет гордиться тобой. Спасибо за интересное интервью и успехов во всех твоих увлечениях!

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Беседовала Алёна КАНИНА

Версия для печати