Политех – лидер онлайн-образования по Санкт-Петербургу

30 Января 2017 Образование 821

На прошлой неделе впервые был опубликован Рейтинг российского онлайн-образования-2016 (исследование подготовлено проектом CourseBurg.ru). В соответствии с методикой исследования для анализа популярных тематик, выявления самых активных авторов и площадок, размещающих курсы, были собраны данные по всем активным курсам на начало 2016/2017 учебного года и тем курсам, начало которых анонсировано до 30 октября 2016 года. (Выбор этого периода обусловлен тем, что пиковое время для запуска курсов приходится на начало учебного года.) Организаторы проекта собрали информацию о запуске курсов с крупнейших российских и иностранных площадок, где доступны массовые онлайн-курсы на русском языке или подготовленные российскими авторами на других языках. В рейтинг не вошли закрытые и условно закрытые площадки, которые делаются вузами на платформах Moodle только для своих студентов, не доступные для массового пользователя или имеющие ограниченный доступ. Также в рейтинг не вошли записи лекций, выложенные несколько лет назад, так как в них нет принципа обратной связи между преподавателем и слушателем онлайн-курсов. Всего для проведения исследования и создания инфографики использованы данные по 420 курсам, 76 авторам курсов (вузы и компании) с пяти площадок, где есть массовые открытые онлайн-курсы (далее – MOOK) на русском языке.

Индустрия e-Learning на сегодняшний день - самый быстро развивающийся и востребованный сектор образовательных услуг

По результатам рейтинга абсолютным лидером среди авторов онлайн-курсов признана Высшая школа экономики с 99-ю курсами – 22% от всего объема. По Москве в качестве топ-лидеров авторов МООК определены НИУ ВШЭ – 1-е место, 2-е  – РАНХиГС, 3-е место – МГУ. В Санкт-Петербурге Политех занял 1-е место, на 2-м – ИТМО. В других регионах – УрФУ – 1-е  место, ТГУ – 2-е, на 3-м месте ДВФУ.

Наш университет уверенно занял  лидирующие позиции по тематике «Робототехника, машиностроение и электроника» (автор 16% открытых онлайн-курсов по этой тематике), а по тематике  «Математика и обработка данных» СПбПУ занял 3-е место (12% от всех онлайн-курсов в категории).

Кроме анализа МООК, в рамках рейтинга была  проведена оценка шести существующих в русскоязычном Интернете площадок онлайн-образования. Лидером стал самый молодой и в хорошем смысле агрессивный проект «Открытое образование». На нем на момент сбора данных было расположено 107 курсов, что составляет 26% от общего количества русскоязычного контента. Одна из главных причин успеха проекта «Открытое образование», как отмечено проектом CourseBurg.ru, в том, что эта площадка смогла преодолеть желание вузов делать что-нибудь свое и объединила под своим крылом лучшие вузы, дав им свою готовую площадку и постоянный поток слушателей.

С этим нельзя не согласиться, подтвердила проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. РАЗИНКИНА. «Политех является одним из участников проекта “Открытое образование” наряду с семью ведущими университетами России. Каждый университет внес в проект свои лучшие наработки в области онлайн-обучения, компетенции, и именно консолидация усилий позволила достичь заметных результатов за короткий период», – пояснила Елена Михайловна. На сегодняшний день на Национальной платформе «Открытое образование» размещено и реализуется 15 онлайн-курсов ведущих преподавателей СПбПУ, в ближайшее время к старту готовятся еще порядка семи курсов.

Помимо присутствия на Национальной платформе «Открытое образование», в 2016 году Политех вышел и на ведущую международную платформу открытого образования Coursera с курсом «Астрофизика: от звезд до границ Вселенной». Это первый курс, разработанный нашим университетом в рамках партнерства с Coursera. Он посвящен  ключевым проблемам новейшей астрофизики: рождению, эволюции и финальной стадии жизни звезд. Знакомит с работой специалистов в области астрофизики высоких энергий и нейтринной астрономии, помогает понять, зачем люди изучают вспышки сверхновых, ускорение заряженных частиц на космических ударных волнах и высокоэнергетичные нейтрино. Материалы разрабатывались ведущими учеными кафедры «Космические исследования» СПбПУ под руководством доктора физ.-мат. наук, академика РАН, профессора Д.А. Варшаловича.

Проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. РАЗИНКИНА

Проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. РАЗИНКИНА в интервью рассказала об успехах Политеха в продвижении онлайн-образования, перспективах включения онлайн-обучения в основные образовательные программы вузов и о том, почему индустрия e-Learning (обучение при помощи Интернета и мультимедийных технологий) на сегодняшний день – самый быстро развивающийся и востребованный сектор образовательных услуг.

- Елена Михайловна, как вы оцениваете успехи Политеха в первом Рейтинге российского онлайн-образования?

- Учитывая, что мы активно стали работать в этом направлении не так давно – порядка двух лет, и нам, безусловно, еще есть к чему стремиться, тем не менее на сегодняшний день результаты уже неплохие. Их удалось достичь благодаря слаженной работе нескольких подразделений нашего университета. Прежде всего, это Центр открытого образования – структура, которая не только ведет системную деятельность по разработке онлайн-курсов, но и политику их встраивания в образовательный процесс вуза. Светлана Владимировна Калмыкова – замдиректора Центра, входит и в рабочую группу Национальной платформы «Открытое образование». И мы, с одной стороны, имеем возможность все лучшее, что разрабатывается усилиями ведущих вузов в проекте российского уровня, оперативно адаптировать к нашему образовательному процессу. С другой стороны – лучшие разработки Политеха имеют выход на российскую платформу.  Не могу не отметить и тот существенный вклад,  который вносит Медиа-центр нашего университета в процесс видеосъемки онлайн-курсов. Ну и, конечно, не было бы у нас никаких достижений без сильных авторских коллективов, наших ведущих преподавателей и ученых. Всем хочется сказать слова огромной благодарности.

- Елена Михайловна, каковы, на ваш взгляд, тенденции развития рынка образовательных услуг?

- По некоторым данным электронное обучение, то есть обучение при помощи информационных и электронных технологий, та самая индустрия e-Learning, о которой вы говорили, – это самый быстро растущий сектор образовательных услуг во всем мире. Начиная с 2012 года среднегодовой темп его роста составлял примерно 23%, и такой рост сохраняется вплоть до сегодняшнего дня. Поэтому совершенно логично, что в условиях существования e-Learning и МООК вузам необходимо оперативно корректировать стратегию продвижения своих образовательных программ, учитывать доступность разных целевых групп на открытых образовательных платформах, в том числе международных.

- Не секрет, что создание МООК – это трудозатратный процесс. Зачем университету делать собственные онлайн-курсы? Может, рациональнее использовать готовые?

- Мы с вами – ведущий научный исследовательский университет. А Минобрнауки России, выделяя бюджетное финансирование в рамках таких проектов, как НИУ, «5-100», накладывает определенные обязательства. Кроме того, что университет должен осваивать и внедрять новые образовательные технологии,  вуз несет социальную миссию – предоставляет доступ к качественному образованию. Создание собственных МООК и размещение их в том числе и на зарубежных платформах позволяет продвигать наши образовательные программы, привлекать лучших абитуриентов на бакалаврские программы, а студентов других вузов – на магистерские. МООК – это возможность популяризации наших научных школ и ведущих профессоров, а еще это экономика образовательных программ.

Посмотрите, что показал рейтинг: в сфере образовательных онлайн-курсов с большим отрывом лидирует Москва. Что касается тематик, то в абсолютных лидерах – экономика и бизнес. Этот перевес инновационной образовательной деятельности в сторону Москвы при небольшой активности других регионов, а также слабое по сравнению с экономическими дисциплинами развитие таких важных направлений, как техническое и естественнонаучное, может привести к тому, что лучшие студенты будут учиться в столичных вузах, мы же с вами будем набирать по остаточному принципу. А еще нужно учитывать конкуренцию за лучших студентов с зарубежными вузами, которые мощно представлены на международных онлайн-платформах. Поэтому нам нельзя отставать, нам нужно быть впереди и создавать лучшие онлайн-ресурсы.

- Каковы перспективы включения онлайн-обучения в основные образовательные программы высшего образования?

- С 2015 года, например, около 80% американских вузов включили онлайн-курсы в свой образовательный процесс. Несмотря на то что российские вузы пока не так активно внедряют онлайн-обучение, можно, тем не менее, ожидать, что в пятилетней перспективе большинство отечественных вузов тоже включат онлайн-обучение в свои программы. У онлайн-обучения действительно большие перспективы. Прежде всего, потому, что  качество онлайн-образования – при условии правильной его организации! – может быть сравнимо с очным. В то время как охват аудитории может быть намного более широким, стоимость обучения – существенно ниже, а учебную программу легко можно корректировать.

Что касается нашего университета, то у нас в вузе больше 50% направлений подготовки и специальностей инженерного и технического профиля. Поэтому для нас, на мой взгляд, наиболее приемлема и необходима методика смешанного обучения, использование гибридных курсов (blended/hybrid), которые предлагают определенный процент контента в онлайн-форме. С 2015 года мы пошли по этому пути. В прошлом году в учебный процесс бакалавриата был встроен ряд онлайн-курсов, разработанных нашими преподавательскими коллективами. Это философия, история, современная промышленная электроника, производственный менеджмент, обязательный теоретический  онлайн-курс по физической культуре, и другие. Процесс, надо сказать, непростой, возникали сложности с внедрением. Разработать онлайн-курс – это одна задача, а грамотно внедрить – это  другая, я бы сказала, даже более сложная. Но мы справились, поэтому будем разумно продолжать работать в этом направлении.

Подготовлено Медиа-центром СПбПУ с использованием материалов Рейтинга российского онлайн-образования-2016

Версия для печати