В СПбПУ обсудили перспективы развития онлайн-образования. Российское образование

4 Марта 2016 Образование 325

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого прошла стратегическая сессия Ассоциации «Национальная платформа открытое образование», посвященная перспективам онлайн-обучения. 

Специалисты Министерства образования и науки РФ, представители ведущих российских вузов, реализующих этот проект (МГУ, СПбГУ, СПбПУ, МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО и УрФУ), обсудили формирование единой концепции развития Национальной платформы, кратко-, средне- и долгосрочные задачи Ассоциации. 

«Видение того, как будут развиваться открытые онлайн-курсы в нашей стране, в какой-то степени уже сформировано.  Но сейчас наступает важный момент, когда нужно согласовать это видение между всеми участниками нашей Ассоциации», - подчеркнул модератор форума А.А. Ищенко. 

По мнению проректора по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. Разинкиной, деятельность вузов, которые занимаются дистанционным образованием, скоординирована на уровне профильного министерства в рамках всей системы высшего образования: «Минобрнауки России не просто объединило восемь самых престижных отечественных университетов, но и собирается привлечь другие, региональные вузы к участию в Национальной платформе. Ведь это способствует как расширению образовательных возможностей, так и  повышению качества образования». 

Е.М. Разникина отметила также, что возможность выбора в современном образовании очень важна. При этом нет сомнения в том, что очное обучение в университете ничем не заменимо.

«В силу того что сейчас набирает силу тенденция непрерывного образования на протяжении всей жизни и с учетом сегодняшнего темпа жизни, онлайн-форматы дают большие возможности. Однако онлайн-образование  – это, безусловно, важное и нужное дополнение к основному образованию, которое позволяет достичь большего, но не его замена», – пояснила проректор по образовательной деятельности СПбПУ. 

Участники сессии заслушали доклады экспертов, проанализировали модели использования открытых онлайн-курсов в рамках программ высшего образования, взаимодействие Ассоциации с образовательными организациями, разрабатывающими такие курсы, а также схемы обеспечения качества – сертификацию, проверку на соответствие ФГОС, работу с учебно-методическими объединениями и экспертами. 

В ходе дискуссии удалось обсудить множество вопросов – от  качества размещаемого контента и процедур оценки результатов обучения до вопросов PR-сопровождения портала. 

Отдельное внимание уделили вопросам сетевого взаимодействия Ассоциации с вузами-разработчиками и вузами-потребителями онлайн-курсов. Поэтому одним из приоритетных направлений развития Национальной платформы назвали привлечение новых участников, которые уже увидели будущее за применением методик электронного обучения в своих вузах и которые заинтересованы в том, чтобы их студенты могли обучаться на курсах, разработанных преподавателями ведущих университетов страны. 

Ключевыми же векторами дальнейшего развития Ассоциации, по мнению участников, могут быть следующие: проект «Открытое образование» может стать уникальным масштабируемым проектом, обеспечивая создание и реализацию большей части онлайн-курсов, создаваемых вузами в рамках программ высшего образования. Либо он станет флагманским проектом, задающим модель для развития аналогичных онлайн-проектов, инициируемых другими университетами.

По итогам дискуссий были представлены презентации с конкретными предложениями по дальнейшей работе. 

Напомним, онлайн-образование – новый популярный сегмент вузовского дистанционного образования, когда бесплатные учебные курсы с интерактивным участием строятся по системе MOOК – массовых открытых онлайн-курсов, и предназначаются для неограниченного количества слушателей. Обучающие программы Национальной платформы открытого образования (стартовала в сентябре 2015 года) включают в себя видеолекции, занятия в виртуальных лабораториях, демонстрации экспериментов и другие формы обучения. Основная цель проекта – сделать качественное образование доступным для всех, вне зависимости от места проживания, возраста и социального статуса.

Российское образование

Версия для печати