Завершился первый этап Международной политехнической летней школы

С 26 июня по 27 июля в Институте международных образовательных программ проходила Международная политехническая летняя школа. Более 90 студентов из разных стран мира, принявших в ней участие, вчера разъехались по домам. Об интернациональном составе,  результатах первого этапа Школы и выполненных проектах рассказал заместитель директора ИМОП В.В. Краснощеков. А также впечатления о Школе – из первых уст, от самих участников. О том, почему ему интересна тема коррупции, что такое «разходки», и чем  удивили русские бабушки, рассказал студент Уехбе Сами Басел.

Участники Международной политехнической летней школы во время экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга

В течение месяца Управление международных образовательных проектов совместно с институтами СПбПУ, среди которых Инженерно-экономический,  Институт физики, нанотехнологий и телекоммуникаций, Институт компьютерных наук и технологий, обучали иностранных и российских студентов многим наукам – от традиционно популярных среди иностранцев русского языка, литературы истории и культуры до специально разработанных модулей точных и естественных наук – гендерных проблем и международной экономики, и даже физики плазмы и  планирования ресурсов предприятия с помощью SAP ERP. Большинство участников Школы отметили, что дисциплины были отобраны действительно интересные и полезные.

Среди участников Политехнической летней школы – студенты из разных стран и континентов: от Австралии до Бразилии, от Украины до Венесуэлы, и конечно – ребята из разных городов России. Как всегда, много американцев, однако самой многочисленной на это раз стала делегация из Италии. Половина из них изучали русский язык и литературу, остальные – российскую бизнес-культуру. «Более трети участников первого этапа нашей летней школы, а именно 38 человек, – итальянцы, – рассказывает  В.В. Краснощеков. – Они самые “благодарные слушатели” в плане  изучения русского языка, поскольку их бизнес во многом ориентирован на Россию – туризм, мода, конечно. Сейчас они очень страдают из-за санкций, но надеются, что скоро это пройдет. Вообще, у нас давние связи с итальянскими вузами в плане изучения языка, и они хорошо осведомлены, насколько сильна языковая школа в Политехе. Мы обучаем иностранцев русскому с 1947 года, а кафедра русского как иностранного организована в 1965-м,  то есть в этом году мы отметили 50-летие».

Презентация итогового проекта иностранных студентов
Презентация проекта

Все обучение – лекции, тренинги и бизнес-игры – велось опытными российскими преподавателями, но на английском языке. Участники политехнической летней школы не только слушали лекции, но и совершали так называемые «учебные визиты» на различные предприятия – знакомились с бизнес-процессами, осваивали маркетинг, финансы, экономику, логистику и закупки на одной из самых крупных компаний в России в сфере производства товаров народного потребления – ООО «Пивоваренная компания Балтика»; учились энергетическому аудиту на базе ООО «Quadro Electric» – давнего партнера Политехнического университета. Кроме того, ознакомились с проектами «ФабЛаба» и Бизнес-инкубатора «Политехнический».

По окончании модуля каждый участник Политехнической летней школы получил сертификат об участии в международной программе, признаваемый за рубежом. Желающие могли комбинировать разные модули и время их проведения, согласно своим интересам и возможностям. В зависимости от количества модулей накапливается  разное количество международных кредитов (ECTS). «Сертификат позволяет зарубежным студентам перезачесть кредиты, – продолжает В.В. Краснощеков, – но это зависит от зарубежного вуза. В Америке самая сложная ситуация с перезачетом кредитов, потому что там есть множество аккредитационных агентств, и вузы работают только со своими агентствами. И вот студент приезжает в свой вуз, а от него требуют, чтобы именно из этого агентства он получил подтверждение обучения в России. Например, с Техасскими университетами – не без проблем, но мы свои программы аккредитовали в 2010-м году. Что касается европейских университетов, то, поскольку репутация Политеха известна – наш вуз входит в рейтинг QS, они аккредитуют, засчитывают кредиты. Кроме того, со многими европейскими вузами у нас есть соглашения об академических обменах, на основании которых делаются взаимозачеты».

Пикник на Финском заливе

Помимо учебы, для участников Школы была организована интересная досугово-культурная программа. Это и экскурсии по городу, и водные прогулки по каналам, и загородные поездки в Пушкин и Петергоф, и незабываемый пикник на Финском заливе. Студенты посетили Историко-Технический музей Политехнического университета. Здесь особо стоит отметить руководителя ВИК «Наш Политех» Романа Панова, который увлеченно рассказал не только об истории технической мысли, но и боевой славе университета, патриотической работе, раскопках, которые ведут на местах сражений студенты Политеха – участники Военно-исторического клуба. Обо всем этом иностранные студенты слушали с особым интересом.

В целом участники Политехнической летней школы остались очень довольны – и учебным процессом, и культурными мероприятиями, и тем, что преподаватели были отличными профессионалами, увлеченными своим делом.  Почти все, конечно, сетовали на погоду – июль в Питере действительно выдался прохладным и дождливым, но никто не взял с собой теплые вещи и зонтики,  а также на то, что в общежитии были перебои с Интернетом, что для современных студентов оказывается очень важным. Из конструктивной критики ребята обозначили проблему сложного документооборота. Тем не менее по результатам участия в летней школе многие из них планируют продолжить обучение в нашем университете на более длительный срок. Например, студент одного из старейших вузов США – Джорджтаунского университета (филиал в Катаре), гражданин Болгарии палестинского происхождения Уехбе Сами Басел уже точно решил, что один семестр, который по правилам своего университета он должен отучиться в зарубежном вузе, он проведет в Политехе. Оказавшись весьма общительным молодым человеком, Сами с удовольствием рассказал, как труден был его путь в Россию, поделился своими впечатлениями о нашей стране и времени, проведенном в Политехнической летней школе.

Студент Джорджтаунского университета Уехбе Сами Басел

- Сами, это ваша первая международная летняя школа и как вы о ней узнали?

- Да, это первая школа, в которой я участвовал. Узнал о ней из Интернета. Я сразу решил, что это будет только Россия.

- Почему вы так решили?

- Мои деды – из Палестины, а учились в России – в МГУ Ломоносова. Папа учился в Болгарии, там и познакомился с моей мамой. Болгарский язык очень похож на русский, но я плохо понимал по-русски, поэтому хотел узнать больше. Это была моя давняя мечта – приехать в вашу страну, хотя родители были против. Я решил идти по стопам дедов, и мне все-таки удалось осуществить свою мечту.

- Какие учебные модули  вы выбрали, как называлась тема вашего итогового проекта?

- Четыре часа в день я изучал русский язык, два часа – российскую бизнес-культуру.  Мой проект назывался «Правосудие и закон в России» – мы вместе над ним работали со студентами из Франции, Швеции и Швейцарии. Тема – коррупция.

- Неожиданно. Почему вам интересно именно это?

- (Смеется.) Думаю, что это одинаковая проблема и для Болгарии, гражданином которой я являюсь, и для России.

- Сами, что вам понравилось больше всего, и чем запомнился Петербург?

- О, запомнились белые ночи, «разходки» по Невскому проспекту!

- …Вы, наверное, имеете в виду прогулки?

- Да-да, прогулки! «Разходки» – это по-болгарски. А еще – экскурсии в Петергоф, Пушкин, Кронштадт. В Джорджтаунском университете, где я изучаю политические науки, я писал статью о русской революции и знал о Кронштадте. Поэтому мне было вдвойне интересно увидеть все это своими глазами.

- А что было самым необычным, с чем вам пришлось здесь столкнуться?

- (Задумался.)

- Одна американская студентка на этот вопрос ответила, что больше всего удивили машины, припаркованные на тротуарах, и русские бабушки, которые на остановках и в магазинах постоянно обращались к ней с вопросами, а она не знала, что им ответить.

- О, русские бабушки запомнились! Бабушки в общежитии на Хлопина 9 звали меня: «Товарищ Болгария, иди сюда, иди сюда!» и постоянно просили  перевести что-то другим иностранным студентам, которые вообще не понимали по-русски. Я даже перестал удивляться, когда они заходили в мою комнату без стука – настолько мы подружились! А машины на тротуарах меня нисколько не удивляют – в Болгарии паркуются таким же образом.

- С какими чувствами вы уезжаете?

- Я очень благодарен всем организаторам летней школы. Я намного улучшил свой русский. Я не хочу уезжать, хочу остаться.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ


Версия для печати