К 155-летию архитектора Э.Ф. Вирриха

25 Августа 2015 Культура 466

«Неужели, входя в Главное здание [Политехнического университета] через просторные центральные двери, оказываясь в светлом вестибюле, устремляясь по широким разбегающимся и уводящим в белоснежную высь маршам лестницы, вы никогда не испытывали радостного прилива сил, желания забыть о житейских невзгодах и воспарить духом? Думаю, положительный ответ будет лучшим словом благодарности Строителям Политеха».

В. Краснощеков, статья «Жемчужина в Лесном», газета «Политехник», 1998 г.

В этом году исполняется 155 лет со дня рождения архитектора Э.Ф. Вирриха. В  «Энциклопедии Санкт-Петербурга» имена  основателя Политехникума Сергея Юльевича Витте  и его  главного строителя  Эрнеста Францевича Вирриха  стоят рядом. И это не только закономерность  алфавитного ряда.  Их судьбы  объединило  большое дело: создание  в имперской столице  совершенно нового учебного заведения  – Политехнического института, который должен  был стать альма-матер научно-инженерной  элиты России. 

Строительство Главного здания СПбПУ

Эрнест Францевич Виррих родился в Одессе 20 мая (по старому стилю) 1860 года  в семье выходцев из Германии.  В 1878 году  он поступил в Императорскую Академию художеств сначала  на живописное, а затем архитектурное отделение. Уже во  время учебы работал  как помощник представителей зарождающегося стиля модерн – видных петербургских архитекторов  В.В. Шаубе и  П.Ю. Сюзора. За годы обучения в Академии художеств  Э. Виррих был награжден пятью золотыми медалями, двумя  из них – за проект Городской думы  в столице. В 1890 году  Э. Виррих  заканчивает  Академический курс  наук  и удостаивается звания Классного художника первой степени с предоставлением  права производить постройки.   Его первой самостоятельной работой стало проектирование   кафедрального собора в Омске,  созданного в модном тогда неорусском стиле.

Э.Ф. Виррих (1860- после 1949)

За годы  работы  в Петербурге  Э.Ф. Виррих осуществил около 10 проектов.  Одним из первых он стал применять наиболее современные на тот период стройматериалы – железобетонные конструкции – в  общественных и жилых зданиях, удивительно корректно и бережно вписывая свои постройки в сложившийся исторический архитектурный  ландшафт  города. Наиболее значимыми его работами являются комплекс Политехнического института (1899-1907), Торговый дом Гвардейского  экономического общества (1907-1909), жилой комплекс-гигант Бассейного кооперативного товарищества собственников квартир (1912). Следует отметить, что эти масштабные проекты осуществлялись в  соавторстве с  талантливыми  петербургскими архитекторами. 

19 февраля 1899 года по докладу министра  финансов С.Ю. Витте   последовало «Высочайшее соизволение» на устройство Политехнического института.    Стараниями  могущественного министра была сформирована блестящая, высокопрофессиональная команда  единомышленников, возглавляемая товарищем министра В.И. Ковалевским. В  состав Особой строительной комиссии  по  сооружению зданий  института вошел и архитектор-строитель Э.Ф. Виррих.  Под его руководством  работал целый ряд архитекторов:  В.И. Фрейман,  И.В. Падлевский, В.П. Тавлинов  и др. Через   два   с половиной года  – невиданно рекордный срок  – в северном предместье  Петербурга   – Сосновке  вырос  уникальный архитектурный комплекс, центром которого было  величественное,  белоснежное, с могучими колоннами Главное здание.

В общем облике Главного здания института угадывались  улучшенные черты Высшей  технической школы в Шарлоттенбурге (Германия),  несомненные черты россиевского ампира и как первоначало – стиль  Людовика  XIV , то есть  соединение классицизма  с элементами барокко.    Этот стиль как нельзя  лучше  соответствовал  началу  ХХ века, когда Россия  находилась на пике развития и являлась могущественной империей.  Великолепно  выдержан  в  архитектурном комплексе принцип ансамблевости,  так присущий историческому центру Петербурга.   Излюбленный мотив  петербургской  орнаменталистики – узор меандр – объединяет  архитектурный ансамбль  и  как бы соединяет  его  с центром  города. 

Краснокирпичные здания общежитий, механического  павильона и профессорских домов  выдержаны в рационалистическом стиле. И наконец,  самая поздняя постройка комплекса – Гидробашня  – утилитарное сооружение,   ставшее  благодаря изящному силуэту и  удачному сочетанию разностильных элементов  настоящим украшением и доминантой  всего района (ее высота 46 метров – выше Александрийского столпа).

Отдельного разговора заслуживает домовая церковь  института  – Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в  неорусском стиле по проекту  В.И. Падлевского.  Его проект под названием «С миру по нитке»  победил в  1913 году в конкурсе, объявленном среди преподавателей института.  В судьбе этой церкви  отразились катаклизмы нашей истории. После революции она была  закрыта, кресты  с нее были сняты, и только в 90-годы прошлого века она вновь стала  прибежищем православных.

Весь период строительных работ архитектор – строитель Политехникума   Эрнест Францевич  Виррих жил на территории института (Дорога в Сосновку 1/3). За труд по созданию ансамбля Политехнического института Э.Ф. Вирриху  был пожалован орден Святой Анны 3-й степени, кроме того, он был удостоен звания академика архитектуры.

В 1920 году  архитектор  эмигрировал в Америку, где  жил и работал его сын Владимир.   Он не нашел  на чужбине применения как архитектор, но  с исключительным успехом  работал как художник в  области шелковой индустрии.

Последним связующем звеном архитектора Вирриха с  любимым  детищем стала его поздравительная телеграмма  в адрес тогда уже Индустриального института – по поводу 35-летия начала занятий. Телеграмма на английском языке хранится в фондах Историко-технического музея Политехнического университета. Вот что в ней написано: «Искренний привет выдающимся профессорам, а также молодому поколению. Пусть полный успех увенчает ваши усилия, и пусть это содействует процветанию вашей  страны. Нью-Йорк. Эрнест Виррих. Акдемик».  

Точная дата его ухода из жизни не известна.   Последние сведения о Виррихе относятся к 1949 году, когда 88-летний  зодчий и художник жил в приюте для престарелых. Он и тогда не  расставался с искусством – писал красивые изящные акварели.

Юбилею Э.Ф. Вирриха  посвящен выпуск Исторического календаря  Политехнического.

 

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ и сотрудниками Историко-технического музея СПбПУ.  При подготовке материала были использованы документы из фонда ИТМ СПбПУ, статьи И. Брюхановой  и В. Краснощекова

Версия для печати