Спустя 95 лет на сцене Белого зала вновь звучит «голос Термена»

23 Сентября 2015 Культура 699

21 сентября в Белом зале Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого состоялся единственный в нашем городе концерт «Терменвокс возвращается». Исполнители – дочь Льва Термена Наталья и правнук Петр, маэстро Масами Такеучи (Япония) и его ученики из ансамблей матрёминов «Da» и «Mable» – продемонстрировали виртуозную игру на матрешках с терменвоксом в корпусе. В числе зрителей на концерте присутствовал генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ёмихиро Ямамура.

Участники ансамблей матрёминов Da и Mable исполнили японскую народную музыку и попурри из русских песен

«Мы открываем юбилейный 10-й сезон уникальным концертом для Санкт-Петербурга, который напрямую связан с именем человека, прославившим своими изобретениями Политехнический университет. 95 лет назад в этих стенах ученый-политехник Лев Термен впервые представил публике электромузыкальный инструмент терменвокс. Для нас, политехников, это изобретение является синергией науки и музыки, символом творческого подхода в инженерном деле, которому мы учим наших студентов», – такими словами приветствовал гостей директор Департамента молодежного творчества и культурных программ, заслуженный работник культуры России Б.И. Кондин.

Напомним, что в 1919 году в Политехническом институте выдающийся ученый и исследователь Лев Сергеевич Термен изобрел уникальный электромузыкальный инструмент – терменвокс. Это самый тонкий в управлении музыкальный инструмент в мире – любое движение исполнителя сразу превращается в звук. Терменвокс – не единственное детище своего автора. Лев Термен имеет отношение ко многим изобретениям, в числе которых электромузыкальные инструменты и светомузыкальная техника, бесконтактная охранная сигнализация и подслушивающие устройства, и даже телевидение.

Правнук Льва Термена Петр исполнил "Вокализ" Рахманинова
В числе многочисленных зрителей, пришедших на концерт, - генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ёмихиро Ямамура

Изобретенный почти век назад в Петербурге, терменвокс стал частью современной японской культуры, и был модифицирован в необычный и загадочный инструмент – матрёмин. Его изобретатель, музыкант и педагог Масами Такеучи, привез в наш город своих учеников – участников ансамблей матрёминов «Da» и «Mable», чтобы познакомить российского зрителя с теременвокс-культурой.

«В 1993 году я приехал в Москву для того, чтобы учиться играть на терменвоксе. По возвращении в Японию я не только сам продолжил играть на этом инструменте, но и начал обучать игре на нем, – рассказал руководитель ансамблей матрёминов Масами Такеучи. – Играть на терменвоксе очень сложно, и я подумал: чтобы привлечь внимание к этому инструменту, нужно облечь его в какую-то необычную форму. В детстве я изучал акустику, и знаю, что матрешка из-за своей формы и свойств липы, из которой ее делают, создает хорошую акустику и резонанс – это и определило мой выбор. К тому же у русской матрешки японские корни. Так у меня появилась возможность сыграть русские песни перед российскими зрителями. Ваши песни очень душевные и много значат для вас, поэтому концерт в Белом зале – большой вызов самому себе. Я хотел проверить, смогу ли я, японец, затронуть сердца российских зрителей».

В этот вечер солировал на терменвоксе изобретатель матрёминов Масами Такеучи

На концерте в Белом зале ансамбли матрёминов исполнили японскую народную музыку и порадовали зрителей попурри из русских песен. Оригинально звучали «Катюша», «Очи черные», военная песня «Огонек» и другие. Изобретатель матрёминов Масами Такеучи – главный пропагандист терменвокс-культуры в Японии – в этот вечер солировал на терменвоксе. В его репертуаре – произведения русских классиков. Кажется, что некоторые из них, как, например, «Жаворонок» Михаила Глинки, были написаны специально для терменвокса!

«Для меня как для музыканта, который играет на терменвоксе, возможность выступить в Белом зале имеет огромное значение, – делится Масами Такеучи. – Профессор Лев Термен изобрел этот инструмент в одной из лабораторий вашего университета, и он также играл на нем в Белом зале. Стены, сцена – все помнит его движения и вибрации. И то, что спустя много лет “голос Термена” вновь звучит здесь, придает нашему концерту особый романтизм».

Музыку, рождаемую движением рук в воздухе, в этот вечер исполнила также дочь Льва Термена Наталья, которая представила публике Генделя и отрывки из оратории «Страсти по Матфею» Баха. Возможности «голоса Термена» лучше всего были продемонстрированы в «Вокализе» Рахманинова правнуком изобретателя Петром Терменом. Публика живо реагировала на исполнение музыкантов. Белый зал в этот вечер рукоплескал «голосу Термена» так же, как ему рукоплескали в  лондонском «Альберт-Холле», парижском «Гранд-Опера», американском «Метрополитен-Опера», в филармониях Германии.

«Выступить в Политехническом спустя 95 лет после того, как мой прадед впервые продемонстрировал здесь свое изобретение, – очень значимое для меня событие, – делится Петр. – Сегодня мне удалось также побывать в лаборатории Льва Термена и погрузиться в атмосферу науки. И было бы замечательно начать обучать игре на терменвоксе студентов там, где творил Лев Термен, где прошли одни из самых счастливых лет его жизни».

Прошедший в Политехническом концерт может стать новой страницей в вековой истории терменвокса. В планах Департамента молодежного творчества и культурных программ совместно с правнуком Термена открыть школу игры на этом инструменте при Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. И в Белом зале еще не раз будет возможность услышать, как звучит «голоса Термена».

Материал подготовлен Департаментом молодежного творчества и культурных программ СПбПУ

Версия для печати