Подведены итоги международной конференции

23 Февраля 2012 Наука и инновации 99

 Подведены итоги работы Пленума УМО по университетскому политехническому образованию и XIX Международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах».

 

Пленум и конференция Зал заседаний ученого советаС 9 по 10 февраля 2012 года в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете состоялся пленум Учебно-методического объединения вузов России по университетскому политехническому образованию. По традиции, первой частью работы пленума стала XIX Международная научно-методическая конференция «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах».

 

В числе приоритетных направлений работы пленума и конференции ? реализация федеральных государственных образовательных стандартов в системе высшего профессионального образования РФ; разработка основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантуры) на основе федеральных государственных требований, анализ опыта создания собственных образовательных стандартов национальных исследовательских университетов. В обсуждении этих и других проблем приняли участие представители Минобрнауки РФ, Национального аккредитационного агентства в сфере образования Рособрнадзора, Президиума координационного Совета учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобрнауки РФ, Федерального института развития образования Минобрнауки РФ, федеральных, национальных исследовательских и других ведущих университетов России.

 

А.В. Белоцерковский, М.П. Федоров, В.Н. Козлов, П.И. РомановВ пленарных заседаниях приняли участие более 200 представителей 74 вузов-членов УМО, 6 членов Президиума Координационного Совета учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобрнауки РФ, 15 проректоров ведущих университетов России. В числе участников первого дня работы пленума ? заместитель директора департамента Минобрнауки РФ Александр Владимирович Минаев, научный руководитель Объединенного научно-технологического института СПбГПУ академик РАН Михаил Петрович Федоров, ректор Тверского государственного университета Андрей Владленович Белоцерковский, президент Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета Владимир Иванович Онегин.

 

Конференция организована Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом при поддержке: Координационного Совета учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобрнауки РФ, Комиссии по образованию Санкт-Петербургского Научного центра РАН, Ассоциации технических университетов России и Китая, Международной академии наук высшей школы.

 

Научный руководитель ОНТИ М.П. ФедоровНа открытии пленума научный руководитель Объединенного научно-технологического института СПбГПУ (ОНТИ) академик РАН Михаил Петрович Федоров поприветствовал всех участников пленума и подчеркнул необходимость введения новых образовательных технологий, более интенсивного использования инновационных информационных технологий в учебном процессе.

 

Ректор Тверского государственного университета проф. Андрей Владленович Белоцерковский в докладе представил обзор различных подходов к оценке качества знаний и умений бакалавров и магистров. Он отметил, что качество образования с точки зрения различных участников рынка труда определяется по разным параметрам. Так, для преподавателя ключевыми являются показатели академической успеваемости, а закончивший обучение специалист определяет качество своих знаний по разнице количества вакансий и размера заработной платы между собой и неквалифицированным рабочим. Для менеджера производства основным критерием качества знаний специалиста становится степень соответствия бакалавра или магистра определенной профессиональной норме или стандарту. Сегодня диплом о высшем образовании – это допуск к профессии, и поэтому основной задачей становится установления диалога с представителями работодателей для определения их ожиданий и потребностей в специалистах.

 

Нелли Михайловна Розина, проректор Финансового университета при Правительстве РФ в совместном докладе с ректором Финансового университета М. А. Эскиндаровым проанализировала опыт использования партнерства между университетом и бизнесом в качестве фундамента инновационной деятельности. Такое партнерство является основой для повышения эффективности образовательного и научного процессов и, как следствие, для повышения качества подготовки кадров путем формирования у студентов компетенций, востребованных финансовой и экономической сферами деятельности. Отметим, что Н.М.Розина ? один из разработчиков нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих участие работодателей в образовательном процессе.

 

Тенденции развития федерального законодательства в сфере высшего профессионального образования проанализировал проректор Московского государственного горного университета Вадим Леонидович Петров.

 

Б.А. СазоновГлавный научный сотрудник Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Борис Алексеевич Сазонов в своем докладе «Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса – путь к гибкости и индивидуализации образовательных программ» описал альтернативную модель учебного процесса, которая позволяет реализовать возможности, предоставленные Федеральными государственными образовательными стандартами. Основным отличием от традиционной в России системы организации расписания является то, что студенты сами планируют свое обучение, исходя из своих возможностей и потребностей.

 

Введение новых образовательных стандартов (ФГОС ВПО), разработанных на основе компетентностного подхода, требует пересмотра концепции формирования аккредитационных педагогических измерительных материалов (АПИМ). Начальник отдела Педагогических измерений Национального аккредитационного агентства в сфере образования Рособрнадзора Александр Степанович Масленников рассмотрел аспекты, связанные с целевым назначением педагогических измерений при государственной аккредитационной экспертизе вузов, особенностями технологии проведения тестирования и разработки банков заданий АПИМ нового поколения.

 

Научные основы создания АПИМ нового поколения были представлены в совместном докладе заместителя председателя Совета УМО вузов России по университетскому Политехническому образованию, члена Президиума КС УМО и НМС Минобрнауки РФ Владимира Николаевича Козлова и А. С. Масленникова. В основу создания АПИМ предложено положить интеллектуальные технологии и теорию знаний. Компетентностное содержание предложено структурировать на основе методов теории знаний и интеллектуальных технологий.

 

Особое внимание на конференции было уделено проблеме реализации федеральными и национальными исследовательскими университетами права обучения на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. С докладами на эту тему выступили: проректор Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Александр Александрович Шехонин; проректор Национального исследовательского университета «МАИ» Алексей Юрьевич Сидоров; начальник управления Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Наталия Михайловна Золотарева; директор Центра педагогического образования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Предложения по структуре стандарта национального исследовательского университета, позволяющей вовлечь вузы УМО в процессы инновационного социально ориентированного развития системы образования России, представлены в совместном докладе Владимира Николаевича Козлова и директора Научно-методического центра УМО СПбГПУ Павла Ивановича Романова.

 

проректор Д.Ю. РайчукОсновой дискуссии на втором пленарном заседания пленума, которое открыл проректор по научной работе СПбГПУ Дмитрий Юрьевич Райчук, стал доклад «Формирование основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантуры) на основе федеральных государственных требований» авторского коллектива: президента СПбГПУ, академика РАН Юрия Сергеевича Васильева, Дмитрия Юрьевича Райчука, Владимира Николаевича Козлова и Павла Ивановича Романова. Участники пленума одобрили предложенную в докладе концепцию примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантуры) на основе федеральных государственных требований.

 

Во время работы пленума прошли заседания секций конференции и заседания учебно-методических советов и учебно-методических комиссий УМО по направлениям подготовки «Техническая физика», «Прикладная механика», «Системный анализ и управление», «Инноватика», «Технологические машины и оборудование», «Техносферная безопасность».

 

Участники пленума решили продолжить работу по созданию нормативной и методической документации для обеспечения вузов необходимыми материалами, а также призвать общественность вузов к активному участию в решении насущных задач высшего образования. Эти задачи определяются важнейшими государственными целями реформы высшего профессионального образования – подготовкой в российских вузах специалистов мирового качества, уверенного вхождения России в единое мировое образовательное пространство и сохранения традиций отечественной системы образования.

 

Программа, шесть томов материалов Конференции и Пленума доступны на сайте СПбГПУ в разделе «Научная работа» в подразделе «Конференции».

 

Материал подготовлен пресс-службой СПбГПУ

совместно с Научно-методическим центром УМО

Версия для печати