В СПбПУ прошло совещание участников Национального консорциума развития автопрома

18 Сентября 2017 Наука и инновации 1174

14 сентября в конференц-зале НИК прошло трехсторонее совещание участников Национального консорциума развития автономного, подключенного и электрического транспорта  – представителей ПАО «КАМАЗ», Фонда «ЦСР “Северо-Запад”» и Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ. Поводом для встречи стало желание участников подвести первые итоги работы, а также определить приоритетные направления взаимодействия.  

Участники Национального консорциума развития автопрома – представители ПАО КАМАЗ, Фонда ЦСР Северо-Запад и ИЦ ЦКИ СПбПУ

В стратегии развития автопрома в РФ до 2025 года, разработанной Минэкономразвития, зафиксировано внедрение такого механизма, как консорциумы. Это совпадает и с планами государства уделять особое внимание стимулированию использования более экологичного транспорта. С этой целью в рамках Петербургского международного экономического форума-2017 был подписан меморандум о намерениях создания Национального консорциума развития автономного, подключенного и электрического транспорта. В задачи консорциума входит развитие новых технологий, новых рынков, выход с конкурентной продукцией на внешние рынки. Это касается электротранспорта, беспилотников и других перспективных технологий.

Однако разворачивание принципиально нового технологического рынка – масштабное и сложное действие, требующее кооперации. Именно поэтому в консорциум вошло большое количество участников: автопроизводители (ПАО «КАМАЗ», ПАО «СОЛЛЕРС»), инфраструктурные компании (ПАО «Россети»), ведущие игроки в части цифровизации экономики (ПАО «Ростелеком»), ведущие российские инжиниринговые и исследовательские центры (ИЦ «ЦКИ» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, ФГУП «НАМИ»), ключевой заказчик на новые решения в области транспорта в лице Правительства Москвы, независимые общественные институты (Фонд «ЦСР “Северо-Запад”»). Межотраслевой характер инициативы определяет и участие в деятельности консорциума нескольких федеральных министерств: Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли и Министерства транспорта.

Гендиректор ПАО «КАМАЗ» С.А. Когогин на фото - второй справа

По прогнозам экспертов, к 2020 году доля электротранспорта в мире может достигнуть 10% от общего числа автомобилей. Поэтому Правительство России, приступая к разработке мер господдержки электромобилей, идет в мировом тренде и пытается сдвинуть этот процесс с мертвой точки, уверен гендиректор ПАО «КАМАЗ» С.А. КОГОГИН. «Создать условия для цифровизации нашей автомобильной промышленности – чем больше я этим занимаюсь, тем больше вижу сложностей. Пока это происходит из-за неготовности нашего общества, среды к восприятию инновационных идей. Но я уверен, что коммерческий транспорт – это та отрасль, где независимо от нашего мнения или желания произойдет цифровизация – это просто экономически обосновано», – заявил С.А. КОГОГИН, открывая рабочее совещание в СПбПУ.

Лидер российского рынка грузовых автомобилей, «КАМАЗ» активно занимается развитием беспилотного и электрического транспорта. Компания, возможно, видит себя в роли одного из крупных производителей электрических автобусов в России и СНГ, а в перспективе – и беспилотных транспортных средств. Так, с 2015 года «КАМАЗ» работает над проектом беспилотника, действующий прототип которого был представлен в октябре того же года. Совместно с ФГУП «НАМИ» разработан прототип беспилотного автобуса «ШАТЛ», который также был представлен на ПМЭФ-2017. А всего несколько дней назад, 8 сентября, как рассказал С.А. КОГОГИН, электробус второго поколения КАМАЗ-6282 был передан Мосгортрансу.

Однако разработка новых технологий – история небыстрая и дорогостоящая, это не под силу одному производителю. «Мы это понимаем и готовы сотрудничать, – отметил гендиректор ПАО “КАМАЗ”. – Я изучил материалы взаимодействия наших рабочих групп, поэтому нам будет полезно увидеть, на каком уровне находится Политех в части разработок продукта, виртуального проектирования, и какие услуги вы можете нам предложить – сегодня это основная тема для нас».

Замгенерального директора ПАО «КАМАЗ» по взаимодействию с органами госвласти М.В. Матасов на фото - первый слева

Перейдя к докладной части совещания, замгенерального директора ПАО «КАМАЗ» по взаимодействию с органами госвласти М.В. МАТАСОВ отметил, что создание Национального консорциума дает надежду на развитие новых отечественных разработок и развитие производств. «Когда консорциум создавался, идея шла с разных сторон, и это самая оптимальная форма организации для реализации конкретных бизнес-задач», – уверен он. По его мнению, это общемировая практика, когда объединяются крупнейшие автопроизводители, инфраструктурные компании, научно-исследовательские, образовательные и консалтинговые организации, и конечно, потребители того продукта, который планируется реализовать в консорциуме. В продолжение своего выступления М.В. МАТАСОВ рассказал о целях и задачах Национального консорциума, порядке реализации и примерах конкретных проектов (в частности, о создании модульной платформы электромобилей для различных сегментов транспортной отрасли), распределении ролей между участниками консорциума и дорожных картах по проектам.

Проректор по перспективным проектам СПбПУ, лидер-соруководитель рабочей группы  Технет  НТИ, лидер мегапроекта  Фабрики будущего  А.И. Боровков

В продолжение рабочей встречи проректор по перспективным проектам СПбПУ, лидер-соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, лидер мегапроекта «Фабрики будущего» А.И. БОРОВКОВ рассказал об опыте, компетенциях и ресурсах Инжинирингового центра СПбПУ и ГК CompMechLab, применяемых на регулярной основе для оказания высокотехнологичных инжиниринговых услуг на мировом рынке автомобилестроения. По мнению А.И. БОРОВКОВА, именно автомобильная отрасль является драйвером развития цифровых экономик в ведущих странах – Германии, США и Китае, поэтому именно у лидеров мирового автопрома разработаны самые передовые подходы к проектированию и производству глобально конкурентоспособной, востребованной и кастомизированной продукции нового поколения. «Мы этими подходами владеем и готовы ими делиться с участниками Национального консорциума. Эти подходы лежат в основе концепции цифровых “Фабрик будущего”, разработанной в рамках направления “Технет” НТИ, которая значительно выходит за рамки автопрома и играет системную роль в новой цифровой экономике», – отметил А.И. БОРОВКОВ. Алексей Иванович пояснил, что трудоемкость разработки, тестирования, верификации, валидации и сопровождения интеллектуального потенциала, который имеется в распоряжении ИЦ «ЦКИ» (CompMechLab) СПбПУ, составляет более 1 000 000 человеко-лет. Именно этот арсенал лучших технологий компьютерного инжиниринга, уникальный опыт и компетенции инженеров CompMechLab позволяют им работать на фронтире передовых технологий.

Первый заместитель директора, генеральный конструктор ИЦ  ЦКИ CompMechLab  СПбПУ О.И. Клявин

Первый заместитель директора, генеральный конструктор ИЦ «ЦКИ» (CompMechLab)  СПбПУ О.И. КЛЯВИН рассказал о конкурентных преимуществах ИЦ на мировом рынке, выделив, в частности, ключевую роль испытательного полигона CML Safety Suit и уникальную собственную разработку CompMechLab – мульдидисциплинарную кроссотраслевую цифровую платформу CML-Bench. Это система, позволяющая автоматизировать выполнение инженерных расчетов, структурировать все расчетные модели и варианты, упростить работу с базой данных расчетных моделей, результатов вычислений и расчетных вариантов, расширить возможности представления и сравнения результатов инженерных работ.

Председатель правления Фонда «ЦСР “Северо-Запад”» В.Н. КНЯГИНИН высказался за целесообразность развития Национального консорциума на базе Инжинирингового центра СПбПУ, который имеет не только серьезные наработки для мировых лидеров автомобилестроения, но и уникальные конкурентные преимущества: «Если нужно собрать конструкцию по заданным требованиям, то они предлагают не перепроектирование отдельных компонентов, а выбор из наиболее оптимальных, имеющихся на рынке. То есть они работают с теми комплектующими, которые уже есть, и в этом смысле управление логистикой заменяет значительный объем технологических настроек. Во-вторых, они работают с производственной линией заказчика, для которой предлагается решение, обеспечивающее максимально щадящее ее преобразование».

Ректор СПбПУ, академик РАН А.И. Рудской на фото - в центре

В завершение совещания ректор СПбПУ, академик РАН А.И. РУДСКОЙ отметил, что очень заинтересован не просто в сотрудничестве, а в стратегическом партнерстве с ПАО «КАМАЗ» – «национальной гордостью не только Татарстана, но и всей России». Особенно с учетом поручения наладить взаимодействие вуза и ведущего автопроизводителя, которое дал президент Республики Татарстан Р.Н. МИННИХАНОВ во время своего визита в СПбПУ. «Что мы умеем и готовы вам предложить, мы сегодня показали. Уверен, что России сегодня необходимо развиваться по тому же пути, по которому движется весь мир. В этом смысле объединяя усилия двух лидеров – научно-конструкторский потенциал Политеха и ваш богатый производственный опыт, – мы добьемся больших успехов. В любом случае наша философия остается неизменной: за счет высокого интеллекта и профессионализма выпускаемых нами инженеров быть полезными российской промышленности», – пояснил Андрей Иванович.

В свою очередь генеральный директор ПАО «КАМАЗ» С.А. КОГОГИН высоко оценил научный и образовательный потенциал СПбПУ и отметил целесообразность сотрудничества в рамках Национального консорциума. «Говоря о наработках, о которых вы сегодня рассказали и продемонстрировали, быть может, их возможности даже сложно сразу оценить. Но те задачи, которые вы решаете при разработке систем проектирования – то, что нам наиболее интересно, они абсолютно соответствуют требованию времени», – подытожил он.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА

Версия для печати