В СПбПУ прошло совещание участников Национального консорциума развития автопрома
14 сентября в конференц-зале НИК прошло трехсторонее совещание участников Национального консорциума развития автономного, подключенного и электрического транспорта – представителей ПАО «КАМАЗ», Фонда «ЦСР “Северо-Запад”» и Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ. Поводом для встречи стало желание участников подвести первые итоги работы, а также определить приоритетные направления взаимодействия.
В стратегии развития автопрома в РФ до 2025 года, разработанной Минэкономразвития, зафиксировано внедрение такого механизма, как консорциумы. Это совпадает и с планами государства уделять особое внимание стимулированию использования более экологичного транспорта. С этой целью в рамках Петербургского международного экономического форума-2017 был подписан меморандум о намерениях создания Национального консорциума развития автономного, подключенного и электрического транспорта. В задачи консорциума входит развитие новых технологий, новых рынков, выход с конкурентной продукцией на внешние рынки. Это касается электротранспорта, беспилотников и других перспективных технологий.
Однако разворачивание принципиально нового технологического рынка – масштабное и сложное действие, требующее кооперации. Именно поэтому в консорциум вошло большое количество участников: автопроизводители (ПАО «КАМАЗ», ПАО «СОЛЛЕРС»), инфраструктурные компании (ПАО «Россети»), ведущие игроки в части цифровизации экономики (ПАО «Ростелеком»), ведущие российские инжиниринговые и исследовательские центры (ИЦ «ЦКИ» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, ФГУП «НАМИ»), ключевой заказчик на новые решения в области транспорта в лице Правительства Москвы, независимые общественные институты (Фонд «ЦСР “Северо-Запад”»). Межотраслевой характер инициативы определяет и участие в деятельности консорциума нескольких федеральных министерств: Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли и Министерства транспорта.
По прогнозам экспертов, к 2020 году доля электротранспорта в мире может достигнуть 10% от общего числа автомобилей. Поэтому Правительство России, приступая к разработке мер господдержки электромобилей, идет в мировом тренде и пытается сдвинуть этот процесс с мертвой точки, уверен гендиректор ПАО «КАМАЗ» С.А. КОГОГИН. «Создать условия для цифровизации нашей автомобильной промышленности – чем больше я этим занимаюсь, тем больше вижу сложностей. Пока это происходит из-за неготовности нашего общества, среды к восприятию инновационных идей. Но я уверен, что коммерческий транспорт – это та отрасль, где независимо от нашего мнения или желания произойдет цифровизация – это просто экономически обосновано», – заявил С.А. КОГОГИН, открывая рабочее совещание в СПбПУ.
Лидер российского рынка грузовых автомобилей, «КАМАЗ» активно занимается развитием беспилотного и электрического транспорта. Компания, возможно, видит себя в роли одного из крупных производителей электрических автобусов в России и СНГ, а в перспективе – и беспилотных транспортных средств. Так, с 2015 года «КАМАЗ» работает над проектом беспилотника, действующий прототип которого был представлен в октябре того же года. Совместно с ФГУП «НАМИ» разработан прототип беспилотного автобуса «ШАТЛ», который также был представлен на ПМЭФ-2017. А всего несколько дней назад, 8 сентября, как рассказал С.А. КОГОГИН, электробус второго поколения КАМАЗ-6282 был передан Мосгортрансу.
Однако разработка новых технологий – история небыстрая и дорогостоящая, это не под силу одному производителю. «Мы это понимаем и готовы сотрудничать, – отметил гендиректор ПАО “КАМАЗ”. – Я изучил материалы взаимодействия наших рабочих групп, поэтому нам будет полезно увидеть, на каком уровне находится Политех в части разработок продукта, виртуального проектирования, и какие услуги вы можете нам предложить – сегодня это основная тема для нас».
Перейдя к докладной части совещания, замгенерального директора ПАО «КАМАЗ» по взаимодействию с органами госвласти М.В. МАТАСОВ отметил, что создание Национального консорциума дает надежду на развитие новых отечественных разработок и развитие производств. «Когда консорциум создавался, идея шла с разных сторон, и это самая оптимальная форма организации для реализации конкретных бизнес-задач», – уверен он. По его мнению, это общемировая практика, когда объединяются крупнейшие автопроизводители, инфраструктурные компании, научно-исследовательские, образовательные и консалтинговые организации, и конечно, потребители того продукта, который планируется реализовать в консорциуме. В продолжение своего выступления М.В. МАТАСОВ рассказал о целях и задачах Национального консорциума, порядке реализации и примерах конкретных проектов (в частности, о создании модульной платформы электромобилей для различных сегментов транспортной отрасли), распределении ролей между участниками консорциума и дорожных картах по проектам.
В продолжение рабочей встречи проректор по перспективным проектам СПбПУ, лидер-соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, лидер мегапроекта «Фабрики будущего» А.И. БОРОВКОВ рассказал об опыте, компетенциях и ресурсах Инжинирингового центра СПбПУ и ГК CompMechLab, применяемых на регулярной основе для оказания высокотехнологичных инжиниринговых услуг на мировом рынке автомобилестроения. По мнению А.И. БОРОВКОВА, именно автомобильная отрасль является драйвером развития цифровых экономик в ведущих странах – Германии, США и Китае, поэтому именно у лидеров мирового автопрома разработаны самые передовые подходы к проектированию и производству глобально конкурентоспособной, востребованной и кастомизированной продукции нового поколения. «Мы этими подходами владеем и готовы ими делиться с участниками Национального консорциума. Эти подходы лежат в основе концепции цифровых “Фабрик будущего”, разработанной в рамках направления “Технет” НТИ, которая значительно выходит за рамки автопрома и играет системную роль в новой цифровой экономике», – отметил А.И. БОРОВКОВ. Алексей Иванович пояснил, что трудоемкость разработки, тестирования, верификации, валидации и сопровождения интеллектуального потенциала, который имеется в распоряжении ИЦ «ЦКИ» (CompMechLab) СПбПУ, составляет более 1 000 000 человеко-лет. Именно этот арсенал лучших технологий компьютерного инжиниринга, уникальный опыт и компетенции инженеров CompMechLab позволяют им работать на фронтире передовых технологий.
Первый заместитель директора, генеральный конструктор ИЦ «ЦКИ» (CompMechLab) СПбПУ О.И. КЛЯВИН рассказал о конкурентных преимуществах ИЦ на мировом рынке, выделив, в частности, ключевую роль испытательного полигона CML Safety Suit и уникальную собственную разработку CompMechLab – мульдидисциплинарную кроссотраслевую цифровую платформу CML-Bench. Это система, позволяющая автоматизировать выполнение инженерных расчетов, структурировать все расчетные модели и варианты, упростить работу с базой данных расчетных моделей, результатов вычислений и расчетных вариантов, расширить возможности представления и сравнения результатов инженерных работ.
Председатель правления Фонда «ЦСР “Северо-Запад”» В.Н. КНЯГИНИН высказался за целесообразность развития Национального консорциума на базе Инжинирингового центра СПбПУ, который имеет не только серьезные наработки для мировых лидеров автомобилестроения, но и уникальные конкурентные преимущества: «Если нужно собрать конструкцию по заданным требованиям, то они предлагают не перепроектирование отдельных компонентов, а выбор из наиболее оптимальных, имеющихся на рынке. То есть они работают с теми комплектующими, которые уже есть, и в этом смысле управление логистикой заменяет значительный объем технологических настроек. Во-вторых, они работают с производственной линией заказчика, для которой предлагается решение, обеспечивающее максимально щадящее ее преобразование».
В завершение совещания ректор СПбПУ, академик РАН А.И. РУДСКОЙ отметил, что очень заинтересован не просто в сотрудничестве, а в стратегическом партнерстве с ПАО «КАМАЗ» – «национальной гордостью не только Татарстана, но и всей России». Особенно с учетом поручения наладить взаимодействие вуза и ведущего автопроизводителя, которое дал президент Республики Татарстан Р.Н. МИННИХАНОВ во время своего визита в СПбПУ. «Что мы умеем и готовы вам предложить, мы сегодня показали. Уверен, что России сегодня необходимо развиваться по тому же пути, по которому движется весь мир. В этом смысле объединяя усилия двух лидеров – научно-конструкторский потенциал Политеха и ваш богатый производственный опыт, – мы добьемся больших успехов. В любом случае наша философия остается неизменной: за счет высокого интеллекта и профессионализма выпускаемых нами инженеров быть полезными российской промышленности», – пояснил Андрей Иванович.
В свою очередь генеральный директор ПАО «КАМАЗ» С.А. КОГОГИН высоко оценил научный и образовательный потенциал СПбПУ и отметил целесообразность сотрудничества в рамках Национального консорциума. «Говоря о наработках, о которых вы сегодня рассказали и продемонстрировали, быть может, их возможности даже сложно сразу оценить. Но те задачи, которые вы решаете при разработке систем проектирования – то, что нам наиболее интересно, они абсолютно соответствуют требованию времени», – подытожил он.
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА