Вклад Политеха в отечественную авиацию

11 Февраля 2016 1057

9 февраля российские пилоты, бортпроводники, технические сотрудники и другие работники гражданской авиации отметили свой профессиональный праздник – День гражданской авиации. 93 года назад, 9 февраля 1923 года, в России появился воздушный флот, предназначенный для перевозки людей и грузов.

Преподаватели и выпускники первого Курса авиации СПбПИ, 1912
О.К. Антонов
С.П. Изотов

К праздничной дате сотрудники Историко-технического музея Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого рассказали о том, какой вклад университет и политехники внесли в развитие отечественной авиации.

Как высшее учебное заведение Политехнический институт сыграл важную роль в подготовке кадров для отечественной авиации. В 1909 г. при Кораблестроительном отделении были открыты Курсы авиации и воздухоплавания, ставшие первой высшей авиационной школой в России. В 1912 г. в СПбПИ взяли начало Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания им. В.В. Захарова, в числе преподавателей которых числилась целая плеяда выдающихся ученых – организатор аэрологических исследований в России В.В. Кузнецов; профессор А.П. Фан-дер-Флит; ученый с мировой известностью, построивший в 1922 г. в США первый экспериментальный вертолет, Г.А. Ботезат; командующий воздушной эскадрой генерал В.Ф. Найденов; авиаконструктор А.А. Лебедев. Эти преподаватели создали первые отечественные учебники и руководства по конструкции летательных аппаратов, аэродинамике и динамике полета.

Заведующим курсами являлся декан Кораблестроительного отделения К.П. Боклевский, получивший в военное время генеральское звание, а лабораториями и мастерскими руководил В.А. Слесарев, который спроектировал и построил один из крупнейших в те годы самолет – «Святогор».

После 1917 г. институт продолжал готовить кадры для авиационной промышленности на Авиастроительном отделении Кораблестроительного факультета, а с 1929 г. – на самостоятельном Авиастроительном факультете. Летом 1930 г. сотрудники и студенты факультета были переведены в Москву, что и послужило основой для создания Московского авиационного института.

Также политехники внесли значительный вклад в создание авиационных двигателей. Студент-механик, а впоследствии преподаватель теоретической механики ЛПИ, Г.Н. Никольский стал автором первого в СССР беспилотного самолета. Доцент кафедры Гидроаэродинамики С.А. Христианович (будущий академик АН СССР, Герой Социалистического Труда) в 1933-1935 гг. занимался решением задач аэродинамики дозвуковых скоростей, а профессор Л.Г. Лойцянский в течение нескольких десятилетий вел исследования в теории пограничного слоя.

Особенно стоит отметить заслуги в развитии отечественной авиации таких политехников, как О.К. Антонов (1906-1984) и С.П. Изотов (1917-1983).

Выпускник ЛПИ 1930 г., Герой Социалистического труда Олег Константинович Антонов является конструктором целой серии самолетов АН различного назначения: от А-10 до Ан-72, в том числе и самолет «Антей» (Ан-22) – крупнейший в мире транспортный реактивный самолет. В 1941 г. авиаконструктор Антонов был назначен главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности, с 1943 г. – первым заместителем генерального конструктора Яковлева. С 1946 г. руководил филиалом опытно-конструкторского бюро (ОКБ) в Новосибирске, позднее – своим ОКБ-153.

Сергей Петрович Изотов, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, окончил Ленинградский политехнический институт в 1941 г. Крупный деятель и организатор отечественного авиационного двигателестроения руководил конструкторским бюро авиационных моторов им. В.Я. Климова в Ленинграде. В ОКБ С.П. Изотова впервые в СССР для вертолетов были созданы двигатели со свободной турбиной и разработаны основные принципы регулирования таких двигателей.

Медиа-центр выражает благодарность за помощь в подготовке материала сотрудникам Историко-технического музея СПбПУ

Версия для печати