“Tutor Forces”: в них сила, брат!

8 Сентября 2017 Университетская жизнь 1101

Согласно Проекту 5-100, один из показателей повышения конкурентоспособности российских вузов – это рост количества иностранных студентов, приезжающих в них учиться. В Политехе, который на сегодняшний день занимает 3-е место в стране по количеству иностранных студентов, знают, как помочь им быстро освоиться. Они живут в общежитии, мало знают наши обычаи, плохо говорят на русском языке и мало его понимают – конечно, иностранные ребята нуждаются в «попечителях» и индивидуальном подходе. Им помогают российские студенты – участники тьюторской службы СПбПУ “Tutor Forces”.

Участники тьюторской службы СПбПУ Tutor Forces

Знакомьтесь: Саша ГЛАЗКОВА, Катя КОВАЛЕВА и Дмитрий БУРНАЦЕВ – студенты-третьекурсники Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ. Именно они – основная движущая сила тьюторской службы Политеха. Но в этом слаженном механизме есть еще один человек – Павел НЕДЕЛЬКО, замдиректора по воспитательной работе Высшей школы международных образовательных программ СПбПУ. Павел закончил истфак Госуниверситета, в Политехе преподает историю иностранным студентам. Ну, кто как не он мог стать идейным лидером “Tutor Forces”?

Ребята понимают, что для студентов, тем более впервые приехавших на учебу в нашу страну, очень важно наличие такого человека, к которому можно обратиться по всем вопросам. Ведь тьютор – он и друг, и наставник. От него зависит многое: как иностранцы адаптируются в новой, совсем незнакомой для них обстановке, освоятся в учебной и городской среде. Помимо помощи в адаптации к новым условиям, тьюторы уделяют большое внимание организации досуга иностранных студентов. Концерты, экскурсии в музеи, знакомство с достопримечательностями Петербурга, просмотры кинофильмов – всех мероприятий не перечесть. При этом очень важным они считают дружную, слаженную работу всех тьюторов, для чего, собственно, и решили два года назад создать в Политехе это движение.

Буквально встречая их у трапа самолета, они проводят с иностранными ребятами много времени, и на их плечи ложится решение множества проблем. О том, как они помогают молодым людям, приезжающим в Политех из других стран, вовремя замечают назревающие проблемы и тактично их разрешают, почему вообще решили стать тьюторами, и кого они никогда не примут в свою команду, участники тьюторской службы с удовольствием рассказали в интервью.

- Павел, первый вопрос к вам. Расскажите, с чего всё началось?

Павел Неделько, преподаватель истории, замдиректора по воспитательной работе ВШ МОП, руководитель тьюторской службы СПбПУ

Павел: На самом деле идея тьюторской службы шла от руководства вуза – Дмитрий Германович АРСЕНЬЕВ (проректор по международной деятельности. – Примеч. Ред.) предложил. Ну а мы ее подхватили. Помочь иностранным студентам адаптироваться к жизни в Политехе, сделать их пребывание в России максимально комфортным во всех отношениях. Помочь им привыкнуть к новой учебной и культурной среде, познакомиться с городом, университетом, общежитием, образовательной программой, разобраться с расписанием и так далее – это те моменты, которые входят в обязанности тьюторов. И поскольку я по долгу службы так или иначе занимался этим, мне нужны были помощники из числа студентов. Так возникла эта организация. Потом мы встретились с Дмитрием – теперь он со стороны студентов является ее руководителем.

Дмитрий Бурнацев, студент 3 курса ИПМЭиТ, замруководителя тьюторской службы СПбПУ

- Ну, кто у вас тут главный, я уже догадалась.

Дмитрий: На самом деле разделение на должности носит формальный характер. Мы все вместе выполняем примерно одну и ту же роль, вообще – всё вместе делаем. Правда, мы с Сашей продумываем мероприятия, организуем работу службы, так сказать, стратегически. Кроме нас троих, на постоянной основе в “Tutor Forces” еще несколько студентов, а на каждое мероприятие мы набираем волонтеров.

- Ребята, я понимаю, что вся эта работа требует большого альтруизма. Иностранный студент, к которому вас «приставили», может позвонить в три часа ночи и сказать «Я потерялся». А вы ведь не можете отказать ему в помощи, даже если придется ехать за ним?

Павел: Да, действительно, каждому иностранцу, который приезжает в Политех, назначается тьютор – человек, который во всем поможет. Мы все это делаем абсолютно добровольно. Перед приездом нам сообщают имя студента и его контакты. А как дальше пойдет – всегда по-разному. Кто-то сразу откажется от нашей помощи, а кто-то будет звонить и кричать, что не может найти выход из аэропорта.

- Вы и правда готовы быть на связи и решать подобные проблемы 24 часа в сутки?

Дмитрий:  Жесткого регламента по времени, которое мы проводим с иностранцами, конечно же, нет. Но если нам позвонят с каким-то вопросом, мы не имеем морального права отказать. Поселить, разобраться со всеми бытовыми ситуациями, а дальше уже по желанию – они общаются или не общаются с нами. Есть иностранцы, которым не особо интересно общение с русскими студентами. У меня были ребята – им обоим под 30 лет, уже был некий барьер возрастной, что ли. Так вот им в свободное время интереснее тусить в клубах, например. Наши интересы разошлись, и общение сошло на нет. Я у них уточнял периодически, все ли в порядке – на этом мы заканчивали. То есть совершенно не обязательно, что постоянно, каждый день мы общаемся.

- Вообще, вы очень важную функцию выполняете. По сути, иностранец, который первый раз оказался в нашей стране, обо всех русских будет делать вывод на основании общения лично с вами. Это на самом деле очень ответственно.

Дмитрий: Задача каждого тьютора – показать иностранцу Петербург, его жителей и наш университет таким образом, чтобы для него это стало чем-то особенным. Чтобы он не чувствовал этот город враждебным, чтобы ему было приятно здесь находиться и он не хотел бы отсюда уезжать. А если все-таки уедет, чтобы у него остались самые лучшие впечатления и воспоминания.

- Ребята, мне интересно было бы узнать личные мотивы каждого – почему вы решили стать тьюторами?

Павел: Еще в студенческие и послестуденческие годы я занимался волонтерством, мне это было интересно. Я познакомился с девушкой – организатором благотворительного магазина «Спасибо» Юлей ТИТОВОЙ, мы с ней хорошие друзья. Я тоже был у истоков этого проекта, когда все только начиналось. Было весело, интересно, были творческие ребята – одним словом, меня это все как-то затянуло. Затем в проекте по экологии участвовал – раздельный сбор отходов. Так я кочевал, кочевал, и в итоге пришел к работе с иностранцами. От своих друзей по предыдущим проектам я узнал, что есть международные волонтерские лагеря, съездил в Чехию в один из таких лагерей, чтобы узнать, что к чему. А здесь, в Политехе, все сошлось: помимо того, что мне всегда нравилось общаться с иностранцами, здесь это стало работой. Поэтому когда предложили заняться созданием тьюторской службы, я согласился. Мне просто интересно от души делать что-то полезное для других.

Дмитрий: Я учился в школе с углубленным изучением немецкого языка, в Германию ездил по обмену. Как только в университете появилась возможность работать с иностранцами, меня это заинтересовало, сразу взялся. Очень люблю общаться с ребятами, нравится наблюдать, узнавать их. Мы всегда обсуждаем что-то необычное для них в нашей культуре, они рассказывают о своих традициях.

Александра ГЛАЗКОВА, студентка 3 курса ИПМЭиТ, участница тьюторской службы СПбПУ

Саша: Я тоже еще со школы изучала иностранные языки – школа была с иностранным уклоном, мне это было интересно. Знаю немецкий, английский, недавно начала учить испанский. Участвовала в обменах – на полгода, когда еще училась в школе, ездила в Германию. В прошлом году приняла участие в международном волонтерском проекте в Греции. Плюс с родителями каждое лето мы выезжали за границу – то есть я с детства много времени проводила среди иностранцев. Мне нравится общаться с представителями разных культур, узнавать что-то новое про их обычаи, традиции. Читать об этом может быть не всегда интересно, а вот общаться вживую – это совсем другое.

- То есть ты, Саша, полиглот и космополит, которому нравится черпать информацию не из книжек, а из общения с живыми людьми.

(Смеется.)

Екатерина Ковалева, студентка 3 курса ИПМЭиТ, участница тьюторской службы СПбПУ

Катя: У нас много разных схем, по которым мы взаимодействуем с иностранцами. Например, это работа по группам: два тьютора, которым достается учебная интернациональная группа, и они сами организуют для этой группы какие-то мероприятия. Хоть на экскурсию в музей, хоть просто погулять по городу и посидеть в каком-то уютном месте. Мне нравится это тем, что когда ты придумываешь, куда пойти, ты сам по-новому себя чувствуешь в этом городе. Я сама из Казахстана, и когда-то Санкт-Петербург для меня тоже был чужим. И я каждый раз с иностранными студентами заново переживаю момент «открытия». Плюс мне очень нравится общаться с ребятами – у всех интересные истории, так по-разному они сюда попадают.

- Наверное, у всех вас уже очень много друзей среди иностранцев?

Павел: Да, конечно! Я еще как преподаватель с ними много общаюсь, поэтому друзей у меня много. В Фейсбуке общаемся, на день рождения приглашают, и Новый год мы вместе отмечаем.

Дмитрий: Саша у нас самый активный тьютор за весенний семестр. Огромное количество ребят с ней подружилось! Например, еще на 1 курсе к нам по программе приезжали две немки. Мы с Сашей встречались с ними раз в неделю, по целому дню проводили вместе, гуляя по городу и музеям. Общались по каким-то вопросам и в течение недели. И до сих пор – полтора года уже прошло, мы общаемся с этими девчонками через соцсети. Одна из них приезжала в Петербург этим летом, мы, конечно же, встречались.

Саша: Я в прошлом семестре с двумя испанцами ходила на курсы вокала. Полгода каждые выходные мы приходили с ними и пели. Было здорово – старались подобрать песню на испанском, потом на русском разучивали. Также у меня была возможность подтянуть свой немецкий, поучаствовав в Тандем-программе. Это когда с носителем языка просто разговариваешь в непринужденной обстановке, периодически меняя язык общения. То есть я хотела подучить немецкий – мне помогал в этом немецкий студент, а я ему – с русским. Испанцы пригласили меня к себе в гости, они из Валенсии. К сожалению, этим летом не получилось, но на зимних каникулах мы договорились, что обязательно увидимся.

- Ребята, расскажите про мероприятия, которые вы устраиваете для иностранных студентов.

Саша Глазкова - в центре - с иностранными студентами на экскурсии в Выборге, парк Монрепо

Павел: Есть разные программы и мероприятия, в которых иностранцы так или иначе участвуют. Изначально тьюторская служба создавалась для студентов, которые приезжают в Высшую школу международных образовательных программ на подготовительное отделение. Они приезжают на год, учат здесь русский язык, историю, географию, физику, математику – базовые предметы, а потом поступают в вузы, большинство в Политех. Для них мы устраиваем экскурсии, праздники, кулинарные мастер-классы, концерты, и так далее. Вторая группа – это студенты, которые приезжают на семестры по обмену. Здесь задачи немного другие: самое важное встретить этих студентов в аэропорту, сопроводить до общежития, рассказать-показать, где купить сим-карту, лекарства и все остальное. Для них не так важны какие-то массовые затеи, в основном это люди постарше, далеко не всем из них интересен, к примеру, вечер настольных игр.

А еще есть летние школы, в которых участвует много иностранцев. Для них тоже набираются тьюторы, которые примерно такие же задачи решают, что и для «обменников» – встретить на вокзале, сопроводить во время экскурсий, которые организованы университетом, и так далее.

Катя: Мы проводили анкетирование для иностранцев, чтобы понять, что им интересно. Мне запомнилась одна девочка из Марокко – Ханна ИТРИ. Она суперактивист, которых я в жизни своей не видела! Во-первых, она говорит на таком количестве языков, что во время вечера настольных игр – мы играли в «Элиас», это когда нужно слова объяснять, сначала она начинала объяснять по-русски. Не пошло. Переключается на английский – тоже не понимают. Тут же начала по-французски – я уже испугалась, куда она дальше зайдет и на каком языке заговорит? На этом не закончилось: она и по-турецки пыталась, и по-арабски – и в итоге смогла слово объяснить!

Дмитрий: А, да, это та активная девочка, которая в анкете на вопрос «Как часто вы готовы посещать мероприятия?» с вариантами ответов «Раз в неделю» и «Раз в месяц», написала «Постоянно». Она классная!

- А вообще, вам приходится вовлекать иностранных студентов участвовать в ваших активностях, может быть, даже как-то их заставлять?

Катя: Есть студенты и даже целые группы, которые сами интересуются, что происходит. Дескать, мы очень хотим участвовать, давайте куда-нибудь сходим или что-то вместе сделаем. Даже сами хотят организовывать мероприятия – они хотят быть частью тьюторской службы со стороны иностранцев.

Дмитрий: Разумеется, всегда есть ребята, которые не участвуют. В каждом коллективе есть люди, которые боятся или не решаются участвовать в каких-то активностях. Когда предлагал куда-то пойти или что-то сделать, я сам не раз слышал различные отговорки – сегодня одно, завтра – другое. В идеале таких ребят нужно научиться как-то заинтересовать, мотивировать и приобщить к совместным мероприятиям.

Катя: Наша задача не в том, чтобы всех иностранцев развлечь, а в том, чтобы, прежде всего, всех встретить и расселить, все объяснить. А уже на тех, кому нужно общение, какая-то поддержка и разнообразие в досуге, мы и ориентируемся. С теми ребятами, которые сами хотят участвовать, мы всегда с радостью готовы общаться и что-то делать вместе.

Иностранные студенты Политеха во время экскурсии в Стрельну

- С какими самыми необычными просьбами к вам обращались иностранцы?

Саша: Просьб очень много, но почти все они бытовые. Но таких, чтобы поставили в тупик, вроде не было.

Катя: Меня спрашивали, что делать, когда у мальчика обострился аппендицит. Куда обратиться, чтобы починить ноутбук? Одна иностранка искала тьютора, который вместе с ней будет учиться играть на пианино.

- Вообще, у вас много творческих, музыкальных я бы даже сказала, иностранцев!

Павел: У нас есть, например, турецкие студенты, которые создали здесь рок-группу. Мы искали для них музыкальные инструменты, помещение, у нас сейчас есть небольшая студия, где они репетируют. Они уже местные «звезды» – выступают на концертах, различных международных фестивалях. Вы правы, музыкантов и очень талантливых ребят действительно очень много.

-А какие критерии отбора – кого вы примете в свою тьюторскую команду?

Дмитрий: Нужно знать хотя бы один иностранный язык, хотеть работать с иностранцами, помогать им.

Саша: На самом деле знание языка не всегда обязательно. Главная задача иностранца – это выучить русский, поэтому хуже не будет, если тьютор упорно будет говорить только по-русски. Да, возможно, будет сложнее, но так быстрее выучится язык.

Павел: И ответственным надо быть – это самый главный критерий, на который всегда обращает внимание Саша (Улыбается.).

Саша: Да, это важно, потому что заранее нужно быть готовым и иметь терпение доходчиво объяснить элементарные вещи – показать ближайшие магазины, станции метро и аптеки, объяснить, как все работает. У нас есть методичка, там все по пунктам расписано, очень важно подробно рассказать обо всем, что может скорее адаптироваться и упростить жизнь иностранцу. Тьюторам нужно иметь хорошую память, чтобы держать все это в голове.

Катя: Важно быть открытым, дружелюбным, неконфликтным. Показать, что не всё правда, что говорят по телевизору. Политика и все дела...

- До сих пор они едут к нам со стереотипами, что русские сидят на Красной площади, пьют водку и играют на балалайке?

Дмитрий: Всё не так плохо (Улыбается.). Их представления о России не настолько жесткие, но какой-то набор стереотипов все-таки есть.

- Чего боятся иностранные студенты – потеряться, заболеть, что им причинят какой-то вред?..

Катя: Это зависит от человека. Есть такие, которым самим палец в рот не клади. А есть действительно очень боязливые. Придешь с ними, например, в кафе, а они не знают, что заказать. Смотрят на тебя и всё повторяют. Была очень забавная ситуация, когда буквально вся группа иностранцев заказала одно и то же только потому, что боялась что-то неправильно сделать. Главное, их раскрепостить, объяснить, что ничего страшного нет в том, что они чего-то не понимают и не могут сказать. Все мы учим иностранные языки, и далеко не все их знают в совершенстве. И это нормально.

- Ребята, но и трудности у вас наверняка есть?

Дмитрий: Если откровенно, у нас огромное количество каких-то идей, но мы не знаем, как их реализовать. Например, банально: сейчас готовится к запуску наш сайт – Саша сама его делает. Он заработает совсем скоро, но его нужно интегрировать с университетским доменом. Куда с этим обратиться, мы пока не знаем. Много идей, которые требуют финансирования, но его фактически нет, и мы не особо понимаем, где его взять.

Павел: Пока финансирования нет, стараемся компенсировать чем-то другим. Подключить какие-то нематериальные ресурсы – договориться с другими студенческими объединениями, которых очень много в Политехе. И тот же Студсовет, и адаптеры, с которыми мы тоже общаемся и делаем совместные мероприятия, и «Кулинарная мастерская», с которой мы познакомились буквально в этом году и провели с ними мастер-класс. Главное – раскачаться, потом будет проще.

- Ребята, ваша основная задача – помочь иностранцам в адаптации. Но в зарубежных университетах, где тьюторство – явление широко развитое, оно имеет несколько иное значение. Тьютор помогает человеку определить его истинное жизненное предназначение, реализовать собственный потенциал. Кому-нибудь из вас что-то подобное удавалось сделать?

Катя: Пока рано говорить – мы всего два года существуем. Но у меня была такая ситуация, когда мы пришли c ребятами в Главный штаб, среди них была девочка, которая увлекается искусством. От увиденного там и полученных эмоций она расплакалась. Я не ожидала такой реакции, но она была очень благодарна, что мы ее привели в это место, о котором она раньше ничего не знала.

Вечер настольных игр, организованный для иностранных студентов тьюторской службой

Саша: Руcский язык очень сложен для иностранцев – мы все это прекрасно понимаем. Из Берлина к нам приехал Адриен, немец. Он не знал язык – ни алфавита, ни «привет» и «как дела» – вообще ни слова по-русски! Он каждый день ходил за мной с тетрадочкой, записывал, что я говорила, останавливал меня и переспрашивал, что я сейчас сказала. Позже я помогла ему найти друга, с которым они вместе начали учить язык, Адриен – русский, а наш мальчик – немецкий. И буквально за один год Адриен выучил язык настолько хорошо, что когда я увидела его пост вКонтакте, подумала: даже я бы так красиво и образно не сказала. Я точно знаю, что когда я начинала учить язык, хотя у меня была и школа немецкая, и репетиторы, не осваивала его на таком уровне за такое время. В итоге те ребята, которые приезжали и знали язык на А2, он их спокойно мог переговорить!

Павел: Один студент из Египта, его зовут Таха, приехал к нам в прошлом году. Это человек, который буквально влюбился в Санкт-Петербург. А еще он очень любит море – у него на фотографиях в соцсетях сплошь одно море, он даже называет себя «Капитаном». У нас в Политехе есть ребята, которые ходят под парусом, в том числе на исторических лодках гребных. В этом сезоне мы, к сожалению, не успели организовать, но ребята предложили сделать совместный выезд. Таху мы туда тоже позовем, чтобы он осуществил свои мечты о море.

Дмитрий: Да, можно так сказать: мы помогаем нашим иностранным друзьям реализовать какие-то идеи, мечты, которые они, возможно, никогда бы не реализовали сами в другой стране.

- Ребята, и в заключение, как всегда, вопрос о планах.

Павел: О планах распространяться особо, может, и не стоит, но мы хотим открыть интернациональный клуб в помещении 13-го общежития, там сейчас идет ремонт. Русский разговорный клуб, концерты, кулинарные мастер-классы, кинопоказы – все это будет сконцентрировано в одном месте. Пока своей базы у нас нет, мы временно находимся в ВШ МОП – созваниваемся, собираемся, выбираем аудиторию и общаемся. Сейчас у нас идет набор русских тьюторов, которые будут встречать иностранцев, приехавших к нам на семестровое обучение. Например, за последнюю неделю августа мы успешно встретили около 100 иностранных студентов. В основном они из Европы – примерно 70%, около 20% – из стран Азии, оставшиеся 10% – из Колумбии и США. В преддверие учебного семестра мы провели для них тур по кампусу – квест по пяти станциям, расположенным на территории Политеха. Также мы запустили бесплатные экскурсии по городу, которые будут проходить несколько раз в неделю в течение сентября. В этом нам помогает прекрасный экскурсовод – студентка Политеха Екатерина КОРНЕЕВА. Осенью начнет работать школа тьюторов.

Дмитрий: Информацию о ней и о том, как к нам присоединиться, можно найти в нашей группе. Мы ждем всех желающих. Нам очень нужны люди, готовые участвовать в наших мероприятиях, их организации, а также всячески развивать тьюторскую службу Политеха.

- Ребята, спасибо за интервью! Желаю успехов в вашей ответственной и такой нужной работе. Ответственных ребят вам в помощь и пусть все планы сбудутся!

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Беседовала Инна ПЛАТОВА

Версия для печати