Солнце Небраски заряжает команду Polytech Solar Team на победу

10 Июля 2018 Достижения 506

В городе Хастингс штата Небраска особая атмосфера, как в фильмах про американскую глубинку: здесь хочется надеть на голову широкополую шляпу и под звуки кантри сесть за руль старенького пикапа. После бурлящего жизнью Петербурга – непривычно. И очень солнечно. Палящее солнце – пожалуй, главная причина, по которой студенты и аспиранты Политеха из команды Polytech Solar Team оказались на родине вестерна: 6 июля на треке Motorsport Park Hastings начался первый этап одного из крупнейших соревнований солнцемобилей в мире – American Solar Challenge (ASC). Команда Политехнического университета представляет на чемпионате Россию, причем для нашей страны – это первая гонка солнцемобилей.

Солнце Небраски заряжает команду Polytech Solar Team на победу

С Хастингсом большая разница во времени – целых восемь часов, и когда мы уже готовимся ко сну, у ребят в Америке работа в самом разгаре. Так, днем 10 июля они поделились отличной новостью – российская команда и разработанный ей солнцемобиль SOL прошли процедуру скрутиниринга, проще – технической инспекции, и допущены к следующему этапу соревнований – заезду Formula Sun Grand Prix (FSGP), который стартовал сегодня же.

Команда Политеха успешно прошла процедуру скрутиниринга

Чемпионат American Solar Challenge традиционно состоит из нескольких этапов. Чтобы участвовать непосредственно в самой гонке – проехать на энергии солнца половину Америки по дорогам общего пользования – все команды должны пройти две серьезнейших проверки: скрутиниринг и квалификационный заезд по круговой трассе.

Скрутиниринг – это процедура проверки солнцемобиля на предмет соответствия требованиям технического регламента. Все автомобили, участвующие в гонке, имеют свой уникальный дизайн, подход и даже душу, но разрабатывались они строго по регламенту чемпионата, в котором указаны необходимые для допуска к соревнованиям параметры автомобиля, электрические и механические характеристики, площадь солнечных панелей, которая не должна превышать 4 кв.м., и даже вес пилота – если водитель весит меньше 80 кг, в кабину докладывают мешки с песком. Все это делается для того, чтобы соревнования были максимально честными и, главное, безопасными.

Солнцемобиль разрабатывался строго по регламенту чемпионата

В течение четырех дней жюри чемпионата проверяли солнцемобиль SOL по 10 разным категориям: механике, электрике, работе солнечных батарей, сигнальных огней и др. Динамические тесты стали для всех команд одними из самых ответственных и сложных: проверялась, в первую очередь, работа пилотов. Всех их ждала целая серия испытаний на правильное движение автомобиля по прямой, с препятствиями, торможение, прохождение поворотов, спуски, подъемы по дороге и так далее. В команде Политеха два пилота, оба они успешно справились с динамическими тестами.

Пилот команды Политеха Иван Касаткин
Пилот команды Политеха Артём Лебедев

Наши ребята проводили на конкурсной площадке практически все время, работая даже после захода солнца – ликвидировали мелкие неисправности и приводили системы автомобиля в полное соответствие требованиям жюри. По словам участников команды, работа была довольно нервной, во многом сложной, но учитывая, что это первый опыт создания солнцемобиля не только для них и Политеха, но и для страны, со всеми задачами справились они отлично. Это подтвердили и жюри чемпионата, допустив нашу команду в числе первых к гонке Formula Sun Grand Prix.

Жюри допустили команду Политеха н следующий этап соревнований в числе первых

На момент написания этой статьи, из 21 команды, проходящей техническую инспекцию, только 12 оказались допущены к следующему этапу, в их числе и Polytech Solar Team. Наши главные конкуренты – в первую очередь, команды ведущих американских вузов – MIT, University of Minnesota, University of Michigan, UC–Berkeley и др. Опыт участия, численность команды и спонсоров поражает: например, над автомобилем победителя прошлого года, мичиганского университета, работает около 70 студентов, в команде MIT – порядка 50 человек. Крупных спонсоров – минимум 15.

Команды – участники чемпионата

Помимо того, что гонка Formula Sun Grand Prix является квалификационным заездом, она также имеет статут отдельного полноценного соревнования. С 10 по 12 июля включительно все солнцемобили в течение целого дня, с 10 утра и до 5 вечера, должны ездить по круговой трассе Motorsport Park Hastings. Жюри будут тщательно следить за движением каждого автомобиля: правильными поворотами, торможением, ускорением. За нарушения команды получат штрафные круги. Победителем станет та команда, которая преодолеет большее число кругов. Для участников FSGP – настоящая проверка на выносливость и отличная тренировка перед большой гонкой: ребята освоят быстрое и эффективное обслуживание автомобиля во время пит-стопов, отработают стратегию, пилоты получат неоценимый опыт управления солнцемобилем. Команды, успешно прошедшие и этот этап, примут участие в ASC, а победитель заезда станет чемпионом Formula Sun Grand Prix 2018.

Команда Политеха уже принимает участие в заезде Formula Sun Grand Prix 2018

Главное событие чемпионата – гонка American Solar Challenge – начнется 14 июля. Старт – в городе Омаха. Путешествие через четыре американских штата – Небраску, Вайоминг, Айдахо и Орегон общей протяженностью более 1 700 миль (около 2 700 км) – продлится девять дней, финиш запланирован на 22 июля в городе Бенд штата Орегон. Подробнее об одной из крупнейших в мире гонок солнцемобилей и участии в ней первой российской команды из Политеха читайте в следующих материалах по этой теме.

Следите за победами первого российского солнцемобиля SOL в режиме реальном времени в группе команды ВКонтакте и на странице в Instagram.

Материал поготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Алёна КАНИНА

Версия для печати