В СПбПУ обсудили вопросы развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года

6 Марта 2017 Наука и инновации 1238

В субботу, 4 марта, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось рабочее совещание по вопросам доработки Стратегии развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Российской Федерации на период до 2025 года. В нем приняли участие заместитель министра экономического развития РФ Е.И. ЕЛИН, заместитель министра промышленности и торговли РФ А.Н. МОРОЗОВ, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ А.В. СОКОЛОВ, руководители СПбПУ – ректор, академик РАН А.И. РУДСКОЙ и проректор по перспективным проектам, лидер – соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, лидер проекта «Фабрики будущего» А.И. БОРОВКОВ, а также представители Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ и крупных компаний – отечественных автопроизводителей. Эта встреча стала продолжением заседания «Формирование “Фабрик будущего” в автомобильной промышленности», состоявшегося 3 марта в СПбПУ.

В СПбПУ состоялось совещание по вопросу доработки Стратегии развития автомобильной промышленности и автопроизводства автокомпонентов в РФ

Рабочее совещание открыл ректор СПбПУ А.И. РУДСКОЙ, пожелав всем участникам хорошей и плодотворной работы и отметив, что Политехнический университет сегодня является одним из главных центров развития «Фабрик будущего» в рамках Национальной технологической инициативы. «Сегодняшнее совещание позволит обсудить вопросы организации взаимодействия между основными игроками на рынке автомобилестроения, представляющими науку и образование, производство и центры разработок в области автомобилестроения», – сказал А.И. РУДСКОЙ. 

Слева направо - А.В. СОКОЛОВ, А.Н. МОРОЗОВ, А.И. РУДСКОЙ, Е.И. ЕЛИН

Заместитель министра экономического развития РФ, выпускник СПбПУ Евгений Иванович ЕЛИН определил главную цель заседания – обсудить Стратегию развития автомобильной промышленности и выработать основные направления и инструменты ее доработки. «Мы совместно с Минпромторгом России вышли с инициативой доработать уже существующую Стратегию, отразив в ней новые обстоятельства: изменение современного мира, потребительского спроса и, как следствие, формирование новых требований к продуктам», – отметил Е.И. ЕЛИН. По его словам, сегодня эти требования уже формируют четыре новых для нас рынка: первый – автономное движение транспорта («беспилотники»); второй – электромобили, которые должны быть широко внедрены уже к 2025 году; третий – Интернет-взаимодействие; четвертый – автомобили на газомоторном топливе. Он также добавил, что меры, связанные с развитием эксплуатации нового транспорта, сетями, послепродажным обслуживанием, достаточно дорогостоящие, поэтому одним из ключевых аспектов, который должен полностью отражаться в новой редакции Стратегии, является определение необходимости использования государством этих мер и указание эффектов, которые могут быть получены им в итоге этой работы.

Правительство РФ намерено стимулировать развитие производства и потребления транспортных средств с электрическим двигателем

Сегодня Правительство РФ намерено стимулировать развитие производства и потребления транспортных средств с электрическим двигателем путем введения частичных ограничений по эксплуатации автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, начиная с 2025 года. Эти ограничения коснутся в первую очередь находящегося в ведении городских коммунальных служб и коммерческого транспорта, а также городов-миллионников и центров туризма, в которых экологические проблемы стоят особенно остро и требуют серьезных решений. Наряду с развитием электроавтомобилей государство намерено создавать и развивать условия для внедрения беспилотного транспорта за счет обустройства маршрутов для движения грузовой беспилотной автомобильной техники – строительства новых и модернизации уже существующих трасс, создания специализированных закрытых транспортных систем.

Проректор по перспективным проектам А.И. БОРОВКОВ выступил с докладом на совещании

При этом для реализации данных стратегий особенно важными являются вопросы определения и оценки объемов затрат, необходимых для создания качественной и современной инженерной инфраструктуры, соответствующей требованиям новых видов автотранспорта, внесения изменений в действующее законодательство в области территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативную правовую базу и технические регламенты.

Председатель правления фонда ЦСР  Северо-Запад  В.Н.КНЯГИНИН рассказал о формировании консорциумов

На совещании А.И. БОРОВКОВ представил доклад «О компетенциях Инжинирингового центра СПбПУ и ГК CompMechLab в рамках доработки Стратегии развития автомобильной промышленности», в котором отразил возможности, ресурсы, опыт и компетенции сотрудников CompMechLab®, применяемые на регулярной основе для оказания высокотехнологичных инжиниринговых услуг на глобальном рынке автомобилестроения. Важным замечанием, к которому пришли стороны в ходе совещания, является то, что связь между разрабатываемой Стратегией и реальной жизнью должна быть установлена через проектные консорциумы, которые выступят как эффективные инструменты решения стратегических задач с четким определением роли и функций участников консорциума. Как отметили представители Минэкономразвития и Минпромторга, основной вклад в развитие идей формирования консорциумов сегодня вносит Центр стратегических разработок, представленный на совещании Председателем правления фонда «ЦСР «Северо-Запад» Владимиром Николаевичем КНЯГИНИНЫМ, который представил на совещании доклад. «Переход к принципиально новой архитектуре автотранспорта, новой организации рынков, опережающее развитие новых инфраструктур, а главное – быстрая адаптация к экспоненциальному росту disruptive technologies, то есть подрывных технологий, может быть достигнута только за счет объединения усилий производителей, потребителей и регуляторов», – отметил В.Н. КНЯГИНИН. Он добавил, что «автотранспорт является сферой повышенной опасности и ответственности, поэтому развитие общего консорциума целесообразно проводить на базе СПбПУ при участии рабочей группы под руководством А.И. БОРОВКОВА и “Центра компьютерного инжиниринга”, которые уже много лет реализуют подобные совместные проекты для мировых лидеров автомобилестроения. Этот консорциум будет закладывать основу для мощной технологической и автомобильной революции, которая может произойти уже в следующем десятилетии».


В мероприятии также приняли участие первый заместитель генерального директора ПАО «РОССЕТИ» Р.Н. БЕРДНИКОВ, генеральный директор ФГУП «НАМИ» С.В. ГАЙСИН, заместитель генерального директора, директор по развитию ПАО «КАМАЗ» И.Ф. ГУМЕРОВ, управляющий директор Люксофт Восточная Европа (IBS Group Holding) О.Ю. ЗОЛОТЫХ, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» С.А. КОГОГИН, старший партнер московского офиса McKinsey&Company Е.А. СОЛЖЕНИЦЫН, председатель совета директоров дочерних обществ ЗАО «Группа компаний С7» В.Ф. ФИЛЕВ, председатель совета директоров ЗАО «Группа компаний С7» Н.В. ФИЛЕВА, региональный директор по автомобильным комплектующим ООО «Роберт Бош» С.В. ЦВЕЛОДУБ, генеральный директор ПАО «СОЛЛЕРС» и ООО «УАЗ» В.А. ШВЕЦОВ.

 В совещании приняли участие представители крупных компаний
В СПбПУ обсудили вопросы развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года

В завершение рабочего совещания заместитель министра промышленности и торговли Александр Николаевич МОРОЗОВ поблагодарил всех участников за доклады и дискуссию и подвел итоги встречи, определив основные векторы и сроки дальнейшей совместной работы для развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в России, в частности, подготовки меморандума по результатам совещания. Он также подчеркнул, что дальнейшее взаимодействие должно выстраиваться по взаимному согласию участников в формате консорциума по разработке и развитию открытой платформы и формировать четкие границы и параметры проекта, которые должны будут обсуждаться и дорабатываться в процессе дальнейшего взаимодействия. При этом отправной точкой для постепенного внедрения Стратегии рабочая группа определила Петербургский международный экономический форум, который состоится в июне и на котором стороны должны будут представить четкое видение и план реализации обсуждаемого проекта.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Наталья МАХОВА

Версия для печати