Встреча студентов с помощником президента РФ А.А. Фурсенко – о научно-технологическом будущем и развитии России

21 Ноября 2016 Наука и инновации 597

В дни финальных мероприятий Всероссийского инженерного конкурса (ВИК), который в этом году проходил на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, у студентов со всей страны была уникальная возможность лично задать интересующий вопрос помощнику президента РФ Андрею Александровичу ФУРСЕНКО.

На встрече с помощником президента РФ А.А. Фурсенко студенты обсудили научно-технологическое будущее страны

Встреча со студентами в Политехе прошла 17 ноября сразу после проведения проектной сессии «Стратегия научно-технологического развития РФ: базовые принципы и механизмы реализации» – одного из последних публичных обсуждений документа. Стоит отметить, что проект Стратегии разрабатывался под руководством Андрея Александровича и его управления в Администрации президента РФ совместно с многочисленными экспертами. Поэтому в обсуждении научно-технологического будущего страны, помимо помощника президента РФ А.А. ФУРСЕНКО, приняли участие директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Д.Н. ПЕСКОВ и заместитель генерального директора АО «Росэлектроника», руководитель проекта «Работай в России!» А.В. БРЫКИН. Модератором беседы выступил исполнительный директор Всероссийского инженерного конкурса А.И. ГОРДЕЕВ.

В обсуждении научно-технологического будущего страны приняли участие -справа налево- - А.А. Фурсенко, А.В. Брыкин и Д.Н. Песков

«Если стратегия, например, социально-экономического развития страны является неким прогнозом комфортного существования, в котором мы все хотим быть, то Стратегия научно-технологического развития – это документ о том, как в это состояние попасть, как создать общество мечты, не нарушив при этом законов природы, законов физики и химии», – открыл встречу А.И. ГОРДЕЕВ.

Обсуждение научно-технологического развития страны, основными приоритетами которого являются цифровые технологии, большие данные, чистая энергетика, прогностическая медицина, и другие, началось достаточно необычно. А.А. ФУРСЕНКО предложил студентам задать пять вопросов, чтобы определить наиболее интересные сферы обсуждения. В своих вопросах ребята затронули такие важные темы, как проблема недоверия к отечественному производителю, вопросы мотивации обучающихся заниматься наукой и поддержки студенческих научных обществ. И, конечно, всех волновал вектор научно-технологического развития России.

Помощник президента РФ А.А. Фурсенко на встрече со студентами в Политехе

Говоря о направлении научно-технологического развития, Андрей Александрович Фурсенко отметил, что в первую очередь необходимо понять, какие глобальные проблемы будут стоять перед обществом и экономикой страны ближайшие 10, 20, 30 лет. «Например, сегодня заканчивается эра антибиотиков. Микроорганизмы все больше привыкают к лекарствам. Но нам уже сложно представить, что какие-то 70 лет назад пневмония и туберкулез были смертельными болезнями, – приводит пример А.А. ФУРСЕНКО. – Реальная жизнь поворачивается в такую сторону, что через 10 лет антибиотики просто перестанут работать, и нам, человечеству, надо думать, как противостоять болезням». Андрей Александрович предложил несколько путей преодоления этих проблем – это повышение требований к гигиене, усиление мониторинга заболеваний, изобретение принципиально новых лекарств. «Нам необходимо определить, какие знания нужны для того, чтобы встроиться в наиболее значимые проблемы, которые будут стоять перед нами в будущем. Сейчас самое время задуматься об этом и выбрать профессию в соответствии с потребностями будущего», – обратился к студентам Андрей Александрович.

После того как все эксперты дали краткие вступительные комментарии, вопросы из зала шли сплошной чередой. Кто-то задавал конкретные вопросы по Стратегии научно-технологического развития РФ (текст документа предварительно раздали участникам дискуссии), кого-то интересовали темпы развития чистой энергетики и ее дальнейшие перспективы в нашей стране, спрашивали о приоритетных сферах, указанных в Стратегии, дистанционном образовании, трудоустройстве студентов, и многом другом.

Вопросы из зала шли сплошной чередой

Встреча действительно переросла в открытую дискуссию, а не в сессию вопросов-ответов. Спикеры неоднократно задавали вопросы аудитории, которая в свою очередь не скупилась давать обратную связь.

Более того, дискуссия показала систему нетворкинга в деле. Студент Петрозаводского государственного университета Иван поделился своей проблемой: для исследовательской работы ему требуется установка для высокочастотного магнеторного напыления. На федеральном сайте Центров коллективного пользования во всей Карелии он не нашел организацию, которая готова предоставить эту установку во временное пользование. Своим вопросом Иван кинул клич о поиске установки в Политехе – ему тут же дали контакты научной части вуза. «Если в Политехе не отыщите, я вам оставлю координаты – отправите нам параметры установки, и мы попробуем ближе к Карелии найти установку и обеспечить к ней доступ либо в вузе, либо на одном из предприятий, входящем в холдинг “Росэлектроника”», –  предложил студенту заместитель генерального директора АО «Росэлектроника» А.В. БРЫКИН. Спикеры шутили, что к вечеру Иван найдет уже пять установок для своего исследования.

Встреча со студентами длилась более двух часов, и все равно остались вопросы, на которые спикеры не успели ответить. Мы приводим лишь несколько интересных вопросов и еще более интересных ответов, прозвучавших в рамках дискуссии.

Вячеслав (студент Тюменского индустриального университета): Как будет развиваться рынок нефтегазовой отрасли в России?

А.А. Фурсенко: Менделеев в свое время сказал очень интересную фразу: «Топить печки мазутом – это все равно что бросать туда ассигнации». С тех пор прошло больше 100 лет, а печки по-прежнему топят уже не мазутом, но газом. Углеводородное сырье будет всегда востребовано. Не думаю, что в обозримом будущем этот энергоресурс в одночасье сойдет на нет. Другое дело, что это невозобновляемый ресурс, поэтому относиться к нему нужно бережно и уже сейчас думать об альтернативах. При правильном подходе добыча углеводородного сырья может стать очень высокотехнологичной отраслью.

Д.Н. Песков: На этот предмет есть дискуссия. Лично я глубоко уверен, что на 20-летнем горизонте нефть и газ никуда не денутся и по-прежнему будут основой денежного баланса в России. Однако капитализация этих компаний больше не будет происходить, потому что есть такое понятие, как «обратная петля»: чем более эффективной будет добыча, тем ниже конечная цена ресурса на рынке. Если 10 лет назад лидерами капитализации были 5 крупнейших мировых нефтяных корпораций, то сегодня в пятерке нет ни одной сырьевой компании. Это суровая реальность сегодняшнего дня.

Встреча переросла в открытую дискуссию

Екатерина (студентка Кузбасского государственного технического университета): Какова концепция образования будущего? Какие реформы ждут нас в средней и высшей школе?

А.А. Фурсенко: На мой взгляд, образование, прежде всего, должно быть разнообразным. Одно время была очень популярная идея кейсов в профессиональном образовании. Это все хорошо до тех пор, пока не задашься вопросом, а кто эти кейсы будет разрабатывать. Еще одним трендом является то, что студент сам выбирает, какие предметы изучать, что, безусловно, повышает его мотивацию к учебе. С точки зрения завтрашнего дня этот подход может быть верным, а с точки зрения послезавтрашнего – достаточно опасным.

Как до школьников, так и до студентов необходимо донести, что учиться – это здорово. Также необходимо показывать взаимосвязь разных тем и разных предметов. Ведь в свое время была только одна наука – натурфилософия. Ньютон, например, был натурфилософом: он изучал все – физику, математику, другие естественные науки. Потом, поскольку объем информации возрастал, науки стали разделяться по областям. Если разбираться, смысл в предметах один и тот же. Важно, чтобы на всех уровнях была демонстрация единства науки, единства знания. Это в нашем представлении наука разделяется на предметы, а вообще она едина, как едина картина мира.

А.В. Брыкин: Мне представляется, что концепция образования будущего так или иначе должна будет решить вопрос участия Интернета и новых технологий не только в обучении, но и в нашей жизни в принципе. Как думаете, сколько времени в день родители «вживую» общаются со своими детьми-школьниками в крупных городах России? По статистике, это в среднем 40-60 минут в день, остальное общение – это смартфоны, Интернет и соцсети. Мы не сможем отделить систему образования будущего от системы Интернета – в этом есть и вызов, и преимущества.

А.И. Гордеев: В экономике есть три вида ресурсов – деньги, средства и люди. Сейчас борьба идет за человека. С одной стороны, онлайн образование открывает перед вами огромные возможности бесплатного обучения, с другой стороны, вы постоянно находитесь в конкуренции, вы должны доказывать, что можете лучше. Поэтому я глубоко убежден, что в университетах не учат – в университетах помогают учиться.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати