Музыкальные семестры

В 2007 году в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого стартовал уникальный для России общеуниверситетский образовательный проект – «Музыкальные семестры в Политехническом» – специальный факультативный курс дисциплины «Культурология» для студентов-первокурсников (I семестр).

Музыкальные семестры проходят в форме лекций-концертов в историческом Белом зале Главного здания университета с участием симфонического оркестра и оперных солистов. Составители программы и все эти годы его ведущие – Заслуженный деятель искусств России, профессор Санкт-Петербургской консерватории, композитор Игорь Ефимович Рогалев и Заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат педагогических наук Борис Игоревич Кондин. Проект «Музыкальные семестры в Политехническом» основан на лучших традициях классического российского инженерного образования, заложенных в СПбПУ в конце XIX века.

Untitled-1.jpg
IMG_5000.JPG
IMG_4996.JPG
IMG_4991.JPG
IMG_4988.JPG
IMG_4976.JPG
IMG_4968.JPG

В рамках курса студенты знакомятся с классическим музыкальным искусством разных эпох, стилей и жанров, учатся слушать, анализировать, сравнивать. В учебно-методическом комплексе предусмотрены: дискуссии, подготовка кратких эссе, рефератов, выступлений с докладами, а также форма итоговой аттестации – зачет. В результате освоения экспериментального курса обретаются новые общекультурные компетенции, позволяющие будущим специалистам творчески участвовать в процессе созидания социокультурного пространства нового тысячелетия.

Игорь Ефимович Рогалев, ведущий цикла «Музыкальные семестры в Политехническом»:

– Умеем ли мы видеть? Не смотреть, а видеть? Умеем ли мы слышать? Не слушать, слышать? И видеть и слышать – нелегкая работа! Для ума. Для чувств. «Не позволяй душе лениться!» На «Музыкальных семестрах» в Белом зале Политеха, в которых принимают участие симфонический оркестр (когда я рассказываю об этом своим зарубежным коллегам, они впадают в состояние, близкое к обмороку), солисты-инструменталисты и вокалисты, моим юным слушателям приходится изрядно трудиться: вдумываться, вслушиваться и даже выгрываться! Подобно тому, как надо учить себя всматриваться в картину, вчитываться в стихотворение, необходимо постигать умение вслушиваться в музыкальное произведение. Слышать детали и подробности музыкального текста, которые одни лишь, правда в сочетании с нашим житейским и художественным опытом, способны помочь нам понять послание композитора, сокрытое в его произведении. Я – не большой охотник развлекать аудиторию всякого рода околомузыкальными байками или, напротив, общефилософскими рассуждениями. Моя тема – собственно музыкальная шкала произведения, его жанр, стиль, драматургия… Все то, что способен услышать и воспринять тот, кому это произведение адресовано. Другое дело, что для того, чтобы услышать, почувствовать и понять то, о чем идет речь, надо потрудиться! Ну, так ведь для того и собираемся. Я давно принял простую истину. Ее очевидность делает ее банальностью. В мире есть государства-лидеры, а также те, кто к ним стремительно приближается. Это порой очень разные государства. Ну что общего между, например, Финляндией и Китаем? А представьте себе, в частности, что там и там музыкальное воспитание и музыкальное образование являются приоритетами госполитики. Первое есть забота о здоровье нации, второе – важнейший залог формирования национальной культуры. Российское общество больно невежеством, и – как следствие – ханжеством. Это серьезная и запущенная болезнь. Она не лечится точечной гомеопатией. Спасение от нее – лишь мощная программа государства по музыкальному воспитанию россиян. В Политехническом университете это понимают.

Интервью Игоря Ефимовича Рогалёва каналу "Санкт Петербург" о музыкальных семестрах
Посмотреть