Эффективность работы и международное позиционирование вузов: семинар в СПбГПУ, Северная Звезда, 05.03.2012

5 Марта 2012 Образование 149

 28 февраля в Национальном исследовательском Санкт-Петербургском государственном политехническом университете прошел семинар «Оценка эффективности деятельности вузов и их международное позиционирование». Семинар, в котором приняли участие представители НФПК, Минобрнауки, консалтинговых компаний и университетов, в том числе МГУ и СПбГУ, был организован Британским Советом, Национальным фондом подготовки кадров и Генеральным консульством Великобритании при поддержке СПбГПУ.

На открытии семинара в Ресурсном центре международной деятельности его участников приветствовали генеральный консул Великобритании в Санкт-Петербурге господин Гарет Ворд, Заместитель директора Британского Совета в России Кристиан Данкамб, Директор департамента международной интеграции Минобрнауки РФ Игорь Геннадьевич Проценко, проректор по научной работе СПбГПУ Дмитрий Юрьевич Райчук, Исполнительный директор НФПК Ирина Вадимовна Аржанова.

Проректор по научной работе СПбГПУ Дмитрий Юрьевич Райчук подчеркнул, что для Политехнического университета выступить в качестве соорганизатора семинара – важно и престижно: «Как мы знаем, Рособрнадзором инициирована большая работа по созданию нового национального рейтинга российских университетов. Эту работу проводит Национальный фонд подготовки кадров. Очень важно стать участником этого марафона. Сложны не только объекты рейтингования, очень сложной представляется разработка инструментария для составления рейтингов». Д.Ю. Райчук поблагодарил Британский Совет, который активно включился в эту работу: приглашенные им эксперты делятся британским опытом оценки эффективности деятельности университетов, а также помогают сформировать показатели интернационализации вуза.

Директор Департамента международной интеграции Минобрнауки И.Г.Проценко: «Большая проблема стоит перед нами в связи с созданием сети ведущих университетов. Как вы знаете, активно реализуется программа поддержки национальных исследовательских и федеральных университетов: общий объем дополнительного финансирования сети достигает 30 млрд рублей в год. Немаловажно оценить эффективность вложения этих средств в систему высшего образования России. И в этом смысле важной является разработка системы рейтингования, системы оценок вузов. Понятно, что здесь не обойтись без международного опыта и без использования лучших черт образовательной системы разных стран».

Господин Проценко напомнил, что в конце 2011 года был принят закон, который поменял систему признания дипломов в Российской Федерации. В настоящее время в России признание дипломов людей, получивших образование за рубежом, осуществляется по квалификации, а не по количеству часов. При этом дипломы ведущих университетов мира признаются автоматически, в том числе дипломы британских университетов. Также автоматически признаются дипломы вузов, подпадающих под межправительственные отношения. «Это значит, - добавил чиновник, - что наши ведущие вузы и наша система высшего образования получает большого хорошего конкурента: всю систему образования ведущих вузов мира. Их дипломы в России будут признаваться автоматически. Надеюсь, что семинар поможет понять, куда двигаться, чтобы выдержать эту конкуренцию».

Генеральный консул Великобритании в Санкт-Петербурге господин Гарет Ворд: «В Великобритании учится много иностранных студентов, около 400 тысяч человек ежегодно. Большой процент студентов (25%) учится в других странах, в университетах, которые аккредитованы по совместным программам. Нужна эффективная система оценки успешности вузов в преподавании, науке, исследованиях... Интернационализация образования совпадает с политическими желаниями наших руководителей. В прошлом году было объявлено партнерство знаний между Великобританией и Россией. И сегодняшнее мероприятие характеризует профессиональные позитивные отношения между нашими странами».

Исполнительный директор НФПК Ирина Аржанова в приветственном слове подчеркнула, что Политехнический университет и Британский Совет являются давними партнерами Национального фонда подготовки кадров. Она также кратко представила проекты, о которых пойдет речь на семинаре.

Первый проект связан с разработкой методологии рейтингования вузов и выполняется с конца 2011 по заказу Рособрнадзора (аналитика по проекту и его промежуточные итоги были представлены в докладе Ольги Перфильевой). Второй проект – перманентный проект по сопровождению национальных исследовательских и федеральных университетов. «Мы представим, какие исследовательские университеты каким образом в данный момент соответствуют уровню (в первую очередь в том, что касается исследовательских разработок). Речь идет не просто об оценке деятельности. Являются ли исследовательские университеты группой, которая выделяется только среди российских университетов, или они действительно близки к мировым исследовательским университетам-лидерам?» ? отметила госпожа Аржанова.

И.В.Аржанова также напомнила о том, что в мае НФПК планирует организовать конференцию с участием ведущих экспертов по интернационализации высшего образования.

Заместитель директора Британского Совета в России Кристан Данкамб, приветствуя участников семинара, отметил: «Тема оценки деятельности университетов очень актуальная и сложная, иногда очень спорная. Оценки действуют и в отношении студентов, и в отношении государства. Хорошая оценка поддержит высокую конкурентоспособность вузов, а также поддержит наше сотрудничество. Надеюсь, мы укрепим и расширим связи между вузами Великобритании и России, обмен студентами и учеными».

На семинаре были представлены доклады, отражающие разнообразные аспекты заявленной темы. Главный специалист по оценке и финансированию научно-исследовательской работы в вузах (Совет по финансированию высших учебных заведений в Англии HEFCE) Давина Мэдден рассказала о методике оценки научно-исследовательской деятельности в британских университетах. Руководитель отдела маркетинга Российского индекса научного цитирования Павел Арефьев выступил с докладом «Оценка эффективности научной деятельности вузов в международных и национальных индексах научного цитирования». Главный специалист Департамента развития профессионального образования и науки НФПК Дарья Суслова представила исследование фонда «Показатели оценки эффективности научной деятельности ведущих российских университетов». Руководитель партнерских программ Elseiver Science and Technology(S&T) в России Галина Якшонок рассказала о том, как анализировать и планировать научную деятельность вуза.

На двух докладах мы остановимся подробнее. Эксперт НФПК, директор Центра международных сопоставительных исследований на основе методологий ОЭСР ГУ-ВШЭ Ольга Перфильева в своем докладе «Многомерное ранжирование как методология сбалансированной оценки исследовательской, образовательной и международной деятельности университетов» рассказала о выбранной методике рейтингования вузов. Проект «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования» 2011-2013 гг. вызвал большой (и вполне закономерный) интерес. Достаточно сказать, что в 2011 году МГУ выбыл из сотни лучших вузов по версии QS World University Rankings. Почему это происходит и как отечественное образование может доказать свою конкурентоспособность, особенно после принятия закона о признании дипломов зарубежных вузов?

По мнению Ольги Перфильевой, существующие на сегодняшний день рейтинги имеют целый ряд недостатков. Основных недостатков 4: это недоверие к результатам рейтингов, проблема релевантности, проблема методологии, а также проблема доступности данных. Под релевантностью понимается сомнение, которое вызывают некоторые показатели относительно их способности определять и оценивать качество работы университетов (например, индикатор влияния научного цитирования для оценки качества университетских исследований).

На сегодняшний день вузы оцениваются по 5 основным критериям:

1. Обучение
2. Научные исследования
3. Международная деятельность
4. Трансфер знаний
5. Взаимодействие с регионом/промышленностью

По каждому из этих направлений НФПК разработал индикаторы для составления рейтинга: так, «Научные исследования» оцениваются по 11 индикаторам (среди которых индекс цитирования); в группе «Обучение» также 11 индикаторов, 10 индикаторов составлено для раздела «Международная деятельность», 5 – для группы «Трансфер знаний» (куда входит в том числе и доход вуза от внебюджетной деятельности), и, наконец, группа «Взаимодействие с регионом/промышленностью» оценивается по 3 индикаторам.

Для разработки системы рейтингования НФПК выбрал около 140 вузов, разделив их на группы. В первой ? МГУ и СПбГУ, во второй ? ведущие университеты (9 федеральных + 29 НИУ + 55 вузов по Программе Минобрнауки поддержки программ стратегического развития). В третью группу попали 46 вузов-участников проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».

О.Перфильева подчеркнула, что Национальный фонд подготовки кадров стремится обеспечить широкое экспертное и общественное обсуждение методологии рейтингования российских университетов. Более того: Ирина Аржанова сказала, что «НФПК готов обсуждать проект рейтингования и предложенную методику в любое время и с любыми экспертами».

Региональный директор компании QS (составитель QS World University Rankings) в Центральной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева представила на семинаре доклад «Мировые рейтинги вузов: современные тенденции». Разговор о рейтингах предварял краткий анализ ситуации в сфере образования. Вложения в образование во всем мире растут, причем все больше студентов предпочитают получать образование в другой стране. Международная мобильность растет по экспоненте: так, в 2008 году более 3,3 млн студентов обучались за рубежом, что на 10,7% больше, чем в 2007 году. Поскольку доля иностранных студентов в общей численности студентов вуза является одним из индикаторов для составления рейтинга, госпожа Зайцева считает, что российские университеты могли бы с выгодой для себя использовать эту мировую тенденцию и направить поток иностранных студентов на свои программы. У многих вузов РФ, полагает эксперт, «высокий потенциал интернационализации».

Подробно рассматривая в своем докладе институт рейтингов как таковых (включая историю их появления), Зоя Зайцева подчеркнула, что собственно рейтинг вуза – всего лишь один из инструментов формирования репутации. Репутация ? «критический фактор влияния», помогающий держать пальму первенства. Именно репутация университета имеет наибольшее значение для высокого рейтинга: репутация университета в академических кругах (40%) и репутация среди работодателей (10%). Большую роль играет также индекс цитирования (20%).

QS World University Rankings составляется на основе объективных качественных показателей и с учетом результатов опросов компаний, профессоров и академических экспертов, в которых в 2011 г. приняли участие более 16 000 работодателей и 32 000 экспертов - представителей академического сообщества.

Ведущие мировые университеты в течение многих лет удерживаются на высоких позициях практически во всех рейтинговых системах. По итогам 2011 года, в десятку лучших университетов мира входят Harvard, Cambridge, MIT, Stanford, Berkeley, Yale, Oxford, Princeton, Columbia и Washington Imperial College.

К сожалению, по данным эксперта, в последние несколько лет российская научная школа теряет академическую репутацию. Впрочем, в 2011 году два главных российских вуза ? МГУ и СПбГУ ? возглавили список лучших вузов Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии. При этом они потеряли свои прежние позиции, откатившись с 93-го на 112-е и с 210-го ? на 250-е место. На сегодня в рейтинге QS – лишь несколько российских вузов. В 2011 году в итоговую таблицу рейтинга впервые вошли пять новых вузов: Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Российский университет дружбы народов (РУДН), Томский государственный университет, Алтайский государственный университет, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского. По словам Зои Зайцевой, МГТУ им. Н.Э.Баумана и РУДН оказались в этом рейтинге, потому что выполнили 2 простых условия: 1) аккуратно и правильно заполнили анкету и 2) рекомендовали экспертов.

Анализируя ситуацию, эксперт добавила, что у рейтингов, при всех их плюсах, есть и минусы: они релятивны, опираются на лимитированные данные и, что, пожалуй, главное ? не учитывают специфические сильные стороны университета. Понятно, что эти сильные стороны известны вузовскому руководству. Но нужно сделать так, чтобы эти очевидные плюсы, отличающие каждый вуз от сотен других, стали очевидны и широкой общественности.

Несколько советов для вузов, которые хотели бы все же попасть в ведущие мировые рейтинги.

Во-первых, название университета должно быть унифицированным во всех статьях и упоминаниях. Это, казалось бы, простое условие далеко не всегда соблюдается: нередко аналитики сталкиваются с тем фактом, что авторы статей указывают только название своей исследовательской лаборатории – и таким образом «ставят своему университету подножку». Если у вуза несколько альтернативных наименований, все они должны быть представлены в открытом доступе на сайте. Во-вторых, каждый вуз должен составить пул экспертов, хорошо знакомых с регионом, которые могли бы участвовать в независимой оценке деятельности других университетов. В-третьих, необходимо активно информировать общественность обо всех достижениях студентов, преподавателей, научных коллективов. Нужно регулярно составлять мониторинг достижений и грамотно их подавать: вести блоги, присутствовать в соцсетях (сейчас это все более влиятельный инструмент создания общественного мнения), размещать рекламу и т.д. Другими словами, университетам сегодня нужно «быть открытыми, доступными и интерактивными».

Есть и альтернатива рейтингам: системы аккредитаций и другие публично признанные знаки качества. В РФ таким знаком качества на сегодня можно считать статус федерального и национального исследовательского университета. Следующий шаг – поиск путей признания этого статуса на международном образовательном рынке. 

http://www.nstar-spb.ru/

Версия для печати