Первый проректор СПбПУ В.В. Глухов: «Инженер должен иметь предпринимательские навыки»
Экономика – одно из важных направлений образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. А первой книгой, вышедшей в 2017 году в Издательско-полиграфическом центре СПбПУ, стало учебное пособие «Менеджмент. Конспект лекций». Его автор – доктор экономических наук, профессор Высшей школы промышленного менеджмента и экономики, первый проректор СПбПУ В.В. ГЛУХОВ. В интервью он объяснил, почему современный инженер должен быть и эффективным менеджером, чем отличается мозг человека от машины, и как общая теория управления сказывается на изменениях, происходящих сегодня в нашем университете.
- Владимир Викторович, какое место занимает сегодня менеджмент в системе учебных дисциплин нашего университета?
- В соответствии с учебными планами и программами, по которым мы сегодня действуем, дисциплина «Менеджмент» стала для экономической группы специальностей общеобразовательным предметом и читается на уровне 2 курса, а для стандартов инженерного профиля данная дисциплина принадлежит более высокому уровню преподавания. Поэтому, говоря об общей теории менеджмента, можно сказать, что это общеобразовательная дисциплина для экономической группы специальностей.
- В чем особенность учебного пособия «Менеджмент. Конспект лекций»?
- Оно подготовлено на основании базового учебника «Менеджмент», который выдержал уже несколько изданий, и в нем, с одной стороны, структурирован материал в компактном виде, а с другой – ряд материалов обновлен с учетом того, что происходит сегодня с точки зрения и теории управления, и практической деятельности в конкретных разделах менеджмента на разных уровнях управления в стране.
Сегодня действительно активно развиваются и методы, и приемы, и инструменты управления, что особенно важно для России, где не произошло пока стабилизации в полном объеме новых рыночных механизмов и новых приемов взаимоотношения государственных и предпринимательских структур. И эти изменения постоянно приходится учитывать. Особенностью конспекта является то, что он построен как некая трехуровневая информационная система. С одной стороны, он содержит действительно весь материал, который излагается на лекциях, так сказать, базовый объем знаний. С другой – в нем есть материал, используемый на семинарских занятиях и на упражнениях данной дисциплины. Он излагается в компактном виде. И третья часть – это материал, который студент при желании может изучить дополнительно, самостоятельно, расширяя круг своих знаний.
- А для чего это сделано?
- Для того, чтобы этот учебник было можно использовать не только для данной конкретной экономической специальности, но и, например, для гуманитарных направлений, где будет сделан акцент в другой области, и тогда сама базовая часть будет немного другая, не та, которая излагается экономистам. Данный материал может быть использован и для инженерных и IT-направлений, но в этом случае базовая часть для них тоже станет иной, произойдет перераспределение между базовой и дополнительной составляющей. Но в целом данный конспект преследует цель изложить комплексно весь набор объектов, которыми управляет менеджмент и которые ему принадлежат, и показать их особенности. Кстати, некоторые из этих объектов должны в последующем развиваться в отдельных дисциплинах, но студент на уровне общего курса в голове формирует систему и знает место каждого элемента и объекта, будь то информационные потоки, которые нами управляют, материальное, люди, оборудование или финансы. Но, зная объекты, он может дальше более четко для себя воспринимать развитие отдельного раздела менеджмента, детализировать и углублять его с точки зрения своих знаний. Какие-то разделы в последующем ему могут быть не очень интересны, но систему он должен представлять. Поэтому данный конспект дает именно полную структуру объектов, которыми руководит в организации, на предприятии вся система управления, а также структуру методов, инструментов, приемов и терминологии управления, создавая целостную картину на уровне общего предмета.
- Сегодня мы находимся на самом первоначальном этапе промышленной революции 4.0. Сингулярность к нам приближается с каждым днем, управление становится все сложнее и сложнее. Как вы считаете, не нужно ли менеджмент как базовую дисциплину вводить не только для студентов экономических направлений, но и для инженерных специальностей?
- В том наборе знаний, который в конспекте излагается, я попытался включить все элементы, которые связаны с сегодняшними принципами компьютерного управления, цифрового проектирования, теми механизмами, способами и задачами, которые ставит страна или уровень развития перед конкретными предприятиями с точки зрения направления развития. Что касается менеджмента как обязательного для инженерных специальностей, я бы вспомнил о том, что одной из целей создания Политехнического университета был выпуск инженеров, обладающих предпринимательскими навыками и умениями. А вот предпринимательские навыки и умения, хотите вы того или нет, это, прежде всего, управление и экономика: знание основ и методов управления, знание основ и методов экономики. Поэтому комплексное знание – инженерное и предпринимательское – сегодня крайне необходимо всем.
- Имеет ли смысл настаивать на том, чтобы менеджмент стал базовой дисциплиной для инженерных специальностей, как, скажем, философия или история? Это не праздный вопрос. Дело в том, что, когда мы прочитали книгу, увидели много аспектов, которым хотелось бы поучиться, потому что теория хорошо работает, когда может быть использована на практике.
- Повторю, я считаю, что для всех инженеров сегодня нужно ввести курс предпринимательства. Их надо научить самостоятельно, не боясь, организовать свое предприятие, знать хотя бы простейшие механизмы налогообложения, принципы планирования.
- На обложке вашей книги написана, казалось бы, необычная для данного контекста фраза: «Обучение и обдумывание новых идей приводит к изменению клеток мозга на молекулярном уровне». Можете пояснить, это изменение клеток мозга в лучшую сторону?
- Чем отличается мозг человека от машины? Машину спроектировали, все ее связи и возможности заложены в нее изначально. Мозг человека отличается тем, что он себя строит сам. Если не нагружать его некой интеллектуальной работой, то и не появится каких-то сложившихся внутренних связей. Не зря говорят, что высшая математика нужна не только для того, чтобы уметь взять интеграл и производную. Высшая математика учит логике, рассуждению и принятию последовательных решений – а этому действительно надо учиться, потому что, к сожалению, от рождения человеку этого не дано. Даже многим приемам анализа, выстраивания этапов и логики своих действий и понимания логики чужого надо учиться. Некоторые разделы менеджмента сознательно направлены на то, чтобы эти знания привить: понять последовательность ошибок, связь последствия и неправильно принятого решения, в конце концов, посчитать, во сколько это неправильное решение обойдется...
- Сегодня общая теория управления меняется и во всем мире, и в нашем университете, в частности. В Политехе достаточно сильная школа экономистов, которая была основана еще в 1902 году. Как сейчас общая теория управления сказывается на изменениях, происходящих в нашем университете?
- В общей теории управления не очень много изменений происходит. Хотя какие-то инструменты и приемы вырабатываются, актуализируются, но есть классические варианты, которые применяются, затем от них отказываются, после чего они вновь возвращаются, но уже на другом уровне. Эти классические варианты, наверное, и воспринимаются, как новые изменения в теории. Но они таковыми не являются, это лишь использование тех или иных инструментов, распределение уровня принятия решений по отдельным структурам и права принимать финансово-экономические решения, построение собственной крупной, мелкой, многоступенчатой, укрупненной, по терминологии менеджмента «плоской» или «расширенной» вертикальной структуры. Эти приемы, как я всегда учу студентов, на самом деле зависят от интеллектуального уровня тех, кто сидит в системе управления. Чем слабее ее интеллектуальный уровень, тем она более сложная, чем более интеллектуальные люди работают в системе управления, тем она более простая. Этот закон очевиден. И в значительной степени один или два руководителя стремятся решить свою задачу: как увязать тот интеллектуальный потенциал, которым я владею, и ту структуру, которую я могу построить. Не всегда просто ответить на этот вопрос, но это самая классическая и самая тяжелая задача руководителя – увязать эти два момента. От того, как правильно они будут построены, будет зависеть эффективность всей организации. Я хочу подчеркнуть, что управление является вторичным по отношению к результату. Мы строим управление, которое стоит на фундаменте собственно работающей организации, и потом получаем результат. Поэтому самоцель – не управление, а результат, который даст организация. Управление – это надстройка, которую надо построить правильно и с учетом того опыта и навыка, который есть в самой организации и в похожих на нее, чтобы учиться не только на своих ошибках, но и на чужих тоже.
- Владимир Викторович, большое спасибо за интервью. Получается, что рекомендовать вашу книгу можно не только студентам экономического направления, но и всем студентам Политеха. Уверены, что она будет полезна и тем специалистам, кто занимается управлением уже много лет.
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ