Национальная платформа открытого образования: лицом к регионам, ЛибИнформ

10 Ноября 2015 Образование 670

В России начала свою работу Национальная платформа открытого образования. Самые престижные отечественные вузы будут бесплатно обучать всех желающих онлайн и выдавать сертификаты успешно прошедшим тестирование. Как изменит будущее российского образования эта масштабная обучающая технология? Мы задали несколько животрепещущих вопросов представителям Политехнического университета.

Светлана Калмыкова, кандидат педагогических наук, начальник отдела мониторинга науки и образования Центра мониторинга науки и образования СПбПУ (Политех)

— Светлана Владимировна, в чем отличие Национальной платформы от подобных образовательных проектов на Западе?

С. К.: Посмотрим, что представляет собой довольно известный портал Coursera: на нем выложены образовательные курсы самых разных университетов мира, с которыми у этой платформы есть договор. СПбПУ (Политех) также сейчас заключает договор с Coursera. Однако курсы там представлены не в том объеме, чтобы они могли быть зачтены в учебном плане каждого вуза. Обучаясь в университете, студент должен изучить в соответствии со своим образовательным направлением определенный объем дисциплин. Курсы, которые расположены на Coursera и EdX, другом аналогичном портале, не отвечают этим требованиям. Там можно найти краткосрочные программы, которые длятся три-четыре недели, но по нормам времени они не соответствуют той дисциплине, которая значится в учебном плане. Поэтому их нельзя зачесть в учебном процессе.

— Можно сказать, что Coursera и EdX — порталы для саморазвития?

С. К.: Все верно. Все-таки, некоторые преимущества сертификат Coursera при поиске работы дает и часть работодателей обращает на него внимание. Важная деталь: слушатели получают сертификатCoursera, т.е. платформы, на которой реализован проект, но не того вуза, который этот учебный курс предоставил. У Национальной платформы идея в корне другая. Результаты обучения на портале могут быть зачтены в каждом из вузов России. Именно поэтому курсы, представленные на портале, разработаны в полном соответствии с требованиями рабочей программы дисциплины: название курса, его продолжительность и контент.

— С какой целями создавался Национальный портал?

С. К.: В соответствии с требованиями Министерства образования и науки в учебный процесс должны включаться дистанционные образовательные методики. По сути, обучение на Национальной платформе — это заочное образование, переведенное на новый уровень с помощью электронных технологий.

Ряд вузов не могут поддерживать некоторые направления подготовки, потому что им не хватает преподавателей по этим дисциплинам. Чтобы они могли иметь у себя это направление подготовки, их студенты могут пройти обучение на портале. Если студент не стремится получить сертификат или перезачесть результаты, он может просто послушать лекцию от ведущих профессоров в объеме рабочей программы дисциплин, получить представление, как ведется этот курс в другом университете. Например, наш курс «Математическая логика», который еще не стартовал, читается профессором Юрием Карповым, одним из создателей знаменитого AnyLogic (программное обеспечение для имитационного моделирования).

— Каковы особенности онлайн-преподавания?

С. К.: Вы удивитесь, но если записать традиционную лекцию длительностью 1,5 часа на видео, ее можно сократить до 20-25 минут без потери материала. Подготовить педагогический сценарий видеолекции очень сложно, это отдельная работа. Электронный методист, так назовем эту условную должность, работает с автором и материалом и покадрово расписывает видеоряд и текст.

Форматы лекций могут быть самые разные. Недавно мы отсняли научно-популярный курс, в котором есть присущие этому жанру приемы. Но в большинстве случаев — это имитация обычной лекции в аудитории. Одно из требований к видеолекциям: через 10-минутные промежутки проводить быстрые тесты, которые будут переключать внимание студента. Стандартная лекция в аудитории длится час, но при онлайн-обучении внимание рассеивается быстрее. Доказано, что оптимальная длительность онлайн-лекций 7-10 минут, 15 — уже много, потому что нет живого общения, при котором преподаватель управляет вниманием аудитории. Психологические особенности восприятия тоже нужно учитывать. За рубежом, где первые МООК курсы были разработаны в 2011 году, уже есть первые рекомендации, как повысить усвояемость учебного материала, и мы их внимательно изучаем.

— Что можно преподавать на онлайн-платформе, а что нет? Практические занятия в виртуальное пространство не перенести.

С. К.: Это не совсем так. Возможно, сугубо практическое обучение, которое требует непосредственного участия, выпадает, например, практическая медицина, но и это спорно, ведь существуют виртуальные лаборатории... Однако те направления подготовки, где перед практическими занятиями можно использовать distant lab, могут замечательно преподаваться на Национальной платформе. Например, один из таких практикоориентированных курсов — «Современная промышленная электроника» от профессора нашего университета Вячеслава Шкодырева. Это именно практиориентированный курс, в результате лабораторных работ по этому курсу студенты загружают код, программируют микроконтроллеры и запускают установку.

— Т.е. ограничений для онлайн-обучения нет?

С. К.: На самом деле, на Open EdX именно практикоориентированные курсы, наоборот, очень востребованы: все это можно реализовать.

— Мне представлялось, что на Платформе будет преподаваться теоретическая часть, а практическая — на местах в вузах...

С. К.: Да, тип смешанного обучения возможен... Однако одна из целей портала — дать студентам возможность хотя бы удаленно попробовать работать на современном оборудовании, развивать лаборатории WorldSkills. Ведь в региональных вузах недостаток оборудования — одна из частых проблем. Поэтому мы стремимся реализовать как можно больше практиориентированных курсов.

— Насколько технически удобна и современна платформа, на которой развернут портал?

С. К.: Платформа работает на программном обеспечении Open EdX. Это открытое программное обеспечение с открытым исходным кодом, на котором реализована платформа Гарвардского университета EdX, хотя некоторые модули мы дорабатывали сами. Мы сравнивали несколько платформ и сделали выбор в пользу EdX: это программное обеспечение обладает всем необходимым инструментарием, позволяющим размещать видеолекции, проводить тесты, организовывать совместную работу студентов, совместные проверки знаний, работу в проектных командах и т.д. Курсы имеют понедельное планирование — это также требование Национальной платформы, их структура должна соответствовать определенным методическим требованиям. Указывается, сколько времени студент должен в неделю тратить времени на изучение курса, сколько контрольных точек пройти (1 зачетная единица — около 36 академических часов).

— Каким образом осуществляется научная экспертиза контента?

С.К.: Сегодня она отдана на совесть вузов. В планах — взаимодействие с учебно-методическими объединениями по различным направлениям, которые будут выступать экспертами содержания этих курсов, и разработка нормативно-правовой базы, которая по сути в корне изменит учебный процесс.

Непосредственно методические требования к открытым курсам вузы-члены ассоциации разрабатывали сами, Политех принимал в этом активное участие, мы были одни из ответственных за их разработку.

— Как проходит проверка знаний?

С. К.: Курс особым образом структурирован и по результатам каждой темы проводится самостоятельная работа. Имеется встроенный инструмент контроля как в обычной Learning Content Managient Systi (Системе управления учебным контентом). У студента создается портфолио, в котором видно, как он отвечал, сколько набрал баллов. Если он не сдает пройденную тему, ему не открывается доступ к следующей: он не может двигаться дальше, не изучив предыдущее. Информация о том, что и как студент сдавал, хранится в системе. Поскольку проект только стартовал, сертификат в данный момент выдаем не по всем курсам.

— Процедуры проверки знаний удаленные. Насколько они совершенны?

С. К.: Если студенты из одного вуза, то в этом вузе проводится компьютерное тестирование, как при ЕГЭ. В перспективе — использование технологии eye tracking, эти процедуры — в компетенции ИТМО, они несут ответственность, что данные будут точно верифицированы. Между всеми вузами были распределены обязанности: в частности, Политех отвечал за методическую часть, за прокторинг — ИТМО.

— Проверочным процедурам можно доверять, списать невозможно?

С. К.: Нет. Вузы, организовавшие Национальную платформу, обладают высокой репутацией и очень трепетно относятся к аттестации, чтобы не потерять марку. Процедура контроля знаний обязательна только для тех, кто хочет получить сертификат: желающие могут учиться и не проходя контрольных точек. Но те, кто хочет получить сертификат, обязаны пройти все контрольные точки и набрать необходимое количество баллов. Сертификат выдает не Национальная платформа, а вуз, разместивший курс.

Для перезачета курсов на Национальной платформе институт или университет должен заключить соглашение с ассоциацией вузов-организаторов портала. Предложения уже приходят от многих учебных заведений, но ассоциация не со всеми заключает договор.

— По каким причинам ассоциация может отказать вузу в договоре о перезачете?

С. К.: Например, один из региональных вузов запросил у нас доступ к образовательному контенту, а окончательную процедуру проверки знаний пожелал оставить за собой. Но вузы, образовавшие Национальную платформу, конечно, на такие условия не пойдут, потому что несут ответственность за качество своего обучения. Согласиться на то, чтобы преподаватели стороннего учебного заведения оценивали уровень знаний наших студентов — потерять престиж. Поэтому, если вуз не хочет изменить условия соглашения, ему может быть отказано.

— Как преподаватели воспринимают свою занятость на Национальном портале, ведь это большая моральная ответственность?

С. К.: Для некоторых из них участие в этом проекте как новая жизнь. Например, профессор Василий Макаров, один из ведущих курса «Производственный менеджмент», поначалу, когда ему предложили заняться этим проектом, очень настороженно отнесся, сомневался, что получится. В результате он заявил о себе на всю Россию: сейчас курс смотрит 3,5 тыс. человек и приходит множество прекрасных отзывов. Если поначалу многие преподаватели восприняли участие в Национальной платформе как обязаловку, то сейчас, когда уже стартовали первые пять курсов, многое переосмыслили: почувствовали ответственность и по-новому подошли к работе.

— Западные эксперты отмечают синергетический эффект образовательных форумов: студентам сообща удается решать сложные задачи.

С. К.: Общение со студентами на форумах — обязательный компонент, в этом существенное отличие онлайн-курсов от традиционного заочного обучения. Конечно, форум необходимо постоянно модерировать, и это входит в обязанности педагога, ведущего курс, для него это серьезная работа. Статистика Coursera показывает: если сам преподаватель отвечает на вопросы студентов, это положительно влияет на мотивацию студентов дойти до конца этого курса. Ведь особенность всех курсов МООК — наличие собственной мотивации, чтобы пройти обучение. На курсы Coursera и EdX могут записаться 100 тыс. человек, а до конца курса доходят 5-7% обучающихся. Но если преподаватель общается со студентами, это повышает их вовлеченность.

— Некоторые считают, что Национальная платформа поднимет качество обучения в регионах, а другие опасаются, что она создаст возможности для профанации образования.

С. К.: Сложно говорить о профанации за счет Национальной платформы. Она и так есть в некоторых вузах, которые декларируют дистанционное обучение, но практически не ведут учебный процесс в реальности. Здесь же такое невозможно... Обезличенные процедуры контроля, которые не зависят от того, как к тебе относится преподаватель, уже являются своего рода гарантией.

Не секрет, что в региональных вузах, да и в некоторых вузах больших городов, не хватает высокопрофессиональных преподавателей или нагрузка так велика, что преподаватель не успевает нормально вести процесс обучения. В этом случае наш портал может оказаться большим подспорьем. У меня нет опасений, что технология, которую мы развиваем, негативным образом скажется на образовательном процессе.

— Какие социальные последствия будет иметь эта технология? Послужит ли она в качестве «социального лифта»?

С. К.: Конечно, одна из основных целей Национальной платформы — дать возможность как можно большему числу желающих обучиться у ведущих преподавателей, к которым они никогда не смогли бы попасть. Особенно эта возможность важна для тех, кто живет вдали от крупных научных центров, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург: студенты из любого региона смогут пройти курс от ведущего вуза, увидеть современную технику, на которой все реализуется. Образование поворачивается лицом ко всем регионам. Не исключено, что наиболее одаренные студенты будут замечены на портале. К тому же, набирает силу тенденция непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Беседовала Елена Реди. ЛибИнформ

Версия для печати