В образовательном центре «Сириус» состоялся «Недетский разговор» с Владимиром Путиным

24 Июля 2017 Образование 1066

В пятницу, 21 июля, Президент РФ Владимир Владимирович ПУТИН встретился с одаренными детьми – учащимися Сочинского образовательного центра «Сириус». Прямая линия, которая получила название «Недетский разговор», продолжалась около трех часов. Президенту задавали вопросы по широкому кругу тем – от политики и экономики до его предпочтений в музыке, еде и досуге. Большой блок вопросов касался образования, в частности – высшего.

 Встреча воспитанников образовательного центра СИРИУС с президентом страны В.В. Путиным

Рассказывая историю и причины создания этого центра на базе олимпийской инфраструктуры, Президент отметил, что этот проект «придуман не зря». Напомним, что «Сириус» был создан в декабре 2014 года фондом «Талант и успех» по инициативе Президента, который является председателем его попечительского совета. К слову, и название придумал сам глава государства – по имени самой яркой звезды, ведь в центр, по его словам, приезжают яркие, интересные, увлеченные своим делом ребята. Цель работы центра – выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусства, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успехов в техническом творчестве. За время существования «Сириуса» в нем прошли обучение уже 15 тысяч детей практически из всех регионов России.

В этом году в «Сириусе» появилось несколько новых направлений, среди которых живопись, химия, биология, шахматы, информатика. Образовательная программа «Сириуса», рассчитанная на 24 дня, включает в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, мастер-классы, творческие встречи с признанными в своих областях профессионалами, комплекс оздоровительных процедур, а в течение учебного года – общеобразовательные занятия. Следует отметить, что между Политехом и «Сириусом» существует партнерское соглашение. Университет привлекает своих студентов, сотрудников и преподавателей к различным совместным проектам. Так, в июле прошлого года делегация СПбПУ во главе с ректором А.И. РУДСКИМ посетила образовательный центр, пообщавшись с тремя сотнями одаренных детей со всей России. Преподаватели Политеха регулярно читают лекции в «Сириусе», а в начале этого лета в стенах нашего университета прошла конференция выпускников образовательного центра – в ней приняли участие более 100 ребят из научных смен «Сириуса».

 За 3 часа Президент ответил на несколько десятков вопросов

Сейчас в вузах по всей стране идет приемная кампания, а потому вопросы, связанные с поступлением, волнуют многих. Во время встречи с воспитанниками «Сириуса» Президент заявил, что в этом году число бюджетных мест в вузах увеличивается. Ранее в отчете Правительства РФ было указано, что общий объем контрольных цифр приема на 2016-2017 учебный год составил 529 тысяч человек, а на 2017-2018 – на тысячу человек больше. «Мы заинтересованы, чтобы в Политех поступали творческие и одаренные ребята, – поясняет проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. РАЗИНКИНА. – Однако их поиском и привлечением мы занимаемся не только во время приемной кампании – эта работа ведется целенаправленно и планомерно в течение всего года».

Воспитанники «Сириуса» рассказали Президенту, что на сегодняшний день список конкурсов и олимпиад, участие в которых дает право на льготы при поступлении в вузы, по их мнению, недостаточно обширен (сейчас их 87, включая 2 конкурса-конференции). При этом льгот при поступлении создателям научных проектов не предоставляется. Президент предложил расширить список конкурсов и олимпиад по научным проектам, а также пообещал рассмотреть возможность увеличения числа конкурсов проектов, победители которых получали бы льготы при поступлении в вузы.

Коснулся Президент и вопроса о наградах для педагогов победителей олимпиад. Он напомнил, что в России существует система поощрений для тренеров и педагогов, ученики которых стали победителями олимпиад, добавив, что «если награды не доходят, то это явное упущение со стороны соответствующих административных структур». «У нас существует целая система поощрений и тренеров, и педагогов. Те ваши наставники, которые вас готовят к таким крупным мероприятиям, готовят, совершенно очевидно, хорошо, отлично. У нас наши ребята выигрывают постоянно, занимают первые места на подобных соревнованиях. И если до них эти награды не доходят, то это явное упущение со стороны соответствующих административных структур. Мы это упущение исправим», – сказал В.В. ПУТИН.

Дарья ИЛЬИНА из Великого Новгорода – она занимается живописью – спросила у Президента, как ребятам из регионов попасть в ведущие вузы страны, если существует такая проблема, что многие региональные школы – не московские и петербургские – просто не поддерживаются и не рассматриваются для того, чтобы была единая программа для поступления в них. «То есть у талантливых художников, возможно, иногда нет шанса даже попасть, потому что они не рисуют “под определенную школу”», – уточнила она свой вопрос. «Вы знаете, вопрос для меня непростой, и я не очень понимаю, что значит “рисовать под определенную школу”, – признался Президент. – Но я думаю, что если человек хочет добиться какой-то цели и знает, что в том или ином высшем учебном заведении есть какие-то требования, значит, нужно стремиться к тому, чтобы эти требования выполнить. Значит, нужно знать, какие конкретно требования, и нужно сделать всё, особенно при современных способах дистанционного образования. Наверное, это не самый простой выбор, не самый простой вариант решения проблемы, но когда человек лично для себя решает что-то делать, то надо искать пути, надо проявить талант, настойчивость».

Звучали из зала и еще более острые вопросы на тему поступления и системы образования в целом. Например, Президента спросили, возможно ли в наше время произвести глобальные изменения в образовании? Дети жаловались на то, что выпускники школ, сдающие ЕГЭ, в частности по физике, заучивают готовые формулировки и учатся решать стандартные задачи, из-за этого падает интерес к предмету. В.В. ПУТИН считает, что изменения в системе образования нужны, но говорить об этом должен не он, а эксперты: «Конечно, физика очень нужна. А это значит, что нужно вносить изменения и в систему преподавания. Я сейчас не отвечу вам, что конкретно надо сделать и как нужно изменить преподавание отдельных предметов, в том числе по физике, скажем, по математике – это все дело специалистов. Я не могу подменять собой мнение экспертов, это было бы неправильно и, как модно говорить, контрпродуктивно, даже вредно. Поэтому дело, прежде всего, специалистов».

Что касается ЕГЭ и «начетничества», которое с этим связано, – это плохо, и, по мнению  Президента, «в этом случае здесь точно совершенно нам нужно поменять». Однако глава государства отметил и положительные стороны ЕГЭ. В частности, то, что благодаря ему удалось добиться значительного увеличения числа студентов из регионов в ведущих вузах страны. «Здесь есть и плюсы в этом ЕГЭ. Вы знаете, в крупнейшие, ведущие вузы страны до того, как ЕГЭ был введен и заработал в полном объеме, ребята с периферии попадали в эти вузы в небольшом количестве. Это было всего 10-15%. Сейчас у нас свыше 60% (студентов из регионов. – Примеч. Ред.) в ведущих вузах страны учатся и поступают туда ребята с периферии. Это существенным образом расширило географию и возможности для талантливых одаренных ребят со всей территории РФ… и это безусловный плюс ЕГЭ», – сказал В.В. ПУТИН.

Президент считает, что российская молодежь с 14 лет может заниматься бизнесом (но для этого необходимо разработать правила). При этом доходы несовершеннолетних, создавших какие-либо запатентованные изобретения, должны быть легализованы: «Что касается защиты патентной, то здесь я, честно говоря, не вижу проблем. Если человек изобрел в любом возрасте, какая разница?.. Это изобретение должно быть защищено. Уже здесь, не привлекая никаких финансовых ресурсов, можно получать и доход, нужно, чтобы этот доход был легализован». «На мой взгляд, все-таки имея в виду, как развивается эта сфера деятельности, имея в виду, что действительно много молодых людей, ребят в возрасте достаточно юном, с 14 лет могут заниматься (бизнесом. – Примеч. Ред.), нужно, чтобы это было легально. Надо просто продумать эту систему, которая гарантировала бы права человека и не создавала бы дополнительные какие-то сложности, с точки зрения эксплуатации его труда, ответственности, и так далее», – добавил В.В. ПУТИН.

Помимо того что глава государства ответил на десятки вопросов – как шуточных, так и серьезных, для участников научной смены «Сириуса» встреча с Президентом стала серьезной возможностью познакомить его со своими проектами. Ребят интересовало, будут ли материально поддерживаться проекты, которые они делают здесь, в образовательном центре. «Мне бы хотелось, чтобы это все увидело свет. Это, конечно, в значительной степени зависит от того, насколько интересны эти проекты, насколько они востребованы, насколько перспективны», – пояснил Президент. Он напомнил, что в России для молодых исследователей  создана целая система грантовой поддержки по различным направлениям. «Для молодых исследователей мы создали несколько вариантов этой грантовой поддержки, – продолжал глава государства. – Это индивидуальная поддержка, она рассчитана где‑то, по‑моему, на год-полтора. На нее выделяется небольшая сумма, но все‑таки полтора миллиона рублей. Это поддержка лабораторий. На нее уже выделяется три миллиона рублей с возможностью продления. И поддержка лабораторий. Это уже достаточно большая группа исследователей. Этот грант уже 30 миллионов рублей».

Президент говорил о необходимости привлечения молодых ученых по таким направлениям, как природоохранная деятельность, сельскохозяйственные науки, физика, искусственный интеллект. По словам В.В. ПУТИНА, на поддержку молодых ученых в этом году было дополнительно выделено 3 млрд рублей. В ближайшие несколько лет на систему грантовой поддержки молодежи будет направлено 50 млрд рублей. «Повторяю, это дополнительные деньги (кроме финансирования науки в целом, академической науки), нацеленные на поддержку молодых исследователей», – пояснил он. «У нас в рамках АСИ целая линейка, связанная с поддержкой молодых специалистов в различных областях, – добавил Президент. – По линии “Роснано” есть такие возможности. Такие возможности есть и по линии “Сколково”, которое делает технопарки. Технопарки детские создаются в 24 регионах и до конца этого года будет создано  еще 17. Поэтому в целом у вас есть куда обратиться. Я желаю вам удачи».

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ по материалам kremlin.ru. Текст: Инна ПЛАТОВА

Версия для печати