Политех делится опытом внедрения технологий дистанционного образования в учебный процесс

15 Сентября 2016 Образование 450

Круглый стол, посвященный обсуждению того, как встраиваются массовые открытые онлайн-курсы (МООК) в традиционный образовательный  процесс, прошел на базе Высшей школы экономики (Москва) на прошлой неделе. Спикерами выступили  представители вузов, уже имеющих достаточно большой опыт в этой области: Д.Н. Янышев (МГУ, доклад на тему: «Межфакультетские курсы МГУ как основа массовых онлайн-курсов»); С.В. Калмыкова (СПбПУ, «Опыт СПбПУ: организация образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); Е.Ю. Кулик (ВШЭ, «Об опыте реализации открытых курсов НИУ ВШЭ на Национальной платформе открытого образования»); Г.В. Можаева (ТГУ, «Изменение роли преподавателя университета в условиях интеграции МООК в образовательные программы»). Всего в работе круглого стола приняли участие около 100 человек – они общались как непосредственно в конференц-зале, так и с помощью видеосвязи.

В 2015-2016-м в Политехе в образовательные программы бакалавриата включены МООК по 6 дисциплинам

Тематика круглого стола представляет большой интерес, поскольку проблемы, касающиеся механизмов встраивания онлайн-курсов в традиционный образовательный  процесс, сегодня весьма актуальны. «В каждом из вузов проделана большая работа по созданию курсов, накоплен опыт, устоялись регламенты и нормативы на их создание. Опыт размещения курсов тоже у всех разный, разные платформы, разные цели», – комментирует заместитель директора Центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий СПбПУ С.В. КАЛМЫКОВА. Участники круглого стола делились наработанным опытом о методиках перезачета и интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс. «Кто-то делает это по желанию студента и кафедры, – продолжает Светлана Владимировна, – кто-то принудительно, а кто-то проанализировал все возможные варианты и для каждого вида курсов – своих МООК, размещенных на любой платформе, курсов на Национальной платформе открытого образования, и чужих – приводит различные варианты перезачета и переаттестации. Это тоже очень правильно – не должно быть единой “гребенки” для всех курсов».

С.В. Калмыкова во время круглого стола рассказала о том, как Политех внедряет в образовательный процесс дистанционные технологии

Одной из важных проблем, обсуждаемых на круглом столе, стал выбор платформ, наиболее подходящих для обучения. Почему Moodle или openEdx – может, лучше программировать свое? На этот вопрос пытались найти ответ участники. Позиция, которая на сегодняшний день независимо друг от друга сформировалась у всех вузов, имеющих опыт в данном вопросе: надо работать с имеющимися открытыми решениями, при необходимости принимая участие в их доработке, а писать с нуля всю платформу смысла не имеет.

Проректор по образовательной деятельности Е.М. Разинкина и директор Института дополнительного образования К.В. Евдокимов

В рамках круглого стола Политехническому университету было чем поделиться с коллегами по поводу внедрения массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс. Ведь только в этом учебном году в  образовательные программы бакалавриата включены МООК по философии, истории, физической культуре (лекционный материал), логистике, современной промышленной электронике, математической логике. Как отмечает проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. РАЗИНКИНА, в университете идет системное поэтапное построение системы смешанного обучения (blended-learning) на основе введения онлайн-курсов в саму организацию учебного процесса. «Смешанное обучение основано на гибком комбинировании (в различных пропорциях в зависимости от характера дисциплины) обучения в аудитории с самостоятельными занятиями студентов с использованием онлайн-курсов, в основном разрабатываемых ведущими преподавателями Политеха, – поясняет Елена Михайловна. – Задача внедрения МООК в учебный процесс по очной форме обучения ставит перед вузом дополнительные задачи по организации и обеспечению этой принципиально новой формы организации учебного процесса». И, по мнению проректора по образовательной деятельности, подходить к ее решению необходимо системно и таким образом, чтобы основной целью выступало повышение качества подготовки специалистов.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати