Визит заместителя министра образования и науки РФ А.Б. Повалко в СПбПУ

18 Июня 2015 495

Сегодня заместитель министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко посетил Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Он ознакомился с объектами научно-исследовательской инфраструктуры вуза и провел рабочую встречу с ректором СПбПУ А.И. Рудским.

Ректор СПбПУ А.И.Рудской и Заместитель Министра образования и науки РФ А.Б. Повалко

В ходе визита А.Б. Повалко посетил Российско-Германский Центр лазерных технологий, входящий в состав Института лазерных и сварочных технологий СПбПУ, а также новый научно-исследовательский корпус. Заместителю министра рассказали о том, что здесь завершается строительство суперкомпьютера петафлопсного класса, занимающего по мощности 3-е место в России и 82-е – в мире; об исследованиях и разработках инновационных технологий мирового уровня, которые планируется осуществлять в стенах нового научно-исследовательского корпуса, а также о возможностях научного сотрудничества и коммерциализации разработок.

Во время встречи с ректором А.И. Рудским обсуждались основные научно-исследовательские проекты Политехнического университета в рамках Программы «5-100-2020». В ходе интервью Медиа-центру СПбПУ А.Б. Повалко ответил на ряд вопросов, касающихся реализации проекта по повышению конкурентоспособности российских вузов.

А.Б. Повалко в научно-исследовательском корпусе СПбПУ
Посещение научно-исследовательского корпуса СПбПУ

– Александр Борисович, прошло два года с момента запуска Программы «5-100-2020».  Можете подвести некий общий итог, и на чем, по вашему мнению, в ближайшее время стоит сосредоточиться вузам-участникам?

Программа имеет как минимум один результат. Она запустила масштабные изменения в университетах, касающиеся в первую очередь не столько изменения инфраструктуры университетов, сколько схемы поведения людей. Пошли корневые сдвиги, университеты превращаются в гораздо более динамичные современные структуры. Сформированы определенные исполнительные механизмы, которые позволят осмысленно тратить деньги и выполнять мероприятия из «дорожных карт». Явно усилилась исследовательсткая составляющая, причем не просто так – эти исследования сейчас встраиваются в образовательные программы, фактически студентов готовят через исследовательские проекты. По рейтингам есть определенные успехи, особенно в предметных рейтингах сильный рост пошел. Конечно, они хороши как цифровой показатель, тем не менее гораздо важнее содержание происходящих изменений.

Одна из поставленных перед вузами задач в контексте Проекта «5-100» – привлечение иностранных студентов и преподавателей. В нынешней политической обстановке захотят ли они ехать учиться и работать к нам?

Здесь все очень просто: если нам есть что предложить, то они приедут. Если предложить нечего, то можно сказать, что «у нас политическая обстановка и недружественное окружение». Приезжают туда, где есть программы. Каждый ученый делает вывод для себя сам: так, Россия – конфронтация ощущается. Политех – здесь передовые исследования, сильные научные школы. Просто так – не поедут, но если предложить интересный проект, готовую инфраструктуру, на которой можно сразу начать работать, тогда они будут готовы приехать сюда.

– Проект «5-100» закончится через пять лет. Какие навыки и компетенции должны сформировать университеты-участники, чтобы уверенно себя чувствовать после прекращения финансирования?

– Это абсолютно верный вопрос – вопрос устойчивости тех изменений, которые сейчас подпитываются государственным финансированием. Все зависит от самих вузов и от того, как они воспользуются приобретенными навыками для дальнейшего развития. В этом кроется некая проблема. Есть привычная схема: пока деньги есть – мы работаем. Первое, о чем мы стараемся договариваться: каждый проект, который в университете запускается, по прошествии 3-5 лет должен быть полностью обеспечен финансированием. Любые изменения, которые происходят сегодня в университетах, – это и создание лабораторий, изменения в образовательных программах и в системе управления, – все это должно быть нацелено на то, чтобы в конечном итоге бюджетный поток денег был замещен иными источниками. Например, университет привлек ресурсы и совершил какой-то скачок. Он становится интереснее для партнеров, они готовы давать ему деньги. Но каждый сотрудник – преподаватель, ученый, исследователь, всегда должны искать способ что-то привлечь в университет, сделать так, чтобы на выходе из Программы вуз был самостоятельным и мог привлечь достаточное финансирование.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати