«Подпольные» сокровища 2-го учебного корпуса

Соседство зданий разных лет и стилей, помнящих разные времена и нравы, – вот что делает кампус Политехнического университета совершенно неповторимым. Кампус Политеха – это более 200 зданий, расположившихся на площади 120 га и охватывающих целых четыре станции метро. Общежития Студгородка – в стиле конструктивизма, церковь Покрова Пресвятой Богородицы по проекту архитектора И.В. Падлевского – в древнерусском стиле, Главное здание и Химический корпус – в стиле неоклассицизма, характерном для петербургской архитектуры конца XIX века в целом.

У 2-го учебного корпуса СПбПУ характерные для зданий петербургской промышленной застройки кронца XIX- начала XX века черты

К 1905 году вместе с Главным и Химическим корпусами в строй были введены 1-е и 2-е общежития, Механический павильон, 1-й профессорский дом и несколько других зданий, которые, в отличие от Главного здания и Химкорпуса, выглядели скромно, а неоштукатуренные фасады, делавшие красный цвет кирпича доминирующим, придавали им сходство с характерными зданиями петербургской промышленной застройки. То есть 2-й учебный корпус, с которым хорошо знакомы студенты Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций (ИФНиТ) и Института прикладной математики и механики (ИПММ), расположенных здесь сегодня, до революции был студенческим общежитием. В советское время здесь произошла грандиозная перепланировка – жилые комнаты превратились в учебные аудитории, после чего значительных изменений во внутреннем и внешнем облике здания не происходило. Однако с осени 2016 года началась реставрация помещений главной лестницы 2-го корпуса.

Реставрация фасадов Главного здания университета и 2-го учебного корпуса идет под контролем КГИОП и Департамента ремонтно-восстановительных работ СПбПУ

«Ансамбль зданий Политехнического университета является памятником архитектуры федерального значения и требует к себе особого отношения, – рассказывает проректор по административно-хозяйственной работе СПбПУ С.В. РОМАНОВ. – В настоящее время под контролем специалистов КГИОП и Департамента ремонтно-восстановительных работ СПбПУ идет реставрация фасадов Главного здания и штукатурно-лепного декора и кованого ограждения лестницы второго учебного корпуса. Ремонтно-восстановительные и реставрационные работы проводятся и будут проводиться для сохранения исторических ценностей университета и города».

И что же, как вы думаете, было обнаружено при демонтаже «советских» полов? Это сокровище большой ценности – кусочек истории нашего Политеха. Под старым линолеумом долгие десятилетия были спрятаны красивейшие полы, выложенные фигурной метлахской плиткой! На то время это было одно из самых дорогостоящих напольных покрытий, высокая цена которого оправдывалась высоким качеством, износостойкостью и красотой. Свое название она получила в честь немецкого города Метлах, где в середине позапрошлого века было налажено первое крупномасштабное производство изделий из керамики. Керамикой подобного образца декорировались не только жилые дома, но и известные исторические дворцы, соборы и вокзалы. Здания Большого театра в Москве, Мариинского театра и Российской Национальной библиотеки в Петербурге, Гамбургское метро, Кельнский собор и даже каюты высокого класса на небезызвестном «Титанике» – их полы были украшены покрытием из метлахской плитки.

 Под старым линолеумом во 2-м учебном корпусе были спрятаны красивейшие полы, выложенные фигурной метлахской плиткой

«Обнаруженная под старым покрытием плитка хорошо сохранилась – в основном потребовалась тщательная очистка и затирка трещин и сколов. Конечно, не обошлось и без потерь – в местах прокладки инженерных коммуникаций части плитки были утрачены. Эти участки пола будут восстановлены путем укладки новой плитки, тщательно подобранной по размеру, цвету, рисунку и фактуре», – говорит директор Департамента ремонтно-восстановительных работ СПбПУ М.В. ЖИВОВ. Но полы из метлахской плитки – это не единственная находка. «В помещении вестибюля, справа и слева от главной лестницы, там, где мы помним глухие кирпичные стены, ранее были просторные арки, объединяющие три обособленных помещения в одно пространство, – продолжает Марк Викторович. – Исторические арки также планируется восстановить, изменится и планировка вестибюля. Интересно, что высота полов в помещениях отличается – вестибюль располагается чуть ниже уровня аудиторий. Во время работ были обнаружены фрагменты ступеней, ведущих из одного помещения в другое. Мы восстановили исторический облик ступеней – именно такими они и будут снова, выполненные из плотного известняка Путиловского месторождения».

Метлахской плиткой выложены и площадки  между лестничными пролетами в Главном здании СПбПУ

Надо сказать, что слоистые плитчатые карбонатные осадочные горные породы, добыча которых началась и бурно развивалась в южных окрестностях Санкт-Петербурга, наряду с кирпичом стали одним из главных строительных материалов города. Достаточно пройтись по исторической части города, и мы увидим, сколь часто и разнообразно использовался так называемый «путиловский камень». Цоколи зданий, ограды, ступени, колонны и порталы, лестничные марши и оконные наличники – все это уже много десятилетий служит людям и придает нашему городу неповторимый вид. Путиловский известняк применялся при облицовке станций метрополитена, например, «Достоевской», а также при строительстве и восстановлении других архитектурных объектов Санкт-Петербурга – стадиона «Петровский», фонтанов в Петродворце, отдельных объектов Петропавловской крепости.

Заботясь о том, чтобы вернуть зданиям и интерьерам Политеха прежний облик, мастера стараются проводить реставрационные работы бережно и с максимальным соответствием изначальной концепции. И кто знает, какие новые сокровища откроются под очередным советским линолеумом?.. А то, что во 2-м учебном корпусе когда-то по недомыслию было засыпано, замуровано и забетонировано, уже этой весной предстанет перед нашими глазами совсем в ином виде. Это будут другие интерьеры – исторически правдивые.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ по информации, предоставленной Административно-хозяйственными службами. Текст: Инна ПЛАТОВА

Версия для печати