Общая информация
Статьи и материалы по теме:
Финансирование ЕС: Прогнозы и сценарии развития
Бюджет ЕС сталкивается с трудной задачей - финансировать больше с меньшими затратами. Ожидается, что ЕС будет играть более значительную роль в новых областях политики, таких как миграция, внутренняя и внешняя безопасность или защита. И Европа должна также сохранить свою ведущую роль на мировой арене, как основной поставщик гуманитарной помощи, помощи в целях развития, а также как лидер борьбы с изменением климата. Эти задачи должны быть достигнуты за счет бюджета ЕС, который будет только уменьшаться после выхода Великобритании из состава ЕС.
Текущий аналитический отчет рассматривает эту проблему и ставит ключевые вопросы для дальнейшего обсуждения, основываясь на пяти сценариях, описанных в очередном докладе «Белая книга»: будет ли ЕС просто продолжать двигаться дальше по имеющемуся сценарию; будут ли страны-участницы ЕС меньше работать совместно; будет ли ЕС двигаться вперед с разной степенью интенсивности; будет ли делать меньше, но более эффективно или будут ли страны-участницы ЕС работать более сплоченно? Каждый из этих сценариев будет иметь разные последствия – в зависимости от того, в каких объемах и на какие цели выделается финансирование и от того, откуда финансирование поступает. Варианты колеблются от сокращения расходов на существующую политику до увеличения доходов.
Кроме того, в аналитическом отчете изложены основные особенности распределения бюджета ЕС и представлены основные тенденции и события в ключевых областях политики ЕС.
https://ec.europa.eu/commission/publications/reflection-paper-future-eu-finances_en
Белая книга «Будущее Европы»: Прогнозы и возможные пути развития ЕС27 к 2025 году
Отчасти благодаря Horizon 2020, крупнейшей в мире многонациональной исследовательской программе, Европа занимает лидирующие позиции в области инноваций. Выбранный дипломатический курс имеет реальный вес и помогает сохранять мир более безопасным и устойчивым, о чем свидетельствует историческое соглашение с Ираном по ядерной программе, ведущая роль, которую ЕС играет в Парижском соглашении об изменении климата или утверждение Организацией Объединенных Наций Целей устойчивого развития на 2030 год. Это влияние подкрепляется тесным сотрудничеством ЕС с НАТО и его активной ролью в Совете Европы.
Европа привлекательна для многих партнеров. Перспектива вступления в ЕС, хоть и долгосрочная, является мощным инструментом для обеспечения стабильности и безопасности вдоль границ.
В Европе уже есть самые передовые в мире системы государств c высоким уровнем социального благосостояния, которые могут обеспечить решение социальных проблем во всем мире. Европейское научное сообщество находится в авангарде глобальных исследований направленных на решение проблем здравоохранения, таких как лечение болезни Альцгеймера. Тем не менее, системы социальной защиты должны быть значительно модернизированы, чтобы оставаться доступными и идти в ногу с новыми демографическими реалиями и условиями жизни.
Это вдвойне важно, так как Европа переживает процесс дигитализации общества, которая уже размывает границы между наемными рабочими и индивидуальными предпринимателями, товарами и услугами, а также потребителями и производителями. Многие из сегодняшних рабочих мест не существовали десять лет назад. В последующие годы появится ещё больше. Вероятно, большинство детей, поступающих в начальную школу сегодня, будут работать на новых типах работ, которые пока еще не существуют. Задачи, связанные с более широким использованием высоких технологий и автоматизации, повлияют на все рабочие места и отрасли будущего.
Максимальное использование новых возможностей при одновременном снижении любых негативных последствий потребует значительных инвестиций в знания и серьезного переосмысления системы образования и непрерывного обучения. Также потребуется внедрение новых социальных прав, соответствующих меняющемуся рынку труда.
В то же время Европа привержена амбициозной экологичной экономике и сокращению вредных выбросов. И ЕС придется продолжать адаптироваться к усилению климатических изменений и растущему воздействию окружающей среды. Промышленности, городам и домашним хозяйствам необходимо будет изменить способы функционирования и энергопотребления. ЕС уже является лидером по количеству «умных городов», в эффективном использовании природных ресурсов и в глобальной борьбе с изменением климата. Компании ЕС владеют 40% мировых патентов на технологии использования возобновляемых источников энергии. Одной из главных задач ЕС будет выведение инновационных решений на рынок, как в рамках Евросюза, так и за рубежом.
Продолжать двигаться по имеющемуся сценарию | Только единый рынок | Кто хочет делать больше, делает больше | Делать меньше, но более эффективно | Более сплоченное взаимодействие | |
---|---|---|---|---|---|
Единый рынок и торговля | Укрепляется единый рынок, в том числе, в энергетическом и цифровом секторах; ЕС27 преследует прогрессивные торговые соглашения | Укреплен единый рынок товаров и капитала; Стандартизация продолжает отличаться по странам; Свободное передвижение людей и услуг не полностью гарантировано | Единый рынок укрепляется, и ЕС27 преследует прогрессивные торговые соглашения | Общие стандарты сводятся к минимуму, контроль за исполнением усиливается в областях, регулируемых на уровне ЕС; Торговля исключительно на уровне ЕС | Укрепление единого рынка за счет гармонизации стандартов и усиления соблюдения; Торговля исключительно на уровне ЕС |
Экономический и валютный союз | Поступательный прогресс в улучшении функционирования зоны евро | Сотрудничество в зоне евро ограничено | Как в первом сценарии, за исключением группы стран, которые углубляют сотрудничество в таких областях, как налогообложение и социальные стандарты | Предпринимаются несколько шагов по консолидации зоны евро и обеспечению ее стабильности; ЕС27 делает меньше в некоторых областях занятости и социальной политики | Экономический, финансовый и налоговый союз будут созданы, как это было предусмотрено в докладе Пяти президентов от июня 2015 года |
Шенген, миграция и безопасность | Сотрудничество в управлении внешними границами постепенно увеличивается; Развитие общей системы предоставления убежищ; Улучшение координации по вопросам безопасности | Нет единой политики миграции или предоставления убежища; Дальнейшая координация по вопросам безопасности, рассматриваемая на двусторонней основе; Более планомерный контроль внутри страны | Как в первом сценарии, за исключением группы стран, которые усиливают сотрудничество по вопросам безопасности и правосудия | Сотрудничество в вопросах управления границами, политики предоставления убежища и борьбы с терроризмом носит систематический характер | Как и в четвертом сценарии, сотрудничество в области управления границами, политики в отношении предоставления убежищ и борьбы с терроризмом является систематическим |
Внешняя политика и оборона | Улучшение взаимопонимания в вопросах международной деятельности; Более тесное сотрудничество | Некоторые вопросы внешней политики все чаще рассматриваются на двусторонней основе; Политика в области обороны остается неизменной | Как и в первом сценарии, за исключением группы стран, которые укрепляют сотрудничество в области обороны, уделяется особое внимание военной координации и совместному вооружению | ЕС выступает единым целым по всем вопросам внешней политики; Создается Европейский оборонный союз | Как и в четвертом сценарии, ЕС выступает единым целым по всем вопросам внешней политики; Создается Европейский оборонный союз |
Бюджет ЕС | Частично реструктуризированы, чтобы соответствовать реформам, принятым ЕС27 | Сфокусированы на финансировании основных функций, необходимых для единого рынка | Как в первом сценарии; Некоторые страны-участники осуществляют дополнительное бюджетирование тех областей, которые они решают развивать больше | Значительно реструктуризированы в соответствии с новыми приоритетами, согласованными на уровне ЕС27 | Значительно реструктуризированы и увеличены, подкреплены собственными ресурсами; Стабилизация налогового регулирования в еврозоне |
Результативность | Реализуемая программа дает конкретные результаты; Принятие решений остается сложным для понимания; Полученные результаты не всегда соответствуют ожиданиям | Ограничена возможность действовать коллективно; Вопросы, представляющие общий интерес, часто должны решаться на двусторонней основе | Как и в первом сценарии, реализуемая программа дает конкретные результаты; Некоторые группы участников достигают больших результатов совместно в определенных областях; Принятие решений становится более сложным | ЕС действует быстрее и эффективнее, в случаях когда иметь лидирующую роль | Принятие решений осуществляется быстрее, контроль усиливается во всех аспектах; Вопрос финансовой ответственности встает перед теми странами-участницами, которые считают, что у ЕС слишком власти в этом вопросе |
Ключевые события, влияющие на финансирование научной и инновационной деятельности в ЕС
1 марта 2017 – Согласование Белой книги «Будущее Европы»
9-10 марта 2017 – Заседание Европейского Совета (ЕС27)
25 марта 2017 – Саммит ЕС27 – Римская декларация – 60летний юбилей
конец апреля 2017 – Согласование Аналитического отчета «Социальное благосостояние Европы»
середина мая 2017 – Согласование Аналитического отчета «Глобализация работает на нас»
конец мая 2017 – Согласование Аналитического отчета «Усиление Экономического и монетарного союза»
26-27 мая 2017 – Саммит G7, Таормина, Италия
начало июня 2017 – Согласование Аналитического отчета «Будущее обороны Европы»
9 июня 2017 – Конференция «Оборона и безопасность», Прага, Чехия
22-23 июня 2017 – Заседание Европейского Совета
конец июня 2017 – Согласование Аналитического отчета «Будущее финансирование Европы»
7-8 июля 2017 – Саммит G20, Гамбург, Германия
середина сентября 2017 – Доклад президента ЕС 2017
19-20 октября 2017 – Заседание Европейского Совета
17 ноября 2017 – Саммит на тему Социального благополучия Европы, Гётеборг, Швеция
14-15 декабря 2017 – Заседание Европейского Совета (ЕС27)
июнь 2019 – Парламентские выборы Европы