Центр НТИ СПбПУ представил на ВУЗПРОМЭКСПО-2020 первый российский электрический смарт-кроссовер «КАМА-1», разработанный на основе цифровых двойников

10 Декабря 2020 Достижения 3164

В Москве на выставке «Вузпромэкспо» представили уникальный российский серийный малогабаритный городской электромобиль «КАМА-1», разработанный на основе цифровых двойников. Это разработка Инжинирингового центра Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, выполненная совместно с ПАО «КАМАЗ». «Мы презентовали, на мой взгляд, конкретный результат работы, это сразу определило лицо выставки этого года», – заявил министр науки и высшего образования Валерий ФАЛЬКОВ​​​. 

Центр НТИ СПбПУ представил на ВУЗПРОМЭКСПО-2020 первый российский электрический смарт-кроссовер «КАМА-1»

 «Вузпромэкспо» демонстрирует результаты реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере науки и промышленности. Организатором является Министерство науки и высшего образования РФ. В этом году мероприятие проходит в смешанном формате. Участники – вузы, научные институты, компании-лидеры отечественной экономики. Выставка проходит в седьмой раз и уже стала стартовой площадкой для сотен уникальных научных разработок. Перед торжественным открытием «Вузпромэкспо-2020» на стенде Политеха состоялся премьерный показ первого образца электрического смарт-кроссовера «КАМА-1», созданного Центром НТИ СПбПУ на основе технологии цифровых двойников.

В презентации электромобиля приняли участие представители органов федеральной и региональной исполнительной власти, российских промышленных предприятий, научных и образовательных организаций

В презентации ходового предсерийного образца электромобиля «КАМА-1» приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий ФАЛЬКОВ; спецпредставитель президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий ПЕСКОВ; президент Российской академии наук Александр СЕРГЕЕВ; генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей КОГОГИН; депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, выпускник СПбПУ Денис КРАВЧЕНКО; команда разработчиков и главный конструктор Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®️) СПбПУ Олег КЛЯВИН, а также представители органов федеральной и региональной исполнительной власти, российских промышленных предприятий, научных и образовательных организаций. Вел церемонию проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®️), Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Алексей БОРОВКОВ.

Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (ИЦ «ЦКИ») СПбПУ Алексей БОРОВКОВ

 «Это первый российский электромобиль, разработанный полностью на основе технологии цифровых двойников и специализированных цифровых платформ, – пояснил Алексей БОРОВКОВ. – Смарт-кроссовер конкурентоспособен как с точки зрения технических и потребительских характеристик, так и с точки зрения дизайна, безопасности и комфорта, отвечает требованиям международной сертификации».

Проект «Создание «умного» цифрового двойника и экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS 3-4 уровня» реализован в Инжиниринговом центре «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ – ключевом структурном подразделении Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» (мероприятие 1.3 Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий; уникальный идентификатор соглашения: RFMEFI57818X0269). Индустриальный партнер проекта – ПАО «КАМАЗ».

Специалисты Центра НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ под руководством Алексея БОРОВКОВА в кратчайшие (по стандартам автомобилестроения) сроки – всего за два года – разработали и изготовили первый российский электромобиль. Это первый полнофункциональный прототип в составе платформы проектирования электротранспорта от компактного городского автомобиля до городских 18-метровых электробусов, соответствующих международным требованиям сертификации.

Специалисты Центра НТИ СПбПУ под руководством Алексея БОРОВКОВА в кратчайшие (по стандартам автомобилестроения) сроки – всего за два года – разработали и изготовили первый российский электромобиль

Проект реализовывался на основе уникальных платформенных решений собственной разработки СПбПУ: Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench™️ (разработка ведется в Инжиниринговом центре CompMechLab® СПбПУ с 2014 года, в 2017 году удостоена национальной промышленной премии Российской Федерации «Индустрия»); Платформы-демонстратора кросс-рыночных и кросс-отраслевых «сквозных» цифровых и передовых производственных технологий CML-CAR™ (развивается с 2006 года для автотранспорта, с 2017 года – для электротранспорта); Универсальной модульной платформы развития модельного ряда электротранспорта под различные запросы потребителей CML-EV™ (развивается с 2018 года).

Все почетные гости, которые приняли участие в презентации электромобиля, говорили о том, что это уникальный для России проект, безусловно, имеющий потенциал как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Все обратили внимание на молодой коллектив разработчиков – ведь автомобилестроение относится к тем отраслям, в которых крайне важны преемственность поколений и работа на результат, которые будут видны сразу, а не спустя годы. Важно, что при разработке «КАМА-1» была применена технология «цифровых двойников», которая позволяет выполнять цифровое проектирование и моделирование автомобиля, проводить виртуальные испытания, управлять его характеристиками на протяжении всего жизненного цикла от производства до эксплуатации, обслуживания и утилизации. Однако говорили и о том, что главным сдерживающим фактором для перехода к массовому использованию электрокаров является отсутствие инфраструктуры – количество зарядных станций для электромобилей пока еще можно пересчитать по пальцам.

Министр науки и высшего образования Валерий ФАЛЬКОВ

«Это пример, когда благодаря целенаправленным усилиям всех заинтересованных сторон может получиться очень интересный продукт», министр науки и высшего образования Валерий ФАЛЬКОВ:

«Сегодня нетривиальное событие – мы презентуем разработку одного из лучших российских вузов – Санкт-Петербургского политехнического университета. В первую очередь хочу поблагодарить ректора и коллектив Алексея Ивановича (Боровкова. – Примеч. Ред.) за эту разработку. Но такого результата невозможно было бы достичь без взаимодействия с индустрией, и особая роль в реализации этого проекта принадлежит ПАО “КАМАЗ”. Целью этой выставки является демонстрация успешного взаимодействия российских университетов, научных институтов, бизнеса и предприятий реального сектора экономики. Те технологии и идеи, которые рождаются в университетах, студенческих и молодежных стартапах, должны найти воплощение в производстве и стать продуктами мирового уровня. То, что сегодня представлено, уникально в силу многих причин. На протяжении 20-30 лет идет большая дискуссия, верить или не верить в российское образование и науку, в российский автопром. Мне кажется, для людей, стоящих здесь, ответ очевиден: конечно, надо верить, учитывая славные традиции и коллективы и их желание двигаться вперед! Задача, решенная Петербургским Политехом совместно с КАМАЗом, показывает, что и в этой части амбиции могут быть успешными. Результат, безусловно, будет, но надо помогать, поддерживать и оказывать доверие, потому что результат возможен благодаря усилиям больших коллективов. 

Это автомобиль, который создан в рекордно короткие сроки, по самой современной технологии цифровых двойников. Сама технология, ее носителем и держателем также является Политех, а идейный вдохновитель, человек, который приложил максимум усилий, – Алексей Иванович Боровков. Он очень много этим занимается и успешно, мы это знаем. Мы привыкли, что на превращение идеи в разработку уходит от 5 до 15-20 лет. Представленный электромобиль – это пример, когда благодаря целенаправленным усилиям заинтересованных сторон может получиться очень интересный продукт. Хотел бы особо отметить роль молодых ученых и инженеров в разработке этого проекта. Государство ставит задачу, чтобы наука молодела, была синергия взаимодействия молодежи и состоявшихся ученых. Важно обеспечить приток молодых кадров в российские разработки. И мне кажется очень важным, что те ребята, которые окунулись в этот проект, сегодня могут продемонстрировать стране и миру очень интересную разработку».

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей КОГОГИН

«Мы верим в то, что за электрическим транспортом будущее – уже не далекое, а ближайшее», генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей КОГОГИН: «Это не первый наш совместный проект с Политехом. Мы верим в то, что за электрическим транспортом будущее – уже не далекое, а ближайшее. После того как на улицы Москвы вышли 400 электробусов производства КАМАЗ, сформировав общую концепцию и видя, что происходит в мире, мы совместно с Политехом и с помощью Минобрнауки, которое нам помогает, решили, что пора рассмотреть вопрос о разработке базовой платформы для развития как пассажирского, так и коммерческого транспорта. Для нас самое важное – это способность группы молодых инженеров Политеха и наших инженеров за короткий срок сделать законченный продукт. Ближайшее время покажет, насколько это получилось».

Президент РАН Александр СЕРГЕЕВ

«Это сплав молодости и опыта, университетской и академической науки, сплав с современной индустрией», президент РАН Александр СЕРГЕЕВ:

«Сегодня действительно интересное событие – не только открытие форума, но и презентация уникального экспоната. Символично, что именно в Питере его сделали. Именно в Санкт-Петербурге была основана Российская академия наук, город был колыбелью науки и продолжает ею оставаться и сейчас, показывает очень сильные примеры инноваций. Все прорывные технологии очень быстро развиваются, и молодежь смотрит на то, где ей приложить свои усилия, чтобы ворваться в мировой технический прогресс. Здорово, что здесь присутствует КАМАЗ. Они сегодня в нашей стране являются лидером хайтека, находятся на самом острие продвижения России по пути высоких технологий. Важным мне кажется и то, что машина изначально была разработана в цифре – это будущее вообще всей индустрии. И сейчас, когда мы вошли в цифровую эпоху, все должно начинаться in silicо (термин, обозначающий компьютерное моделирование, симуляцию эксперимента. – Примеч. Ред.). Этот электромобиль – пример того, как подобное должно делаться в будущем. Это сплав молодости, опыта, сплав молодежи и университетской и академической науки, сплав с современной индустрией. Замечательный пример для открытия сегодняшней выставки».

спецпредставитель президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития  Дмитрий ПЕСКОВ

«Это новое будущее российской индустрии и будущее мирового автопрома», спецпредставитель президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий ПЕСКОВ:

«Про эту машину нужно знать несколько вещей, поскольку это, действительно, будущее мирового автопрома. Она электрическая – это первый важный факт. Машина готова к беспилотной эксплуатации, в нее встроены соответствующие системы класса ADAS 3-4 уровня, лидар и камеры, и она может эксплуатироваться как в обычном, так и в беспилотном режиме. Это машина композитная, спроектированная не просто в цифре, а так, чтобы быстро можно было выпускать новые версии. Это идеология Национальной технологической инициативы – продвижение на новые рынки, которые позволяют выпускать продукцию нового класса очень быстро, с коротким time-to-market, и под задачи целевой аудитории. Таких продуктов в НТИ будет становиться все больше наряду с другими продуктами в области плавающих устройств, судов – фактически, это новое будущее российской индустрии. Сделано это руками молодых ребят, которые выросли за последние годы в российских университетах, центрах компетенций НТИ, в Питерском Политехе, Иннополисе, Черноголовке. Они сегодня практически каждый месяц выдают продукты такого класса. Это один из них, и я надеюсь, что он первым дойдет до массового рынка и потребителя». 

Депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, выпускник СПбПУ Денис КРАВЧЕНКО

«Тот случай, когда целевые деньги попадают в цель», депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, выпускник СПбПУ Денис КРАВЧЕНКО:

«Отрадно, что в лучшем техническом университете страны, одном из лидеров мирового технического образования родился такой замечательный продукт. Это действительно уникальное воплощение взаимодействия науки, образования и промышленности – тот самый случай, когда целевые деньги попадают в цель. Мы ознакомились с характеристиками этого, казалось бы, «малыша», но оказалось, под капотом 220 лошадиных сил (соответствует 160 квт – пиковая мощность установленного электродвигателя, которая в разработанном образце электронно ограничена до 80 квт (108 л.с.). – Примеч. Ред.) и скорость разгона до 100 км в час составляет менее семи секунд. Этот продукт имеет колоссальный потенциал для реализации как внутри нашей страны, так и для завоевания внешнего рынка. Нам всем – и законодателям, и министерству, и правительству – всем причастным – необходимо приложить максимум усилий, чтобы этот автомобиль был запущен в серию. Уверен, что рынок его ждет. Но нужно еще поработать, чтобы более активно развивать сеть заправок нового поколения. Поздравляю всю команду разработчиков и лично Андрея Ивановича Рудского, Алексея Ивановича Боровкова. Для меня большая радость быть сегодня здесь со всей командой».

Главный конструктор проекта, заместитель руководителя Центра НТИ СПбПУ Олег КЛЯВИН

«Он не заимствует готовых решений – это полностью отечественная разработка», главный конструктор проекта, заместитель руководителя Центра НТИ СПбПУ Олег КЛЯВИН:

«Это большой результат работы с нашим индустриальным партнером, министерством. Этот автомобиль – головной образец, на него создана вся конструкторская документация. Он не заимствует готовых решений, это полностью отечественная разработка по всем системам. Разрабатывали мы его как основу городского транспорта. Большинство людей живут в больших городах, и хотелось бы, чтобы это были чистые города, чистый воздух и экологичный транспорт».

В течение двух дней на ВУЗПРОМЭЕСПО-2020 на стенде Политеха будут демонстрироваться и другие научные разработки

В течение двух дней на ВУЗПРОМЭКСПО-2020 на стенде Политеха будут демонстрироваться и другие научные разработки по приоритетным направлениям, в которых вуз достиг наибольшего прогресса в части коммерциализации и сотрудничества с промышленными партнерами. В двух панельных дискуссиях в рамках деловой программы примет участие (в онлайн-формате) ректор СПбПУ академик РАН Андрей РУДСКОЙ. Подробнее об этом – в следующих новостях.

Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью и Центром НТИ СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА

Кроме нас, это событие осветили:

Версия для печати