Как развивается онлайн-образование в Политехе

2 Августа 2019 Образование 1147

С началом учебного года студенты всех направлений начнут изучать новые дисциплины. Некоторые из них — в интернете на открытых образовательных платформах. В Политехе обучение в Сети включено в 100% образовательных программ. Сейчас в нашем университете создано 85 онлайн-курса. Они непрерывно совершенствуются специалистами СПбПУ. О перспективах развития онлайн-обучения в нашем университете рассказала директор Северо-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения Политехнического университета и Центра открытого образования Светлана Владимировна КАЛМЫКОВА.

Светлана КАЛМЫКОВА рассказала о том, как развивается онлайн-образование в Политехе

Сотрудничество в сфере онлайн-образования

На национальном портале «Открытое образование» сейчас уже 53 курса СПбПУ. По числу онлайн-курсов Политех занимает ведущие позиции. Светлана Владимировна отметила: «Создавая курсы, мы стараемся затронуть те области деятельности, которые сейчас востребованы и представлены в Политехническом университете, показываем техническую и инженерную направленность нашего вуза. Например, начали работу над курсом по современным языкам программированию. Стремимся двигаться в соответствии с трендами».

Все студенты Политехнического университеты проходят онлайн-обучение, поскольку оно предусмотрено каждой образовательной программой. По словам Светланы Владимировны, сегодня онлайн-курс становится достаточно привычным инструментом. С другой стороны, это нечто неизведанное для тех, кто первый раз начинает заниматься созданием курсов в Сети: «В рамках работы Северо-Западного центра компетенций в области онлайн-обучения мы стараемся привлекать все больше организаций. Проводим обучение преподавателей, создаем совместные курсы, помогаем и учим, проводим консультации. Это делается для того, чтобы онлайн-курсы внедрялись в образовательный процесс».

Некоторые вузы не используют формат онлайн-обучения из-за страха, что преподаватели могут быть уволены в силу уменьшения нагрузки или потеряется идентичность вуза, ведь обычно встает выбор: либо создавать свои онлайн-курсы, либо использовать уже созданные другими. Третий вариант — это создание совместных ресурсов, который предлагает Политех.

Образование и большие данные

Вторая перспектива онлайн-образования, о которой рассказала Светлана Владимировна, — это работа с большими данными (Educational Data Mining). В целом, это направление начало развиваться в 2011 году, и тогда еще не затрагивало сферу образования — управление на основе данных стало применяться в бизнесе, маркетинге и экономике. Два года назад это явление начало приближаться к образовательному процессу.

«Так как у нас есть различные образовательные платформы, на них копятся большие данные, т. е. информация о том, что делает студент на курсах: как он их проходит, какие действия он совершает, связано ли это с его успешным окончанием курса, дошел ли до конца или прекратил на середине. Если у нас на 53 курсах уже больше 500 000 обучающихся, то на всем национальном портале число студентов приближается к четырем миллионам. Таким образом, это достаточно большие датасеты, сформировавшиеся за последние два года», — прокомментировала Светлана Владимировна. У многих современных учебных заведений есть большие данные, но нет понимания, как с ними работать и использовать. Нет единых алгоритмов, как анализировать успешность студентов. В то же время, имея датасеты и шаблоны поведения студентов, есть возможность прогнозировать успехи обучающихся и понимать, на каком этапе им требуется помощь.

Специалисты университетов объединяются с целью разработать решение данной проблемы. Светлана Владимировна рассказала: «На образовательном интенсиве „Остров 10–22“ мы заключили договоренность с четырьмя вузами — Сургутским государственным, Сибирским федеральным, Томским политехническим и Уральский федеральным университетами — о том, что мы хотим создать единый сервис и общую методику работ с данными. Необходимо разработать стандартные алгоритмы использования датасетов. Существует мнение, что большие данные скоро станут просто бесполезны, ведь они копятся и не используются. Чтобы этого не допустить, мы хотим обрабатывать их аналитически и внедрять в своем образовательном процессе, чтобы понимать, как правильно выстраивать взаимодействие со студентами и позволить им стать более активными и успешными».

Студент цифрового университета

По словам Светланы Владимировны, многие студенты воспринимают онлайн-обучение как необязательный элемент образовательной программы. Над решением этой проблемы работают преподаватели и специалисты Центра открытого образования: «Лекции выносятся в онлайн не для того, чтобы быстрее их пройти и не тратить время. Они нужны, чтобы студент мог посмотреть их, заранее ознакомиться и на практических занятиях с преподавателем уже более подробно рассматривать те или иные вопросы. Онлайн-обучение обязательно. Просто мы соединяем доступный материал и удобный формат».

Культура высшего образования подразумевает, что все дисциплины важны: происходит формирование нового человека. Студент вуза должен обладать рядом компетенций, среди которых — и умение обучаться самостоятельно. Именно этот навык развивается благодаря обучению в Сети.

Осенью каждый первокурсник будет вовлечен в онлайн-обучение

Изучая онлайн-курсы, студенты Политеха получают возможность эффективно распоряжаться своим временем и самостоятельно управлять своей образовательной траекторией, и уже осенью каждый первокурсник будет вовлечен в онлайн-обучение.

Версия для печати