В СПбПУ обсудили социально-экономические аспекты теории поколений
В преддверии Дня PR‑специалиста в России, 27 июля 2022 года в рамках реализации стратегического проекта «Технополис Политех» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в СПбПУ прошел круглый стол на тему «Развитие теории поколений в рамках выстраивания эффективных подходов в коммуникационном управлении университетом». Мероприятие реализовано в контексте одноименного проекта «Развитие теории поколений в рамках выстраивания эффективных подходов в коммуникационном управлении университетом: социологическая экспертиза», руководителем которого является директор Департамента экономики и финансов СПбПУ, профессор Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Елена Виноградова.

В работе круглого стола приняли участие представители семи вузов России из пяти регионов страны. В числе участников — исследователи, преподаватели, руководители структурных подразделений из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербургского государственного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (а также НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург), Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Южного федерального университета. Кроме того, участниками мероприятия стали исследователи из Санкт-Петербургского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук.
Открывая работу круглого стола, вице-губернатор Санкт‐Петербурга Ирина Потехина отметила, что тема поколений для системы школьного образования не является теоретической: сегодня она несет в себе ежедневный утилитарный практический вызов. Чтобы с имеющимся поколенческим вызовом эффективно справляться, нам, вне всякого сомнения, очень нужна помощь ученых, исследователей — нам нужна наука
, — подчеркнула Ирина Петровна.

Вице-губернатор Санкт‐Петербурга рассказала о сегментации целевых аудиторий системы образования — дети, педагоги, родители, коммуникация между которыми осложняется межпоколенческими факторами. Мое выступление — призыв к сотрудничеству. Сегодня школа остро нуждается в исследованиях и родительского сообщества, и поколенческих изменений внутри педагогических групп, кроме того, современные «цифровые» дети также являются особой темой для исследования подходов коммуникации. Мы готовы, открыты к сотрудничеству и будем рады, если получим соответствующий отклик
, — подытожила Ирина Потехина.
С приветственным словом выступила президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Южного федерального округа Марина Боровская. Марина Александровна подчеркнула, что тема имеет важные социальные ориентиры, среди которых — сохранение рабочих мест, выстраивание коммуникационного управления в университетах: «Мы должны понимать, как происходит смена поколений, укрепление традиций наставничества и научных школ, а также процесс формирования этих традиций. Сегодня важно изучить два аспекта в рамках поколенческой теории: процесс обучения и воспроизводства кадров для индустрии, для экономики; возможность обеспечения воспроизводства научно-исследовательских кадров для университетов. Убеждена, в кооперации мы сможем добиться больших результатов в этом направлении исследования».

Руководитель стратегического организационного проекта «Технополис «Политех», проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков отметил, что на круглом столе будут представлены результаты исследования, предметом которого выступила одна из основных целевых аудиторий вуза 2030 года — студенческая молодежь. Рабочая группа исследователей осуществила попытку собрать «образ» студента 2030, его ценностный профиль, основные доминанты и характеристики поколения, которое будет учиться в университете будущего. Результаты данного исследования позволят рабочей группе осуществить ряд рекомендаций вузам в области коммуникационного управления университета-2030 в контексте теории поколений. В конце календарного года планируется публикация коллективной монографии в виде расширенной аналитической записки и рекомендаций.

А какие студенты придут в университет 2030? Что для них будет наиболее важным фактором при принятии решения о выборе университета? Какие ценности вуза будут созвучны их собственным? Какие коммуникационные стратегии важно сохранить, а какие должны подвергнуться трансформации, чтобы университет и в будущем остался привлекательным для студентов, которые на сегодняшний день являются младшими школьниками? Все эти вопросы легли в основу нашего научного исследования, которое позволит вузам разработать эффективную стратегию развития (которая учитывает несколько направлений корпоративного развития: маркетинг, менеджмент, PR), определить возможности повышения конкурентоспособности отечественных высших учебных заведений в контексте теории поколений
, — подытожил Алексей Иванович.
Концепт исследовательского проекта «Развитие теории поколений в рамках выстраивания эффективных подходов в коммуникационном управлении университетом: социологическая экспертиза» представила директор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института (ГИ) СПбПУ Марина Арканникова.
«Актуальность и практическая значимость нашего исследования не только в понимании и уточнении поколенческих индикаторов, характеристик, ценностных установок абитуриентов, которые откроют двери университета в 2030 году, но и в изучении процессов трансформации, которые переживает сегодня отечественная высшая школа. В центре внимания нашей исследовательской группы — Университет 2030 как целевая модель и как базисный субъект PR в контексте теории поколений, — отметила исполнитель проекта Марина Арканникова. — Представив коллегам дизайн нашего исследования и промежуточные итоги, мы уже начали подготовку сведения теоретического обзора и эмпирической части в логику научных утверждений, разработку модели коммуникационного управления Университета 2030 и драфта рекомендаций вузам по разработке дорожных карт в части преодоления коммуникационных разрывов и барьеров во взаимодействии со своими будущими студентами. Все это обуславливает и значимость, и границы возможного заявленной темы в исследовательском пространстве».

В дискуссионной части мероприятия исследователи представили анализ социально-экономических аспектов теории поколений, проиллюстрировали техно-социальные подходы к концептуализации категории поколения, а также основные теории поколений в российской социологии, обсудили вопросы о целесообразности исследования поколенческой концепции при стратегическом планировании.
Так, одним из выводов встречи стал тезис о том, что релевантности исследовательских выводов и фиксации портрета будущего студента СПбПУ может способствовать признание неоднородности поколений и изучение ценностных ориентаций фокус-групп в динамике. Кроме того, наблюдается усиление роли высших учебных заведений в корректировке ценностей студенческой молодежи. Ценности, формированию которых способствует вуз: познание, интеллектуальное развитие, коммуникация, творчество, критическое мышление.

Подводя итог, Елена Виноградова поблагодарила всех участников круглого стола за представление промежуточных результатов исследований в рамках реализации проекта «Развитие теории поколений в рамках выстраивания эффективных подходов в коммуникационном управлении университетом: социологическая экспертиза»: «Результаты проекта будут интересны с точки зрения обеспечения финансовой стабильности университета и его экономического развития в силу открытости системы образования. Способность университета реализовать модель социально-ориентированного учреждения и функционировать в ее рамках детерминирует успешность развития и конкретного региона, и страны в целом». Елена Борисовна отметила необходимость проведения еще одного мероприятия в текущем году после получения и обработки всех проводимых в настоящее время социологических исследований для детального знакомства с результатами и их интерпретации в свете изученной теоретико-методологической базы, которая была представлена в ходе работы круглого стола.
Материал подготовлен Центром НТИ СПбПУ