Легенды отечественной науки: Иван Григорьевич БУБНОВ

26 Января 2022 916

Спецпроект «Легенды отечественной науки» был запущен Управлением по связям с общественностью и Музеем истории СПбПУ к Году науки и технологий. Материалы о выдающихся политехниках, чей вклад в российскую и мировую науку неоспорим, так полюбились читателям, что решено было продолжить проект и посвятить его 125-летию вуза, которое будет отмечаться в 2024 году. В первом выпуске этого года мы расскажем об Иване Григорьевиче БУБНОВЕ, блестящем теоретике и видном конструкторе, основоположнике русского подводного кораблестроения.

Иван Григорьевич БУБНОВ

Иван Бубнов родился 18 января 1872 года в Нижнем Новгороде, в купеческой семье. После реального училища поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Его он окончил с отличием и в возрасте 19 лет, будучи самым молодым из выпускников 1891 года, стал корабельным инженером.

Отучившись в Николаевской морской академии в 1895 году, Иван Григорьевич становится штатным преподавателем. Спроектировал оригинальный крейсер-яхту «Алмаз», который участвовал в Цусимском сражении и стал единственным из всех крейсеров, сумевшим прорваться во Владивосток.

Крейсер-яхта «Алмаз»

В 1900 году Бубнов возглавил Комиссию по разработке проекта первой российской подводной лодки с двигателями внутреннего сгорания «Дельфин», был назначен строителем, руководил испытаниями и сдачей проекта. В 1903 году лодка прошла испытания. Всего И.Г. Бубнов разработал 10 проектов подводных лодок, по которым к 1917 году в России построены 32 единицы. По его проектам строили подводные лодки на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, на заводе «Ноблесснер» в Ревеле (ныне Таллин) и на заводе «Наваль» в Николаеве.

Руководил разработкой проекта линкоров типа «Севастополь», особенностями которого стали выбор главного калибра орудий (305-мм) и их линейное расположение в трехорудийных башнях, а также установка паровых турбин. Эти линкоры не уступали своим зарубежным аналогам и оказались очень долговечными. Они участвовали в Первой и Второй мировой войне, обороне Ленинграда. Последний корабль серии вывели из состава ВМФ в 1950-е годы.

Подводная лодка «Дельфин»

В 1902 году при Санкт-Петербургском политехническом институте открылось кораблестроительное отделение, где с 1903 года Иван Григорьевич вел курсы теории упругости и строительной механики корабля и был утвержден профессором кафедры строительной механики.

В 1908 году Политехнический институт издал курс И.В. Бубнова «Теория упругости». По мнению Ивана Григорьевича, курс проектирования должен излагаться «путем исследования», что развивает творческую инициативу студентов. В 1909 году были изданы его «Дополнения к курсу строительной механики корабля», а в 1912 и 1914 годах — первая и вторая части основного курса «Строительная механика корабля», быстро ставшие настольной книгой корабельных инженеров и библиографической редкостью. Именно Бубнов впервые принял предел текучести материала в качестве «опасных» напряжений, и все нормы установил от этой величины. Он же предложил нормы допускаемых напряжений для переменных нагрузок.

В 1912 году И.Г. Бубнов получил звание генерал-майора корпуса корабельных инженеров.

В 1917 году в Петрограде было создано Общество корабельных инженеров, в работе которого Иван Григорьевич принял самое активное участие, а при создании Всероссийского союза корабельных инженеров его избрали председателем. Работал в Комиссии по судостроению Комитета государственных сооружений ВСНХ.

Подводная лодка «Акула» и ее конструктор Иван Григорьевич Бубнов

В 1919 году умер от тифа, похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище. Сведений о дальнейшей судьбе рукописного наследия ученого нет. Бесследно исчезли и подготовленные к печати его труды, среди которых переработанная и существенно дополненная «Строительная механика корабля». До наших дней дошли лишь фрагменты.

Из воспоминаний другого выдающегося ученого-кораблестроителя Сергея БАЗИЛЕВСКОГО мы узнаем, что после смерти И.Г. Бубнова не осталось ни его учеников, в этой специфической области, ни теоретических работ, методик, расчетов или объяснительных записок. Только готовые корабли и их чертежи....

Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью и Музеем истории СПбПУ


Версия для печати