Легенды отечественной науки: Константин Петрович Боклевский
Апрельский выпуск «Легенд отечественной науки», совместного спецпроекта Музея истории СПбПУ и Управления по связям с общественностью, посвящен российскому инженеру-кораблестроителю, профессору Ленинградского политехнического института и Военно-морской академии, генерал-майору Корпуса корабельных инженеров Константину Петровичу Боклевскому. Он внес неоценимый вклад в становление кораблестроительного отделения нашего университета. 24 апреля исполнилось 160 лет со дня его рождения.
К. П. Боклевский родился 24 апреля 1862 года в семье известного художника-иллюстратора Петра Михайловича Боклевского. После окончания в 1884 году Морского инженерного училища в Кронштадте служил помощником судостроителя в Петербургском порту. В 1886 году окончил Морскую академию и через два года был направлен на службу на Черноморский флот, где работал на постройке миноносцев на верфях в Николаеве. Создал проекты быстроходных миноносцев и крейсера для борьбы с миноносцами.
В 1898 году предложил использовать двигатели внутреннего сгорания для кораблей. В 1898-1901 годах наблюдал за постройкой броненосца и крейсера для Российского Императорского флота на одной из военных верфей во Франции. В 1901 году Константин Петрович вернулся в Петербург и был назначен помощником главного корабельного инженера Санкт-Петербургского порта.
В 1900 году кандидатуру К. П. Боклевского рекомендовали на должность декана кораблестроительного отделения Политехнического института, строящегося в Петербурге. В июле 1902 года Константина Петровича перевели из Морского ведомства на службу в Министерство финансов и официально утвердили на пост декана отделения, которое он возглавлял до 1923 года. Был профессором кафедры корабельной архитектуры до 1928 года. В конце 1902 года получил служебную квартиру в профессорском доме, где прожил до 1928 года.
К. П. Боклевский был одним из самых популярных преподавателей, к нему приходили студенты со всех курсов. Сын художника, он хорошо писал красками, его чертежи отличались точностью и четкостью. Всецело посвящал себя преподаванию, созданию Морского музея, организации летних морских практик для своих студентов. Не оставлял инженерную и конструкторскую работу. В 1909 году при непосредственном участии декана на кораблестроительном отделении организовали первые в мире курсы по воздухоплаванию, в 1910-1912 годах создали Аэродинамическую лабораторию и начали готовить будущих военных летчиков на Офицерских теоретических курсах авиации при СПбПИ.
Выпускник 1909 года Владимир Иванович Юркевич так запомнил своего декана: Константин Петрович Боклевский прививал нам и своим примером, и лекциями особую любовь к кораблям, к их линиям, к их скорости, к элегантности внутренних помещений, и мы в течение обязательных летних плаваний еще больше проникались любовью к морю и кораблям. Константин Петрович относился к своим студентам поистине как к родным, много интересуясь жизнью каждого из нас, следя за успехами, устраивал на дальние плавания или на летние заработки и, главное, по окончании института, на службу на разные заводы или в Адмиралтейство
.
В 1902-1905 годах К. П. Боклевский разработал проект верфи, судоремонтного завода и теплоходов с двигателями внутреннего сгорания. Был членом нескольких организаций: Технического совета при Министерстве торговли и промышленности, Совещания по судостроению и Правления Николаевских судостроительных заводов; а также инициатором создания общества «Русский регистр» и первым его руководителем, возглавлял автомобильно-авиационный отдел Центрального военно-промышленного комитета. В 1916 году ему присвоили звание генерал-майора Корпуса корабельных инженеров. Был главным инспектором заводов морского ведомства.
В 1917-1918 годы Константин Петрович продолжал в тяжелейших условиях преподавательскую и научную деятельность в Политехе. В 1921-1923 годах возглавлял экспериментально-исследовательскую часть и авиационно-исследовательский отдел Остехбюро — Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения. Через год стал председателем технического совета Регистра СССР. Руководил работами по проектированию торговых судов. Его не стало в 1928 году.
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью и Музеем истории СПбПУ