Здесь был Вася!
На этой неделе невзрачная трансформаторная будка на территории кампуса Политеха обрела новое «лицо». Теперь на научно-исследовательский корпус смотрит нобелевский лауреат Петр Леонидович КАПИЦА. Сразу скажем, руководство вуза одобрило идею изобразить на территории Политеха портрет известного ученого.
Автор граффити – уличный художник Василий ЦВЕТКОВ. Он, как и выдающийся физик Капица, окончил Политех: учился на энергомашиностроительном факультете. Однако это только начало – к 120-летию вуза Василий планирует сделать еще очень многое. Но уже сейчас можно оценить результат нескольких дней работы и представить, как в ближайшее время будут выглядеть многие технические здания на территории университета. Подробнее о том, как его хобби стало профессией, с чьей легкой руки появился Капица в Политехе, и чьи еще портреты украсят наш кампус, читайте в интервью.
- Вася, как родилась идея нарисовать на трансформаторной будке портрет ученого?
- Мысль эту я вынашивал давно и даже предлагал руководству университета эскизы. Но идеей заинтересовались не сразу. Когда я еще только учился рисовать, приходил несколько раз к заведующим кафедрами и говорил, мол, столько будок в Политехе – дайте порисую. Мне отвечали, что это все сложно, здесь ведь много зданий КГИОПу принадлежат, и в этом есть проблема. Но когда я разрисовал стены в Центре патриотического воспитания – сделал три рисунка на военную тематику, пришли проректоры, сказали – ну, круто! Пришли второй раз – о, мощно, а давай что-нибудь еще сделаешь! И на всех этапах основными двигателями моих идей были директор Центра патриотического воспитания Иван Хламов и проректор Максим Пашоликов. Они заразились этим, без них ничего бы не было. Честно, я даже не ожидал, что так все разовьется.
- Расскажи, как ты увлекся граффити, учился этому где-то?
- Увлекся лет шесть назад. Меня так это затянуло, что, закончив вуз, понимаю: мое хобби стало профессией. Еще студентом я всю общагу разрисовал, а теперь катаюсь по всей стране, были заказы в Ростове, Казани, Белгороде, Костроме. Я не заканчивал художественную школу, нигде не учился. И хотя понимаю, что надо бы поучиться, пока никак не успеваю. С другой стороны, сейчас, в 21 веке всему можно научиться – было бы желание и интернет.
- Вася, недавно Петербург захлестнула волна скандалов, связанных с появлением изображений на фасадах домов и трансформаторных будок. И если у одних это вызывало исключительно возмущение, то другие готовы спасать труды уличных художников. Сам ты что думаешь, где грань между вандализмом и реальным стрит-артом?
- Я тоже сталкивался с ситуациями, когда мои работы закрашивали коммунальщики. Около метро «Лесная» года три провисела моя девушка с тигром на голове, а перед выборами ее закрасили...Но будка-то была вся обшарпанная, то есть хуже я точно не сделал, когда ее разрисовал. А недавно на территорию нашего университета пришли плохие люди – по факту, конечно, они мои коллеги по уличному искусству, но поступили некрасиво. Около Гидробашни разрисовали будку – все стекла, все таблички политеховские зарисовали! Это некрасиво с их стороны, это вандализм жесткий, ничем не обоснованный. Вот как так – прийти ночью и намеренно испортить таблички?! Это не круто, лучше бы на этой будке что-то дельное нарисовать, а не нацарапать надписи типа «здесь был Вася», а то и похуже. Мне кажется, что если все будки на территории университета облагородить, то шанс, что на них будут рисовать вандалы, снижается. А вообще, конечно, надо смотреть на контекст. Но в целом людям не объяснили, что такое стрит-арт, а что такое вандализм. Часто от одного до другого всего один шаг.
- Ты согласен, что сейчас стрит-арт становится не менее влиятельным, чем классическое искусство?
- Думаю, да. Поскольку работы уличных художников выставлены не только в галереях или музеях, их видят многие. Вот, например, пока я рисовал, практически одна вы узнали, что это Капица. А теперь многие его увидят, а, быть может, и впервые узнают, кто это такой. Мне кажется, что портреты выдающихся ученых, вышедшие из-под кисти уличных художников, расскажут о них не менее ярко, чем длинные жизнеописания их биографов.
- Получается, что твое искусство несет еще и образовательную, популяризаторскую функцию.
- Мое искусство несет в себе позитив. Я стараюсь преобразить унылые серые стены и вызвать позитивные эмоции.
- Насколько я знаю, руководство вуза согласно оживить еще не одну трансформаторную будку. Что на них планируется нарисовать?
- Вообще же, этот проект делается именно к 120-летию вуза. Сверхзадача – подчеркнуть вклад политехников в науку. Петр Капица – выдающийся выпускник Политеха. С руководством мы обсуждали изображение и других наших ученых и инженеров, в том числе создателя танка Т-34 Михаила Кошкина. Наш университет закончили и нобелевские лауреаты, и знаменитые спортсмены. Но поддержать хочется именно инженерную тематику, потому что вуз все-таки технический. И если сейчас это взлетит и понравится, то есть шанс пойти куда-то дальше (Смеется.). Фасадов пустых в городе предостаточно.
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА