Иностранные преподаватели Политеха: специалисты, которые нам нужны!

Наличие иностранных преподавателей положительно сказывается на престиже любого высшего учебного заведения. В вузах – мировых лидерах иностранные научно-педагогические работники составляют иногда более половины всего преподавательского состава. В России же ситуация намного хуже. Однако с момента, когда стартовала Программа «5-100-2020» (далее – Проект 5-100), вузы-участники, в том числе и Санкт-Петербургский политехнический университет  Петра Великого,  демонстрируют рост интернационализации образования. Так, например, в течение последних трех лет число обучающихся в нашем вузе иностранных студентов ежегодно увеличивается на 10%. Существенный рост отмечается и в плане прибывающих к нам на работу зарубежных преподавателей. Об этом даже шла речь на встрече Президента РФ В.В. Путина с ректором ВШЭ Я.И. Кузьминовым, в ходе которой руководитель «Вышки» проинформировал главу государства о ходе реализации программы поддержки российских вузов – Проекте 5-100. «В Питерском Политехе число иностранных преподавателей и сотрудников, которых они наняли, в 10 раз выросло по сравнению с 2013 годом», – привел статистические данные В.И. КУЗЬМИНОВ. «Ничего себе, хорошо. Главное, чтобы это были те специалисты, которые нам нужны», – пояснил В.В. ПУТИН.

Профессор Университета Ланкастера Джордж АГГИДИС - один из 35 зарубежных преподавателей, которые в 2017-м будут читать лекции студентам Политеха

А ведь действительно, не получится ли так, что количество испортит качество, и что в стремлении освежить преподавательский состав зарубежными кадрами, российские вузы привлекут случайных малоквалифицированных специалистов? «Проект 5-100 расширил наши возможности, позволил продумать систему привлечения и организации участия в нашем учебном процессе иностранных преподавателей, – поясняет проректор по международной деятельности СПбПУ Д.Г. АРСЕНЬЕВ. – Но мы всегда очень серьезно обосновываем приглашение каждого иностранного педагогического работника – как с содержательной, так и с финансовой точки зрения. А одной из главных наших задач является привлечение на работу лучших специалистов международного рынка труда, топовых ученых, получивших степень PhD (докторскую степень. – Примеч. Ред.) за границей».

Преимущество иностранных преподавателей в том, что они являются носителями иной культуры, иного подхода к методике преподавания, содержанию программ. Они существенно расширяют взгляды на преподавание и сопутствующую исследовательскую деятельность. Не стоит забывать и о том, что для технических вузов, где любая прикладная дисциплина базируется не только на академических знаниях, но и на соответствующем технологическом опыте, такие преподаватели – это еще передача передового зарубежного промышленного опыта.

Лекции, которые читает проф. Аггидис в Политехе, посвящены аспектам возобновляемой энергии, гидродинамики и энергии океана

По итогам работы Комиссии по отбору  иностранных НПР в 2017 году к работе в Политехе приступят более 35 зарубежных преподавателей. Одним из первых в нашу дружную политехническую семью влился профессор Университета Ланкастера (Великобритания) Джордж АГГИДИС. Его пригласили в качестве лектора на международную образовательную программу магистратуры на английском языке “Power Plant Engineering”. Профессор Аггидис имеет докторскую степень в области инженерии, а преподавательской и исследовательской деятельностью занимается уже более 30 лет. Его лекции в Политехе посвящены аспектам возобновляемой энергии, гидродинамики и энергии океана. В интервью профессор из Великобритании рассказал, почему приехал преподавать в Россию и что позволяет ему чувствовать себя в Петербурге, как дома. А еще – чем покорили его студенты Политеха и в чем состоит его задача как преподавателя.

- Г-н Аггидис, почему вы решили приехать на работу в Россию и преподавать в Политехе?

- Во-первых, до этого я никогда не был в России. И, конечно же, совместить работу и знакомство  с русской культурой и менталитетом – это  крайне интересный опыт. Я занимаюсь инженерным делом и исследованиями на протяжении всей своей жизни. Во-вторых, с целью изучения энергетических возможностей и инжиниринговых решений я бывал во многих странах – это и Китай, и Америка, и европейские страны.  И я подумал, что это замечательная возможность  расширить свои знания и поделиться своим опытом в этой области.

- Как в целом вы находите  россиян?

- Вы дружелюбные и вежливые.

- Каковы ваши первые впечатления от ребят и группы, которую вы обучаете?

- Я здесь не так давно, но могу уже сразу отметить интерес и внимание со стороны аудитории. Ваши студенты кажутся мне очень организованными и дисциплинированными, что помогает вести качественный образовательный процесс. Они действительно с интересом меня слушают и задают порой нетривиальные вопросы, что показывает их погруженность в предметную область. Второе, что приятно удивило и понравилось, группа действительно интернациональная. Это делает наши дискуссии довольно захватывающими из-за большого количества разных мнений. Да и опыт показывает, что мультикультурные команды работают слаженнее и легче находят решение любых проблем.

 Г-на Аггидиса приятно удивило, что группа студентов, которым он читает лекции в Политехе, интернациональная

- На ваш взгляд, каковы преимущества обучения и преподавания в Политехе?

- Из того, что я сразу для себя отметил, – это особый дух старинного учебного заведения. Говоря о конкурентном преимуществе, то я бы обозначил глубокий и серьезный опыт в области инженерии, энергетики  и  гидромашиностроения. Я полагаю, что именно эти предметные области нужно и далее стремиться укреплять, развивать и исследовать. Например, та тематика исследования, над которой я сейчас работаю, – это энергия океана, включает в себя изучение энергии волн и конвертеров энергии волн, энергии приливов и отливов, приливных дождей, помимо хорошо известных вам  гидростанций. Кроме того, я работаю в области машиностроения, оперирующего в океане, а это напрямую связано с теми направлениями, в которых специализируется и Политех, – гидравлика и гидродинамика, а также возобновляемые источники энергии. В этом смысле есть над чем задуматься в плане совместных научно-исследовательских проектов.

- В чем вы видите основную разницу между студентами здесь и в Ланкастере?

- В принципе, все студенты похожи (Улыбается.). Но очевидно, что различие состоит в знаниях, которые они получили до того, как прийти в университет. Российские студенты в большинстве своем имеют действительно сильную подготовку в математике, а это как раз то, что нужно будущим инженерам. В некоторых странах этого, к сожалению, не наблюдается. Поэтому наше дело преподавателей как раз и состоит в том, чтобы  привести студентов к тому уровню знаний, который позволит им успешно развиваться по выбранным ими дисциплинам.

- Какие методы преподавания вы считаете наиболее эффективными, какие применяете в собственной практике?

- Я полагаю, хорошим подходом в преподавании на университетском уровне является формат проведения дискуссий – с вводными лекциями и презентациями, с возможностью интерактивного обсуждения тематики. Данный формат позволяет увидеть вовлеченность студентов, проконтролировать их понимание данной тематики. Естественно, далее важно закреплять полученные знания выполнением актуального задания.

- Надеемся, вам удалось уже погулять по городу. Что больше всего понравилось в Санкт-Петербурге?

- Я абсолютно очарован вашим городом. Санкт-Петербург кажется волшебным, а такие музеи, как Эрмитаж, мало где можно увидеть. Поскольку я родом из Греции (в Великобританию я приехал из старинного византийского города Салоники), то чувствую себя здесь, как дома, когда вижу такое разнообразие старинных церквей и соборов. А каналы и мосты  – просто завораживающе!

- Спасибо вам за интервью, г-н Аггидис! Успехов вам в обучении студентов Политеха. И надеемся, что Санкт-Петербург позволит вам сделать еще немало удивительных открытий.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ и Управлением международного образования 

Версия для печати