Курс ОПД – на реализацию студенческих идей

26 Января 2021 Образование 372

Сегодня стартовал четвертый запуск курса «Основы проектной деятельности» (ОПД) для всех второкурсников Политеха. Особый акцент в этом году будет делаться на поддержку междисциплинарных команд и проектов, направленных на развитие университета.

Политехники на конкурсе ОПД

Руководитель Дирекции основных образовательных программ Людмила ПАНКОВА рассказала, что образовательная модель и учебные планы основных образовательных программ с 2016 года определяют проектное обучение в качестве основного компонента, а новая модель подготовки только усиливает эту составляющую, добавляя индивидуализацию в обучении.

«Для развития проектного обучения в профессиональных модулях необходимо студентов младших курсов научить выстраивать собственные проекты, работать в группах, вести коммуникацию, это и является основной задачей курса ОПД, – объяснила Людмила ПАНКОВА. – Студентам предоставляется возможность участвовать в проектах, которые вырабатывают умение работать в команде, в том числе сформированной самими учащимися в порядке самоорганизации. Они могут освоить универсальные компетенции, обеспечивающие эффективную коммуникацию, командную работу и возможность разработки и реализации проектов, в том числе в цифровом пространстве. От нового запуска ОПД мы ждем, прежде всего, выявления и поддержки интересных и полезных инициатив от самих студентов и наших заказчиков. Курс реализуется как открытое общеуниверситетское мероприятие с общими сроками и единым окном приема заявок».

В этом году в рамках традиционного конкурса проектов будет объявлена специальная номинация «Грант на развитие проекта». Ее соорганизатором стал Центр фандрайзинга и работы с выпускниками СПбПУ. Средства на развитие проектов будут выделены за счет дохода от управления Фонда целевого капитала СПбПУ. Принять участие в данной номинации смогут студенческие команды, выполняющие проекты, связанные с развитием университета, и показывающие высокие результаты в рамках курса ОПД.

«Мы высоко ценим инициативных политехников и готовы поддерживать их начинания, – говорит Анастасия БАЛОВАЦКАЯ, руководитель Центра фандрайзинга и работы с выпускниками. – Выиграть грант на развитие проекта – уникальная возможность для отличившихся студентов заручиться финансовой поддержкой в размере до 300 тысяч рублей от Фонда целевого развития СПбПУ».

Студенты могут выиграть грант на развитие проекта

Особая категория учащихся на курсе – руководители проектов. Это студенты, которые возглавляют команду и берут на себя ответственность за достижение результата перед заказчиками, преподавателями, организаторами курса. Для многих из них это первый управленческий опыт и практика выполнения реального проекта.

В этом году специально для руководителей команд проведут мероприятия эксперты Санкт-Петербургского отделения Project Management Institute (PMI). Также в рамках сотрудничества с PMI готовится предложение включить дополнительные номинации в конкурс проектов по отдельным областям знаний в управлении проектами. Руководители инженерных и предпринимательских команд смогут получить поддержку в рамках специальной программы «Точка кипения – Политех». Эксперты в области создания продуктов и дизайна ведущих технологических компаний города проведут для студентов ряд мастер-классов по управлению проектами, а лучшие и наиболее активные команды получат персонального ментора из числа экспертов программы.

В числе заказчиков, предлагающих темы для работы и предоставляющих своих кураторов для групп, кроме подразделений университета и внешних компаний все более активное участие начинают принимать студенческие сообщества и старшекурсники – выпускники ОПД. В этом году свои темы предложили студобъединения СИО BEST, «Волонтеры Политехнического», экологическое сообщество ReGreen, студенты-физики PCPS, инженерно-гоночная команда Poytech NCM, SPIE&OSA student chapter of SPbPU.

Сообщество PCPS

Всего политехники предложили 166 тем для проектов. Заказчиков из Политеха (подразделений, сотрудников, студентов) оказалось 51.

Возвращение старшекурсников на курс ОПД в роли заказчиков становится доброй традицией. Так, например, студенты Высшей школы киберфизических систем и управления в рамках первого запуска курса ОПД впервые провели в Политехе киберспортивный турнир. Их проект положил начало развитию киберспортивного движения в университете. После команда обращалась к второкурсникам в роли заказчиков, поставив задачу по разработке фирменного стиля для их клуба.

Студенческие объединения активно поддерживают начинающие проектные команды не только в роли заказчиков, но и кураторов-экспертов. Так в прошлом году экологическое сообщество ReGreen впервые опробовало себя в роли партнера курса ОПД. В некоторых проектах ребята выступали прямыми заказчиками, другие команды они поддерживали как кураторы – консультанты в области экологии. В общей сложности активисты ReGreen познакомились с 16 командами инициативных студентов из самых разных институтов Политеха: от ИФНиТ до ИСИ.

Сообщество ReGreen – партнеры курса ОПД

За четыре года существования курса ОПД начали формироваться большие межинститутские проекты, сохраняющие преемственность работ предыдущих лет. Наиболее ярким примером является проект «Робот Полли». На первом запуске курса ОПД студенты Высшей школы креативной индустрии и дизайна разработали символ Политеха – маскот робота Полли. На последующих курсах развитие этого проекта продолжилось при участии студентов и преподавателей-наставников из ИСИ, ИММиТ, ИПММ, ИКНТ. В этом году несколько студенческих команд продолжат работу над созданием интерактивного робота.

Робот Полли

В этом году появился новый межинститутский проект создания «Студенческого офиса». Эта инициатива принадлежит Дирекции основных образовательных программ. В планах Дирекции организация новой функциональной зоны – «Студенческого офиса», работающего по принципу «единого окна». Цель – оптимизировать процессы информирования, консультирования, предоставления информации, решение текущих вопросов студентов. Это масштабный проект, включающий в себя много задач, в частности: создание сервисов центра, его оформление и продвижение, разработку IT-инструментов. Таким образом, над задачами проекта будет работать несколько студенческих групп из разных институтов, и им предстоит координировать свои действия со всеми участниками.

«Сам курс изначально разрабатывался так, чтобы его можно было проводить в разных форматах, – комментирует профессор Сергей РЕДЬКО, руководитель курса ОПД. – Теоретическая часть и фиксация практических заданий спроектированы для онлайн-формата. Поэтому весной 2020 года мы достаточно быстро перевели более 600 студенческих команд на удаленную работу. У нас большой набор инструментов для организации деятельности проектных коллективов в дистанционном режиме. Безусловно, есть определенные сложности и риски в плане запуска курса, формирования и сплочения команд без очных встреч. Но онлайн-инструменты также имеют ряд преимуществ, например стираются ограничения, связанные с временем и пространством. Мы планируем построить работу с учетом открывшихся возможностей. Это будет полезный опыт как для студентов, так и преподавателей, и партнеров курса».

Материал подготовлен Высшей школой киберфизических систем и управления ИКНТ

 

Версия для печати