«Короли буги-вуги» покорили российскую публику. Голос Америки

14 Марта 2016 Культура 695

Музыканты из США и ФРГ представили в трех российских городах лучшие образцы американской фортепианной музыки

Концертом в Белом зале Политехнического университета Санкт-Петербурга закончился российский тур фортепианного трио «Короли буги-вуги». Ранее в рамках гастрольного турне музыканты выступили в Москве и Калининграде.

Стиль буги-вуги появился в США в начале ХХ века, когда в недорогих кафе и барах резко возрос спрос на пианистов, которые могли исполнять ритмичную, синкопированную музыку, а в перерывах между музыкальными пьесами развлекать публику шутками и скетчами.

И по прошествии многих десятилетий буги-вуги не только не утратил своей популярности, но и приобрёл множество новых исполнителей, которые вдохновлялись творчеством корифеев жанра.

В трио «Короли буги-вуги» входят: пианист из ФРГ Мартин Шмит, а также два американца итальянского происхождения – Артур Миглиацца и Боб Балдори. Таким образом, «Короли буги-вуги» является не просто международным, а трансатлантическим проектом.

Неформальным лидером трио является Балдори, как самый старший из троих «королей». Ему доводилось играть со многими звездами рок-н-ролла, включая Чака Берри и Джерри Ли Льюиса. Кстати, Берри как-то сказал ему, что рок-н-ролл, это – ни что иное, как буги-вуги, исполняемое на гитаре.

«Должен сказать, что мы играем не только буги-вуги на наших концертах, – сказал Боб Балдори в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» перед началом петербургского концерта. – Мы исполняем самый широкий спектр американской фортепианной музыки, включая блюз, джаз, свинг, страйд, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл. А о себе могу сказать, что я просто очень люблю играть на рояле», – признается Боб Балдори.

Буги-вуги как образ мысли

Нынешний проект начался с того, что он играл дуэтом со знаменитым американским пианистом Бобом Сили. Их выступлениями очень заинтересовался Владимир Феркельман, который переехал в США из Советского Союза еще в брежневские времена. В интервью для «Голоса Америки» он вспоминает: «Я из музыкальной семьи, мой отец был композитором, а брат очень любил джаз. Так что я с детства рос в этой атмосфере. В Советском Союзе с этим были сложности, но, когда я переехал в Америку – стало проще». 

В США Владимир Феркельман стал музыкальным менеджером, и, начиная с 90-х годов организовал в России гастроли многих знаменитых джазменов. «Лет десять назад, когда я впервые услышал Балдори и Сили, они меня совершенно потрясли, и я решил организовать их гастроли в Москве, – продолжает он. – Посольство США поддержало этот проект, и мы начали ездить в Россию».

В 2009 году Боб Сили, которому было много лет, утратил интерес к совместным выступлениям со своим более молодым тезкой, и его место занял Мартин Шмит. Он рассказывает, что в детстве как-то нашел в коллекции пластинок своего отца несколько дисков с записями буги-вуги. «И я начал играть буги-вуги каждый день по шесть часов», – вспоминает он.

Среди своих самых любимых исполнителей этого жанра Мартин Шмидт перечисляет Джимми Йенси, Алберта Эммонса, Мида Люкс Льюиса и Пита Джонсона. «Но сегодня, честно говоря, известных европейских исполнителей буги-вуги гораздо больше, чем американских. Этот стиль особенно популярен в Германии и Франции, где есть отличные пианисты. Есть интересные исполнители даже в Японии», – рассказывает Мартин Шмит.

Примерно год Боб Балдори и Мартин Шмидт выступали вдвоем, а затем Владимир Феркельман как-то сказал им: «Парни, у вас все хорошо получается, но не слабо ли вам попробовать выступать втроем?». В ответ Боб и Мартин воскликнули: «Отличная идея», после чего в коллективе появился Артур Миглиацца.

«Я впервые услышал буги-вуги в десять лет от своего учителя музыки. И мне так понравился этот стиль, что я тогда вообще перестал играть что-либо другое», - рассказывает он. «Я вообще люблю старую музыку. Но буги-вуги для меня – не только музыка. Это еще и образ мысли, то, как ты чувствуешь, двигаешься. Это очень трудно описать словами, лучше послушать, как мы играем», – советует музыкант.

Помимо выступлений в составе фортепианного трио, Артур Миглиацца активно выступает соло, а также преподает уроки игры на рояле. Недавно в США вышел написанный им учебник по технике исполнения буги-вуги.

Рахманинов и Римский-Корсаков в стиле буги-вуги

«Короли буги-вуги» объездили с гастролями многие города Старого и Нового света. С удовольствием приезжают и в Россию. Артур Миглиацца свидетельствует, что во время нынешнего турне публика принимала их прекрасно: «Залы были переполнены, публика принимала нас очень тепло, и мы ощущали волны любви, шедшие к нам от зрителей».

Его слова подтверждает Владимир Феркельман. «Эта музыка наполнена импровизацией. И по моим ощущениям, с каждым концертом ребята играют все лучше, ярче, интереснее. И принимают их в этом году исключительно хорошо, и это, конечно, заводит музыкантов, идет ответная реакция зала практически, на каждую вещь. И получается просто здорово», – отмечает менеджер «Королей буги-вуги».

Согласен с этим и Боб Балдори: «Все было прекрасно, с самого начала публика подхватывала ритм и начинала танцевать. Я, вообще, всегда говорю, что если зрителям по ходу концерта не хочется пуститься в пляс, значит, музыканты не справились со своей задачей. В России мы со своей задачей справились», – смеется он.

Мартин Шмит дополняет: «В Москве все прошло, как и прежде, очень хорошо – нам много аплодировали с самого начала. А в Калининграде публика поначалу была несколько замороженной. Но мы ведь не только играем, мы общается с залом, шутим, импровизируем. И под конец зрители начали хлопать, петь и даже снимать одежду».

Мартин Шмит рассказал также о том, как строится программа концерта: «Вначале каждый из нас исполняет несколько вещей соло, и делает это в своем стиле. И затем мы играем все вместе, и выстраиваем это в хронологическом порядке – от вещей Джимми Йенси до более поздних композиций. Кроме того, кое-где Боб подыгрывает нам с Артуром на губной гармонике. Мне кажется, что публика ценит это разнообразие стилей больше всего».

Для гастролей в России Мартин подготовил оригинальную интерпретацию прелюдии Рахманинова си-минор, а Артур играет «Полет шмеля» Римского-Корсакова.

«Мы заметили, что если исполнять эти вещи в стиле буги-вуги, то это по-настоящему зажигает зал», – отмечает Мартин Шмит.

Голос Америки

Версия для печати