Кто такие АПы и чему они учат детей

8 Октября 2018 Университетская жизнь 1324

В Политехе есть АП-girl, АП-boy и даже целый АП-отряд. Бойцы студенческого отряда «Алые паруса» присоединяют приставку АП буквально к каждому слову, да и сами себя называют АПами. Это первый педагогический отряд нашего университета: на протяжении уже 16 лет его бойцы работают вожатыми в детских лагерях.

АП – символ педагогического отряда «Алые паруса»

В год 70-летия студенческих отрядов Политеха мы продолжаем знакомить вас с командирами отрядов. Яна УТИМИШЕВА возглавляет «Алые паруса» всего второй год, при этом девушка учится на непростой специальности – «Строительство уникальных зданий и сооружений», и входит в сборную Политеха по художественной гимнастике. Яна так тепло отзывается о товарищах, с таким упоением рассказывает о совместных праздниках, что создается впечатление, будто «Алые паруса» это не отряд вожатых, а отряд детей в лагере, которые за лето так сплотились, что стали друзьями на всю жизнь. О том, почему вожатые любят активные игры и как найти общий язык с ребенком, о воспитании своих будущих детей и о любви к спорту, читайте в нашем интервью.

Яна Утимишева возглавляет «Алые паруса» второй год

- Яна, о необыкновенной дружеской атмосфере в «Алых парусах» уже ходят легенды. Расскажи, как вам удается ее поддерживать? Ведь, как в песне, у каждого из вас «институт, экзамены, сессия».

- Думаю, секрет в том, что мы очень много времени проводим вместе. На мероприятия ходим всей гурьбой. Иногда отряды расползаются, а у нас особая, семейная атмосфера – мы же АПы! Для ребят в приоритете общение друг с другом, поэтому мы празднуем нг-АП, др-АП, пикник-АП после сезона, и еще у нас много АП-мероприятий.

- Сколько человек в вашей отрядной семье? Куда и как часто вы выезжаете?

- Активных бойцов 25 человек. Но также есть люди, которые иногда появляются, помогают организовывать мероприятия, участвуют в них, но всё это не на постоянной основе. В среднем за лето на две смены выезжают 35-40 человек. Вообще, наш лагерь работает в три смены, но на первую мы не успеваем, потому что в это время сдаем сессию.

Лагерь «Маяк» РЖД уже стал «нашим». Мы четвертый раз туда выезжаем, уже, можно сказать, осели в нем. На самом деле сейчас мало свободных лагерей, где можно работать, потому что педотрядов становится всё больше и больше, соответственно, конкуренция увеличивается. Поэтому закрепиться за определенным местом – это большая удача, это означает, что мы не останемся без работы. Нас там уже знают, хорошо принимают, и мы знаем традиции лагеря.

- 25 человек не мало для отряда?

- По-моему, 20-25 человек – это оптимально для актива. Я не вижу смысла в большом отряде, потому что много людей тяжело сплотить. Это будет уже совсем другая атмосфера, другие цели и задачи.

Секрет особой атмосферы «Алых парусов» в том, что ребята много времени проводят вместе

- Принято считать, что с детьми больше нравится возиться девочкам. При этом на сайте «Алых парусов» указано, что больше 60% вожатых в отряде находят свою вторую половинку. Значит, и мальчиков у вас достаточно?

- В момент набора у нас действительно больше девочек, но в прошлом году получилось примерно 50 на 50. Несмотря на то, что у девочек больше желания работать с детьми, парней хватает. Пусть они и не всегда активничают во время кандидатства, но как только они попробуют на вкус, каково быть вожатым, они загораются. Сейчас и с парнями, и с парами проблем нет. (Смеется).

- Кто лучше проявляет себя как вожатый – мальчики или девочки?

- Не думаю, что это как-то зависит от пола. Единственное, что, наверное, на младших отрядах лучше справляются девочки, потому что у них материнский инстинкт срабатывает – они и сюсюкаются с малышами, и заботятся о них. А парни больше по развлечениям – со старшими ребятами. Но это все тоже индивидуально.

- Сама ты уже три раза выезжала на смену. С кем тебе больше нравится работать – с детьми постарше или помладше?

- Мне нравятся постарше. Первый год я работала с ребятами 13-14 лет, второй и третий – 15-16. Но я выезжала и на межсезонные смены с детишками 10-11 лет плюс летом работала нянечкой в ресторане с малышами от 3 до 7 лет. Еще у меня есть племянник, которому сейчас 4 года и с которым я тоже много времени провожу.

На смене Яне нравится работать со старшими ребятами

- Со старшими ребятами у тебя же совсем небольшая разница в возрасте! Они тебя слушаются?

- Все зависит от того, как себя поставишь. Главное – держать авторитет и не давать им почувствовать панибратство. На самом деле вожатые никогда не говорят свой реальный возраст, то есть на смене дети не знают, сколько мне лет, и если я эмоционально поставлю себя на шаг выше, чем они, то они будут на меня смотреть как на взрослого человека и уважать больше ровесников.

Вообще, первые дни в лагере самые важные: как дисциплину поставишь, так смена и пойдет. Самое важное – научить детей правильно себя вести в рамках лагеря, а дальше они привыкают к этому, им даже начинает нравиться, и проблем с этим не возникает.

- Твои слова доказывают то, что к детям нужен особый подход. Как вы готовите бойцов к смене?

- Мы ведем школу вожатского мастерства. Занятия начинаются с конца февраля и идут три месяца, до конца мая. Наш методист готовит базовые материалы, которые необходимы для работы с детьми, – основы психологии, методы общения, способы решения конфликтов – в общем, как найти общий язык с детьми. Еще мы показываем, в какие игры с ними можно играть – вожатые нарабатывают собственную базу, то есть создают игротеки, которые используют на сменах. В мае мы даем возможность попрактиковаться: у нас есть детские сады и школы выходного дня, куда мы приходим и играем с детками. Подготовка к самой смене начинается в июне, когда ребята прописывают план-сетку своих смен. Ну и всегда в отряде работает опытный боец и кандидат: каждый боец подтягивает своего кандидата, поэтому можно сказать, что обучение идет на всех этапах.

- Есть такая игра, которая не раз тебя выручала или помогала сплотить детей?

- Я очень люблю активные игры, потому что когда дети побегают, они спокойные. Одна из них: детей скрепляешь в две «гусеницы». У каждой «гусеницы» есть голова и хвост. Цель головы – запятнать хвост. И вот эти «гусеницы» носятся по полю – детям нравится.

- А вожатый наблюдает и отдыхает…

- Да, это самые чудесные игры, когда вожатый может просто наблюдать. (Смеется).

Яна любит активные игры, потому что когда дети побегают, они спокойные

- Что, по-твоему, самое сложное в работе вожатого?

- Наверное, не растрачивать свою жизненную энергию. Бывает, очень сильно отдаешься детям, а потом приходишь в вожатскую и понимаешь, что от тебя ничего не осталось, ты ничего не хочешь – эмоционально выгорел. В школе вожатского мастерства мы даже отдельно обсуждаем тему эмоционального выгорания. В этом плане отряд выручает: ты знаешь, что есть люди, которые тебя всегда поддержат. Помимо работы, вечером у нас есть свои собрания и мероприятия. После общения с отрядниками становится легче и теплее. А еще заряжает обратная связь от детей.

- Какие самые приятные моменты ты можешь вспомнить?

- Когда на концерте выступает ребенок из твоего отряда, и весь отряд за него болеет, кричит, и ты видишь, что все эти люди – единый организм. Каждый заботится друг о друге, беспокоится, они все связаны какой-то нитью. Ты понимаешь, что это твоя работа и твоя заслуга отчасти. Все эти дети уже твои, родные – это самое приятное ощущение. Такие моменты очень греют душу.

- С твоим опытом вожатой, наверное, уже план по воспитанию собственных будущих детей составлен.

- Конечно. Я иногда даже задумываюсь, что бы я говорила в определенной ситуации своему ребенку, чему бы его учила. В лагере у нас есть 21 день, чтобы вложить в детей что-то новое, что они смогут развивать в дальнейшем. Но основное воспитание идет от родителей. Когда наблюдаешь за ошибками родителей, а такое случается, понимаешь, как воспитывать собственных детей.

Яна любит активные игры, потому что когда дети побегают, они спокойные

- Как ты считаешь, что самое важное в воспитании?

- Важно любить ребенка. Если ты его любишь, уважаешь, соответственно, желаешь ему самого лучшего. Главное – знать способы, как дать ему это лучшее. И не судить о ребенке по его поступкам. Не бывает плохих детей – бывают плохие поступки. Мы можем злиться на поступки, но не на ребенка, и это очень важно понимать.

- Какие взрослые и очень глубокие мысли! Не хочешь получить педагогическое образование?

- Были у меня мысли и про педагога, и про психолога, но все-таки это больше хобби. У меня предрасположенность к техническим наукам.

- А еще к спорту! Ты же входишь в сборную Политеха по художественной гимнастике. Как ты к этому пришла?

- В детстве я 6 лет занималась гимнастикой, дожила до 1-го взрослого разряда. Потом в 11 лет я решила, что взрослая и могу сама выбирать, чем заниматься, и ушла с гимнастики. После я ходила на акробатику в цирковое училище и на хип-хоп, долго занималась чирлидингом. Потом ЕГЭ, экзамены – занималась в спортзале для себя. Когда поступила в Политех и узнала, что здесь есть художественная гимнастика, я загорелась, потому что этот спорт в моем сердце. Это нечто эстетически прекрасное и доставляет удовольствие не только смотреть, но и заниматься. Поэтому я не задумываясь пошла на гимнастику и до сих пор с удовольствием хожу.

Яна входит в сборную Политеха по художественной гимнастике

- Твое спортивное прошлое и настоящее помогают на сезоне?

- Да, мои дети никогда не пропускают зарядку. (Смеется). У нас есть такая традиция: кто опаздывает на зарядку, тот показывает упражнения. Как правило, дети не любят это делать, поэтому все приходят вовремя. Я пытаюсь сделать зарядку интересной – под музыку, с танцами, флешмобами, чтобы детям было весело. Зарядка – это очень полезно, я стараюсь привить ребятам эту привычку, к концу смены они перестают сопротивляться и привыкают.

- Вот что такое мягкая сила в действии! И напоследок, каким качеством должен обладать человек, чтобы стать АПом?

- Самое главное – это любовь к детям и желание с ними работать. Как правило, это всегда видно: человек, который может понять ребенка, сам по себе искренний, чистый и добрый. Если желание работать с детьми есть, все навыки легко приобретаются.

- Яна, спасибо тебе за разговор! Желаю тебе терпения и, конечно, новых эмоций от каждой смены и каждого дня, проведенного с детьми!

Беседовала Илона ЖАБЕНКО

Версия для печати