Прикладной бакалавриат: акцент на производственно-ориентированные задачи. Российское образование

22 Марта 2016 Образование 820

Об одной из программ прикладного бакалавриата рассказывает профессор кафедры «Радиотехнические и телекоммуникации системы» Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций СПбПУ Владимир Александрович Сороцкий.

– Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, почему программа прикладного бакалавриата сегодня стала актуальна для студентов вузов?

– В последние годы промышленные компании испытывают нехватку выпускников, которые, наряду с качественной теоретической подготовкой, были бы адаптированы для решения технических производственно-ориентированных задач, и именно для достижения этой цели реализуется программа прикладного бакалавриата. В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого она действует на базе нескольких институтов с 2014 года. 

– По какому направлению она реализуется в Институте физики, нанотехнологий и телекоммуникаций СПбПУ?

– По направлению «Радиотехника». В 2014 и 2015 годах на данную программу принимали выпускников колледжей, уже имеющих определенный уровень теоретической и, что особенно важно, производственной подготовки. Это позволило с учетом переаттестации ранее освоенных дисциплин разработать для них программу ускоренного обучения. В 2014 и 2015 годах в соответствии с действовавшими на тот период времени правилами выпускники колледжей проходили только одно вступительное испытание – математику. Но с этого года им предстоит сдать три экзамена: русский язык, математику и физику. Прием на направление «Радиотехника» в первые два года реализации программы в общей сложности составил 60 человек. 

– Учитывались ли прежние учебные достижения студентов?

– Да, мы проанализировали, что ребята изучали в колледже и с учетом этого составили для них отдельные от общего потока студентов программы обучения по математике, физике и ряду профильных дисциплин. Так, процесс переаттестации, о котором я уже говорил, позволил сократить срок обучения с четырех до трех лет.

На первом курсе студенты изучают фундаментальные дисциплины – взаимодействие с предприятиями начинается со второго года обучения. Мы проводим встречи студентов с представителями компаний радиотехнического профиля, на которых ребята получают исчерпывающую информацию о направлении деятельности каждого из предприятий, условиях работы, перспективах карьерного роста, заработной плате и т.д. После того как студенты наметили для себя интересующие их компании, для них организуются экскурсии, чтобы они на месте могли пообщаться со специалистами и окончательно выбрать то, что им интересно. 

– Взаимодействуете ли вы с потенциальными работодателями?

– Задача кафедры – пригласить большое число компаний, занимающихся разработкой высокотехнологичной продукции. Например, мы успешно взаимодействуем с ООО «Цифровые  радиотехнические системы» – это инновационная компания, которая занимается разработкой систем управления воздушным движением. Особые многолетние отношения связывают нас с ЗАО «Светлана-Электронприбор», выпускающим современную радиолокационную аппаратуру.

Учебный план построен таким образом, что на последних двух курсах 2 раза в неделю в течение всего учебного года студенты проходят радиотехнический практикум на предприятиях. Там определяется тематика их будущих выпускных работ, там же они накапливают материал для этих работ. 

Студенты находятся под двойной опекой: на рабочих местах им назначается руководитель из числа сотрудников компании, одновременно с этим каждому студенту назначается преподаватель-куратор со стороны кафедры. Посылая студентов на предприятия для прохождения распределенного радиотехнического практикума, мы не забываем о том, что  это неотъемлемая часть учебного процесса, которая должна соответствовать его целям и задачам.

– В программе прикладного бакалавриата могут участвовать только студенты Санкт-Петербурга?

– Университет взаимодействует с колледжами, ищет лучших выпускников и приглашает их поступать в Политех. На эту программу также могут поступать выпускники колледжей не только из Санкт-Петербурга, но и из других городов. Был случай, когда в Политех поступил наш соотечественник, который окончил колледж в Германии. 

– В чем, по вашему мнению, преимущества такого вида обучения для самого вуза и для предприятий?

– Для университета выигрыш от такого сотрудничества с предприятием состоит в том, что студенты закрепляют на практике полученные в аудитории теоретические знания, что, несомненно, способствует повышению качества подготовки выпускников.

Для предприятий интерес заключается в том, что они получают адаптированных специалистов – выпускников, которые к моменту окончания вуза уже получили необходимый опыт в производстве высокотехнологичной продукции, освоили современное оборудование. Это значит, что предприятию не надо тратить время и средства на их переподготовку.

Российское образование 

Версия для печати