Вопросы онлайн образования обсудили в СПбПУ

16 Марта 2015 Образование 539

16 марта 2015 г. в СПбПУ состоялось совместное совещание рабочей группы Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по открытому онлайн образованию и представителей Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Обменяться экспертным мнением о внедрении систем онлайн обучения в России и видением его будущих перспектив собрались представители более 20 ведущих образовательных организаций высшего образования – УрФУ, МФТИ, МИСиС , ИТМО, СПбГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана , Академии ФСБ России, МЭИ, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, МАДИ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», НИУ ИТМО. От Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в совещании приняли участие проректор по перспективным проектам А. И. Боровков, проректор по образовательной деятельности Е.М. Разинкина, директор Центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий СПбПУ А. В. Щукин, директор научно-методического центра «УМО вузов России» П.И. Романов.

Член Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», проректор по перспективным проектам СПбПУ А. И. Боровков во вступительном слове подчеркнул необходимость интеграции oнлайн образования в систему университетского обучения. Россия пока формирует лишь минимальную долю в объеме мирового рынка онлайн образования. Однако вузы очень заинтересованы в расширении географии своего присутствия и увеличении числа студентов, поэтому очевидно, что количество университетов, открытых к внедрению онлайн форматов обучения, со временем будет расти.

Руководитель рабочей группы при Совете Минобрнауки РФ по открытому образованию, зам. проректора по учебной работе УРФУ В. С. Третьяков рассказал о ряде преимуществ онлайн обучения (вариативность образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей студентов; сочетание образовательной и профессиональной деятельности; возможность получать дополнительные профессиональные знания в выбранной профессии; и т.д.) и сделал презентацию о дорожной карте развития проекта национального портала открытого онлайн образования. Содержательную часть проекта портала открытого онлайн образования (процессы согласования карты разрабатываемых онлайн курсов с координационными советами по областям образования и учебно-методическими объединениями по УГСН ВО) раскрыл член рабочей группы при Совете Минобрнауки РФ по открытому образованию, директор центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий СПбПУ А. В. Щукин. В заключительном совместном докладе вышеупомянутых спикеров речь шла о требованиях, предъявляемых к открытым онлайн курсам, а также процедурах экспертизы и согласовании оценочных средств с УМО.

Участники совещания активно включались в обсуждения, следующие за каждым из докладов, и поднимали большое количество вопросов: как построить онлайн образование полного цикла; как контролировать качество образовательной услуги; как сделать онлайн обучение эффективным, правильно составить программу и внедрить практические элементы, избежав традиционных недостатков удаленного образования; как систематизировать и объективно оценить результативность обучения, и т.д.

Мероприятие показало, что в целом классические образовательные учреждения открыты к новым форматам презентации и трансляции образовательного контента и готовы внедрять дистанционные системы обучения. Понимая, однако, что онлайн обучение – это прекрасный инструмент для экономии бюджетных средств, сетевого взаимодействия университетов, вовлечения большего количества людей в образовательный процесс, для многих руководителей вузов остаются нерешенными вопросы: как найти верный баланс качества дистанционного образования и его цены, а также создать курсы, позволяющие отработать практические навыки.

Минобрнауки РФ поставило университетам задачу к сентябрю 2015 г. разработать и внедрить по четыре открытых онлайн курса. По мнению участников совещания, дистанционные образовательные курсы при условии предъявления высоких требований к их качеству и процедурам оценки результатов обучения в будущем смогут обеспечить освоение существенной части образовательных программ, приоритетными направлениями которых, по замыслу министерства, являются инженерные, экономические и естественнонаучные дисциплины.

Для справки:

Решение о создании Совета по открытому онлайн образованию принято 23 декабря 2014 г. в ходе совещания в Минобрнауки РФ. В состав Совета вошли ректоры МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, ИТМО, УрФУ и др., а также представители Рособрнадзора и Минобрнауки РФ. Председателем Совета избран Дмитрий Ливанов.

Деятельность Совета нацелена на решение задач по формированию предложений о совершенствовании правовых основ, организационно-методических и материально-технических условий использования онлайн курсов при реализации образовательных программ; формирование единых требований к описанию результатов освоения онлайн курсов, к процедурам и методам оценки уровня достижения результатов освоения; организация экспертизы качества онлайн курсов и формирование рекомендаций вузам по вопросам признания результатов обучения на них; определение приоритетных направлений разработки содержания онлайн курсов; координацию межвузовского взаимодействия в процессе создания и совместного использования онлайн курсов образовательными организациями.

Версия для печати