СПбПУ – за повышение качества образовательных программ!
В рамках проекта Темпус «Онлайн обеспечение качества образовательных программ (EQUASP)» 24 июня 2014 г. в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете состоялся семинар «Стандарты и методические рекомендации по обеспечению контроля качества образовательных программ».
Семинар был посвящен представлению стандартов и методических рекомендаций по обеспечению контроля качества образовательных программ, разработанных в рамках проекта, определяемых с помощью сравнения российских и европейских стандартов, и оценке их применимости в российских университетах.
В семинаре приняли участие российские и европейские вузы – участники проекта EQUASP, представители Министерства образования и науки РФ, Ассоциации инженерного образования России, Совета ректоров Италии, представители заинтересованных внешних организаций. Руководили семинаром академический координатор проекта EQUASP проф. Альфредо Скварцони и координатор проекта Анжело Мусаио (Университет Генуи, Италия).
С приветственным словом выступили проректор по международной деятельности СПбПУ Дмитрий Германович Арсеньев и представитель Государственного центра «ТЕСТ-Санкт-Петербург» Екатерина Вадимовна Юркинская. Д.Г. Арсеньев отметил: «Образовательные системы разных стран имеют свои особенности и традиции, однако присоединение нашей страны к Болонскому процессу, а также участие Политехнического университета в Программе «5-100-2020» актуализировало необходимость интеграционных процессов в образовании. Одной из целей Болонской декларации является содействие обеспечению качества образования путем создания сопоставимых критериев и методологий. Таким образом, обеспечение качества образовательных программ – это один из важных аспектов повышения качества образования в целом, что сегодня особенно важно для нашего университета». Дмитрий Германович также подчеркнул важность проекта EQUASP как для нашего университета, так и для всего российского высшего образования: «Внедрение онлайн системы обеспечения качества поможет вывести образовательные программы на новый уровень, отвечающий современным международным требованиям, обеспечит прозрачность процессов для всех участников процесса обучения, и будет способствовать совершенствованию образовательных технологий в целом».
В рамках проекта EQUASP внедряется европейский формат описания программ с использованием системы согласованных критериев. Сформировать эту систему критериев – формализовать ее и апробировать – было главной задачей на старте проекта. Участники семинара работали над согласованием единых стандартов, методических рекомендаций и индикаторов для обеспечения контроля качества образовательных программ.
В ходе семинара были заслушаны доклады Хуана Переза (Политехнический университет Каталонии, Испания), Йозефа Гаспарика-Словатского (Технологический университет, Словакия), Бригитты Станикуниене (Каунасский технологический университет, Литва) и других европейских коллег. Российские подходы представила координатор проекта по России, представитель Тамбовского государственного Технического университета Лилия Мозерова, с обсуждением стандартов выступили представители всех российских вузов-участников проекта.
Данный семинар завершил выполнение первой задачи проекта EQUASP по созданию «Стандартов и методических рекомендаций по обеспечению контроля качества образовательных программ». Начальник отдела Департамента менеджмента качества СПбПУ В.Е. Магер, с выступил с докладом, в котором представил разработанный глоссарий и комментарии к предложенным «Стандартам и методическим рекомендациям».
Доработанные по результатам семинара «Стандарты и методические рекомендации» будут размещены на сайте проекта в ближайшем будущем.
Для справки:
Проект EQUASP направлен на совершенствование (развитие) системы менеджмента качества образовательных программ в российских университетах через внедрение on-line инструментария мониторинга. Это обеспечит прозрачность процессов для основных заинтересованных участников образовательного процесса – студентов, менеджеров образовательного процесса, преподавателей, работодателей.
Возглавляет проект университет Генуи, среди участников – 12 лидирующих российских и 3 европейских вуза, Конференция ректоров итальянских университетов (Рим, Италия),
Консорциум CINECA (Болонья, Италия), Министерство образования и науки РФ.
Основные цели проекта:
- повышение качества технологических образовательных программ путем принятия внутренних систем контроля качества, направленных на определение результатов обучения и внедрение электронной документации и систем мониторинга качества образовательных программ в соответствии с нормами и руководящими принципами обеспечения качества в европейском пространстве высшего образования;
- приведение процесса внутреннего обеспечения качества образовательных программ в российских университетах в соответствие с европейскими стандартами и принципами обеспечения качества;
- повышение качества, прозрачности и сопоставимости программ обучения в РФ, чтобы все заинтересованные стороны имели возможность дать обоснованную оценку образовательного процесса, предложенного программами обучения, и чтобы укрепить взаимное доверие к качеству образовательных программ;
- модернизация высшего образования посредством он-лайн системы документации и мониторинга качества программ обучения.