Профессор Джессика Личи – о том, как добиться успеха в учебе и в бизнесе

Так ли хорошо мы представляем себе масштаб Всемирной паутины? В 2016 году количество пользователей Интернета составило 3,5 миллиарда человек. В начале 90-х годов прошлого века сотрудники Кембриджского университета, подключив к кофеварке веб-камеру и впоследствии настроив ей доступ в сеть, и не предполагали, что менее чем через 20 лет количество подключенных к Интернету предметов превысит число зарегистрированных пользователей. Стремительная популяризация Сети принесла нам новые направления науки, новые рабочие специальности и массу новых научных терминов. Со всем этим хорошо знакома профессор бизнес-школы IDRAC (Лион, Франция) Джессика ЛИЧИ, которая поведала о том, как возраст влияет на поведение интернет-пользователей, в каких случаях возможно получить образование в Интернете, а также поделилась своим опытом работы в сфере маркетинга и рассказала о своих впечатлениях о российских студентах.

Профессор бизнес-школы IDRAC Джессика Личи рассказала о поведении пользователей в Интернете

-  Профессор Личи, мы знаем, что, помимо преподавания, ваша научная деятельность связана с маркетингом. Расскажите подробнее, в чем она заключается?

- Моя диссертация была посвящена такому понятию, как цифровой маркетинг. Простыми словами, это использование всех цифровых каналов (телевидения, радио, Интернета и т.д.) для продвижения бренда. Он тесно связан с интернет-маркетингом – весьма популярным сегодня направлением. Сейчас я работаю над докторской диссертацией, где сосредоточилась на цифровой революции, пользовательском поведении (User Behaviour) и интернет-технологиях. Я изучаю основные принципы и положения поведения пользователей в Сети и выделяю различия в международном и культурном контексте. Люди используют цифровые технологии совершенно по-разному! Одна из моих любимых тем для изучения – разница поколений.

- Очень интересно услышать какие-нибудь примеры.

- Не секрет, что старшие поколения сложнее приспосабливаются к новым технологиям, в то время как молодые люди используют информационно-коммуникационные технологии во всех сферах своей жизни. Классический пример для представителей поколений Y и Z: что они делают утром, только встав с кровати, и вечером, собираясь спать? Правильно, берут в руки смартфон!

- Однако в последние годы наблюдается положительная тенденция к применению гаджетов в образовании. Например, сегодня защита каждого проекта сопровождается яркой презентацией. Заметили ли вы, что с течением времени качество презентаций стало лучше?

- Если говорить о моем опыте работы здесь, в Политехе, то я могу сказать, что презентации ваших студентов всегда были хорошими. Я также преподаю в Китае, Финляндии, Англии, Ирландии, Франции. И всегда отмечала качество работ российских студентов.

Профессор бизнес-школы IDRAC Джессика Личи со студентами бизнес-семестра СПбПУ

- А что по поводу образования в Интернете? Возможно ли получить качественное образование, не выходя за границы Сети?

- Это зависит от мотивации и зрелости студента. Дистанционное обучение будет хорошо работать для целеустремленных учащихся. Говоря о зрелости, я имею в виду не возраст, а уровень сознательности, отношение к образованию. Также нужно учитывать, какую именно дисциплину вы собираетесь изучать. К примеру, статистику или финансовую аналитику идеально освоить в Интернете у вас вряд ли получится: здесь важны коллективные обсуждения. Однако для маркетинга или менеджмента вполне можно использовать электронные образовательные платформы: сегодня довольно часто на занятиях мы используем так называемые «подкасты» – аудио- или видеофайлы на конкретную тематику, которые студенты слушают удаленно.

- Говоря о технологиях, какие еще методы или подходы в образовании вы считаете наиболее эффективными?

- Я предпочитаю давать студентам основы, так называемый «скелет», ключевые аспекты. Их задача – собрать этот пазл целиком, дополнить его значимыми, современными, актуальными фактами. В Британии мы применяем метод тестирования концепций (concept-testing). В этом случае учащегося помещают в ситуацию, когда он должен продемонстрировать, что он изучил, какие выводы сделал. Многих студентов это пугает, однако я считаю, что это эффективный метод, поскольку, найдя нужную информацию самостоятельно, они лучше ее усвоят. Если я дам им книгу, прочитают ли они ее? Возможно. Подготовятся ли по ней к экзамену? Может быть. Однако уже через пару дней вряд ли они что-то вспомнят. Но если студент получает реальный опыт работы в компании, пробует себя в решении поставленных задач – например, в разработке цифровой маркетинговой стратегии – то полезных знаний и навыков он усвоит намного больше. Это я и пытаюсь донести на своих занятиях. Кроме того, мы с моими студентами часто обращаемся к бизнес-играм – на мой взгляд, это помогает значительно лучше усвоить новую информацию.

- Важны ли, на ваш взгляд, оценки, которые учащиеся получают в процессе обучения?

- Не могу сказать, что я являюсь поклонником традиционной системы оценивания. Я не думаю, что цифры или буквы полностью отражают академическую успеваемость. В моей практике были студенты, оценки которых были одними из худших в классе, однако по окончании университета они стали… нет, не миллионерами, но их уровень благосостояния уже сейчас значительно выше моего. То, как вы ведете себя в процессе обучения, не является индикатором вашего успеха в мире бизнеса. Помимо теоретических знаний, важно также развивать навыки коммуникации, нарабатывать полезные связи, уметь грамотно распоряжаться своим временем, развивать в себе навыки руководителя и предпринимателя. Таким образом, я стараюсь не судить студентов по их оценкам.

- Что бы вы посоветовали студентам для их успешной деятельности?

- Будьте непредвзятыми, не осуждайте других людей, зорко следите за всем, что происходит вокруг, и не полагайтесь только на один источник информации.

 - Профессор Личи, благодарим вас за интервью! Желаем успехов в вашей исследовательской и педагогической деятельности!

Подготовлено международными службами СПбПУ

Версия для печати