История о войне, рассказанная детскими голосами

23 Марта 2021 Культура 122

21 марта в Белом зале состоялась премьера одноактной детской оперы современного композитора Сергея Плешака «Мальчишки», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Запланированная на апрель 2020 года в концертном зале Мариинского театра, она была отложена из-за пандемии. И вот только спустя год зрители смогли увидеть эту постановку.

На сцене Белого зала состоялась премьера оперы «Мальчишки», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

На сцене – большая лодка и рыболовные сети. Это берег реки, ставший местом игр мальчишек маленького городка на Волге. Они вообразили волшебную страну Синегорию – так легче переживать тяготы войны, но им предстоит вступить в конфликт с юнгами Балтийского флота, считавшими войну не лучшим временем для сказок. Сюжетной основой оперы послужила повесть петербургского писателя Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки», либретто по мотивам которой составил поэт Николай Голь. Но все же главное в опере – музыка. Сергей Плешак – представитель музыкальной династии – написал ее специально для учащихся Хорового училища им. М. И. Глинки, в котором исторически обучаются только мальчики. В этом уникальность оперы. А еще в том, что это первое обращение композитора к военной теме.

Композитор Сергей ПЛЕШАК, написавший оперу специально для учащихся Хорового училища им. М. И. Глинки, присутствовал на премьере

«Мой отец, Виктор Плешак, создал очень много музыки о войне. Эта тема исчерпана в его творчестве, поэтому я к ней ранее не обращался, – отметил Сергей ПЛЕШАК, присутствовавший на премьере. – Моя основная сфера – детская музыка, не уверен, что у кого-то из российских композиторов есть больше музыки, написанной именно для исполнения детьми. Поэтому я не мог не откликнуться на предложение преподавателя по вокалу Хорового училища имени Глинки Надежды Дробышевской создать оперу только для мальчиков и раскрыть в ней тему войны сквозь призму детского восприятия».

Все партии в опере исполняли учащиеся Хорового училища от 7 до 20 лет, они сумели представить контраст между мирами – выдуманной Синегорией и войной, и внутри одного мира – конфликт между пионерами и юнгами, который музыкально выражался в противопоставлении детских и юношеских голосов. Тема войны в музыкальной постановке не производила пугающего впечатления – дети в спектакле пели и танцевали, выполняли акробатические трюки, играли, пуская солнечных зайчиков, – все говорило о мире без войны и о мире детства.

«Мы по-настоящему вжились в наш образ, перенеслись в военное время. Все благодаря повести Льва Кассиля, написанной доступным языком, работе режиссера Натальи Карпинской и музыке Сергея Плешака, – поделились исполнители партий юнг Кирилл КОПЫТОВ и Григорий АНДРУЛИС. – Детям обязательно нужно рассказывать о войне, неважно, в какой форме: спектакль, фильм, книга – это должно быть правдиво и интересно, как, надеюсь, получилось у нас».   

Инструментальный ансамбль Молодежного оперного театра под управлением Игоря Новицкого блестяще справился с партитурой Сергея Плешака. В опере в напряженные моменты сюжета звучит чисто академическая музыка, серьезная и драматичная. Но это для контраста, поскольку автор Сергей Плешак, как говорит он сам, «за красоту и happy end».

«Детская опера о войне – это что-то абсолютно новое для меня, – поделилась после показа зрительница Елена АСТАХОВА. – Очень было интересно, как дети представят войну. Готовилась к тому, что это будет что-то очень грустное, но получила больше положительных эмоций. Музыка в сочетании со всеми компонентами воспринималась очень легко. Исполнители оперы – невероятно талантливые, очень музыкальные и артистичные! Хочется, чтобы у оперы “Мальчишки” была долгая сценическая жизнь».

Материал подготовлен Дирекцией культурных программ и молодежного творчества СПбПУ

Версия для печати