В СПбПУ состоялась пресс-конференция о перспективах развития рынка электромобилей

11 мая в Научно-исследовательском корпусе «Технополис Политех» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в Российской Федерации. Основными вопросами для обсуждения стали перспективы формирующегося рынка электромобилей и смежных отраслей экономики, возможности использования «окна возможностей» для опережающего старта и достижения лидерских позиций, рентабельность и привлекательность электромобилей на российском рынке, вероятные риски для энергобаланса страны, а также работа в данном направлении и роль Санкт-Петербурга.

Участники пресс-конференции

Авторы экспертно-аналитического доклада «Перспективы развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России»: вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир КНЯГИНИН; проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии и Центра НТИ СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей БОРОВКОВ; заместитель руководителя Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», главный конструктор ИЦ «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ Олег КЛЯВИН; генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей КОГОГИН; главный экономист «ВЭБ.РФ» Андрей Клепач; заместитель директора Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий САНАТОВ.

Открывая пресс-конференцию, с приветственным словом к участникам обратился проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии и Центра НТИ СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей БОРОВКОВ. В ходе выступления Алексей Иванович обозначил возросший интерес к формированию и развитию области электротранспорта в России:  «В данном контексте, необходимо отметить уникальный проект, реализованный в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», при участии Индустриального партнера проекта ПАО «КАМАЗ», в кратчайшие сроки – это разработка и создание первого электромобиля на основе технологии цифровых двойников без ДВС-предшественника «КАМА-1». Отмечу, что в ближайшие 2-3 года в нашей стране откроется так называемое «окно возможностей» для «опережающего старта» и достижения лидерских позиций на рынке отечественного электротранспорта.  Если говорить о параметрах, то, например, учитывая, что сейчас формируется стратегия социально-экономического развития РФ, для таких проектов, как формирование рынка электротранспорта, есть параметры: за три года объем рынка должен составить 100 млрд рублей, а к 2030 году – 3 трлн рублей», –  поделился Алексей Иванович. 

Пресс-подход к проректору по цифровой трансформации СПбПУ, руководителю Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии и Центра НТИ СПбПУ, руководителю Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ Алексею БОРОВКОВУ

Также спикер сформулировал основную цель подготовки экспертно-аналитического доклада «Перспективы развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России». Алексей Иванович акцентировал внимание участников пресс-конференции на формируемой сегодня Стратегии социально-экономического развития России и на проекте, в разработке которого он принимает непосредственное участие, – это проект-маяк по развитию отрасли электротранспорта в России. На сегодняшний день по данному проекту осуществляется активная деятельность по трем ключевым направлениям. «Первое – это создание собственного электротранспорта, символом которого в России на сегодняшний день выступает в каком-то смысле “КАМА-1”. Второе – формирование полноценной инфраструктуры зарядных станций. И третье, чрезвычайно важное направление – создание собственного производства энергетических модулей – аккумуляторных батарей и топливных элементов», – добавил Алексей БОРОВКОВ. 

Спикер отметил, что для поддержания деятельности по всем направлениям консорциум организаций, заинтересованных в развитии рынка электромобилей, в числе которых Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, КАМАЗ, Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, Сколковский институт науки и технологий в партнерстве с Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, подготовил экспертно-аналитический доклад «Перспективы развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир КНЯГИНИН начал свое выступление с представления перспектив электротранспорта в России. Спикер выразил мнение о том, что большинство развитых стран полностью перейдет на электрический общественный транспорт в ближайшем будущем и увеличит производственные мощности и объемы электротранспорта в городской инфраструктуре. Что касаемо Санкт-Петербурга, то ситуация, по словам Владимира Николаевича, в городе выглядит иначе – на начало 2020 года было зарегистрировано 245 электрических транспортных средств – 110 автомобилей, 125 троллейбусов и 10 электробусов. Также в городе стояло 35 быстрых и 13 медленных зарядок «Ленэнерго» и 23 зарядные станции, которые принадлежали другим собственникам. Владимир КНЯГИНИН отметил, что темпы развития электродвижения будут во многом зависеть от политики федеральных и региональных органов власти и введения дополнительных мер стимулирования для владельцев электромобилей. «Сейчас в городе действует норматив для застройщиков: на 1 600 кв. м вводимого жилья должна приходиться одна медленная зарядка, рассчитанная на 10 электромобилей. Если мы хотим изменить ситуацию на 2024 год, этой инфраструктуры крайне недостаточно», – считает Владимир Николаевич. Вице-губернатор выразил уверенность в том, что Санкт‑Петербург обладает необходимым научно-техническим потенциалом для формирования стратегического центра разработок и продвижения отечественного электротранспорта и заинтересован в его развитии.  

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин присоединился к пресс-конференции по видеосвязи

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей КОГОГИН поделился успешным опытом создания и внедрения электробусов в городскую инфраструктуру Москвы. Сергей Анатольевич дополнил, что КАМАЗ стал одним из крупнейших производителей общественного электротранспорта. Также спикер уточнил, что в данной области они преуспели благодаря системному решению задачи. «Нам необходимы целые десятилетия, чтобы внедрить новую систему электротранспорта. Это нелегкая задача, но я надеюсь, что к 2025 году совместными усилиями мы создадим ее. Главное – собрать полностью отечественный транспорт для наших дорог и, в первую очередь, людей. Мы должны занять лидирующие позиции на мировом рынке электромобилей», – резюмировал Сергей Анатольевич. Спикер также добавил, что при производстве электробусов учитываются климатические условия населенных пунктов и возможность утилизации аккумуляторов транспортного средства. При интенсивном развитии области утилизация не вызовет серьезных проблем и не повлияет на окружающую среду. 

Заместитель директора Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов

Заместитель директора Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий САНАТОВ рассказал об особенностях работы фонда и пояснил, что их деятельность направлена на вопросы формирования и развития новых рынков и будущей экономики. Спикер уточнил, что для представителей фонда крайне важным фактором является наличие заинтересованной в проекте рабочей группы, которая обеспечит прогнозирование и реализацию трендов. В данном случае такая группа сформировалась в лице крупной автомобильной компании КАМАЗ, ведущего Инжинирингового центра и финансовой корпорации «ВЭБ.РФ». «Возможно, что Санкт-Петербург станет столицей электромобилестроения в Российской Федерации», – подчеркнул Дмитрий Санатов.

Заместитель руководителя Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», главный конструктор ИЦ «Центр компьютерного инжиниринга» CompMechLab® СПбПУ Олег Клявин

Заместитель руководителя Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», главный конструктор ИЦ «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ Олег КЛЯВИН отметил, что проект создания электромобиля является знаковым для всей страны. Спикер напомнил, что над созданием смарт-кроссовера работали профессионалы из СПбПУ и КАМАЗа. Рабочая группа выдвигала серьезные требования для электромобиля при разработке, т.к. он должен был не просто существовать, но и составлять конкуренцию на рынке электротранспорта. После постановки подобных задач, команда пришла к выводу, что «КАМА-1» будет успешно функционировать и продвигаться на отечественном рынке.

Главный экономист «ВЭБ.РФ» Андрей Клепач

Главный экономист «ВЭБ.РФ» Андрей КЛЕПАЧ поддержал позицию коллег относительно актуальности проекта. По мнению спикера, на разработку элементов электромобиля понадобится от 6-10 млрд. О зарядных станциях Андрей Николаевич высказался следующим образом: «Консервативная оценка – около 3000 тысяч станций к 2024 году. Естественно, возникает вопрос о том, на чьи средства будет реализовано строительство объектов городской инфраструктуры. Наиболее реальный работающий вариант – реализация не только субсидий из бюджета. Рекомендую рассмотреть включение в развитие зарядных станций в Инвестиционную программу ПАО “Россети”».

Участники мероприятия задали вопросы спикерам, например о стоимости электромобилей и льготных условиях для потребителей. «Перед нами действительно стоит вопрос ценообразования, – ответил Сергей КОГОГИН. – Мы занимаемся данной темой и вместе с Политехническим университетом, стремимся создать оптимальный по всем особенностям электротранспорт. В Европе подобные машины стоят от 20 до 30 тысяч евро, при этом 30-40% стоимости – цена аккумуляторных батарей, которые подешевеют при серийном производстве».

Журналисты задали вопросы спикерам

По окончании пресс-конференции спикеры поблагодарили участников за внимание и повторили, что электротранспорт имеет колоссальный потенциал как для реализации внутри нашей страны, так и завоевания внешнего рынка. Единогласно прозвучало мнение о том, что необходимо приложить максимум усилий, чтобы этот автомобиль был запущен в серию как можно скорее. 

Материал подготовлен Центром НТИ СПбПУ

Кроме нас, это событие осветили:

Версия для печати