В СПбПУ обсудили применение современных композиционных материалов в судостроении и морской технике

3 Октября 2016 Наука и инновации 4536

Рабочее совещание по вопросам применения современных композиционных материалов в судостроении и морской технике прошло в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого по инициативе директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России С.А. Чуя.

В СПбПУ прошло рабочее совещание по вопросам применения современных композиционных материалов в судостроении и морской технике

В совещании приняли участие представители ведущих предприятий и научных центров судостроительной отрасли: ФГУП «Крыловский государственный научный центр», АО «Центральное конструкторское бюро морской техники ”Рубин”», АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения “Малахит”», ОАО «Центральное конструкторское бюро “Айсберг”», АО «Средне-Невский судостроительный завод», АО «Производственное объединение “Северное машиностроительное предприятие”», ОАО «Концерн “МПО – Гидроприбор”», ГК «Композитные решения», ПАО «ЗВЕЗДА», УК «Композитный кластер Санкт-Петербурга», АО «Выборгский судостроительный завод», АО «Гипрорыбфлот», а также иностранные компании из Германии, партнеры Политехнического университета в области судостроения и судового машиностроения BaltiCo GmbH (г. Росток) и SNA MARINE CONSULTING (г. Ольденбург).

Модераторами совещания стали начальник отдела стратегического планирования и управления Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ В.Е. Тюрин и проректор по перспективным проектам  СПбПУ, соруководитель рабочей группы «ТехНет» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы А.И. Боровков.

Проректор по перспективным проектам  СПбПУ, соруководитель рабочей группы ТехНет НТИ А.И. Боровков

Приветствуя собравшихся, А.И. БОРОВКОВ пояснил, почему, собственно, данное совещание проходит в Политехе: «Наш университет имеет большой опыт применения композиционных материалов в других отраслях, и поскольку на сегодняшний день композиционные материалы уже нашли широкое применение и в судостроении, поэтому мы и обратились в Минпромторг с предложением о проведении такого мероприятия. В свою очередь Департамент  судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга предложил провести это совещание на нашей базе. Надеюсь, это совещание пройдет в деловом ключе, и будут сформулированы некие тезисы, которые могут быть чрезвычайно полезны для развития отрасли именно в контексте применения композиционных материалов».

 Начальник отдела стратегического планирования и управления Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ В.Е. Тюрин

В.Е. ТЮРИН  от лица Департамента поблагодарил Политех за организацию совещания, пояснив, что его ведомство «понимает всю актуальность и важность проблематики применения композиционных материалов в судостроении». «Министерство уделяет особое внимание этой тематике. Есть программа, в соответствии с которой к 2020 году производство композиционных материалов  должно вырасти в 2,5 раза. Надеюсь, что судостроительная промышленность внесет существенный вклад в выполнение этих показателей, и мы сможем выйти на новые технологические достижения», – пояснил Владимир Евгеньевич и предложил перейти непосредственно к докладам участников.

Советник гендиректора ФГУП Крыловский государственный научный центр проф. В.Н. Половинкин

Первым выступил советник генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» профессор В.Н. ПОЛОВИНКИН. Валерий Николаевич – человек для кораблестроения и судостроения уникальный, поскольку является основоположником известной научной школы по проблемам обеспечения живучести, надежности и безопасности судовых и корабельных боевых и технических средств на базе наукоемких технологий. На совещании профессор В.Н. Половинкин сделал интересный доклад о применяемых в судостроении материалах и подчеркнул особую важность использования композиционных материалов, указав на их перспективность и нарастающую значимость, благодаря их уникальным физико-механических свойствам.

Начальник опытного производства АО СНСЗ Ю.А. Горев  в центре

Следующим выступил начальник опытного производства АО «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) Ю.А. ГОРЕВ, рассказав об уникальном опыте предприятия в разработке и освоении новых промышленных технологий изготовления кораблей и судов из композиционных материалов. Некоторые аспекты разработанных заводом технологий применялись впервые в мире. Юрий Александрович отметил, что завод одним из первых в России начал передачу разработанных технологий на другие предприятия с обучением и организацией новых производств.

Гендиректор УК Композитный кластер Санкт-Петербурга В.Н. Зазимко  слева

Генеральный директор УК «Композитный кластер Санкт-Петербурга» В.Н. ЗАЗИМКО в своем докладе рассказал о созданном в Петербурге кластере ведущих предприятий композитной отрасли. Вадим Николаевич пояснил, что большинство предприятий работают для судостроения и играют важную роль в экономическом росте отрасли. В частности, спикер подчеркнул, что главным для кластера является объединение усилий предприятий региона – как с целью создания высокотехнологичной продукции из композиционных материалов, так и с целью снижения себестоимости этой продукции, повышения экономической эффективности производства и, как следствие, повышения конкурентоспособности конечной продукции – судов и изделий судового машиностроения.

 Директор компании BaltiCo GmbH Дирк Бюхлер  слева

Доктор Дирк БЮХЛЕР, директор компании BaltiCo GmbH (Германия, г. Росток), поделился многолетним опытом компании по созданию изделий для судов и судового машиностроения в Германии, таких как гребные винты, валолинии, подруливающие устройства, и др. Г-н Бюхлер показал не только слайды, но и привез с собой большое количество образцов создаваемой его компанией продукции, что вызвало неподдельный интерес и множество вопросов участников совещания. К слову сказать, компания BaltiCo выросла с начала 1990-х годов как вузовский стартап, и за свою двадцатилетнюю историю достигла больших успехов в разработке и создании высокотехнологичной продукции из композиционных материалов для судостроения. Успешная деятельность компании BaltiCo – пример «сплава» теоретических знаний, прикладной науки и, безусловно, большого упорства коллектива компании и ее лидера Дирка Бюхлера.

Проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. БОРОВКОВ сделал содержательный доклад о мировых тенденциях в области применения  композитов в судостроении. В мире композиционные материалы приобретают все большее распространение. Отрасль показывает 4-5% ежегодный рост. К сожалению, Россия пока не является заметным игроком на этом рынке, и нам многое предстоит сделать, чтобы занять свою нишу и стать конкурентоспособными. Алексей Иванович в деталях рассказал об уникальном проекте, в котором участвовали Петербургский Политех совместно со Средне-Невским судостроительным заводом, – «Разработка руководящего документа по созданию расчетных моделей и расчета конструкций из полимерных композиционных материалов для скоростных судов при реальном проектировании». Работа была обусловлена тем, что в качестве композиционного материала для проектируемого высокоскоростного катамарана СНСЗ использовался углепластик. В тот момент в России не было методик расчета судовых конструкций из углепластика и сотрудники Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ впервые разработали такую методику и выпустили руководящий документ, который был признан Российским Морским Регистром Судоходства.

По итогам совещания участники предложили  создать рабочую группу по применению композиционных материалов в судостроении при Минпромторге России

Подводя итоги, участники совещания заключили, что двигаться дальше можно только объединив усилия. Поэтому было высказано предложение о создании рабочей группы по применению композиционных материалов в судостроении при Минпромторге России. Также представители организаций отрасли предложили рассмотреть актуальные направления для разработки и внедрения композиционных материалов и получить по линии Минпромторга дополнительную финансовую поддержку, особенно в части проведения НИОКР.

В заключение заседания В.Е. ТЮРИН подчеркнул важность совместной и регулярной работы, отметив, что Минпромторг России с перспективой смотрит на создание рабочей группы по применению композиционных материалов в судостроении и в ближайшее время рассмотрит этот вопрос. Также он поблагодарил участников за столь большой интерес к совещанию и готовность к совместной конструктивной работе.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати