Интервью с ректором Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андреем Рудским. Российское образование

Андрей Иванович, первый вопрос: почему Политех?

Для меня этот вопрос никогда не стоял: я еще со школы, класса с восьмого, грезил Политехом.

Я точно знал, что это одна из выдающихся научно-образовательных школ нашего времени, что ядерный проект, который создавался в 1940-е годы, был по сути реализован «политехниками»: Курчатовым, Капицей, Семеновым, Александровым, Флеровым, Зельдовичем, Харитоном.

С 1906 до самой смерти в Политехе работал знаменитый академик Абрам Федорович Иоффе – «отец советской физики». И это, как вы понимаете, далеко не полный список ученых и исследователей, учившихся  и работавших в Политехе в разные годы.

Еще школьником я знал, что основателем университета был великий Витте – министр финансов России, а первым ректором – князь Андрей Григорьевич Гагарин, потомок Рюриковичей…

Так что я уже на тот момент понимал, что Политех – это вуз с удивительной историей, связанной с выдающимися именами и достижениями.

Но была и еще одна причина, по которой я мечтал учиться именно здесь. 

Какая?

Я еще с детства понял, что не хочу учиться в узконаправленном отраслевом вузе. Мне хотелось «трудовой романтики» гигантских предприятий – машиностроительных, индустриальных.

Я еще со школы, класса с восьмого, грезил Политехом

Все как в советских фильмах того времени: «Весна на Заречной улице», «Большая семья» – героика созидательного труда, гудки, паровозы, домны, сталь…Поэтому я выбрал металлургию. 

С самого начала я понимал, что это не просто заводы – это минигорода, мощные, значимые для всей экономики. Такая надежная мужская работа, которая позволит и реализовать себя, и содержать семью. 

Кем именно вы хотели стать?

Директором такого большого предприятия. Кто-то хотел быть летчиком, космонавтом, а я тогда видел свое будущее в тяжелой промышленности. 

Сложно ли было поступить в Политех после школы?

Я поступил без проблем: физико-математическую школу закончил очень успешно, у меня было всего три-четыре четверки, и по итогам экзаменов я прошел с большим запасом баллов.

О чем вы вспоминаете, когда заходит речь о времени вашего обучения в университете?

Одно из самых ярких впечатлений первого курса – первые дни в институте, ощущение несказанной радости и гордости, что я учусь именно здесь. 

Вы когда-нибудь были в Политехе? Вам  наверняка будет интересно узнать, что он был построен в конце позапрошлого века именно как университет – в отличие от многих вузов, которые разместились в бывших дворцах, музеях, усадьбах или новых зданиях.

Это был 1899 год – период мощного индустриального подъема в нашей стране, когда России были необходимы инженеры новой формации. 

Это была целая плеяда научных звезд, и я благодарен судьбе за учителей, которых она мне подарила

Всего за три года был построен уникальный Политехнический институт, который сразу стал выпускать инженеров высочайшего уровня. Здесь было все, что необходимо для получения качественного образования: техническое оснащение, и, конечно, профессорский состав – и российские, и европейские специалисты. 

Первые три года занятия велись на двух языках – на русском и на немецком, потом уже только на русском. Это была alma mater нашей технической интеллигенции. 

И если вернуться к моим студенческим воспоминаниям, то я хорошо запомнил, как шел по коридорам нашего Химического корпуса, с его огромными окнами, высокими сводчатыми потолками, а навстречу мне шли преподаватели, старшекурсники – люди, которые уже были причастны к этому храму науки и образования. 

Сложными ли оказались студенческие будни?

Мы, вчерашние школяры, сразу же окунулись в учебный процесс – здесь все было совсем по-другому. 

До сих пор вспоминаю нашего профессора Владимира Константиновича Шахно – пройти его школу было настоящим подвигом. Для меня он был образцом глубокого знания предмета, прекрасным методистом. Он понимал, кто способен одолеть математику и поддерживал студентов, в которых видел потенциал. 

Вспоминаю лекции профессора химии Алабышева, профессора Батя – одного из авторов учебника по сопромату, по которому и сегодня учатся студенты.  Мне посчастливилось учиться, когда в институте работал удивительный человек – Василий Сергеевич Смирнов, член-корреспондент Академии наук СССР, депутат Верховного Совета.

Потом кафедрой заведовал молодой и талантливый профессор Григорьев, у которого я писал диплом, кандидатскую диссертацию, он же стал консультантом на защите моей докторской диссертации…

Как видите, это была целая плеяда научных звезд, и я благодарен судьбе за учителей, которых она мне подарила. 

Итак, вы закончили Политех… А почему не стали директором завода, как раньше мечтали?

Так сложилась жизнь: после диплома меня оставили на кафедре в аспирантуре, была хорошая перспектива научного роста, я рано защитил кандидатскую диссертацию – и затем уже поступило множество интересных предложений по научным изысканиям со стороны наших индустриальных партнеров. 

А как же металлургия?

Она никуда не ушла из моей жизни: мы и сейчас ведем совместные научно-изыскательские работы с лидерами этой отрасли – с металлургическими комбинатами из Череповца, Липецка, Старого Оскола. 

Предполагали ли вы, что станете ректором?

Даже не предполагал! Пределом моих мечтаний в то время было стать профессором, заведующим кафедрой – как мой научный руководитель профессор Григорьев. 

Вы стали инициатором многих изменений в жизни Политеха: из локального академического университета вуз стал сегодня серьезным научным центром, признанным не только в нашей стране, но и за рубежом. Почему вы сделали ставку именно на науку?

Идея создания учебно-научного центра пришла ко мне гораздо раньше, чем я стал ректором: когда меня пригласил на должность проректора по науке академик РАН Михаил Петрович Федоров, который на тот момент возглавлял наш вуз. 

Уже тогда я сформулировал для себя образ университета новой формации, постулаты которого должны звучать так: «Обучение через всю жизнь, обучение через науку». 

В чем это выражается на практике?

Каждый студент должен заниматься наукой. Преподаватели должны заниматься наукой и взаимодействовать с промышленностью – иначе чему они научат молодых людей? И, конечно, интернационализация образования – взаимодействие с зарубежными коллегами. 

Сам я в 90-х годах работал в Германии, в Ганноверском университете – и это оказало колоссальное влияние на мой подход к образовательному процессу.

Я сформулировал для себя образ университета новой формации: «Обучение через всю жизнь, обучение через науку»

Да, мы совершенно разные, у каждой научной школы есть свои достоинства и недостатки – и я попытался сделать нечто промежуточное, оптимальное именно для нашего вуза. 

Еще двадцать лет назад я понял, что научно-техническую нишу призваны заполнять только вузы, и пока большинство университетов выпускали юристов и менеджеров, мы начали создавать совместные лаборатории, базовые кафедры…

И на сегодняшний день наш университет по праву считается одним из самых передовых вузов – особенно в области взаимодействия с промышленными предприятиями. 

Мы работаем с «Росатомом», «Ростехом», «Роснано», с ракетостроительными, двигателестроительными, судостроительными корпорациями.

В чем сила университетов такого формата?

В комплексном подходе. Обратите внимание, западные вузы уже отошли от отраслевых, узконаправленных учебных заведений.

Там университет – это универсальная система образования и подготовки специалистов, выпускающая и энергетиков, и машиностроителей, и станкостроителей, и химиков, и материаловедов…

Наша величайшая удача – возможность передавать знания путем «перекрестного обмена»: лучшие химики читают лекции материаловедам, лучшие материаловеды – студентам других специальностей…

Мы стали первым вузом, открывшим представительство в Китае

Таким образом самые сильные практики передаются ребятам, и у них есть возможность получить сначала хорошее базовое, а затем и специализированное образование.

Мы делаем все для того, чтобы наши студенты снимали «интеллектуальные сливки». В этом и заключается сила Политехнического университета. 

Такая стратегия эффективна и при взаимодействии с предприятиями – у них тоже нет монопродукта. 

Мы работаем с нашими партнерами по принципу решения комплексных задач – от постановки и разработки документации до получения опытных образцов и выдачи технологии на производство. 

В этом могут участвовать студенты?

Судите сами: сегодня наша промышленность развивается очень интенсивно: переход на новые технологические циклы достигает уже не 20 лет, как раньше, он существенно сократился – до 5-6 лет.

Происходит полное обновление производства, технологий, продукции. В вузе студенты учатся пять лет.

Если мы будем работать по старым схемам, то наши ребята после окончания университета просто окажутся в профессиональном вакууме и не смогут работать на новом оборудовании и решать актуальные задачи. Сейчас мы идем по пути создания базовых кафедр предприятий. 

Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Базовые кафедры – это комплексные группы, которые создаются по заказу предприятий в соответствии с их профилем и по тем направлениям, которые необходимы этим предприятиям. 

Это достаточно широкий «фронт работ», особенно востребованный в сферах, где выпускается высокотехнологичная продукция.

Студенты включаются в работу коллектива, пишут курсовые по темам, связанным с работой предприятия – и при этом получают базовое образование на площадке СПбПУ. 

Вы уже много лет работаете с вузами из других стран. По какому принципу вы отбираете деловых партнеров?

На сегодняшний день у нас более 100 вузов-партнеров. Но мы уже производим определенное редуцирование, выбираем те университеты, которые соответствуют уровню современного Политеха. 

Пять наших программ уже получили сертификат соответствия европейским стандартам качества, и с каждым годом мы будем расширять этот список. 

Кроме того, мы продолжаем обмениваться лучшими практиками с зарубежными вузами, реализовывать международные проекты. 

Сейчас мы усилили свои позиции в азиатско-тихоокеанском регионе: в Китае, Вьетнаме, Южной Корее. 

Мы стали первым вузом, открывшим представительство в Китае – это наше огромное достижение. Работа велась серьезная, сегодня еще остался ряд проблем: отстает законодательная база, не хватает государственных правовых актов по осуществлению такого вида деятельности, но я уверен, что мы доведем этот проект до конца успешно.

Андрей Иванович, хотели бы вы оказаться на месте сегодняшних студентов?

Это провокационный вопрос! (смеется) Конечно, у современных студентов очень интересная жизнь – открыты такие возможности для самореализации, которых у нас просто не было. Они мобильны, могут принимать участие в самых разных программах.

Политех – единственный в России вуз, у которого есть собственная театрально-концертная площадка

Так, например, в Политехе объявлен Год молодежи, и студенты могут войти в альтернативный парламент. Кроме того, они могут принимать участие в «Формуле Студент» и делать гоночные болиды, заниматься в открытой мастерской «Фаблаб»…

Когда я учился, всего этого не было. Мы ездили в стройотряды (я сам там был восемь раз, строил Саяно-Шушенскую ГЭС и вообще был активистом в этом направлении), был театр – но на этом, пожалуй, все. Болидов никто не собирал!

Так что не знаю, хотел бы я оказаться на месте сегодняшних студентов, но порадоваться за то, как они учатся и живут, я могу.

За что любите свою работу?

Ректор – это уникальная должность, дающая возможность реализовать свое видение развития университета, воплотить в жизнь новые подходы в образовательной деятельности, создать особую учебную, научную, культурологическую атмосферу. 

Культурологическую?

Политех – единственный в России вуз, у которого есть собственная театрально-концертная площадка. 

Белый зал СПбПУ в афишах города стоит рядом с Мариинским театром, Филармонией, Капеллой… Это официальный городской концертный зал, здесь давали концерты маэстро Спиваков, народная артистка России Ольга Кондина.

Но и это еще не все. Мы реализуем культурологические семестры: ведущие профессора консерватории проводят открытые лекции для наших студентов 1 и 2 курса – такой ликбез в области классического искусства для будущей технической интеллигенции.

У нас выступают музыканты, драматические актеры, писатели – и всегда зал полон. 

Мы идем в ногу со временем. Конечно, многое предстоит сделать, но я уверен, что сегодня силами нашей команды создается гармонизированный политехнический университет XXI века, который выпускает инженеров, компетентных не только в своей сфере деятельности, но и людей с широким кругозором, которые могут понимать и ценить искусство. 

Совсем недавно мы открыли памятник Петру Первому – и это стало очень важным событием для нашего университета. Я считаю, что все мы продолжаем дело великого реформатора, новатора, который сделал очень много для нашей страны – и каждый студент Политеха должен гордиться этим. 

Российское образование

Версия для печати