Тема блокады Ленинграда неисчерпаема

27 января 1944 года — День полного снятия блокады Ленинграда — вошел в героическую летопись борьбы человечества с фашизмом. У ленинградцев особые счеты с войной. В период невиданной в мировой истории почти 900-дневной блокады тысячами жизней и неутихающей болью заплатили они за свое освобождение.

В период почти 900-дневной блокады тысячами жизней и неутихающей болью заплатили ленинградцы за свое освобождение

В декабре прошлого года, в преддверие 80-й годовщины прорыва блокады Ленинграда, комитет по науке и высшей школе Петербурга и специально созданный научный совет под руководством директора Института истории СПбГУ Абдуллы Даудова подвели итоги первого конкурса на проведение исследований по изучению истории обороны и блокады Ленинграда. Спустя восемь десятилетий она по-прежнему остается актуальной, раскрываясь с разных, зачастую еще неизвестных сторон. Среди тех, кто скрупулезно изучает трагический период истории Санкт-Петербурга, немало политехников. Так, из 25 победителей конкурса — 14 человек учатся и работают в СПбПУ. Это студенты Ангелина Загробян, Виктория Коротыч, Артемий Кузнецов, Ирина Семанина, Анна Старожук и Анастасия Грибачева; молодые ученые Екатерина Мушенко, Максим Новиков и Александр Прищепа; молодые кандидаты наук Элина Авакова, Марина Агафонова, Дарина Баринова, Илья Сидорчук и Екатерина Шостак.

КНВШ и специально созданный научный совет подвели итоги первого конкурса на проведение исследований по изучению истории обороны и блокады Ленинграда

Исполняющая обязанности заведующего кафедрой общественных наук Гуманитарного института (КОН ГИ) СПбПУ Виктория Лобатюк убеждена, что тема блокады является одной из самых значимых и наглядных с точки зрения восприятия Великой Отечественной войны современным молодым поколением. «В последние годы среди историков наблюдается устойчивый интерес к изучению так называемой „истории повседневности“, — отмечает она. — В этом смысле история Ленинградской блокады неисчерпаема и чрезвычайно важна. Ведь погружение в тему через отдельную биографию или даже предмет способствует не только познавательной активности, но и оставляет сильный эмоциональный отклик. Во всяком случае, именно его мы увидели у наших победителей конкурса».

Погружение в тему блокады вызывает сильный эмоциональный отклик

Жизнь Политехнического института в дни блокады вспоминается отдельными сюжетами, картинами, встречами. Из воспоминаний ветерана-политехника Александра Юрьевича Баймакова, опубликованных в газете «Политехник» 19 января 1993-го — в 50-ю годовщину снятия блокады Ленинграда: «Июль 1941 года. Работает приемная комиссия. Окончившие школу и еще не призванные в армию мальчики и девочки — их, естественно, больше — поступают в институт. В сентябре начинаются занятия. Сначала все идет как обычно, но вскоре главное здание занимают под госпиталь, и учиться приходится уже в две смены в первом и гидротехническом корпусах. В конце ноября в студенческих столовых без карточек выдают соевый или чечевичный суп. Во время воздушных тревог укрываемся в коридоре подвала главного здания. Госпиталь в главном здании существует недолго, его переводят, кажется, в Академию связи. <...> Около 6 часов вечера 6 ноября 1941 года была первая бомбежка института. Осколочными снарядами бомбили трамвайное кольцо, где после смены собралась толпа ожидающих трамвай. Было много политехников, работников физтеха, института постоянного тока. Многие были ранены осколками и поражены током из-за обрыва трамвайных проводов. Еще сейчас можно видеть следы осколков бомб на столбах остатка ограды парка. Одна бомба разорвалась у окон мастерских...»

Во время блокады Политехнический институт подвергался обстрелам и бомбежкам

В своих работах политехники, получившие гранты на изучение истории обороны и блокады Ленинграда, исследовали самые разные стороны жизни осажденного города — от судеб детей, особенностей воздействия «Ленинградской симфонии» и образа победы в творчестве блокадных поэтов до функционирования системы образования. Историческая память пластична, ей свойственно запоминание и забывание. А события блокады не должны быть забыты, потому что это нарушит целостную картину прошлого нашей страны. Без комплексного изучения этого периода невозможно извлечь опыт, который, несомненно, поможет справиться с трудностями сегодняшнего дня, — поделился еще один победитель конкурса, ассистент КОН ГИ Максим Новиков.

Политехники – победители конкурса с председателем комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андреем Максимовым

Все работы, вошедшие в итоговый сборник, отличаются неподдельным интересом авторов к выбранной теме и оригинальностью подхода к ее исследованию. Например, старший преподаватель КОН ГИ Александр Прищепа раньше уже обращался к материалам о выдающемся вкладе ученых-политехников в разработку безопасных режимов эксплуатации ладожского льда на Дороге жизни. В своей новой работе он сделал более глубокое обобщение. На конкретных примерах я показал, что сотрудники Ленинградского Политеха внесли огромный вклад в организацию работы промышленных предприятий блокадного города, приходили на помощь и налаживали производственный цикл работ. В целом, большинство их научных трудов носило именно прикладной, практический характер. А о личном патриотическом настрое говорит тот факт, что многие из них отказывались от положенной им эвакуации, чтобы приносить пользу здесь, на месте, — рассказал Александр.

О трагедии блокады важно помнить сегодня

Правительство Санкт-Петербурга уже объявило о решении продолжить конкурс в 2023 году, а это значит, что политехники обязательно будут в нем участвовать.

Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью и кафедрой общественных наук ГИ СПбПУ.

Источник фото: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга»

Версия для печати