Всероссийский Инженерный Конкурс: В Фаблабе построили конвейер стартапов

ВИК - Конвейер стартапов ФабЛаб

В минувший четверг, 17 февраля, в нашем университете прошёл довольно амбициозный эксперимент: представители госкорпорации «РОСНАНО» совместно со студентами петербургских вузов создали целый рынок совершенно новой индустрии. И результаты этого эксперимента получились весьма интересные.

Участникам деловой игры «Создай стартап. Продай стартап!» предложили примерить роль технологического предпринимателя и пройти нелёгкий, однако увлекательный путь от первого жизнеспособного технологического решения до выхода на рынок и продажи своей компании. Участие в игре приняли не только представители разных университетов (таких, как ИТМО, ЛЭТИ, ВШЭ и, конечно СПбПУ), но и студенты совершенно разных специальностей: маркетологи соревновались бок о бок с физиками, а экономисты делили место в команде с биотехниками. Символично, что такой конкурс, сочетающий элементы и технических, и гуманитарных наук прошёл именно в стенах Политехнического университета.

ВИК - Конвейер стартапов ФабЛаб 2

Перед участниками стояла непростая задача– из подручных материалов создать изобретение, рабочее инженерное решение, а также построить и продать своё предприятие. Азарт творца и восторг, когда твоя технология работает, костяшка домино падает туда, куда нужно, а шарик катится с одинаковой скоростью каждый раз, вызывали искренний восторг и легко читались на лицах участников. Именно на таких простых примерах объяснялись различия отдельных инженерных решений (продуктов) от фирмы.

«В основе высокотехнологичного бизнеса, бесспорно, лежит инженерное решение, но весь бизнес не сводится только лишь к этому решению. Многие из этих ребят в дальнейшем станут предпринимателями, и чем раньше они поймут разницу между упакованным инженерным решением и цельным бизнесом, тем проще им будет действовать в жизни», - отмечает А. Елашкина, модератор конкурса «Создай стартап. Продай Стартап!»

Реалии игры

 «Единичных обособленных стартапов без кооперации не бывает – это мифы, которые дезориентируют»

А. Елашкина

В ходе игры возникала потребность в кооперации с другими командами, ведь дефицитные навыки часто имелись только у соперников. И тут вставал вопрос: кооперация или конкуренция? Однако чем дальше продвигались участники, тем яснее они понимали специфику высокотехнологичного бизнеса, которая делает конкуренцию невыгодной. Базарный принцип «мои помидоры краснее, а твои зеленее» здесь не работает. Гораздо перспективнее создать кусочек технологической цепочки, делать свою часть работы.

«Бессмысленно конкурировать стартапом – нужно смотреть кто что делает, встраиваться и вместе идти в индустрию»

А. Елашкина

Именно такие пакеты технологий, которые кооперируются и взаимодействуют, выходят на рынок и имеют наибольший спрос. Ведь покупателю гораздо удобнее брать готовый продукт, чем собирать «конструктор».

Однако для многих профессия предпринимателя до сих пор овеяна ореолом таинственности и считается чем-то чуждым. Отчасти это подогревается ещё и тем фактом, что успешные предприниматели не всегда рассказывают о том, какой путь они прошли – кто-то не хочет делиться своими секретами, а кому-то просто некогда давать интервью. 

«Тут нет дикой магии: мы показываем, что нужно делать, и что делать не нужно. Не нужно создавать фантазмов, фантазировать, что это что-то необычное»

Д. Ковальчук, представитель корпорации «РОСНАНО»

Как раз этой проблемой и занимается сеть наноцентров «РОСНАНО»: распаковывают понятие «предприниматель» на очень простые действия. Сеть разворачивается по стране как инфраструктура по серийному запуску стартапов, «конвейер по производству бизнесов».

 

«Они слышат про «стартапы-единороги», сделанные в гараже на коленке за бесплатно, которые сразу продаются за миллиарды – так бывает очень редко»

А. Елашкина

Конкурс «Создай стартап. Продай стартап!» предоставил участникам уникальный опыт: отточить инженерные навыки и провести краш-тест своей бизнес-модели в условиях, приближенных к реальным, при этом не «набив шишек». Ребята увидели профессию предпринимателя без намывного лоска и заблуждений и на личном примере убедились, что «создание стартапов – не героика, а тех процесс и работать с предпринимательством нужно всего лишь как с одной из профессий, которая присутствует в нашей жизни».

 

Материал подготовил Голиков Александр, 4 курс ИПМЭиТ

Версия для печати