Турбиностроение

В формировании ленинградской школы конструкторов турбин решающую роль сыграли преподаватели Политехнического института профессора А.А. Радциг — основоположник российского научного турбиностроения, В.И. Андреев и А.Ю. Винблад. Разработанные под руководством А.Ю. Винблада турбины позволили стране к 1934 г. не только отказаться от импорта энергетического оборудования, но и приступить к его экспорту.
В 30-х гг. политехники оказали значительное влияние на освоение производства паровых турбин на Металлическом заводе, где была изготовлена первая отечественная турбина, на „Красном путиловце" (Кировском) и Невском машиностроительном заводе в Ленинграде.
В годы войны при активном участии политехников Л.А. Шубенко-Шубина, И.И. Кириллова, С.А. Кантора, М.М. Гринберга, М.Н. Бушуева, В.Д. Пивеня на Свердловском турбомоторном заводе было налажено производство запчастей для всего турбинного парка страны, а в послевоенное время — теплофикационных турбин. Л.А. Шубенко-Шубин руководил позднее строительством завода по производству турбин для атомных электростанций в Харькове. С именами политехников (М.И. Гринберг, А.А. Ломакин, Л.А. Кузнецов, С.А. Быченков, В.Ф. Рис, Л.А. Шубенко-Шубин) связано и начало отечественного газотурбостроения. Значительный вклад в создание газотурбинных двигателей для авиации внес генеральный конструктор КБ им. В.Я. Климова С.П. Изотов (выпускник ЛПИ 1941 г.).
Ученик А.А. Радцига, М.И. Гринберг возглавил на ЛМЗ коллектив конструкторов, спроектировавший в 1931-1939 гг. серий паровых турбин, в т. ч. быстроходную (3000 об/мин) мощностью 100 Мвт, равной которой в то время не было в Европе. На „Красном путиловце" (Кировском заводе) в проектировании турбин принимали участие профессора Д.Д. Семенов-Девятков, А.Ю. Винблад, X.Ф. Кетов, И.И. Кириллов, Л.А. Шубенко-Шубин (будущий Герой Социалистического Труда, академик АН УССР); на Невском машиностроительном заводе — С.М. Жербин, В.В. Звягинцев.


