Франция
Система высшего образования Франции
1.1. Этапы развития системы высшего образования Франции.
Система образования во Франции складывалась на протяжении многих столетий и на сегодняшний день она считается одной из самых передовых во всем мире. Французская система высшего образования имеет ряд особенностей, которые связаны с многовековой историей развития образования в стране.
Первый французский университет - Парижский университет (фр. Université de Paris) был основан в Париже в XIII веке. В XIII веке в его состав вошел колледж Робера де Сорбона, имя которого стало позднее именем всего университета. Его центром является здание Сорбонны в Латинском квартале на левом берегу Сены. В XIII—XIV вв. университеты появляются в Тулузе, Монпелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и других городах. Они становятся известными центрами западноевропейской культуры и привлекают преподавателей и студентов из многих стран.
Накануне великих революционных событий конца XVIII века, во Франции насчитывалось 22 университета [1], которые сохраняли свои средневековые традиции и структуры. Самые крупные из них состояли из
4 факультетов: искусств, теологии, права и медицины. Их несоответствие новым потребностям централизованного государства и нарождающейся промышленности побудило королевскую власть пойти на создание новых учебных заведений вне университетских стен. Так возникли в 1530 г. Королевский коллеж (Коллеж Франции), в 1626 г.— Королевский Сад (Национальный музей естественной истории), а в XVIII в. — высшие технические школы (Школа мостов и дорог, Школа горного дела и др.), к которым добавилась позже Политехническая школа. Все эти высшие учебные заведения существуют по сегодняшний день параллельно с университетами.
Университеты во Франции были закрыты, как несоответствующие потребностям общества, Декретом от 15 сентября 1793 г.
В отличие от большинства европейских стран, во Франции традиция университета, как учебного и научного учреждения, была утеряна в течение почти всего XIX в. Декретом от 10 июля 1896 г. во Франции были вновь учреждены университеты для подготовки кадров для государственной администрации, представителей свободных профессий и преподавателей. Однако уже с конца XIX в. в рамках естественнонаучных факультетов, были созданы университетские институты прикладных наук, которые начали готовить технических специалистов, вначале на уровне техников, а затем и инженеров.
Становление современной университетской системы Франции было связано с ростом численности выпускников средних школ — бакалавров. Соответственно возрастала и численность студентов: 41 000 — в 1911 г, 79 000 — в 1938 г. и 140 000 — в 1950 г.
Социально-экономическое развитие Франции в последующие три десятилетия сопровождалось интенсивным расширением масштабов системы образования, особенно ее средней и высшей ступени. Количество студентов высших учебных заведений также возрастало, только в университетах их численность студентов увеличилась от 140 тыс. в 1950 г. до 969 тыс. в 1985 г.
Коренная реформа высшего образования Франции произошла в 1968 г., что в решающей степени было вызвано происходившими по всей Франции массовыми студенческими выступлениями, в ряде мест принимавшими форму баррикадных боев студентов с силами полиции. Принятый в такой обстановке Закон об ориентации высшего образования от 12 ноября 1968 г. под тройным девизом: автономии, участия и многодисциплинарности — радикально изменил организацию и структуру высшей школы Франции.
Основные организационные компоненты вузов — факультеты, кафедры, а также входившие в состав университетов школы-были расформированы. Их место заняли новые междисциплинарные подразделения, так называемые учебно-исследовательские единицы (Unite d'Enseignement et de Recherche). Они стали основными центрами принятия решений в университетах, а сами университеты получили большую самостоятельность в определении целей и содержания обучения и научных исследований.
Закон 1968 г. сопровождался реорганизацией не только внутренней структуры университетов. Существовавшие университеты, особенно наиболее крупные из них, как знаменитая Сорбонна в Париже, с трудом справлялись с огромными контингентами студентов и становились фактически неуправляемыми. В связи с этим было решено разделить все крупные университеты на самостоятельные вузы рациональных размеров, с учетом социально-экономической и географической целесообразности.
В Париже, таким образом, вместо Сорбонны образовалось 13 университетов, каждый из которых имеет свой порядковый номер и отличается определенной учебной и научной направленностью. Так, например, Университет Париж-I ориентируется на социально-экономические и гуманитарные области знаний. Университет Париж-Ш (Новая Сорбонна) имеет выраженную языково-литературную направленность. Университет Париж-VI (им. Пьера и Марии Кюри) — естественнонаучную и т.д. Сорбонна, как университет, больше не существует.
В результате проведенной децентрализации и придания университетского статуса национальным политехническим институтам и некоторым частным учебным заведениям количество вузов университетского типа во Франции увеличилось от 16 в 1961 г.
до 77 в 1986 г. [2]
Новая серия реформ образования во Франции была связана с созданием общеевропейского образовательного пространства. В 1998 году на европейской конференции было заявлено о создании принципа единого построения высшего образования в Европе. В дальнейшем европейские министры образования подтвердили свою готовность принять единую систему. Преобразования велись по нескольким направлениям: внедрение 3х уровневой системы дипломов, принятие четкой сравнительной типологии соответствия дипломов, введение в использование системы кредитов, содействие мобильности и европейскому сотрудничеству.
Так называемая «Декларация Сорбонны» (25 мая 1998г.) стала основополагающим актом о создании единого европейского пространства в области высшего образования с участием 4-х стран: Германии, Франции, Италии и Великобритании.
19 июня 1999 г. была подписана Болонская декларация, которая закрепила присоединение к ним еще 22-х европейских государств. Именно эта декларация дала имя процессу создания единого европейского образовательного пространства – Болонский процесс. На Пражской Конференции в мае 2001г. данный документ дополнен положением о профессиональной подготовке и о всеобщем распространении европейской системы трансфера кредитов (ECTS). На Берлинской конференции в сентябре 2003 года к Болонскому процессу официально присоединилась Россия. Процесс создания единого европейского пространства в области высшего образования завершился в 2010 году.
Создание единого европейского пространства в области высшего образования позволило странам-участникам:
1. Принять системы дипломов, поддающихся чёткому толкованию и сопоставлению.
2. Сформировать систему высшего образования, основанную на принципе 3-5-8, во Франции это:
- диплом Лисанс, полученный после 3-х лет обучения в вузе после бакалавреата[3] (BAC+3),
- диплом Мастер, полученный после 5-и лет обучения в вузе (BAC+5),
- степень доктора (кандидата наук), после 8-и лет обучения в вузе (BAC+8).
3. Создать общую систему условных единиц («кредитов») - Система трансфера европейских кредитов (European Credit Transfer System):
- один учебный год: 60 кредитов,
- один семестр: 30 кредитов,
Соответственно, 180 кредитов для получения диплома Лисанс и 300 кредитов для получения диплома Мастер.
Кредиты могут быть также получены вне системы высшего образования, включая профессиональные достижения, повышение квалификации, учёбу за рубежом.
4. Содействовать свободному передвижению студентов европейских стран, посредством уменьшения административных и нормативных препятствий, а также признавать периоды обучения в рамках европейской системы.
5. Содействовать европейскому сотрудничеству в области оценки качества и выработки сопоставимых критериев и методик.
6. Продвигать европейское измерение высшего образования путем разработки совместных учебных курсов, более тесного взаимодействия между европейскими учреждениями в области межуниверситетского сотрудничества.
Франция достаточно быстро приступила к воплощению идей Болонского процесса. Уже в 1999 году появилась степень «mastaire» (переименована в 2002 г. в «master»), которая автоматически присуждалась обладателям различных пятилетних дипломов университетского и неуниверситетского секторов высшего образования. Характерно, что во Франции реформы проходили без изменений в законодательстве, осуществлялись с помощью правительственных декретов и министерских постановлений.
Декретом 2002 года № 2002—481 была официально введена новая система уровней образования: бакалавр (среднее образование) — лиценциат (3 года – диплом «licence») — магистратура (2 года – диплом «master») — докторат (3—4 года – «doctor»). Система высшего образования получила название LMD в соответствии с тремя уровнями высшего образования: licence – master – doctor. Однако, существует большое количество национальных государственных дипломов, которые не были отменены в процессе реформ и по-прежнему выдаются высшими учебными заведениями.
[1] Системы высшего образования стран Запада: Справочник — Москва: Изд-во РУДН, 1991 стр. 122—144
[2] Системы высшего образования стран Запада: Справочник — Москва: Изд-во РУДН, 1991 стр. 122—144
[3] высшее образование во Франции возможно только после получения диплома бакалавра об окончании среднего образования (Baccalauréat).
Французская система высшего образования на сегодняшний день является одной из наиболее передовых в мире. Государственные университеты предлагают бесплатное высшее образование, как для французских, так и для иностранных студентов. Высшее образование стало доступным не только для элиты. Повышение доступности высшего образования во Франции для широких масс молодежи в 80-90 годах прошлого века привела к тому, что французское население является одним из наиболее образованных. На рисунке 1 в форме диаграммы приведены сравнительные данные о количестве людей, имеющих диплом о высшем образовании, в процентах от общего количества людей возрастной группы населения от 30 до 34 лет. Из 34 стран участниц “Организации экономического сотрудничества и развития» [1] (Международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики) Франция занимает девятое место по количеству дипломированных специалистов в выбранной возрастной группе.

Рис. 1. Процент людей, имеющих дипломы о высшем образовании, в возрастной группе
от 30 до 34 лет в странах “Организации экономического сотрудничества и развития».
Стратегия развития Европейского союза «EU 2020» ставит следующую цель для стран участниц: к 2020 году 40% людей в возрастной группе от 30 до 34 лет должны иметь дипломы о высшем образовании (на диаграмме показана синим цветом). Во Франции с 2010 года эта цифра выше и составляет 43,5%, что выше среднеевропейского показателя, но ниже динамично развивающихся стран Северной Европы.
Рост количества высокообразованных молодых людей и повышение доступности высшего образования на фоне безработицы в стране порождает чувство несправедливости среди дипломированной молодежи. Поэтому одной из основных задач высшего образования является обеспечение максимальной и равной для всех слоев населения доступности высшего образования для молодежи, поддерживая качество образования и главное - его ориентацию на дальнейшее трудоустройство.
Сегодняшний экономический кризис подталкивает молодежь из семей со скромным достатком выбирать профессиональное образование, чтобы как можно быстрее получить финансовую независимость. В связи с этим наиболее быстро развивающейся формой образования является так называемое «альтернативное образование» (formations en alternance).
Альтернативное образование – это совмещение теоретической и практической подготовки. То есть студенты заключают с работодателем, так называемый, «альтернативный контракт», в рамках которого половину студент времени работает у работодателя (обычно 2,5 дня в неделю), получая практические навыки по выбранной специальности, а вторую половину времени учится, получая теоретическую подготовку по той же специальности.
Альтернативное образование предлагается в огромном спектре профессиональных областей и с недавнего времени высшие учебные заведения также входят в систему альтернативного образования. Такая форма обучения требует большего количества лет для получения диплома, но работодатель в течение всего обучения платит заработную плату, что позволяет студентам получить финансовую независимость уже в процессе обучения. Альтернативное образование является частью системы непрерывного образования (системы образования в течение всей жизни), развитие которого считается приоритетным направлением развития всех стран Европейского союза.
22 июля 2013 года французским правительством был принят Закон, который предусматривает разработку во Франции национальной Стратегии высшего образования (StraNES). Министерство национального образования, высшего образования и исследований Франции должно было разработать государственную стратегию развития высшего образования в соответствии с государственной стратегией развития исследований (которая должна была быть разработана параллельно). Обе стратегии должны быть представлены на рассмотрение правительству и Парламенту Франции.
Для разработки стратегии 12 февраля 2014 года был создан Комитет StraNES. Задачей комитета является организация и проведение публичных слушаний и консультаций, сбор экспертных оценок и аналитических материалов для дальнейшего обобщения информации и разработки предложений по вопросам развития системы высшего образования в ближайшие годы.
Чтобы собрать необходимую информацию и мнения, Комитет провел серию слушаний квалифицированных специалистов и экспертов, занимающихся вопросами высшего образования:
- представителей высшего образования (французских и зарубежных экспертов, представителей администраций, и т.д.);
- представителей различных объединений вузов;
- представителей студенческих организаций и профсоюзов;
- представителей министерств молодежи и спорта, промышленности, социальных дел и здравоохранения, сельского хозяйства, культуры и др.
Кроме того, проводились тематические семинары для обсуждения отдельных аспектов развития системы образования.
Отчет о проделанной работе был опубликован Комитетом StraNES в июле
2014 года. Данный отчет ставит 5 основных целей развития высшего образования Франции [2]:
Цель 1. Поддерживать экономику страны и формировать обучающееся общество. Данная цель включает ряд задач:
- увеличение гибкости высшего образования в условиях быстро изменяющихся потребностей общества и экономики страны;
- сближение образования и исследовательских работ для передачи студентам самых передовых знаний;
- развитие новых направлений подготовки, отвечающих потребностям общества (в частности в области медицины);
- развитие системы образования в течение всей жизни, в том числе развитие альтернативного высшего образования и т.д.
Цель 2. Интернационализация высшего образования.
Франция занимает третье место в мире [3] по количеству иностранных студентов (рис.2), первое место по количеству успешных заявок в программу Erasmus+, первое место по количеству совместных международных публикаций (на 47% больше, чем Япония или США). Стратегия развития высшего образования ставит ряд задач для укрепления лидирующей роли Франции в сфере интернационализации образования.
Рис.2. Процент иностранных студентов среди общего количества студентов в разных странах.
Цель 3. Обеспечение равного доступа к высшему образованию для всех. Сюда входят не только задачи по обеспечению равного доступа к высшему образованию для детей инвалидов или детей из неблагополучных и малообеспеченных семей (они и сейчас получают различные виды социальной помощи и государственных стипендий Франции для продолжения обучения).
Ставится также задача обеспечить равный доступ к высшему образованию детей из разных слоев общества. На сегодняшний день 65% детей из семей, где родители имеют высшее образование и занимают руководящие позиции, имеют диплом о высшем образовании. В семьях служащих и рабочих только 30% детей имеют высшее образование [4]. Стратегия развития высшего образования ставит задачу снизить это неравенство.
Следует отметить, что аналогичноа и ситуация с получением среднего образования во Франции (рис. 3). По данным 2012 [5] года степень бакалавр (среднее образование) по окончании школы или различных профессиональных училищ получили более 80% детей родителей, имеющих высшее образование, и менее 60% детей родителей, не имеющих высшего образования. Благодаря государственной политике Франции, нацеленной на обеспечение равного доступа к образованию для всех слоев населения, ситуация улучшается, что видно из динамики изменений данных показателей по возрастным группам населения. Все больше молодых людей получают дипломы о среднем образовании.

Рис. 3. Процент населения, имеющего диплом о среднем образовании во Франции в зависимости от возраста и уровня образования родителей (статистика 2012 года).
В том же исследовании 2012 года Национального института статистики и экономических исследований Франции были проанализированы данные о количестве населения, обучающегося или ранее обучавшегося в высших учебных заведениях Франции в зависимости от уровня образования родителей. Данные по возрастным группам приведены на диаграмме на рисунке 4.

Рис. 4. Процент населения, обучающегося или обучавшегося в вузах во Франции в зависимости от возраста и уровня образования родителей (статистика 2012 года).
Как видно из полученных данных, процент населения, получающего высшее образование неуклонно растет. Все больше молодых людей продолжают обучение в высших учебных заведениях. Однако, в семьях, где родители имеют высшее образование, 78% детей поступают в вузы, а в малообразованных семьях только 42%. Именно поэтому, задачей государства является обеспечение доступности образования на всех уровнях для всех, независимо от происхождения и материального положения семьи.
Цель 4. Создать систему высшего образования XXI века. Развитие Интернета и электронных технологий полностью меняет ситуацию в образовании. Теперь преподаватель не является единственным источником знаний и, следовательно, должны измениться методы обучения. Студенты могут осваивать учебный материал, как в стенах вузов, так и самостоятельно, они должны стать активными участниками образовательного процесса, а задача преподавателей – направить студента и помочь ему.
Кроме того, необходимо большее внимание уделять использованию современных компьютерных технологий в учебном процессе. Дистанционное образование и дистанционный контроль знаний играют все большую роль. Уже сейчас студенты во Франции имеют право использовать на экзаменах программируемые калькуляторы. Вероятно, разрешение на использование компьютеров с Интернетом будет следующим шагом, которого невозможно будет избежать. Для учебных заведений в такой ситуации возникнет необходимость в корне менять систему контроля знаний студентов.
Уже сейчас в образовании широко используются активные методы обучения, такие как ролевые игры, разработка проектов, моделирование ситуаций, и т.д. Сегодня вузы должны полностью переходить на активные методы обучения с максимально широким использованием компьютерных технологий.
Для обеспечения выполнения данной задачи нужно также обеспечить возможность регулярного повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава вузов. В первую очередь это касается новейших технологий и инновационных направлений исследований. Кроме того, возникает задача модернизировать техническую базу университетов.
Цель 5. Создать систему высшего образования, отвечающую потребностям и ожиданиям молодежи. В первую очередь сегодняшние студенты хотят стать активными участниками образовательного процесса, в частности иметь больше возможностей выбирать учебные модули, принимать участие в оценке качества образования.
Многие студенты предпочитают быть экономически независимыми. Следовательно, необходимо обеспечить, с одной стороны, возможность для таких студентов прервать обучение для осуществления профессиональной деятельности и продолжить обучение позже, с другой стороны, расширить возможности альтернативного обучения в высших учебных заведениях. Необходимо создать систему трудоустройства для студентов в соответствии с направлением их обучения. Выделение рабочих мест для студентов может быть организовано, например, муниципальными службами.
Кроме того, необходимо систематизировать все программы прямой (стипендии) и непрямой (например, предоставление общежитий) финансовой поддержки для студентов из малообеспеченных семей.
Кроме того, для студентов важно понимать, с какой целью они учатся, на какие должности они смогут претендовать на рынке труда по окончании обучения. Вузы должны обеспечивать образование в соответствии с потребностями работодателей и максимально взаимодействуя с работодателями в образовательном процессе (например, обеспечивая участие студентов в исследовательских проектах для предприятий, организация практических семестров на рабочих местах).
Масштабные реформы высшего образования требуют и дополнительного финансирования. Сегодня Франция тратит на высшее образование 1,5% внутреннего валового продукта, что позволяет финансировать высшее образование из государственного и регионального бюджетов более чем на 80% [6]. В России этот показатель чуть более 60%, а в странах северной Европы – 95 – 97%, что позволяет высшим учебным заведениям развиваться более динамично.
[1] По данным Eurostat, документ DEPP n°5, март 2014 года.
[2] Stratégie nationale de l’enseignement supérieur. Rapport d’étape du Comité StraNES (Национальная стратегия высшего образования. Отчет об этапе работ Комитета StraNES), июль 2014 года
[4] Stratégie nationale de l’enseignement supérieur. Rapport d’étape du Comité StraNES (Национальная стратегия высшего образования. Отчет об этапе работ Комитета StraNES), июль 2014 года, стр. 32
[5] Национальный институт статистики и экономических исследований (Institut National de la Statistique et des Études Économiques)
[6] Stratégie nationale de l’enseignement supérieur. Rapport d’étape du Comité StraNES (Национальная стратегия высшего образования. Отчет об этапе работ Комитета StraNES), июль 2014 года, стр. 48
Высшие учебные заведения Франции
Большинство высших учебных заведений Франции относятся к Министерству национального образования, высшего образования и науки. Это министерство создано в апреле 2014 года путем слияния двух министерств: Министерства национального образования и Министерства высшего образования и исследований. Упрощенная структура нового Министерства приведена на рисунке 5.
Различные структурные подразделения министерства осуществляют функции управления и контроля, проводят ежегодные исследования состояния образовательной системы на всех уровнях, оценку эффективности и оценку качества всех уровней национального образования.
Многие структурные подразделения являются общими службами не одного, а двух министерств. Они работают в тесном взаимодействии с другими министерствами, например, с Министерством по делам молодежи и ассоциативной жизни.
Министерство на государственном уровне контролирует следующие вопросы:
- Количество образовательных программ и их содержание;
- Номенклатура государственных дипломов;
- Организация школьных и университетских учебных программ;
- Расходы на образование;
- Планирование, оценка и контроль исполнения бюджетов;

Рис. 5. Упрощенная структура Министерства национального образования, высшего образования и науки.
- Набор и управление персоналом, ответственным за управление и функционирование образования и образовательных учреждений (например, административного и финансового персонала);
- Управление карьерой всех учителей и преподавателей на всех уровнях от школ до вузов (в том числе, работающих в частных школах по контракту).
Министерство национального образования, высшего образования и научных исследований также занимается распределением государственных стипендий, средств на социальную и медицинскую помощь в школах и университетах.
Государство также сохраняет право собственности на университеты и высшие учебные заведения, финансирует из бюджета большую часть их оборудования, расходы на строительство и ремонт, расходные материалы, оснащение учебных библиотек. Сотрудники университетов - преподаватели, инженеры, административные работники - также попадают под управление Министерства, которое выделяет бюджет на заработные платы и финансирует карьерный рост.
Некоторые вузы работают во Франции под другими министерствами. Например, сельскохозяйственное образование относится к Министерству сельского хозяйства.
На региональном уровне управление высшими учебными заведениями осуществляется так называемыми Академиями. Академии занимаются реализацией государственной политики в области высшего образования на уровне регионов и с учетом особенностей регионов. Административно каждая академия объединяет все государственные высшие учебные заведения соответствующего региона. Такая децентрализация позволяет вузам наиболее полно отвечать потребностям региона в области высшего образования. Руководителем академии является ректор академии, назначаемый президентом страны из числа ректоров вузов региона.
В 2014 году территория Франции была разделена на 25 Академий. В соответствии с законом от 16 января 2015 года академии будут укрупнены, и к началу 2016 вся территория Франции будет разделена всего на 13 Академий.
Университеты во Франции имеют достаточно большую степень автономии и многие вопросы могут решать на уровне университета. 10 августа 2007 года правительством Франции был принят закон об автономии университетов и к 1 январю 2012 года все университеты Франции перешли на автономное управление [1].
В соответствии с законом каждый автономный университет создает свой орган стратегического управления – это административный совет, в который входят 20-30 представителей университета, 2-3 представителя городской администрации и 4-5 представителей крупного бизнеса. Представители университета представляют различные сферы научно-педагогической деятельности университета. Все представители избираются коллективом. По каждой предметной области в университете формируется список кандидатов и все сотрудники, а также и представители студенческих организаций участвуют в выборах.
Для текущего управления существуют еще два совета университета:
- Совет по обучению и университетской жизни (conseil des études et de la vie universitaire – CEVU), который занимается развитием образовательного процесса и организацией жизни студентов;
- Научный совет (conseil scientifique - CS), который отвечает за развитие научных направлений университета, подбор кадров на должности преподавателей и исследователей, распределение премиального фонда для исследовательских групп, в том числе аспирантов.
Все три совета университета находятся в управлении президента университета. Президент университета – это выборная должность. Он выбирается административным советом.
В рамках нового закона университеты получили намного больше свободы и больший бюджет, что дало им дополнительные возможности, например:
- Самостоятельно делать стратегические выборы и разрабатывать проекты развития университетов;
- Проводить собственную кадровую политику, чтобы максимально обеспечить качество образования и исследований;
- Организовать процесс обучения в соответствии с потребностями своих студентов и ситуацией с занятостью на рынке труда;
- Развивать новые направления научных исследований, самостоятельно набирать исследователей высокого уровня, повышая их личную заинтересованность премиями;
- Развивать сотрудничество с бизнесом;
- Выбирать политику интернационализации и т.д.
Успешность стратегии развития автономных университетов оценивается по результатам их работы, а именно по уровню научных исследований и разработок и по качеству подготовки студентов, в том числе по способности выпускников найти работу и интегрироваться в общество.
[1] Официальный сайт Министерства национального образования, высшего образования и исследований
Для успешного развития университеты Франции получают государственный бюджет. По данным Министерства национального образования, высшего образования и исследований в 2013 году на нужды высшего образования был выделен бюджет
22,95 миллиардов евро [2], что на 2,2% больше, чем в 2012 году.
Из этих средств 2,33 миллиарда должны быть направлены на улучшение жизни студентов, а именно на стипендии и общежития для малообеспеченных студентов, на создание студенческих рабочих мест, на развитие студенческой международной мобильности.
В 2013 году 660 000 студентов (около 35% студентов) во Франции получили различные виды стипендий и других видов социальной помощи, что в денежном выражении составило почти 6 миллиардов евро в 2013 году.
12,76 миллиардов евро из бюджета направляются непосредственно на нужды высшего образования и 7,86 миллиардов - на научные исследования. Средняя стоимость обучения одного студента во Франции в 2013 году составила
11 540 евро в год.
Если брать в расчет все виды государственного финансирования (государственный бюджет + региональные и городские бюджеты + деньги от предприятий), то в 2013 году на нужды высшего образования во Франции было потрачено 28,7 миллиардов евро [3]. На рисунке 6 представлен бюджет высшего образования Франции 2013 года по видам расходов.
Рис. 6. Бюджет высшего образования Франции в 2013 году по видам расходов.
По данным 2013 года профессорско-преподавательский состав в системе высшего образования Франции составлял 125 000 человек, из них 91 000 преподавателей работают в государственных вузах относящихся к Министерству национального образования, высшего образования и исследований. Эта цифра делится на три основные категории:
57 000 – основной профессорско-преподавательский состав (профессора и доценты), постоянно работающий в вузах, 13 000 - профессорско-преподавательский состав «второго уровня» и 21 000 приглашенных преподавателей (например, представителей промышленности или бизнеса, читающих отдельные курсы).
Преподаватели «второго уровня» (enseignants du second degré) – это преподаватели, не прошедшие подготовку в докторантуре, но, например, сдавшие государственный конкурс «aggregation» по одной или двум дисциплинам, что дает им право преподавать данные дисциплину. Например, это могут быть преподаватели иностранных языков – выпускники высших нормальных школ.
В среднем во Франции на одного преподавателя приходится 15,5 студентов [4]. При этом нужно отметить, что средний возраст профессорско-преподавательского состава французских вузов не высок (рис. 7, 8).

Рис. 7. Пирамида возрастов профессоров французских вузов в 2012/2013 учебном году.

Рис. 8. Пирамида возрастов доцентов французских вузов в 2012/2013 учебном году.
Большинство доцентов вузов относятся к возрастным группам от 35 до 50 лет, а большинство профессоров – от 45 до 64 лет. Средний возраст профессоров составляет 52 года и 5 месяцев, а средний возраст доцентов – 44 года и 6 месяцев.
Помимо профессорско-преподавательского состава 22% бюджета расходуется на обеспечение функционирования вузов, включая административный персонал.
В эту часть расходов входят более 52 000 сотрудников, занятых в высшем образовании, но не занимающихся преподавательской или исследовательской деятельностью. Например, это около 4,5 тысяч сотрудников библиотек, около 35 000 инженеров, технических и других специалистов, обслуживающих учебных процесс или научно-исследовательские лаборатории, и т.д.
[2] Официальный сайт Министерства национального образования, высшего образования и исследований Франции
[3] Отчет «Состояние высшего образования и исследований во Франции» Министерства национального образования, высшего образования и исследований
[4] L'état de l'Enseignement supérieur et de la Recherche en France n°8 (Анализ состояния высшего образования во Франции), июнь 2015, Министерство национального образования, высшего образования и исследований Франции
Высшие учебные заведения Франции
Современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире. Все реформы последних лет нацелены на сохранение лидирующих позиций системы образования Франции. Сегодняшняя система высшего образования Франции состоит из разных типов высших учебных заведений как государственных, так и частных.
Во Франции выделяются три основных типа высших учебных заведений: университеты, высшие школы, специализированные школы.
По данным Министерства образования Франции на конец 2014 года во Франции
работают 74 университета [1].
Университеты являются государственными образовательными учреждениями, которые в соответствии с законодательством предоставляют бесплатное образование всем гражданам, имеющим диплом о среднем образовании (бакалавреат) или его эквивалент. Образование в университетах бесплатно как для граждан Франции, так и для иностранных студентов. Практически это означает, что университеты зачисляют на первый курс всех желающих. Однако, это не означает отсутствия отбора. Для многих студентов первый курс обучения оказывается последним.
Министерство национального образования, высшего образования и исследований Франции проводило в течение четырех лет ежегодный анализ успешности обучения студентов (154 300 студентов), поступивших в университеты в 2007 году [2] (рис.9).
После первого года обучения только 40,8% студентов были успешно переведены на второй курс, более 24% студентов остались на второй год, еще 3,2% - поменяли направление обучения, а 31,8% студентов были вынуждены покинуть университет. За три учебных года получили диплом «Лисанс» только 27% студентов, а за 4 года – еще 11,9%. Остальные оставались на второй год более, чем один раз, или вынуждены были покинуть университеты.

Рис. 9. Результаты анализа успешности обучения студентов, поступивших в университеты в 2007 году.
Аналогичная ситуация наблюдалась в процессе обучения в магистратуре. Из студентов, поступивших на первый курс магистратуры в 2010/2011 учебном году, успешно перешли на второй курс только 58,8 %. Из них успешно закончили магистратуру 77,8%, еще 7,3% обучались на втором курсе 2 года и также закончили магистрату.
Таким образом, французские университеты принимают на обучение всех желающих, осуществляя постепенный отбор лучших студентов в процессе обучения. Следует еще раз подчеркнуть, что образование в университетах Франции является бесплатным для всех студентов, в том числе для иностранных студентов.
Тем не менее, студенты ежегодно оплачивают регистрационный взнос и страховку, чтобы учиться в государственном вузе. Размер этих взносов ежегодно регламентируется Министерством национального образования Франции. В таблице приведены размеры взносов и страховок на 2014/2015 учебный год.
Размер регистрационных взносов в государственных вузах на 2015-2016 год
Виды дипломов | Сумма в евро |
---|---|
Обучение на «Лисанс» | 184 |
Магистратура | 256 |
Докторантура | 391 |
При этом во Франции нет ограничений ни по количеству дипломов, то есть второе или третье высшее образование также является бесплатным, ни по возрасту учащихся, то есть человек может продолжить свое обучение в любом возрасте.
Именно доступность французского высшего образования и его качество привлекает ежегодно большое количество иностранных студентов во французские вузы. По данным Министерства национального образования Франции в 2014/2015 учебном году во французских вузах обучаются 295 100 иностранных студентов [3], то есть более 12% студентов являются иностранцами. 1,7% иностранных студентов во Франции являются гражданами России. При этом 75% иностранных студентов (и только 60% французских студентов) обучаются в университетах Франции, из них 12% учатся в докторантуре и 44% в магистратуре.
[1] L'état de l'Enseignement supérieur et de la Recherche en France, Ministère de l'Éducation nationale, de l'Enseignement supérieur et de la Recherche, 2014
[2] «Parcours et réussite en licence et en master à l’université», информационный листок Министерства национального образования, высшего образования и исследований Франции от апреля 2013 года
[3] Отчет «Состояние высшего образования и исследований во Франции» Министерства национального образования, высшего образования и исследований
Высшие школы - это одна из особенностей французского высшего образования. На сегодняшний день высшие школы успешно сосуществуют с классическими университетами Франции и обеспечивают высокий уровень высшего профессионального образования. Созданные в начале ХIX века, высшие школы работают параллельно с университетами и сильно от них отличаются.
Первым отличием является зачисление в высшие школы, которое происходит на конкурсной основе. Тщательный отбор кандидатов обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки.
Высшие школы могут быть частными или государственными. Государственные, как правило, относятся к определенному министерству: Министерству национального образования, Министерству по делам молодежи, Министерству обороны, Министерству транспорта, Министерству по туризму, Министерству экономики, финансов, промышленности и др.
Выделяют несколько типов высших школ [4]:
- Высшие инженерные школы. По данным Министерства национального образования на конец 2014 года Франция насчитывала 257 инженерных школ, из них 76 школ являются частными [5].
- Высшие коммерческие школы и школы управления (школы бизнеса). В конце 2014 года Франция насчитывала 198 высших коммерческих школ и школ управления (Ecoles Superieures de Commerce или ESC). Качество обучения в этих школах и их соответствие международным стандартам образования подтверждается аккредитациями EQUIS, AACSB и AMBA.
- Специализированные высшие школы. Целый ряд специальностей во Франции можно получить только в высших специализированных школах. К ним относятся высшие школы журналистики, архитектуры, парамедицины, социальных работников, а так же школы искусств и ветеринарные школы.
Слушатели некоторых высших школ получают стипендию как будущие государственные служащие. Высшие школы были созданы по инициативе государственных властей и частных предпринимателей для подготовки специалистов в конкретных сферах экономической деятельности или служащих органов государственной власти. Так, высшие нормальные (педагогические) школы готовят преподавателей, Политехническая школа и Сен-Сирское училище — военных специалистов, Национальная историко-архивная школа — архивистов и хранителей национального достояния. К высшим школам относят также пять католических институтов.
Кроме того, во Франции есть высшие школы, стоящие на особом счету. Они имеют очень высокий престиж и очень серьезный конкурсный отбор. Например, Национальная школа администрации (ENA, Ecole Nationale d’Administration). ENA во Франции занимает особое место среди всех учреждений образования и повышения квалификации. Она входит в число высших школ, где стоит на первом месте не столько по уровню образования, сколько по открываемым перспективам карьерного роста. Подавляющее большинство французских выпускников ENA (всего около шести тысяч выпускников с 1945 года) стали ведущими государственными политиками, руководителями французских институций, парламентариями, высшими чиновниками, дипломатами и членами международных организаций, судьями высших инстанций, адвокатами Государственного совета, административными и финансовыми контролёрами высшего ранга, руководителями крупнейших государственных и международных фирм и банков, средств массовой информации и коммуникации. ENA дала Франции двух президентов, семь премьер-министров, большое число министров, префектов, сенаторов и депутатов Национального собрания. ENA набирает ровно столько слушателей в год, сколько министерства и префектуры дают вакансий. Практически школа ведет целевую подготовку высококвалифицированных специалистов для государственной службы.
[4] Официальный сайт Французского государственного агентства по продвижению французского высшего образования за рубежом
[5] Сборник статистических данных Министерства национального образования, высшего образования и исследований, август 2015 года, стр 67.
Во Франции только 5 высших нормальных школ. Высшая нормальная школа — одно из самых престижных высших учебных заведений Франции, для поступления в которое необходимо поступить и успешно отучиться несколько лет в специальных подготовительных классах ("les classes préparatoires"), чтобы затем пройти строгий конкурсный отбор.
Высшие нормальные школы не выдают диплома, они готовят к сдаче государственных конкурсов для работы преподавателем (Agrégation) или для поступления в аспирантуру (Doctorat). В соответствии с декретом от 26 августа 1987 года, «Высшая нормальная школа готовит учащихся к работе в области фундаментальных или прикладных научных исследований, к преподаванию в университетах, к службе в государственной администрации, в административно-территориальных образованиях, в их публичных учреждениях и на предприятиях».
Высшие (великие) заведения – это особая группа образовательных учреждений Франции.
В соответствии со статьей законом L717-1 Кодекса образования Франции и законом N°2013-660 от 22 июля 2013 к высшим (великим) заведениям могут относятся «либо старинные заведения, предлагающие образовательные услуги, но имеющие свою специфику, связанную с историей их создания и развития, либо высшие учебные заведения, предлагающие образовательные услуги, но не выдающие дипломов 3 уровней высшего образования» [6].
К Министерству национального образования Франции относятся 20 таких заведений [7] (и еще 11 относятся к другим министерствам), например, следующие высшие (великие) заведения:
- Институт политических исследований (Sciences Po) – это кузница политической и дипломатической элиты Франции. Однако внимание в нем акцентируется не только на политических и экономических науках, но и на областях права, связи, финансов, бизнеса, городской политики, менеджмента и журналистики. Среди выпускников и бывших сотрудников Sciences Po двадцать восемь глав государств и правительств, в частности, три французских президента (Жак Ширак, Франсуа Миттеран и Франсуа Олланд), тринадцать французских премьер-министров, двенадцать глав иностранных государств или правительств, а также бывший Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. Почти каждый французский политик и дипломат посетил Sciences Po (с момента создания школы). Некоторые французские студенты продолжают своё обучение в Ecole Nationale d’Administration (ENA), которое часто рассматривается как обязательная ступень перед приходом во французскую политику или дипломатию.
- Ecole Pratique des Hautes Etudes (EPHE) ведется обучение по трём научным направлениям: естественно-научному, историко-филологическому и богословскому. Диплом можно получить после 2-х лет обучения и защиты диссертации (www.ephe.sorbonne.fr)
- В Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales (EHESS) после двух или трех лет обучения можно получить государственный диплом уровня 2-го года магистратуры и выше по социальным наукам. Зачисление проходит по конкурсу досье кандидатов и проектов научных исследований (www.ehess.fr).
- Collège de France не готовит к сдаче экзаменов и не выдает никаких дипломов. Бесплатное обучение открыто для всех желающих без предварительной записи. Это независимое и автономное учебное заведение, где читают лекции известные профессора по фундаментальным научным направлениям ( www.college-de-france.fr).
- Национальный музей истории натуралистики (http://www.mnhn.fr/fr ).
- Обсерватория Парижа (http://www.obspm.fr/?lang=fr ).
- Политехнический институт города Бордо.
- Политехнический институт города Гренобль и др.
[6] https://www.sorbonne.fr/etablissement/les-grands-etablissements/
[7] http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid49705/etablissements-enseignement-superieur-recherche.html
В последние годы на рынке образовательных услуг Франции появляются и новые игроки – это объединения высших учебных заведений. Существует две модели таких объединений:
- Полюса исследований и высшего образования (pôles de recherche et d’enseignement supérieur (PRES)). Создавались в рамках закона 2006 года об исследованиях, как инструмент для повышения эффективности, прозрачности и привлекательности системы образования и исследований.
- Сообщества университетов и учебных заведений (communautés d’universités et d’établissements (COMUE)). Создавались и создаются в соответствии с законом n° 2013-660 от 22 июля 2013 года о высшем образовании. COMUE – это фактически новые крупные вузы, созданные с амбициозной целью: разработка и реализация общей политики образовательных услуг и общей стратегии научно-исследовательских работ на определенной территории (например в городе).
На сайте Министерства национального образования Франции приведен список из 23 COMUE:
Название сообщества | Дата создания сообщества |
---|---|
Université européenne de Bretagne | 8 avril 2013 |
Université Nantes Angers Le Mans | 27 avril 2012 |
Université Lille Nord de France | 9 janvier 2009 |
PRES Limousin Poitou-Charentes | 23 juillet 2010 |
PRES Hautes études Sorbonne Arts et métiers | 30 décembre 2010 |
Normandie Université | 29 décembre 2014 |
Université Paris Saclay | 29 décembre 2014 |
Université Grenoble Alpes | 29 décembre 2014 |
Institut polytechnique du Grand Paris | 29 décembre 2014 |
Université Paris Lumières | 29 décembre 2014 |
Université Sorbonne Paris Cité | 29 décembre 2014 |
Languedoc-Roussillon Universités | 30 décembre 2014 |
Université de Lyon | 5 février 2015 |
Université Paris-Est | 11 février 2015 |
Université Paris-Seine | 11 février 2015 |
Université Côte d'Azur | 27 février 2015 |
Université de Bourgogne Franche-Comté | 11 mars 2015 |
Communauté d'universités et établissements d'Aquitaine | 11 mars 2015 |
Université de recherche Paris sciences et lettres | 10 avril 2015 |
PSL Research University | 10 avril 2015 |
Université de Champagne | 19 mai 2015 |
Université fédérale de Toulouse Midi-Pyrénées | 10 juin 2015 |
Sorbonne Universités | 10 juin 2015 |
Как видно из таблицы эти новые актеры рынка образовательных услуг Франции были созданы совсем недавно. В каждое из этих сообществ входят несколько университетов, которые планируют объединить усилия в области продвижения образовательных услуг и исследований. Следовательно, можно ожидать, что в ближайшее время эти сообщества будут играть все более важную роль в образовательной системе Франции.
Сроки обучения и государственные дипломы Франции о высшем образованииРазличные высшие учебные заведения Франции предлагают различные пути получения высшего образования. Схематично образовательные возможности и длительности обучения приведены на рисунке 10.
Около 60% французских студентов обучаются в университетах. По данным Министерства национального образования на январь 2015 года во французских университетах обучаются более 1 531 300 студентов. C 2005/2006 учебного года в рамках европейских реформ системы высшего образования получение общего университетского образования состоит из нескольких циклов, организованных по европейской схеме обучения (схема LMD), которая предусматривает три итоговых уровня: Лисанс, Мастер, Доктор. В РФ этим уровням соответствуют дипломы Бакалавр, Магистр, Кандидат наук.

Рис. 10. Система высшего образования во Франции.
1. "Licence". Диплом Лисанс присваивается после успешного окончания шести учебных семестров, которые включают 180 учебных кредитов в соответствии с Европейской Системой Перевода Кредитов (ETCS), то есть 30 кредитов за семестр. Существует два типа степени Лисанс. Лисанс общего университетского образования, организованная вокруг учебных направлений.
В 2014 году с целью упрощения ориентации абитуриентов количество направлений обучения Лисанс было сокращено до 45 направлений [1], сгруппированных по 4 областям знаний:
- Искусство, литература и языки;
- Право, экономика и управление;
- Гуманитарные и общественные нацки;
- Точные науки, технологии и здравоохранение.
Кроме того, есть дипломы Лисанс профессионального образования (Licence pro), которые предлагаются в многочисленных профессиональных сферах, и являются допуском к профессиональной деятельности. Эти дипломы отвечают общеевропейским стандартам, которые предусматривают подготовку квалифицированных специалистов уровня Лисанс, обладающих как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, отвечающими потребностям рынка труда в Европе. Чтобы поступить на данный тип образования, студенты должны предоставить документы либо, подтверждающие учёбу в течение двух лет в рамках высшего образования (2 года обучения в университете), в сфере, совместимой с выбранным направлением обучения, либо дипломы предыдущих этапов профессионального обучения (например, в технических училищах) соответствующего уровня. Предыдущее обучение, соответствующее 2 годам высшего образования, должно быть подтверждено дипломом BTS (Brevet de technicien supérieur), который выдается по окончании технических училищ, или дипломом DUT (diplôme universitaire de technologie - университетский диплом в области технологий), который можно получить в университете по окончании двух лет обучения по технологическим направлениям.
2. "Master". Диплом «Мастер» соответствует российскому диплому «Магистр» и присваивается после успешного окончания 4 учебных семестров (2 года), включающих 120 учебных кредитов. Университеты предлагают два вида диплома «Мастер»: в области научных исследований (с возможностью последующего обучения в докторантуре) или в какой-то профессиональной области для дальнейшей профессиональной деятельности.
3. "Doctor". Докторантура предусматривает подготовку в течение шести семестров (3 года) - 180 кредитов. В программу включены оригинальные исследовательские работы, осуществляемые при научно-исследовательских лабораториях университетов. Помимо исследовательской деятельности и написания диссертационного исследования, докторанты проходят обучение в докторантуре.
Медицинское образование во Франции также предлагают университеты, но оно существенно отличается от любого другого образования и поэтому выделено на рисунке отдельно. У данного типа образования существует своя собственная организация учебного процесса.
Первым отличием является конкурс по окончании первого года обучения. Конкурс PCEM1 для медицины и одонтологии и конкурс PCEP1 для фармакологии с ограниченным количеством мест на втором курсе обучения. То есть не существует некоего проходного бала, просто в процессе конкурса отбирают столько лучших студентов, сколько выделено бюджетных мест.
Учёба длится от пяти лет для акушеров и квалифицированных медсестер до 11 лет для врачей со специализацией. Необходимо не менее шести лет, чтобы получить государственный диплом доктора в области стоматологической хирургии либо в области фармакологии.
Помимо университетов высшее образование во Франции можно получить в Высших школах. Около 40 % французских студентов предпочитают именно этот путь. В отличие от университетов, в высшие школы надо сдавать сложные вступительные экзамены при большом конкурсе для абитуриентов. Поступить в высшие школы значительно сложнее, но и профессиональные перспективы по их окончании лучше, поскольку высшие школы, как правило, дают более прикладное образование, что зачастую облегчает дальнейшее трудоустройство. Кроме того, целый ряд специальностей предлагают только высшие школы. Особенно это относится к высшим специализированным школам. Слушатели некоторых высших школ получают стипендию как будущие государственные служащие, например, слушатели высших нормальных школ, которые готовят преподавателей.
По данным Министерства национального образования, высшего образования и исследований Франции в 2014/2015 учебном году в высших инженерных школах обучаются более 130 000 студентов [2], а в высших коммерческих школах – более 134 тысяч.
Существуют так называемые подготовительные классы (Classes PREPA - Classes préparatoires aux grandes écoles), которые в течение 2 лет готовят слушателей к конкурсу для поступления в высшие школы. Для поступления во многие высшие школы это обязательный этап подготовки. Некоторые высшие школы имеют свои собственные подготовительные классы.
Подготовительные классы делятся на три категории.
- Экономические и коммерческие подготовительные классы готовят к участию в конкурсах высших коммерческих школ и школ управления. Студентам предлагается поливалентная программа: экономика, математика, история, современные иностранные языки, общая культура. Существует три направления: научное, экономическое, технологическое.
- Гуманитарные подготовительные классы готовят к участию в конкурсах Высших школ, Национальной Школы Хартий, высших коммерческих школ и школ управления, институтов политических знаний. Существует два направления: "Литература" (в программе: французский язык, современные иностранные языки, древние языки, история, философия, филология) и Общественные науки (в программе: современный иностранный язык, экономка, математика, философия и социология). Многие гуманитарные подготовительные классы предлагают факультативно изучать политические науки, что позволяет подготовиться к вступительным экзаменам в институты политических наук.
- Научные подготовительные классы готовят к участию в конкурсах школ инженеров, Высших нормальных школ и ветеринарных школ. Классы предлагают три направления во время первого года обучения: М.Ф.И.Н. (математика, физика и инженерные науки); Ф.Х.И.Н. (химия, физика и инженерные науки); Ф.Т.И.Н. (технология, физика и инженерные науки). На втором году обучения предлагаются 4 направления: М.Ф. (математика, физика); Ф.Х. (физика, химия); Ф.Т. (физика, технология); Ф.И.Н. (физика, инженерные науки). Каждое из этих образовательных направлений разделяется на несколько поднаправлений. В сотрудничестве с высшими учебными заведениями Франции для каждого направления создана отдельная государственная программа обучения.
Знания, полученные в подготовительных классах, оцениваются при помощи конкурсов (экзаменов), проводимых высшими школами. Лица, успешно прошедшие конкурс, продолжают обучение в высшей школе. Слушатели, которые не смогли поступить в высшую школу, могут продолжить своё обучение на третьем курсе университета для получения степени Лисанс либо, в зависимости от типа подготовительных классов, в других высших школах, где конкурс на поступление ниже.
В 2014/2015 учебном году около 46% слушателей подготовительных курсов высших инженерных школ успешно прошли конкурс и были зачислены в высшие школы [3].
Высшие инженерные школы ежегодно выпускают более 35 000 дипломированных инженеров по 500 специальностям [4]. После 5 лет обучения выпускники высших инженерных школ получают квалификацию «Инженер» и соответствующий диплом. Большинство школ предлагают своим выпускникам возможность получения дополнительной инженерной специализации в течение еще одного шестого года обучения. Высшие специализированные школы также предлагают дополнительный шестой учебный год для получения более специализированного диплома. Высшие ветеринарные школы требуют 6 лет образования от всех студентов.
Высшие школы экономики и управления предлагают два уровня образования: трехлетнее высшее образование и пятилетнее высшее образование (соответствующие университетским уровням Лисанс и Мастер). Высшие школы экономики и управления ведут 5-летнюю подготовку по 54 специальностям, из которых только 44 специальности признаются университетами, как соответствующие диплому Мастер и дающие право на поступление в докторантуру.
[1]Официальный сайт Министерства национального образования, высшего образования и исследований Франции
[2] Сборник статистических данных Министерства национального образования, высшего образования и исследований, август 2015 года, стр 176.
[3] Сборник статистических данных Министерства национального образования, высшего образования и исследований, август 2015 года, стр 176.
[4]Официальный сайт Министерства национального образования, высшего образования и исследований Франции
Система управления научными исследованиями во Франции
На протяжении многих лет Франция следует по пути глубинной трансформации системы науки и инноваций. Политика, проводимая в этой области, характеризуется значительными изменениями институциональной структуры и правовой базы. Толчком для изменений, инициированных в конце девяностых годов и связанных с принятием в 1999 г. закона об инновациях и научных исследованиях, послужили выступления самих ученых. В 2004 г. они начали широкое общенациональное движение протеста против недостатка средств, выделяемых на науку в государственном секторе. Спровоцированная дискуссия привела к принятию 18 апреля 2006 г. нового закона о финансировании научных исследований. Реформы, начавшиеся в 2004 г. с создания Национального агентства по научным исследованиям и поддержанные принятием закона 2006 г., привели к серьезной модификации структуры государственного сектора науки во Франции. Они позволили создать механизм, который использует в качестве образца лучшие международные практики, в частности в вопросах проектного финансирования и оценивания.
Современная система исследований и инноваций во Франции построена вокруг 4 основных функций (рис.1):

Рис. 1. Система исследований и инноваций во Франции
1. Руководство и ориентация: определение государственной политики в области исследований, ее общих целей и общего бюджета научно-исследовательской деятельности. Функции Министерства высшего образования и научных исследований в этой сфере выполняются совместно со Стратегическим исследовательским советом (Conseil stratégique de la recherche), который должен предлагать глобальные принципы национальной стратегии исследований, участвовать в их реализации и оценке эффективности. При формировании государственной политики в области исследований и общего бюджета научно-исследовательской деятельности страны учитываются Европейская исследовательская политика, а также приоритеты и финансирование, предлагаемые другими организациями: различными Министерствами, администрациями регионов страны и.т.д.
Определение политики является результатом сложного интерактивного процесса, в котором помимо самого министерства задействованы крупнейшие исследовательские структуры, такие,
например, как Национальный центр научных исследований (Centre National de Recherche Scientifique – CNRS).
2. Программирование: разработка тематических приоритетов по секторам и распределение ресурсов, формирование государственных программ исследований, определение роли и участия финансовых учреждений. На этом уровне важную роль играют государственные агентства: Национальное исследовательское агентство (L'Agence Nationale de la Recherche –ANR), государственное агентство OSEO и другие.
Программа государственных научных исследований в значительной степени составляется институтами, которые в дальнейшем ее и реализуют: это и крупнейшие исследовательские организации, и высшие учебные заведения, и другие учреждения науки. Эти структуры находятся под патронажем государства и зависят в большинстве своем от курирующих министерств в плане получения бюджетных дотаций и людских ресурсов для своих лабораторий. Они должны строить свою собственную научно-исследовательскую стратегию исходя из государственных целей.
В 2007 г. были сформированы отраслевые координационные группы для активизации научно-исследовательской деятельности по направлениям, признанным приоритетными: здравоохранение, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, энергетика и устойчивое развитие.
Новизна в составлении программы научных исследований связана с созданием в 2004–2005гг. новых агентств, обеспечивающих проектное финансирование исследовательских лабораторий:
Агентства по промышленным инновациям (недавно объединенного с государственным учреждением OSEO), Национального института исследований рака (l’Institut National du Cancer – INCA) и в особенности Национального агентства научных исследований (l’Agence Nationale de la Recherche – ANR).
Национальное агентство научных исследований ANR с 2007 г. является административным органом, подчиняющимся Министерству высшего образования и научных исследований. Этот новый инструмент призван ориентировать исследовательский мир на новую культуру финансирования по проектам, широко распространенную в других развитых странах.
Целью деятельности данной организации является увеличение количества проектов фундаментальных и целевых исследований, проводимых либо государственными учреждениями, либо в формате государственно-частного партнерства. Агентство объявляет конкурс проектов среди государственных научных учреждений и компаний. Отбор происходит по результатам оценивания научного качества заявок, а предложения, выдвигаемые предприятиями, оцениваются также по критерию экономической обоснованности. Тематика проектов определена в соответствии с экономическими и социальными приоритетами. Однако для того, чтобы способствовать появлению новых идей, тематика некоторых проектов не обозначена (речь идет о так называемых «белых программах»).
Конкурсы проектов организуются также в рамках международных программ. Средняя продолжительность проекта составляет три года.
Национальное агентство по научным исследованиям [1]
констатирует значительное увеличение предоставляемой финансовой поддержки: с 700 млн. евро в 2005 г. до
825 млн. евро в 2007 г.
В 2006 г. ANR объявило 49 конкурсов и отобрало 1622 предложения (приблизительно каждое четвертое), предоставляя по каждому из них финансовую помощь размером примерно 382 тыс. евро.
С начала своей деятельности и до сегодняшнего дня ANR обеспечило финансирование более чем 13 300 научно-исследовательских проектов на конкурсной основе. Только в 2014 году ANR выделило финансирование на 1 071 проект. В 2014 году в ANR работали всего 275 сотрудников, однако для оценки проектов привлечено более 8000 приглашенных экспертов. Общий бюджет ANR составил в 2014 году 553,7 млн. евро, из них 414,3 млн. евро потрачены на финансирование проектов.
На конец 2014 года в процессе реализации были 5 490 проектов. Из них более 75% научно-исследовательских проектов, финансируемых ANR, являются совместными проектами, то есть они реализуются совместно несколькими научно-исследовательскими организациями и вузами. Большинство из них являются междисциплинарными. Около 20% проектов являются международными и получают софинансирование от фондов и организаций других стран. 17,6% проектов являются государственно-частными партнерствами и получают не только государственное финансирование от ANR, но и частное финансирование от промышленных компаний [2].
Важную роль в поддержке малых предприятий играет государственная организация OSEO [3], в 2005 г. объединившая Французское национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. Миссия OSEO заключается в оказании помощи и финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП). Деля риск, компания облегчает доступ МСП к финансированию через партнерство с банками и инвесторами.
Основными направлениями деятельности OSEO являются: поддержка и финансирование инноваций, трансферт технологий и развитие инновационных проектов с реальными перспективами, гарантирование, финансирование инвестиций в технологии и рабочий цикл наряду с банками.
3. Исследования: организация научно-исследовательской деятельности в научно-исследовательских организациях, высших учебных заведениях и т.д.
Научные исследования проводятся как в университетах, так и в исследовательских организациях (высшие школы, за исключением редких случаев, не очень активны в проведении фундаментальных исследований, но часто ведут прикладные научно-исследовательские проекты).
Университеты и приравненные к ним учреждения имеют лаборатории, в которых преподаватели ведут научную деятельность, являясь, таким образом, одновременно исследователями с неполной занятостью.
Среди научно-исследовательских организаций наиболее известен Национальный центр научных исследований (CNRS), который имеет междисциплинарный и универсальный характер. Это ведущее научное учреждение.
CNRS основан 19 октября 1939 года и сегодня является крупнейшим французским общественным научно-исследовательским учреждением, объединяет государственные организации Франции, специализирующиеся в области прикладных и фундаментальных исследований, и координирует их деятельность на национальном уровне. Находится под административным надзором Министерства высшего образования и научных исследований.
В структуре CNRS 10 институтов, из них три имеют статус национальных институтов (Национальный институт астрономии и геофизики в Мёдоне, Национальный институт ядерной физики и физики элементарных частиц в Париже), а также 1025 исследовательских единиц (95% из них являются совместными лабораториями с университетами или промышленными предприятиями). Центр имеет 18 региональных офисов в различных регионах Франции [4].
В структуре CNRS работает ряд многоотраслевых научных центров:
- в Бельвю (физика высоких давлений, физика твёрдого тела, радиационная химия, электролиз, магнетизм),
- в Жиф-сюр-Иветт (биохимия, микробиология),
- в Марселе (физика, биохимия, нейрофизиология),
- в Фон-Ромё-Одейо (солнечная энергия),
- в Орлеане (химия минералов, физика высоких температур, молекулярная биофизика),
- в Страсбурге (биология, ядерная физика и спектроскопия),
- в Витри-Тие (физическая химия, прикладная органическая химия, металлургическая химия)
CNRS издаёт более 20 научных журналов.
Бюджет CNRS в 2014 году составил 3,29 биллиона евро. 32 000 сотрудников работают в CNRS, из них 11 116 ученых исследователей.
Другие научно-исследовательские организации Франции являются специализированными: Национальный институт сельскохозяйственных исследований (l’Institut National de la Recherche Agronomique – INRA), Национальный институт здравоохранения и медицинских исследований (l’Institut National de la Santé et de la Recherche Médicale – INSERM). Наряду с этими государственными учреждениями существуют государственные организации, в которых ведутся фундаментальные и/или прикладные исследования промышленной и коммерческой направленности, например, Комиссариат по атомной энергии, Национальный центр космических исследований, Бюро геологических и горных исследований и др.
Необходимо отметить, что разделение между лабораториями, существующими на базе университетов, и лабораториями в научных учреждениях не имеет четко выраженного характера: университеты и научно-исследовательские организации тесно связаны благодаря работе более чем 1500 совместных лабораторий.
Закон 2006 г. предусматривает реализацию серьезных мер по реструктуризации, направленных на развитие сотрудничества между участниками научно-исследовательского процесса и его расширение до международного масштаба. В соответствии с этим на базе высококлассных научных коллективов были созданы тематические сети передовых научных исследований (Réseaux Тhématiques de Recherches Avancées – RTRA) и тематические центры научных исследований и медицинской помощи (Centre Thématique de la Recherche Scientifique – CTRS).
Наконец, закон 2006 г. предоставил университетам и другим высшим учебным заведениям новый инструмент, предназначенный для интеграции их деятельности и ресурсов на региональной основе, – пулы научных исследований и высшего образования (les Pôles de Recherche et d’Enseignement Supérieur – PRES).
Научно-исследовательская деятельность осуществляется в высших учебных заведениях и в национальных научно-исследовательских организациях (государственное финансирование). Однако, около двух третей исследований реализуются усилиями промышленных компаний (частное финансирование). Поэтому важную роль играют, так называемые, альянсы – отраслевые или межотраслевые объединения промышленных предприятий и исследовательских организаций. Их цель - усилить координацию и совместную работу различных игроков в области научных исследований, участвовать в формировании государственной политики, координировать и разрабатывать тематические программы исследований и разработок в соответствии с национальной стратегией.
В последние годы активно обсуждается вопрос о способах финансирования государственных исследований. До 2006 года оно осуществлялось двумя способами. Первый – в форме бюджетов, выделяемых университетам и научным учреждениям, которые используют эти средства на свое усмотрение для поддержки исследовательских подразделений (в частности, для оплаты труда исследователей). Другой вариант – финансирование на базе конкурсов исследовательских проектов с использованием экспертных оценок.
После создания Национального агентства научных исследований возрос объем стимулирующего финансирования, получаемого под проекты. Таким образом, Франция постепенно перешла к увеличению доли проектного финансирования. При выделении таких средств предпочтение отдается наиболее известным научным коллективам или тем группам, которые представляют проекты, признанные наиболее удачными. Благодаря подобного рода финансированию существует более четкая связь между ассигнованиями и оценкой работы научных коллективов: финансирование не предоставляется вновь, если не были представлены результаты. Но, следуя примеру ведущих развитых стран, государственные власти Франции инициировали дискуссию в научном сообществе: нужно ли финансировать проекты или научные организации?
Иногда высказываются следующего рода опасения: при выделении финансирования под проекты отдается предпочтение прикладным исследованиям в ущерб фундаментальным, причем в составе прикладных исследований пользуются спросом наиболее рентабельные либо «модные» направления.
Подобные возражения следует воспринимать критически, учитывая важность проектного финансирования. Рост объемов этого вида финансирования продолжится и в дальнейшем. Вместе с тем государственные научные исследования пока еще в большинстве своем зависят от прямых субсидий, предоставляемых университетам и научным организациям, практически вне зависимости от результатов работы.
4. Оценка: непосредственная оценка результатов научных исследований. Подобно другим ведущим европейским странам, с 2006 г. Франция имеет единую, последовательную и прозрачную систему оценивания научных исследований. Агентство по оценке научных исследований и высшего образования (Agence d’Еvaluation de la Recherche et de l’Еnseignement Supérieur – AERES) [5], созданное в соответствии с принятым в 2006 г. законом путем объединения двух ранее существовавших ведомств, является независимым административным органом. Его оценочная деятельность касается как высшего образования, так и науки. Критерии оценивания, методика, отчеты о проделанной работе всегда доступны широкой общественности. В состав Совета входят 25 французских и зарубежных членов, назначаемых постановлением на основании предложений деятелей науки и высшего образования.
[1] Сайт Национального агентства по научным исследованиям
[2] Сайт Национального агентства научных исследований
[3] http://www.bpifrance.fr/Bpifrance/Notre-mission
[4] Сайт Национального центра научных исследований
[5] Сайт Агентства по оценке научных исследований и высшего образования
Решение о разработке национальной стратегии зафиксировано в законе от 22 июля 2013 года и нацелено на формирование многолетней программы и бюджета для развития системы исследований Франции.
Национальная стратегия исследований (La stratégie nationale de la recherche (S.N.R.)) была разработана летом 2014 года в соответствии с соответствующей стратегией Европейского союза. Она определяет ограниченное количество приоритетных направлений научного и технологического развития, отвечающих вызовам ближайших десятилетий.
Основные приоритеты развития научно-исследовательской системы страны делятся на три основных направления [1]:
- Стимулирование передовых научных достижений;
- Инновационное развитие промышленности;
- Удовлетворение потребностей общества и окружающей среды.
Стратегия направлена на решение научных, технологических, экологических и социальных проблем при одновременной поддержке высокого уровня фундаментальных исследований.
Национальная стратегия исследований будет пересматриваться и корректироваться каждые пять лет. Финансирование реализации программы планируется путем конкурсного и целевого финансирования научно-исследовательских проектов научных центров и университетов.
Национальная стратегия предлагает исследовательским организациям Франции ориентировать основные усилия на 41 направление исследований. Все научно-исследовательские организации Франции имеют возможность предложить свои научно-исследовательские проекты по одному или нескольким из этих направлений и подать заявки на финансирование проекта одним из трех способов:
- Путем заключения многолетнего контракта между государством и высшим учебным заведением или государственной научно-исследовательской организацией (возможно также целевое финансирование от государства);
- Входя в программу финансирования Национального исследовательского агентства;
- Приняв участие в конкурсе проектов в рамках европейской программы Горизонт 2020.
На протяжении многих лет Франция следует по пути глубинной трансформации системы науки и инноваций. Политика, проводимая в этой области, характеризуется постепенным наращиванием усилий и финансирования для развития науки и инноваций и поддержания ведущих позиций Франции в различных сферах научных исследований.
В 2014 году Франция занимала 6 место в мире по количеству научных публикаций, 4 место в мире по количеству зарегистрированных авторских свидетельств [1].
На нужды системы исследований выделено в 2015 году 2,23% национального бюджета.
По данным Министерства национального образования, высшего образования и исследований в 2011 году в системе исследований Франции было занято 542 700 человек.
Кадровый потенциал системы исследований и инноваций во Франции
В 2012 году в общей сложности 564 500 человек работают в научно-исследовательской сфере [2]. Из них 259 100 исследователей (считая полными ставками): 156 600 исследователей трудоустроены промышленностью и 102 500 - трудоустроены государственными научно-исследовательскими организациями и высшими учебными заведениями. То есть около 60% исследователей трудоустроены промышленными предприятиями.
На рисунке 2 приведена диаграмма распределения человеческих ресурсов системы исследований Франции по отраслям.

Рис. 2. Распределение человеческих ресурсов системы исследований Франции по отраслям
Среди исследователей, работающих в государственных исследовательских организациях и вузах 12% составляют аспиранты, получающие заработную плату за их исследовательскую деятельность. Они составляют 12% исследователей, занятых в государственных научно-исследовательских учреждениях (рис. 3).
В 2013-2014 учебном году 284 докторских школы Франции приняли на обучение 76 800 аспирантов (докторантов), что на 5% меньше, чем в 2000 году. При этом наиболее серьезное снижение количества аспирантов наблюдалось в области гуманитарных исследований (на 10%), а именно в этой области обучается половина всех аспирантов Франции. Около 35% аспирантов обучаются в области фундаментальных и точных наук (их количество увеличилось за 4 года на 1%), 15% аспирантов выбрали науки о жизни.
Нужно подчеркнуть, что обучение в университетах Франции является бесплатным. Для того, чтобы поступить в аспирантуру (на французском языке она называется докторантурой) достаточно согласия научного руководителя и оформление заявления с просьбой о зачислении в аспирантуру. При этом длительность обучения зависит от активности аспиранта и сложности исследования.
Рис. 3. Распределение человеческих ресурсов занятых в государственных исследовательских учреждениях по должностям.
На рисунке 4 приведена в виде диаграммы статистика длительности обучения в аспирантуре от поступления до защиты диссертации [3].

Рис. 4. Длительность обучения в аспирантуре различным по научным направлениям.
Как отмечалось выше, в общей сложности в 2012 году по данным Министерства 564 500 человек работают в научно-исследовательской сфере. По количеству исследователей Франция занимает третье место в Европейском союзе после Германии и Великобритании. На мировом уровне Евросоюз занимает первое место по этому параметру.
Если рассматривать соотношение количества исследователей к общему количеству работоспособного населения, во Франции на тысячу работоспособных людей приходится 8,8 исследователей, что позволяет стране занять 7 место среди стран с наибольшим количеством исследователей (рис. 5) [4]. Первые позиции по данному показателю занимают страны с небольшим населением, такие как Финляндия, Тайвань и Швеция. Российская Федерация занимает 15 место.

Рис. 5. Соотношение количества исследователей к общему количеству работоспособного населения в % в странах с наибольшим количеством людей занятых в научно-исследовательской деятельности.
Финансирование системы исследований и инноваций во Франции
На нужды системы исследований выделено в 2015 году 2,23% национального бюджета, что немного ниже, чем в 2014 году. На рисунке 6 в виде диаграммы представлена Динамика изменений государственного и частного (промышленными компаниями) финансирования научных исследований во Франции в % от национального бюджета в период с 2004 по 2014 год [5].

Рис. 6. Динамика изменений государственного и частного (промышленными компаниями) финансирования научных исследований во Франции в % от национального бюджета.
В 2013 году по данным Министерства национального образования, высшего образования и исследований на нужды системы научных исследований Франции было выделено 47,5 миллиардов евро, что на 1 миллиард больше, чем в 2012 году.
В 2014 году из государственного бюджета выделено на исследования 16,9 миллиардов евро и из бюджета промышленный предприятий и бизнеса - 31,2 миллиарда евро, то есть в общей сложности 48,1 миллиарда евро [6].
Самые большие бюджеты на исследования получили в 2013 году три сферы: автомобилестроение, авиастроение и космические исследования, фармацевтика. Именно эти сферы исследований получили в 2013 году 34% исследовательского бюджета страны, то есть 10,6 миллиардов евро.
При этом разные регионы проявляют разный уровень активности в сфере финансирования исследований. На рисунке 7 приведены данные о финансировании исследований регионами Франции в процентах от регионального бюджета в 2013 году.

Рис. 7. Финансирование научных исследований регионами Франции в процентах от регионального бюджета в 2013 году.
Первое место, как по объему финансирования, так и по процентам от регионального бюджета, занимает регион Иль-де-Франс (Île-de-France, то есть Париж и его окрестности). В 2013 году бюджет региона Иль-де-Франс, выделенный на научные исследования, составил 18,7 миллиардов евро.
Второе место по данным 2013 года занимает регион Рон-Альп (Rhône-Alpes), третье – Миди-Перинеи (Midi-Pyrénées), четвертое – Прованс-Альпы-Лазурный берег (Provence-Alpes-Côte d’Azur). Эти 4 региона Франции вместе финансируют 70% от всего бюджета, затраченного Францией на научные исследования в 2013 году.
[1] Сайт Министерства национального образования, высшего образования и исследований
[2]Сайт Министерства национального образования, высшего образования и исследований
[3] Отчет «Состояние научной работы во Франции» (L'état de l'emploi scientifique en France),
[4] L'état de l'Enseignement supérieur et de la Recherche en France n°8 (Анализ состояния высшего образования и исследований во Франции), июнь 2015, Министерство национального образования, высшего образования и исследований Франции
[5] Сайт Министерства национального образования, высшего образования и исследований
[6] Статистическая справка «Высшее образование и исследования» №5 от сентября 2015 года