Интернет-маркетинг
Без использования новейших информационных технологий, идти в ногу со временем невозможно. Говоря о подобных технологиях, как правило, имеют в виду Интернет - мощное средство, открывающее новые возможности продвижения вузов и их образовательных услуг, поиска новых партнёров. Сегодня наличие сайта является неотъемлемой частью успешного ведения образовательной деятельности вуза и его позиционирования на международном рынке. Использование веб-сайта как инструмента продвижения образовательных услуг является частью комплекса Интернет-маркетинга. В этот комплекс также входят такие инструменты как:
- поисковая оптимизация сайта (SEO)
- SMO (оптимизация сайта под социальные сети) и SMM
- контекстная реклама
- баннеры
- обмен ссылками
- медийная реклама
- e-mail-маркетинг
- вирусный маркетинг
- рассылки новостей
- тематические Интернет-порталы и др.
Рассмотрим подробнее наиболее подходящие и эффективные для российских вузов инструменты Интернет-маркетинга:
Российским вузам, заинтересованным в продвижении своих образовательных программ стоит обратить внимание на AdWords из-за следующих особенностей. Преимущества Google AdWords:
- Возможность точно таргетировать рекламные объявления, в том числе поведенческий таргетинг, для привлечения на сайт только целевых пользователей, заинтересованных в предлагаемых образовательных услугах.
- Возможность экономии рекламного бюджета за счет точного таргетирования рекламной кампании и максимального охвата потенциальных потребителей образовательных услуг вуза.
- Гибкие настройки бюджетирования. Возможность устанавливать суточный бюджет и корректировать его в зависимости от результатов рекламной кампании.
- Влияние качества рекламных объявлений на позиции и стоимость клика. Благодаря высокой кликабельности рекламные объявления могут отображаться на более выгодных позициях, чем объявления конкурентов с более высокой ценой за клик.
- Возможность очень быстро привлечь на сайт первых целевых посетителей, быстрый отклик целевой аудитории.
- Простое управление проводимыми рекламными кампаниями благодаря удобному и интуитивно понятному интерфейсу системы контекстной рекламы.
- Управление рекламной компанией в режиме реального времени, в том числе возможность остановить показы рекламного объявления, увеличить либо уменьшить число объявлений, снизить или увеличить сумму за переход пользователей на ресурс и т.д.
- Возможность выбора площадок, на которых демонстрируются рекламные объявления (сайты, входящие в контекстно-медийную сеть Google).
- Оплата только прямых переходов пользователей на сайт организации.
- Восприятие рекламных объявлений пользователями как дополнительной полезной информации – поскольку тема рекламных объявлений совпадает с их поисковыми запросами.
- Благодаря бесплатным показам, грамотно составленное объявление способно рекламировать услугу практически бесплатно – рекламу будет видеть значительное количество пользователей, которые запомнят ваш бренд.
- Точная оценка эффективности рекламы, отслеживание статистики. Возможность подключения аналитического сервиса Google Analytics.
Поисковая оптимизация (англ. search engine optimization, SEO, продвижение сайта, оптимизация сайта) – это совокупность действий по изменению сайта и элементов внешней среды с целью получения высоких позиций в результатах поиска по заданным запросам, т.е. продвижение сайта на первые места в поисковых системах по эффективным, продающим запросам. Пользователи, набирающие запрос в поисковой машине, уже заинтересованы в услуге или информации о ней. Поисковая оптимизация привлекает на сайт качественную целевую аудиторию (потенциальных потребителей). Оптимизация сайта ведется по так называемому «ядру запросов» – списку эффективных, продающих поисковых запросов, которые потенциальные клиенты задают поисковой системе.
При анализе эффективности поисковой оптимизации оценивается стоимость целевого посетителя с учётом времени вывода сайта на указанные позиции и конверсии сайта. Соответственно, все факторы, влияющие на положение сайта в выдаче поисковой системы, можно разбить на внешние и внутренние. Работа по оптимизации включает в себя работу с внутренними факторами (находятся под контролем владельца веб-сайта) – приведение текста и разметки страниц в соответствие с выбранными запросами, улучшение качества и количества текста на сайте, стилистическое оформление текста, улучшение структуры и навигации, использование внутренних ссылок, а также внешними факторами – обмен ссылками, регистрация в каталогах и прочие мероприятия для повышения и стимулирования ссылаемости на сайт организации.
Оптимизация сайта под социальные сети (англ. Social media optimization, SMO) – комплекс мер, направленных на привлечение на сайт посетителей из социальных платформ. SМО – это один из двух методов оптимизации сайтов, другой – это поисковая оптимизация (SEO). По сути, оптимизация для социальных медиа то же самое по сути, что и поисковая оптимизация, но предназначена не для поисковых машин, а для социальных сетей и блогов, чтобы привлечь оттуда трафик к себе на сайт или сформировать сообщество по интересам внутри социального ресурса.
Методы внешней поисковой оптимизации:
- Регистрация в самостоятельных каталогах. Она может осуществляться вручную, либо с помощью специальных ресурсов.
- Регистрация в каталогах поисковых систем (например Яндекс.каталог, Рамблер Top 100, каталог Yahoo и другие).
- Обмен ссылками. Существуют несколько способов обмена – прямой, кольцевой, односторонний (покупка ссылок).
- Пресс-релизы.
- Социальные сети.
Оптимизация сайта, в отличие от прямой рекламы (баннеры, ссылки на сайт), имеет свои преимущества – она не требует больших затрат, а если она осуществляется посредством внутренних усилий организации, то требует минимум вложения средств (лишь оплата труда сотрудника, занимающегося оптимизацией). Однако в целом процесс оптимизации довольно трудоемкий.
Оптимизация сайта для поисковиков базируется на общих принципах. Для начала сайт должен быть зарегистрирован в поисковике, чтобы в дальнейшем робот-поисковик мог «увидеть» этот сайт. Оптимизация зарегистрированного сайта начинается с определения ключевых фраз запроса. Выявив ключевые фразы, необходимо проверить их на популярность (запрашиваемость). Это возможно с помощью средств поисковых ресурсов, позволяющих проследить статистику запросов ключевых фраз. Подобранный и проверенный таким образом список поисковых запросов и будет составлять семантическое ядро, которое будет являться основой оптимизации сайта.
Основными элементами сайта, влияющими на его ранжирование в результатах поиска, являются:
- заголовок страницы
- заголовки блоков текста
- текст страницы сайта
- ссылки как внутренние, так и внешние.
Все эти элементы должны содержать слова семантического ядра. На позицию сайта в поисковике влияет и частая обновляемость текстов сайта. Обновление текста должно происходить не реже 1 раза в неделю, что связано с тем, что робот-поисковик делает проверку сайтов раз в 1-2 недели.
Конечно, комплексная оптимизация сайта этими принципами не ограничивается, и это область деятельности профессионального оптимизатора. В целом результаты оптимизации можно заметить уже через 2-3 недели после ее начала. Помимо попадания сайта в верхние позиции результатов запроса можно оценивать такой показатель, как доля рынка. Это доля показов, по которым ссылки на сайт попали в ТОР 10 результатов поиска к сумме всех показов по запросам семантического ядра.
При запросе какой-либо информации, поисковая машина, прежде всего, просматривает эту базу и подсчитывает релевантность (соответствие каждой найденной страницы поисковому запросу). Каждая поисковая машина обладает собственным механизмом подсчета уровня релевантности и формулой ее подсчета. Поэтому для лучшего результата поиска рекомендуется использовать несколько поисковых машин.
На сегодняшний день, самыми популярными поисковиками европейского и американского сектора Интернета являются Google, Bing, Yahoo!, на территории России и стран СНГ – это Yandex, Mail.Ru, Rambler. Для продвижения на европейский образовательный рынок российским вузам необходимо использовать, прежде всего, поисковик Google.
Вузам нужно учитывать, что выдача результатов поиска зависит не только от доменной зоны Google, но и от региона конкретного пользователя, производящего поиск (геотаргетинг). Таким образом, при поиске в Google с разных точек мира, либо какой-то одной страны, позиции показываются совершенно разные. Поэтому при продвижение в поисковой системе Google следует определить в какой именно выдаче, в каком регионе мира или конкретной страны сайт будет продвигаться. Соответственно, подбор ключевых фраз и запросов для продвижения необходимо составлять с учетом этой особенности. Вузу также необходимо определиться каким образом будет отслеживаться результаты продвижения и контролироваться ход рекламной Интернет-кампании.
Отметим, что в большинстве тематик в англоязычном сегменте Интернета конкуренция выше, чем в русскоязычном. Поэтому времени и финансовых затрат на продвижение сайта российского вуза требуется больше.
Контекстная реклама - распространение информации об организации и ее услугах в поисковых системах путем размещения контекстных рекламных объявлений на выбранные ключевые фразы. Контекстная реклама отличается от обычной Интернет-рекламы тем, что зависит от поискового запроса пользователя или от тематики страницы, на которой демонстрируется. Контекстная реклама эффективна тем, что привлекает на сайт целевых пользователей – посетителей, заинтересованных в рекламируемом товаре или услуге. Контекстная реклама позволяет четко соотносить затраты с результатами: рекламодатель платит только за тех пользователей, которые кликнули по его объявлению и перешли к нему на сайт. Контекстная реклама действует избирательно и отображается посетителям интернет-страницы, сфера интересов которых потенциально совпадает или пересекается с тематикой рекламируемого товара либо услуги, целевой аудитории, что повышает вероятность их отклика на рекламу.
Для определения соответствия рекламного материала странице интернет-сайта обычно используется принцип ключевых слов. На ключевые слова ориентируются и поисковые системы. Поэтому контекстная реклама с большей вероятностью будет продемонстрирована потребителю, который использует Интернет для поиска интересующей информации об организации или услугах.
Характерной особенностью рекламы в Интернете является ее автоматизированность. То есть многие вопросы проведения рекламных кампаний выполняются специальными программами. Например, автоматически определяется порядок показа рекламных объявлений, рассчитывается средняя цена клика, величина расходуемого бюджета и многое другое. Большинство поисковых машин в сети Интернет используют собственные системы контекстной рекламы для получения прибыли, например, рекламная сеть Google AdWords компании Google и Яндекс.Директ компании Яндекс:
- Яндекс.Директ – это система контекстной рекламы, которая полностью привязана к поисковой системе Яндекс. То есть единственное место, где можно разместить объявление – это выдача Яндекса. На данный момент Директ самая мощная система контекстной рекламы в Рунете.

Форма отчетности системы Google Adwords по рекламным объявлениям контекстной рекламы
- Google Adwords – это самая крупная в мире система контекстной рекламы, с мощнейшими инструментами планирования рекламных кампаний. Объявления могут транслироваться по всему миру. Многоязычность, масштабность, геотаргетинг – вот некоторые особенности Google Adwords.
Системы контекстной рекламы позволяют размещать рекламу как на страницах с результатами поиска по определенным ключевым словам, так и на сайтах, установивших блоки контекстной рекламы на своих страницах.
Виды контекстной рекламы: в зависимости от формата объявления контекстная реклама может быть текстовой, баннерной и видеорекламой.
- Текстовая – в качестве рекламного объявления используется обычный текст с гиперссылкой (открытой или оформленной в виде фрагмента текста).
- Баннерная - рекламное объявление, основанное на визуальном изображении (от англ. banner – флаг, транспарант, графическое изображение рекламного характера). Баннер может быть полностью в виде картинки, либо картинка с сопутствующим текстом и ссылкой. При этом дополнительно выделяются следующие разновидности баннерной рекламы:
- Статичное графическое изображение – простая, неподвижная картинкаo
- Динамичное графическое изображение – как правило, анимированные изображения (в формате gif), мини-мультфильмo
- Интерактивные баннеры – где пользователю предлагается выполнить то или иное действие с картинкой. Например, кликнуть в определенном месте баннера, решить арифметический пример, ответить на вопрос и т. д.
- Видеореклама – в качестве рекламного объявления используется специально подготовленный видеоролик, также содержащий, как правило, гиперссылку.
Баннер (англ. Banner, фантик): графический файл (GIF, JPG), помещаемый на web-страницу и имеющий гиперссылку на другую рекламируемую страницу. Как правило, имеет прямоугольную форму. Для обеспечения быстрой загрузки баннера, системы показов баннеров обычно накладывают на него ограничения по размеру (например, не более 15 Килобайт). Поэтому сделать красочный, анимированный баннер, учитывая жесткие требования по размеру файла, часто бывает непростой задачей. Баннерная реклама (англ. Banner Advertising) один из эффективных способов раскручивания, увеличения посещаемости сайта, а также мощный инструмент для создания или улучшения имиджа организации, ее продукции и услуг.
Существуют три основных метода баннерной рекламы:
- Использование специальных служб обмена баннеров (англ. Banner Exchange Services), которые обеспечивают показ баннеров рекламодателя на других страницах взамен на показ на Ваших страницах чужих баннеров. Некоторые из систем позволяют проводить рекламную компанию более гибко:
- показывать баннеры только на определенной, выбранной группе серверовo
- показывать баннеры с заданной интенсивностью или только в определенные промежутки времениo
- не показывать повторно баннер пользователю, который его уже видел. Сгорание баннера (англ. Burn out of a banner): по мере показа баннера в определенной баннерной системе или на определенном web-сайте увеличивается вероятность того, что он будет показан одному и тому же пользователю несколько раз. А это, в свою очередь, приводит к падению отклика баннера. Время, за которое баннер "сгорит", зависит от интенсивности его показа и от того, насколько широкой аудитории он демонстрируется (при одинаковой интенсивности показов баннер, который крутится на большом кол-ве разных web-страниц, сгорит не так быстро).
- Прямая договоренность с партнерскими интернет ресурсами и сайтами о размещение баннеров друг у друга. Желательно обмениваться со страницами, имеющими сходную тематику, но следует иметь в виду, что обмен баннерами с Web-сайтом конкурентов часто может принести больше вреда, чем пользы. Также необходимо отслеживать, какое количество Ваших баннеров было показано и сколько баннеров Вы показали.
- Оплата баннерной системе (англ. Banner Exchange Services, система обмена показами баннеров), поисковому серверу, каталогу или просто популярному Web-сайту за показ баннеров на их страницах. Это специальные системы, которые производят взаимообмен показами баннеров между своими участниками. За свои услуги обычно берут определенный процент от показов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Баннерная реклама эффективна, даже если на нее и не щелкают. Щелчок на баннер отражает всего лишь степень сиюминутной заинтересованности в предмете. Основная мысль, отраженная в баннере, все равно запоминается.
- Баннер должен быть выполнен в соответствующем ключе: профессиональный дизайн, хорошо продуманный рекламный текст и слоган, использование соответствующих изображений и т.д.
- Несмотря на то, что в арсенале телевизионной рекламы есть возможность использовать визуальные и акустические эффекты, недоступные для печатной и сетевой рекламы, телезрители — пассивная аудитория. Читатели же и пользователи сети напротив активны в поиске и восприятии информации, поэтому вероятность воздействия рекламы здесь выше: около 30 % опрошенных помнят увиденную баннерную рекламу через семь дней. Каждый следующий показ баннера увеличивает эту цифру. Из этих "помнящих" 96% просто видели баннер, и лишь 4% щелкнули на него и попали на Web-сайт рекламодателя. Принимая во внимание, что щелкают в среднем лишь 2% видевших баннер, делается вывод, что для имиджевой рекламы показы баннера гораздо важнее, чем клики на баннер.
Размещение информации на различных образовательных Интернет-порталах в последние годы является активно развивающейся тенденцией. Оптимальное количество порталов для желающих обучаться за рубежом – не менее 5 для охвата максимальной аудитории и в условиях ограниченного маркетингового бюджета.
Преимуществами такого способа продвижения являются:
- Доступ к обширной интернациональной аудитории
- Разнообразные услуги по продвижению
- Возможность отслеживания структуры спроса
- Повышение релевантности и запрашиваемости сайта вуза за счет создания массива внешних ссылок, обеспечивающих переход на вузовский сайт.
Образец договора на размещение информации на портале
Образовательные Интернет-порталы предоставляют большой перечень возможностей и сервисов:
- На всех порталах существует возможность БЕСПЛАТНОГО размещения информации о вузе
- Размещение информации о вузе на первой странице поиска по программе/стране
- Размещение логотипа вуза, титульной фотографии, фотогалереи вуза
- Размещение контекстной рекламы (информационного блока до выдачи результатов поиска)
- Географический таргетинг (по количеству стран)
- Перевод на несколько языков (до 30) для продвижения в других регионах
- Оптимизация страниц под продвижение в конкретных странах (возможность выбора интересующих регионов)
Существуют следующие уровни специализированных образовательных Интернет-ресурсов:
- Национальные образовательные порталы
- Сайты компаний по набору студентов
- Международные образовательные порталы
Обзор международных образовательных порталов
Международные образовательные порталы можно классифицировать по следующим признакам:
По профилю:
- многопрофильные
- специализированные
По географическому принципу:
- общенациональные
- региональные
Среди наиболее крупных образовательных порталов следует отметить:
- http://www.MastersPortal.eu,
- http://www.ShortCoursesPortal.eu,
- http://www.instudy.com,
- http://www.studyoverseas.com,
- http://www.internationalgraduate.net,
- http://www.mastermania.com,
- http://www.gradomania.com,
- http:// www.gostudyinrussia.com/spbstu.html
- http://www.masterstudies.com
- http://www.postgrad.com
- http://www.goabroad.com/
- http://www.studyabroad.com/
- http://www.iiepassport.org/
- http://www.ets.org/toefl/institutions/
- http://www.russia.edu.ru
Рассмотрим несколько наиболее популярных среди молодежи стран Европы образовательных Интернет-порталов и услуги, которые они предлагают:
1. GoAbroad.com. Создан в 1999 году как результат проведенного экстенсивного маркетингового исследования. Является одним из крупнейших международных образовательных порталов.

Размещение в разделе «Обучение в России» на портале GoAbroad.com
Многопрофильный общенациональный портал смешанного типа. Предоставляет широкие возможности продвижения ОУ: выбор программ обучения по географическому признаку, по уровню обучения, по типу образовательной программы, по периоду/сроку обучения и т.д.

Размещение в разделе «Получение степени в России» на портале GoAbroad.com
Стоимость размещения:
- Бесплатно: включение вуза в общую базу данных для поиска образовательных услуг. Однако, при таком размещении, контактная информация в запросах на образовательную программу от студентов, содержит только телефон и ФИО. Указание e-mail – за дополнительную плату.
- 500 дол.США/год сделать ссылку на сайт вуза для увеличения траффика
- 500 дол.США/год - размещение логотипа/герба вуза в разделе «Обучение в России»
- 500 дол.США/год - размещение логотипа/герба вуза в разделе «Получение степени в России»
- от 900 дол.США/год – лого, размещение на первой странице, фотогалерея 9 фото


Страница вуза на портале GoAbroad.com
2. StudyAbroad.com и IIEPassport.org. Являются основными конкурентами GoAbroad.com. Порталы разработаны маркетинговой компанией Education Dynamics. Миссия заключается в содействии набора студентов в более чем 1800 образовательных учреждений мира
Стоимость размещения: от 800 дол.США/год за каждый портал. Предоставляемые услуги: размещение логотипа, ссылка на сайт, описание 4 программ.
3. Masterstudies.com. Один из ведущих специализированных международных порталов, посвящен в основном продвижению магистерских программ. Предоставляет самый большой комплекс услуг и дополнительных вспомогательных опций: ежемесячный статистический отчет, опрос аудитории по различным направлениями т.д

Титульная страница образовательного портала Masterstudies.com
Предоставляет большой спектр услуг, аналогов которым на других порталах нет, по очень высокой цене: от 600 дол.США/мес.


Ежемесячный отчет по результатам продвижения на образовательном портале Masterstudies.com
4. Postgrad.com. «Сайт №1 для поиска европейских программ обучения уровня магистратуры и выше)». Сайт запущен в 2009 году, в 2015 году претерпел редизайн. Головной офис находится в Великобритании. Изначально он и предполагал создать систему поиска по образовательным программам вузов Великобритании, однако потом распространил свои услуги и для остальных европейских вузов.
Стильный простой для поиска образовательный Интернет-портал. Предоставляет широкий круг сервисов и услуг. Очень дорогостоящий ресурс.

Титульная страница образовательного портала Postgrad.com

Пример размещения баннера в результатах поиска
5. ETS и TOEFL Search Service. Специализированный портал для сдачи международных экзаменов, в том числе и GRE (англ. Graduate Record Examinations). Данный тест необходимо сдавать для поступления в аспирантуру, магистратуру или иной последипломный курс в вузе США и ряда других стран, в том числе многих европейских стран.
Сайт ETS
Тест GRE был создан компанией ETS в 1949 году для оценивания языковых, математических, аналитических и критических навыков мышления, приобретённых за длительный период времени и не ограниченных одной узкой специальностью. Значение результатов GRE варьируется между приёмными комиссиями разных вузов — от простой формальности до важнейшего фактора приёма абитуриентов на обучение, в особенности это касается приема студентов на магистерские программы на английском языке.
При регистрации на сайте каждое образовательное учреждение указывает свои образовательные программы, к соискателям которых предъявляются требования к уровню знания английского языка, а также рекомендуемый проходной балл.
В основном услуги для образовательных учреждений, которые предоставляет ETS сводятся к тому, чтобы включить вуз в общую базу данных учебных заведений. Когда студентом выполняется тест, он выбирает область своих интересов. По итогам прохождения теста, результаты высылаются в вуз для рассмотрения в качестве заявки на обучение.

Сайт для сдачи экзаменов на знание английского языка
TOEFL® Search Service помогает получить доступ к базе данных студентов, желающих получить образование за рубежом. Зарегистрированным образовательным учреждениям также предоставляются услуги по поиску по базе данных более чем из 450000 студентов.
Поиск по базе данных можно осуществлять по следующим критериям:
- страна или регион
- планируемый уровень обучения
- планируемая дата начала обучения
- желаемое направление обучения
Данные сайты предоставляют новые возможности для поиска и набора иностранных студентов на образовательные программы на английском языке. Учитывая, что ресурсы предоставляют возможность бесплатного размещения информации, это может быть дополнительным инструментом для вуза при планировании маркетинговой кампании по набору иностранных абитуриентов.

Размещение информации о вузе на портале TOEFL® Search Service
Возможности размещения информации об образовательных программах вуза на зарубежных образовательных порталах
Название | Стоимость | Предоставляемые услуги | |
---|---|---|---|
1. | 800 долларов в месяц (1 программа) |
Размещение информации о СПбГПУ на титульной странице сайта
Размещение информации (фотографии) СПбГПУ в результатах поиска раздела «Обучение за рубежом» |
|
2. |
595 USD в месяц: 6 программ, 5 стран (с учетом скидки на предоставляемые услуги в размере 40%)
|
Географический таргетинг, т.е. продвижение образовательных программ вуза в интересующих странах/регионах с учетом территориального признака. Обеспечивает высокие позиции в интернет поисковиках с учетом страновых особенностей (например, продвижение в Интернете Китая) Размещение описания программ (6 различных программ вуза) Перевод на 31 иностранный язык (немецкий, китайский, японский, итальянский и т.д.) Системные фильтры для проверки информации и запросов Оптимизация запросов на Google (по страновому принципу) Аналитика просмотров страниц Расположение на 2 месте в результатах поиска |
|
3 |
http://IIEPassport |
От 800 |
Расположение на первых позициях в результатах поиска Размещение дополнительных фотографий вуза |
4. | StudyPortals | 345 Euro в год (за 1 программу) |
Расположение на первых позициях в результатах поиска Логотип университета отображается в результатах поиска и на страницах программы Кнопки и ссылки «Пригласить студентов» Отсутствие информации от других вузов в подробном описании вашей программы Аналитика просмотров страниц |
5. | Educations.com | 1500 Euro в год (1-5 программ) |
Размещение описания университета и программ (6 образовательных программ) Логотип университета отображается в результатах поиска и на страницах программы Заполняемые формы поисковых запросов для точного нахождения интересующей программы Запрос от студента приходит на эл.ящик вуза |
6. |
|
3900 фунтов |
Размещение информации об образовательных программах уровня магистратуры и выше Возможность показывать вуз как университет месяца на период до 1 месяца Рассылка информационных писем по адресам базы данных зарегистрированных пользователей на портале Размещение баннеров образовательного учреждения в тематических разделах (по направлениям) или в результатах выдачи поиска интересующих направлений обучения. Проведение биржи стипендий на обучение в зарубежных вузах |
7. | http://www.toeflgoanywhere.org | Бесплатное размещение + планируемый бюджет за клики и отправку анкет-заявок на магистратуру |
Размещение профиля вуза и его требования к уровню владения английским языком к кандидатам в магистратуру на английском языке Оплачивается только использование инструментов TOEFL Search Service и GRE Search Service для включения в базу данных организации ETS и повышения видимости университета для студентов – осуществление набора иностранных студентов на магистерские программы на англ.языке |
Продвижение через социальные сети
SMM (англ. Social media marketing) – процесс привлечения трафика или внимания к бренду или продукту через социальные платформы. Это комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения компаний и их услуг.
Основной упор в SMM делается на создании контента, который пользователи будут распространять через социальные сети самостоятельно, уже без участия организатора. Считается, что сообщения, передаваемые по социальным сетям, вызывают больше доверия у потенциальных потребителей услуги. Это связывается с рекомендательной схемой распространения в социальных медиа за счёт социальных связей, лежащих в основе взаимодействия.
Маркетинг в социальных сетях включает в себя множество методов работы. Самым популярным из них является построение сообществ бренда (создание представительств организации в социальных медиа).
Продвижение в социальных платформах позволяет точечно воздействовать на целевую аудиторию, выбирать площадки, где эта аудитория в большей степени представлена, и наиболее подходящие способы коммуникации с ней, при этом в наименьшей степени затрагивая незаинтересованных в этой рекламе людей.
Можно выделить наиболее популярные социальные платформы:
- Социальные сети: Facebook, Google+, Instagram, ВКонтакте
- Блогосфера: Twitter, ЖЖ
Принято считать, что при продвижении бренда, одного SMM недостаточно, наиболее эффективно совмещать его с SEO.
Российским вузам для решения задачи набора абитуриентов сегодня следует сделать упор на такие социальные сети как: Facebook – для иностранных (прежде всего англоговорящих) абитуриентов, ВКонтакте – для российских абитуриентов и граждан СНГ. Создание официального сообщества вуза в этих социальных сетях – эффективный инструмент по работе, как с потенциальными потребителями их образовательных услуг, так и с выпускниками вуза. Однако, необходимо учитывать, что SMM-продвижение процесс очень динамичный, нужно постоянно следить за меняющимися интересами аудитории и появлением новых трендов, поддерживать интерес участников сообщества. Работа с контентом сообщества должна быть ежедневной. Необходимо регулярно размещать новостную информацию, анонсы, фото- и видеоматериалы о деятельности и жизни вуза. Рекламная информация также является составляющей частью информационного потока в сообществе. Однако, она должна носить ненавязчивый характер и вписываться в общую концепцию созданной группы. Так, через свои официальные группы российские вузы могут анонсировать открытие новых образовательных программ, объявлять о старте приемной кампании, делать предложения о скидках, объявлять конкурсы на получение стипендий и грантов и т.д.
Важной составляющей работы по продвижению в любых социальных сетях является непосредственное общение вуза (его представителей/администраторов сообщества) с участниками сообщества. Администраторы сообщества должны оперативно отвечать на вопросы и запросы пользователей, давать пояснения и помогать участникам в решении их проблем в вопросах поступления и оформления документов. Для этого целесообразно назначить сотрудника университета, который будет заниматься работой с социальными сетями. В функциональные обязанности данного сотрудника должно входить не только модерирование контента сообщества и общение с пользователями, но и взаимодействие с профильными подразделениями вуза (например, приемная комиссия, отдел по набору иностранных граждан, учебный отдел, медиа служба, отдел маркетинга и рекламы, международные службы и т.д.). Эта схема обеспечит непрерывное обновление сообщества, стабильный новостной поток, а также оперативное разрешение текущих вопросов участников.
Возможности социальной сети Google+ для привлечения иностранных студентов
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни, как обычных пользователей, так и бизнес сообщества. Соцсети продолжают активно развиваться и наращивают число своих пользователей. Согласно данным за 2016 год в число наиболее популярных сосцсетей и мессенджеров входят (Рис.1.):

Рис.1. Наиболее популярные сосцсети и мессенджеры, по даным статистики с сайта http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti/
Популярность этих социальных сетей растет с каждым годом. Большинство абитуриентов и студентов не только проводит свободное время в социальных сетях, там же они ищут информацию. Соцсети стали глобальными площадками для безбарьерного общения. Сегодня социальные сети, такие как Google+, это перспективный канал взаимодействия между потребителями и поставщиками образовательных услуг. Именно поэтому для вузов, перед которыми стоит задача привлечь иностранных абитуриентов на свои образовательные программы, социальные сети должны стать одним из инструментов SMM.
Google+ (plus.google.com) – социальная сеть, разработанная и принадлежащая Google Inc. Сервис был запущен 28 июня 2011 года. Основой Google+ является возможность создания так называемых кругов общения (или групп по интересам). Соцсеть также позволяет проводить видео-встречи, общаться в онлайн-чате и через мобильное приложение. Сервис также может быть полезен пользователям, которые в силу специфики своей профессиональной деятельности, могут и хотят делиться своим продуктом/ услугами с потенциальными потребителями. Круги Google+ облегчают пользователям защиту их конфиденциальности и сегментированного совместного доступа, предоставляя возможность выбора круга, в котором пользователь хочет размещать или получать контент. Например, потенциальные студенты могут создать круг «Выбор вуза», чтобы следить за интересующими их университетами. В то же время университеты также могут создавать отдельные круги для абитуриентов, студентов, выпускников или сотрудников приемных комиссий для обмена информацией, представляющей интерес для сегментированной группы пользователей. По сути, Google+ – это способ объединить вместе все сервисы и возможности, что может предложить Google, так, чтобы пользователям было удобно.
Статистика социальной сети Google+ неразрывно связана с прочими сервисами компании, потому прямые сравнения с Facebook или другими популярными соцсетями делать сложно. Поисковый гигант сообщает, что в её веб-продуктах каждый пользователь проводит более часа в день, причём большая часть посетителей Google+ заходят на сервис с мобильных аппаратов. В среднем каждый из 250 млн. пользователей проводит в социальной сети около 12 минут в день. По официальным данным компании Google на сентябрь 2012 года аудитория сайта составляла 400 млн. пользователей, а активная ежемесячная аудитория достигала 135 млн. человек. Однако в сторонних источниках данные статистики существенно разнятся. Некоторые исследователи приводят данные о низкой посещаемости Google+ [10]. Также, интересно отметить, что Google+ не получила большого внимания в США, хотя пользуется популярностью в других странах мира.
По данным «Higher Education Marketing» опросы показывают, что только 9 процентов сотрудников маркетинговых служб и приемных комиссий вузов приняли решение использовать социальную платформу Google+. Для многих вузов нужны дополнительные аргументы и доводы для создания своего аккаунта в Google+ [1]. В настоящее время в комплекс SMM (Social Media Marketing) вузов входит большой набор инструментов, таких как аккаунты в Facebook, Twitter, LinkedIn и других социальных сетях и платформах. Это формирует тенденцию, когда вузы берут паузу, чтобы определиться с необходимостью добавления еще одного тактического канала в их маркетинг-микс. Возможно, поэтому соцсеть Google+ по-прежнему в значительной степени недооценивается.
Принимая решение о создании аккаунта вуза в Google+ не стоит рассчитывать на быстрый рост числа лайков, репостов и откликов пользователей, которые можно получить в Twitter или Facebook. Ознакомившись со статистикой посещаемости и использования Google+ может показаться, что большинство пользователей на самом деле не используют данную соцсеть. Однако нельзя игнорировать нахождение Google+ в десятке самых крупных социальных платформ. При том, что примерно 20% идентифицируют себя как студентов [1].
Рассмотрим подробнее возможности работы с Google+.
Активное и быстрое развитие сетевых технологий и Интернет-коммуникаций дало толчок возникновению новых форм продвижения товаров и услуг, потенциал развития которых пока еще использован не полностью. Расширяется и набор инструментов Интернет-маркетинга, обусловленных особенностями новых Интернет-коммуникаций.
Одним из активно развивающихся инструментов Интернет-маркетинга являются Вебинары. Вебинар (от англ. «webinar») – это разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними обеспечивается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через специальное веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к вебинару достаточно ввести URL (адрес сайта) в окне браузера. Вебинары обычно состоят из презентации, за которой следуют ответы на вопросы. В возможности участников принимать и отдавать информацию, а также обсуждать ее, и состоит специфика вебинара. Как правило, вебинары используют для проведения презентаций, деловых совещаний, конференций и т.д. Поскольку они представляют собой визуальное средство предоставления информации, вебинары позволяют быстро наладить связь с участниками. Большинство участников также усваивают информацию быстрее, чем если бы они изучали текстовый контент.
Сегодня технологию вебинаров активно применяют и в дистанционном обучении. Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернет-коммуникаций применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации или в тренингах, так и для получения высшего образования. Использование вебинаров, как одного из инструментов системы дистанционного обучения, обуславливается рядом существенных преимуществ:
- Гибкостью (пользователи могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте).
- Дальнодействием (обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места их проживания).
- Экономичностью за счет сокращения расходов (на поездки к месту обучения и проживание; на организацию и проведение вебинаров). Все что необходимо – это компьютер, подключенный к сети Интернет, вебкамера и колонки. Также, часто стоимость онлайн-обучения ниже, чем цена на семинары и тренинги.
- Экономией времени (обычно обучение происходит короткими сессиями, обычно от одного до четырех часов).
- Интерактивностью (участники могут задавать вопросы преподавателю и тут же получить квалифицированный ответ и рекомендации, а также участвовать в голосованиях и опросах)
- Сохраняемостью (вебинар можно записать для повторного просмотра и усвоения материала).
Однако данные преимущества актуальны и при использовании вебинаров как инструмента Интернет-маркетинга. Вебинары позволяют решить несколько таких задач маркетинга, как:
1. Получить детальный портрет целевой аудитории
Вебинары позволяют тщательнее изучить целевую аудиторию. Во время вебинара есть возможность понять потребности потенциальных клиентов – участники вебинара задают интересующие их вопросы, уточняют необходимую для них информацию. Также во время вебинара ведущий может провести опрос среди участников для получения необходимой ему информации.
2. Увеличить базу лидов
«Лид» (от англ. «lead») – это потенциальный клиент, тем или иным образом отреагировавший на маркетинговую коммуникацию. Наиболее близкими к термину «лид» являются «клиент, проявивший интерес» или «зацепка за клиента». По сути, это действие или контакты потенциального покупателя (человека или организации), которые проявляют интерес к рекламируемому товару или услуге, например, в виде заявки на покупку, оформленной на сайте или совершения покупки, подписки на рассылку, отправки on-line заявки, регистрации на сайте, телефонного звонка в организацию и т.д. Цель получения лидов – последующая отработка взаимодействия с потенциальным клиентом. По статистике на вебинар приходит около 50% от числа зарегистрировавшихся. И только от 20% до 40% тех, кто посещает вебинар, становятся квалифицированными лидами [8]. Для участия в вебинаре пользователи проходят регистрацию и оставляют и контактную информацию, в том числе свой e-mail. Они заинтересованы в информации, которая будет представлена на вебинаре. В свою очередь организатор вебинара полученные контакты зарегистрированных участников может использовать для проведения e-mail рассылок, опросов и т.д.
3. Конвертировать лиды в клиентов
Прямые продажи остаются одним из эффективных каналов распределения 1. Однако, их сложно отнести к категории общедоступных из-за высоких затрат на квалифицированных специалистов по прямым продажам и организацию встреч, если рынок не ограничен рамками города или региона. С этой точки зрения вебинары хуже личной встречи, но максимально приближены к общению вживую, и значительно экономнее. Вебинар можно провести за несколько тысяч рублей (не учитывая зарплату сотрудника). C точки зрения потребителя канал распределения представляет собой третье «С» – удобство 2. Т.е. канал распределения должен быть не только оптимальным для производителя, но и удобным для потребителя.
Для вузов, реализующих образовательные программы для иностранных граждан, возможность прямых продаж осуществляется на международных образовательных выставках, проводимых по всему миру. Однако, участие в них является дорогостоящим. Посещение образовательной выставки может быть затратным или затруднительным и для потенциальных студентов: в случае, если место выставка проходит удаленно от места их проживания. Таким образом, не все потенциальные студенты могут посетить образовательную выставку.
Вебинары необходимы, если для принятия решения о покупке потенциальному клиенту нужна дополнительная информация. Проводить вебинары для всестороннего описания какого-либо простого потребительского продукта не имеет большого смысла, т.к. механизм его использования и так интуитивно понятен. В свою очередь, для продвижения и продажи таких сложных услуг как образовательные программы, вебинары подходят максимально.
В течение недели после проведения вебинара организаторам стоит связаться с участниками (написать о e-mail или позвонить), узнать их мнение о прошедшей презентации, чтобы квалифицировать потенциального клиента. Главная задача – выяснить, есть ли у участника вебинара интерес к представленным на презентации образовательным услугам. Этот контакт позволит создать возможность для дальнейшей работы менеджера по продажам с потенциальным клиентом.
Выбирая вуз и образовательную программу, потенциальные студенты первоначально ищут информацию в сети Интернет: на сайте университета, образовательных порталах и т.д. Они собирают много дополнительной информации самого разного характера – отзывы, рейтинги, условия получения визовой поддержки, проживания, стоимости и уровня жизни и т.п. Данную информацию абитуриент может получить в ходе презентации на вебинаре, или задавая вопросы.
Проведение вебинаров сериями обеспечивает многократность повторения информации. Большинство потребителей услуг после восприятия информации о предоставляемой услуге не сразу заинтересованы в ее потреблении, поэтому многоходовые маркетинговые вебинары способствуют более эффективному продвижению образовательных услуг [3]. По статистике, от 2% до 5% участников веб-семинаров принимают решение о покупке рекламируемой услуги (товара) [8].
4. Выделиться среди конкурентов
По статистике блоги используют 80% компаний, активно работающих в Интернете, а вебинары – около 5% [5]. По мнению специалистов регулярное проведение вебинаров позволит выделиться и отличиться от конкурентов.
5. Получить доверие к компании
Грамотно проведённый вебинар с полезным содержанием может помочь сформировать имидж серьезного вуза, предлагающий качественные образовательные услуги. Подробные ответы на вопросы участников вебинара, всестороннее освещение актуальных для абитуриентов вопросов позволит ближе познакомиться с вузом и его программами. И как следствие, создать ощущение доверия у целевой аудитории.
6. Улучшить контент-маркетинг
Проведение вебинаров это отличная возможность для вуза возможность разнообразить контент, представленный на сайте. Для проведения вебинара можно создать яркие содержательные презентации по различных аспектам обучения и поступления в вуз, регионе расположения вуза, студенческой жизни и т.д. Данные презентации возможно использовать в дальнейшем на выставках и иных встречах с абитуриентами или разместить в Интернете на сервисе «SlideShare». Запись вебинара также можно выложить на YouTube и страничке вуза в соцсетях, чтобы видео посмотрели пользователи, которые не успели увидеть его в прямом эфире. Также созданные видеоматериалы можно разместить на сайте вуза, например, в разделе сайта, посвященном вопросам поступления в университет. Это создаст приток нового трафика на сайт вуза.
7. Проанализировать воронку продаж
Вебинары измеряемы. Сотрудники маркетингового отдела вуза могут проанализировать каждый этап воронки продаж 3 : начиная от пользователей зарегистрировавшихся на вебинар и заканчивая студентами, зачисленными в вуз. Отслеживать эти показатели можно через сервисы Google Analytics и Яндекс Метрику.
При организации вебинара необходимо учесть следующие аспекты, которые помогут сделать его более качественным и интересным для участников:
1. Выбор сервиса проведения вебинаров
Большинство сервисов обладают похожим функциональными возможностями и позволяют использовать в ходе вебинара файлы Microsoft Office (PowerPoint, Word, Excell), видеоролики и другие приложения. В каждом сервисе предусмотрена функция трансляции голоса ведущего и его изображения (при наличии веб-камеры). Важно, чтобы сервис обеспечивал беспрерывную стабильную работу и характеризовался отсутствием помех в аудио- и видеотрансляции, хорошим качеством видеоизображения. Помимо этого сервис должен иметь простой и понятный для пользователей интерфейс. А также иметь функции, позволяющие минимизировать участие организатора вебинара в процессе регистрации участников, осуществлять рассылку напоминаний, писать сообщения в публичный чат и т.д. Это позволит сэкономить время при подготовке и проведении вебинара.
2. Приглашение участников на вебинар
Для приглашения на вебинар можно использовать различные инструменты, такие как e-mail рассылка по базе контактов, контекстная реклама, посты и реклама в социальных сетях и др. Рассылку с приглашением на вебинар следует делать не ранее чем за две и не позднее, чем за одну неделю до даты его проведения [4]. Данный временной диапазон позволит будущим участникам спланировать свое время и не забыть о мероприятии.
Некоторые сервисы проведения вебинаров имеют в своем функционале возможность размещения виджетов на сайте организатора вебинара или его страничках в социальных сетях. Такие виджеты позволяют регистрироваться на вебинар без перехода на другой сайт. После прохождения регистрации пользователь получает автоматическое уведомление на указанную им электронную почту. Также сервис перед началом вебинара осуществляет рассылку напоминаний на e-mail всех участников.
3. Время начала и длительность вебинара
Длительность вебинара не должна превышать часа, максимум полутора часов. Спустя час, как правило, участники начинают уставать и не усваивают полностью полученную информацию. Если есть возможность, можно сделать вебинар еще более ёмким и сократить его до 45 минут [4].
4. Модерирование вебинара
В ходе вебинара у участников могут возникать вопросы технического характера: у кого-то из участников не работает звук или возникли проблемы с изображением. Данные технические проблемы необходимо решать оперативно. Для этого на вебинаре, помимо спикера (ведущего), должен присутствовать модератор. В сферу его ответственности также входит задача фиксирования вопросов, заданных участниками, на которые спикер должен ответить после презентации.
В ходе вебинара модератор имеет статус участника и поддерживает связь с остальными слушателями с помощью публичного и приватного чата. Также перед началом презентации модератор анонсирует свое присутствие в публичном чате и объясняет всем правила взаимодействия в ходе вебинара. Модератор должен находиться в одном помещении со спикером, чтобы иметь с ним оперативную связь, в случае возникновения проблем или вопросов.
Если по каким-либо причинам участник вебинара вовремя не успел задать интересующий его вопрос или качественно разобраться с материалом, он всегда может задать вопросы по электронной почте или получить доступ к записи вебинара для повторного просмотра.
Подводя итог к слабым сторонам вебинаров можно отнести следующие аспекты:
- Возможные технические проблемы в ходе вебинара
- Отсутствие живого общения.
Безусловно, технология вебинаров не может полностью заменить очные мероприятия, где представители вуза могут установить личный контакт с потенциальными студентами. Однако вебинары могут помочь расширить комплекс маркетинга, реализуемого в университете, а также добраться до целевой аудитории, c которой в силу ее территориальной удаленности или высокой занятости, трудно взаимодействовать традиционными способомами. Таким образом, в использовании вебинаров можно найти ряд недостатков и преимуществ по сравнению с другими маркетинговыми коммуникациями. Однако вебинары представляют собой перспективный инструмент продвижения образовательных услуг вузов.
Список использованных источников
- http://www.marketing.spb.ru/lib-around/essay/web_comm.htm
- http://sovman.ru/article/0404/
- http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/internet/webinar.htm
- https://myownconference.ru/blog/index.php/webinary-dlya-marketinga/
- http://main.isuct.ru/files/publ/snt/2006/02/HTM/45.htm
- https://www.shopolog.ru/metodichka/attracting-clients/vebinar-kak-instrument-prodazh/
- https://venyoo.ru/blog/vebinary-v-marketinge-kak-uvelichit-prodazhi-s-pomoshchyu-vebinarov/>
--------------------------------------------------------------------------------
1 В комплекс маркетинга «4Р» включают следующие элементы: Product – производимый или продаваемый продукт (товар, услуга); Price – его цена (в соотношении с ценами конкурентов и потребностью рынка); Place – то, как продукт (услуга) доводится до потребителя; Promotion – то, как продвигается продукт, каналы распределения.
2 Модель «4С»: эволюция концепции «4Р» в направлении потребителя: Consumer (потребитель), Cost (стоимость), Convenience (удобство), Communication (коммуникации). Отличие о «4P» заключается в изменении акцента, переносе центра тяжести всей маркетинговой деятельности предприятия с продукта на покупателя. Общая схема этого преобразования представлена на http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/4c.htm.
3Воронка продаж (от англ. sales funnel) – принцип распределения клиентов по стадиям процесса продаж от первого контакта до заключения сделки. Воронка продаж представляет собой график, напоминающего перевернутую пирамиду: верхняя широкая часть показывает, сколько клиентов находятся на начальной стадии процесса продаж (выражают заинтересованность в предлагаемых услугах и т.д.), а нижняя - со сколькими клиентами уже заключен договор. С каждым этапом количество потенциальных клиентов уменьшается, поэтому на выходе число заключенных сделок гораздо меньше, чем количество сделанных менеджером звонков. Воронка продаж позволяет делать выводы о качестве менеджмента и необходимости интенсификации усилий на каком-либо из этапов продажи. Воронка продаж является универсальным инструментом управления продажами и позволяет решить широкий круг задач, однако, для ее построения, в организации необходимо внедрить технологию сбора статистики по этапам. С толчки зрения маркетинговой поддержки продаж, воронка продаж является эффективным инструментом для планирования, например, количества контактов на каждом из этапов продаж, необходимого количества рекламных материалов.