Выставочная деятельность
Высшие учебные заведения, занимающиеся экспортом образовательных услуг, неизбежно сталкиваются с проблемой продвижения своих услуг на международных рынках сбыта. С усилением международной конкуренции этот вопрос приобретает все большую актуальность. Одним из наиболее эффективных способов продвижения, традиционно используемого практически всеми субъектами рынка вне зависимости от сферы деятельности, является выставочная деятельность. Не являются исключением и образовательные учреждения, как поставщики образовательных услуг. Более того, специфика продаваемого продукта делает выставки одним из важнейших средством коммуникации при продвижении образовательных услуг.
В настоящее время в различных регионах мира организуется все большее количество образовательных выставок, что требует от образовательных учреждений разработки и реализации профессионально грамотных подходов к организации этой деятельности. Выставочная деятельность является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности вуза, причем игнорирование принятых норм и правил при ведении этой деятельности может привести к существенному ослаблению позиций вуза по отношении к конкурентам.
Выставочная деятельность является традиционной и одной из наиболее эффективных видов деятельности по продвижению образовательных услуг в мировом образовательном пространстве. Важность этой деятельности для сферы образовательных услуг определяется самой спецификой этих услуг, которая выражается в том, что правильный выбор направления образования и места его получения во многом определяет успех не только дальнейшей карьеры, но и часто, жизни в целом. Достаточно высокая стоимость образовательных услуг предопределяет тщательный отбор учебного заведения. Решение о выборе принимается, как правило, не единолично учащимся, а всей его семьей. Именно поэтому потенциальные потребители высоко оценивают возможности личного общения с представителями того или иного учебного заведения и составления представления о вузе в целом, на что и направлены основные усилия организаторов выставок. Образовательные выставки можно подразделить на международные образовательные выставки, выставки-конференции для специалистов международных отделов и рекрутинговых центров вузов и выставки национального образования за рубежом.
В настоящее время вуз может принимать участие в выставочных мероприятиях за рубежом самостоятельно путем обращения в крупные компании организаторы выставок, непосредственно к самим организаторам выставочных мероприятий или в составе общей делегации российских вузов. Если такая возможность существует, как правило стоимость участия в таких мероприятиях немного ниже, чем для индивидуальных участников.
Кроме того, существуют специализированные выставки российского образования, организаторами которых являются Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и Министерство образования и науки. Они в основном проводятся на территории зарубежных представительств Россотрудничества за рубежом, поэтому стоимость таких выставок значительно ниже, чем на крупных образовательных выставках, а посетители выставки являются непосредственной целевой аудиторией для российских вузов, т.к. они целенаправленно идут на выставку российского образования. При всех достоинствах организуемых выставок, необходимо отметить, что основным недостатками таких выставок является их локальный характер и зачастую слабость информационной поддержки, и как следствие, ограниченный охват потенциальных потребителей.
Участие в образовательных выставках для вузов является одним из эффективных способов продвижения их образовательных услуг. Поскольку участие в международных выставках является достаточно затратным мероприятием (расходы на аренду стенда, дизайн стенда, рекламные материалы, оплата стендиста и т.д.), а результат не всегда можно оценить пропорционально вложенным средствам, например имидж вуза, то принимая решение об участии в выставках, для вуза очень важно сделать правильный выбор где, когда и в каком мероприятии принимать участие.
Как уже говорилось ранее, сегодня выставочная деятельность является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности вузов. Крупные международные выставки ежегодно собирают сотни экспонентов и тысячи посетителей из многих стран мира. Для высших учебных заведений значительный интерес могут представлять как образовательные, так и отраслевые промышленные (технологические) выставки.
Отраслевые выставки являются особенным каналом коммуникации между компаниями и организациями, которые входят в отраслевое сообщество. Современная отраслевая выставка – зеркало технического состояния отраслей и сфер деятельности, источник информации, индикатор цен. Проведение отраслевых промышленных выставок позволяет в максимальной степени раскрыть производственный потенциал участников, продемонстрировать точки приложения усилий, привлечь новых партнеров и инвесторов. Помимо этого, лидеры, демонстрируя инновации и новые разработки, расширяют горизонты для всех участников рынка, определяя вектор развития отрасли.
Название | Сайт | Описание | Страны |
---|---|---|---|
University Fairs | www.universityfairs.com |
Самый крупный организатор-координатор выставочных мероприятий по всему миру, в том числе и в европейских странах, объединяющий международные образовательные выставки на один интернет ресурс и выступает посредником между организатором выставки и организацией, желающей принять участие в выставке участником. Особенность является то, что на данном портале можно выбрать регион или страну для участия в выставке. Каждая выставка описана очень подробно, что позволяет детально изучить все преимущества и недостатки той или иной выставки. На данном портале можно заполнить заявку на участие в выставке. Ресурс предоставляет информацию по следующим вопросам:
|
Страны ЕС, Центральная Азия, Африка, Средний Восток, Южная Америка. |
Euro-expo | www.euro-expo.ru |
Информационный портал на русском языке, собирающий все выставки Европы. На портале можно выбрать конкретную страну, где будет проходить выставка и время. Все выставки на данном ресурсе разделены на тематики. Сайт не имеет аналогов в русскоязычном Интернете и содержит наиболее полную информацию более чем по 3000 выставкам и конференциям по всем тематикам, проходящим в европейских странах в течение года. Информационная база сайта постоянно пополняется и обновляется. На данном портале также можно заполнить заявку на участие в выставке. Компания Euro-expo.ru занимается организацией поездки. Ресурс предоставляет информацию по следующим вопросам:
|
Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, Франция, Чехия, Швейцария, Польша. Словакия, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия, Ирландия, Греция, США, Япония, ЮАР, Канада, Турция и др. |
ICEF | www.icef.com |
International Consultants for Education and Fairs (Международные консультанты пo вопросам образования и выставок), сокращенно ICEF - это международная экспертная организация по вопросам образования, проведения международных выставок и конференций, на которых студенты имеют возможность встретиться с представителями вузов из разных стран. История организации началась в 1960 году, на сегодняшний день в нее входят десятки тысяч учебных заведений из 140 стран мира. Начиная с основания языковых школ в Средней Азии, организация постепенно расширила свою деятельность практически на все страны мира. Теперь благодаря ICEF студенты могут получить образования практически в любой точке мира. Свою деятельность организация осуществляет через сеть специально подготовленных и аккредитованных агентов из разных стран. Основным мероприятием организации является ежегодная конференция «The ICEF Berlin Workshop» в Берлине. Конференция считается эффективным инструментом установления контактов и взаимодействия с профессионалами сферы международного высшего образования. Участники конференции:
В рамках конференции проводятся заранее запланированные и составленные в расписание встречи-консультации с рекрутинговыми агентствами Латинской Америки, Европы, Азии, стран Ближнего Востока, Африки. По итогам работы на конференции подготавливаются и, в дальнейшем, подписываются договора о сотрудничестве, планируются дальнейшие совместные действия/мероприятия Цель участия в данных мероприятиях:
|
Германия, Канада, США, Мексика, Бразилия, Корея, Австралия, Россия, Дубаи, Турция, Япония, Таиланд. |
WEBA (World Educate Business Association) | http://www.webaworld.com |
WEBA - одно из наиболее значимых и крупномасштабных мероприятий, посвященное карьере и высшему образованию. Благодаря данному мероприятию студенты, абитуриенты и их родители получают доступ к широкому диапазону информационных ресурсов и консультаций специалистов. Выставки WEBA осуществляют помощь молодым людям при выборе учебного заведения, повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Кроме того, на таких выставках молодые специалисты имеют возможность получить профессиональные консультации, а также найти работу на ведущих предприятиях. Хочется подчеркнуть, что специализированная выставки WEBA необходимы и абитуриентам, и учебным заведениям. Для учебных заведений это возможность заявить о себе, оценить уровень своей конкурентоспособности, и, конечно, привлечь новых студентов. Концепция выставки включает наиболее актуальные направления школьного, среднего профессионального, высшего, дополнительного и бизнес-образования, а также новые технологии, средства обучения, информацию по переподготовке кадров и трудоустройству. Ежегодные воркшопы и выставки WEBA World дают возможность взуам встретиться с рекрутинговыми агентствами со всего мира, а также набрать иностранных абитуриентов. |
Выставки и ярмарки Weba проводятся в Европе, на Ближнем Востоке, в Азии и США. |
N | Название | Страна проведения / даты | Число посетителей | Участники | Описание | Рекомендуемые программы |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | QS World Grad School |
Каждый год выставка проходит в разных странах. (Пройдет в Москве 01 марта 2016 г.) |
200 000 |
Колледжи Университеты Бизнес-школы Рекрутинговые агентства |
Категории выставок: QS World Grad School Tour – серия коротких (1/2 дня) престижных выставок образовательных программ вузов, желающих набрать иностранных студентов на программы магистратуры и аспирантуры по всем направлениям World University Tour – серия коротких (1/2 дня) престижных выставок образовательных программ вузов, желающих набрать иностранных студентов на программы бакалавриата по всем направлениям QS Connect Master 1-2-1 – возможность проведения встреч и собеседований с кандидатами на поступление в университет (в рамках направлений FAME) Мероприятия в рамках выставок: Семинары-консультации по вопросам обучения в магистратуре и аспирантуре(Masters or PhD) Встречи с представителями университетов, с Выпускниками вузов Возможность выиграть стипендию на обучение $1.2 млн., (доступно посетителям выставки) В стоимость также входит доступ к базе данных зарегистрированных кандидатов (за 2 недели до начала каждого мероприятия) с возможностью делать рассылки. В некоторых городах проходят специализированные семинары по поступлению на технические специальности (STEM форумы: science, technology, engineering, mathematics) – участие бесплатное на экономические специальности (FAME форумы: finance, accounting, management, economics) |
Продвижение международных магистерских программ СПбПУ Установление контактов с ведущими зарубежными вузами Анализ конкурентной среды |
2. | EAIE |
Каждый год конференция проходит в разных странах ЕС. В 2015 году проходила в Великобритании. В 2016 году будет проходить в Ливерпуле. |
5 000 |
Университеты Рекрутинговые агентства IELTS и другие языковые организации Образовательные организации |
EAIE (Европейской Ассоциации Международного Образования) – это организация, основанная на индивидуальном членстве. В данный момент в состав ассоциации входит более 1800 профессионалов, работающих на всех уровнях, начиная от координаторов международного обмена и заканчивая ректорами университетов по всему миру. Конференции EAIE являются одними из наиболее крупных в Европе. Во время конференций можно сделать презентацию своего университета и предлагаемых услуг в области международного образования, укрепить старые и завязать новые контакты, посетить стенды других вузов, широко представленных на этой конференции, а также заключить с ними соглашения о сотрудничестве. Данные конференции – это также прекрасная возможность рекрутинга иностранных студентов. Во время конференций проходят тренинговые семинары, модули по профессиональному развитию и форумы, покрывающий широкий спектр тем: исследование в международном образовании, эффективный бенчмаркинг, предпринимательские университеты, семинары по Болонскому процессу, создание веб-сайтов, международное партнерство, развитие международной мобильности и т.д. Так же есть специальные профессиональные секции и тематические группы. Таким образом, вузы получают доступ не только к информации по разнообразнейшим направлениям, но и возможность изучить новейшие тенденции в области образования, разработанные стратегии и системы и бесценный опыт коллег. |
Краткосрочные программы обучения (семестровые) летние школы |
3. | AULA International Educational Opportunities Exhibition |
Испания (г.Мадрид) 02-06.03.2016г. |
110 000 |
государственные и частные университеты, бизнес-школы, школы иностранных языков, организации, занимающиеся образованием посредством интернета, общественные организации. |
AULA - ежегодная международная выставка образования, проводимая специально для предоставления самой полной информации для абитуриентов, студентов, их родителей, учителей и сотрудников Испании в сфере профориентации. Данная выставка предоставляет возможность получить доступ к самым последним инновациям в сфере высшего образования, появившимся на рынке. Секции AULA: Университетское образование Профессиональное обучение Другое высшее образование Языки Обучение за рубежом ·Официальные органы ·Первая работа ·Студенческие службы ·Общественные организации ·Официальные организации ·Волонтерство ·Предпринимательство ·Учебные ресурсы ·Специализированные журналы и пресса |
Курсы изучения русского языка , Летние школы. Часто на выставке представлен павильон «Российское образование» при координации Россотрудничества |
4. | Didacta |
Германия (г.Кельн) 16-20 февраля 2016г. |
82 000 |
Крупная образовательная выставка. Представлены образовательные учреждения всех ступеней образования: организации дошкольного образования детские сады, школьные заведения, вузы |
Ежегодная образовательная выставка, проходящая в Германии. Как крупнейшее в Европе и самое главное отраслевое событие, Didacta предлагает широкий обзор предложений, тенденций и актуальных тем от дошкольного образования и заканчивая квалификацией взрослых, новыми технологиями и в институциональной сфере. Все возможные типы образования от обязательного до профессионального, образование в сфере повышения квалификации и консультирования представлены на выставке Didacta. |
Участие не целесообразно ввиду того, что представлен очень широкий спектр учебных заведений всех ступеней. Не целевая выставка высшего образования. |
5. | LEARNTEC Learning Analytics, Mobile Learning, Global Learning and Industry 4.0. |
Германия 26-28.01.2016г. |
7 000 | Широкий выбор представленных продуктов и услуг ориентирован на официальных лиц в сфере начального, среднего и высшего образования, топ-менеджеров отраслевых учреждений и конечного потребителя. |
Ежегодная европейская конференция и специализированная выставка образовательных и информационных технологий - это наиболее значительное мероприятие в Германии, посвященное электронному образованию и систематизированное для европейского рынка. Для данного региона выставка признана ключевым, ведущим событием в своем секторе. Трехдневная конференция и сопутствующая ей выставка посвящены дискуссиям и презентациям последних разработок в области электронных технологий обучения. В отличие от других выставок информационных технологий, LEARNTEC характеризуется тесной связью экспозиции и дискуссионной программы конференции. E-Learning-это не просто тенденция. Теперь она стала неотъемлемой частью интегрированной образовательного концепта и развивается дальше. Все больше и больше компаний заинтересовано в обучении, поддерживаемом техникой. Выставка является основной международной платформой для обучения с IT-технологией. Более 20 лет опыта говорят сами за себя. |
дистанционные программы обучения курсы русского языка дистанционно |
6. | BETT |
Великобритания 20-23.01.2016г. |
35 000 | Широкий выбор услуг, которые ориентированы на виртуальное обучение, а также образовательные технологии |
Крупнейшая образовательная выставка Великобритании ежегодно собирает около 600 экспонентов и около 30000 посетителей. Мероприятие посвящено современным технологиям образования и включает в себя специализированные семинары, методическую литературу, программное обеспечение, сектор новых продуктов и услуг. Каждый год тысячи посетителей приходят посмотреть на новейшие технологии обучения, как от крупных брендов, так и малых инновационных компаний. |
Мультимедийные технологии Обучающая литература Виртуальное обучение Образовательные технологии |
7. | StudieBeurs West |
Нидерланды 8-9.01.2016г. |
8 000 |
Образовательные учреждения Университеты Языковые школы Предприятия, предлагающие стажировку |
Международная ежегодная образовательная выставка, проходящая в Нидерландах. Экспозиция выставки призвана показать новые возможности для расширения сотрудничества в сфере образования, студенческих и академических обменов, а также привлечь внимание молодежи к возможностям получения образования в Европе. В дни работы выставки StudieBeurs West посетителям представится возможность принять участие в информационных сессиях, семинарах участников, получить консультации по всем интересующим вопросам от ведущих специалистов в сфере образования. |
Языковые курсы Образовательные программы Программы обмена и двойных дипломов |
8. | Международная образовательная выставка Studyworld |
Германия (г. Берлин) 22-23 апреля 2016 г. |
8 000 |
государственные университеты школы иностранных языков |
Ежегодная международная образовательная выставка StudyWorld представляет широкий спектр возможностей получения высшего образования, прохождения практики, а также дальнейшего обучения в Германии и за рубежом. Выставка и конференция направлены на интернационализацию образовательных программ для студентов высших учебных заведений. В выставке участвуют более 170 представителей образовательных учреждений и программ из 25 стран мира. Профиль рекомендуемых к участию образовательных и научных организаций: российские вузы, предлагающие образовательные программы на английском языке, краткосрочные программы изучения русского языка, реализующие программы двойных дипломов, а также осуществляющие прием абитуриентов из стран Европы. |
Образовательные программы на английском языке Краткосрочные программы изучения русского языка Программы двойных дипломов |
9. | Student Recruitment Fairs Norway |
Норвегия Дата проведения на 2016 год еще не определена |
Выставки проходят в нескольких городах – общее число посетителей 97 000 |
Университеты Колледжи Частные образовательные институты Образовательные организации Более чем 100 организаций из 20 стран. |
Рекрутинговое агентство, которое занимается набором норвежских студентов и организацией международных образовательных выставок в Норвегии. Данная организация уже существует более 20 лет и является ведущим организатором выставок в Норвегии. Обычно выставка проходит 11 раз в течение двух месяцев, в разных городах Норвегии. Среднее число посетителей всех выставок превышает 95 тыс. человек. Данная выставка очень популярна среди студентов Норвегии. |
Образовательные программы на английском языке Курсы изучения русского языка Летние школы Основные образовательные программы |
10. | International Education Europe EXPO Roadshow | Проводится ежегодно в разных странах. В 2015 году – Испания, Италия. Даты и место проведения на 2016 год еще не определены | 4 500 |
Языковые школы Колледжи Университеты Бизнес школы |
Ежегодная выставка, проходящая в Европе. Выставка ориентирована на образовательные услуги, на любые дисциплины. В выставке участвуют более 50 организации более чем из 40 стран. Данная выставка поддерживается такими организациями как: DAAD, Campusfrance, Education New Zealand, Education USA, British Council и NUFFIC. |
Программы MBA. Программы бакалавриата и магистратуры ни английском языке Программы изучения русского языка Краткосрочные программы |
11. | EXPOLINGUA | Германия, Берлин. Точная дата еще неизвестна, ориентировочно ноябрь 2016 года. | 10 000 |
Университеты Языковые школы Организации, предлагающие стажировку Культурные институты Языковые туристические агентства |
EXPOLINGUA является ежегодным мероприятие для тех, кто заинтересован в изучении и преподавании иностранных языков. На данной выставке представлены языковые курсы, языковые школы, кросс-культурная подготовка, международные программы обмены, тестирования по иностранным языкам и подготовка к ним. |
Курсы изучения русского языка Летние школы |
Как правило, выставки можно классифицировать по различным признакам. Среди них можно выделить наиболее существенные:
- по географическому составу экспонентов;
- по тематическому признаку;
- по отраслевому признаку;
- по уровню образовательных программ;
- по составу участников.
Классификация выставок по географическому составу экспонентов:
- всемирные (выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры);
- международные (характеризуются участием в них компаний и организаций из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов);
- с международным участием (с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников);
- национальные (с участием организаций отдельно взятой страны);
- межрегиональные (демонстрирующие продукцию и услуги организаций из нескольких регионов);
- региональные – с участием организаций только из того города (региона), где проводится выставка. Классификация выставок по отраслевому (тематическому) признаку, в соответствии с отраслевой принадлежностью выставляемых экспонатов:
- универсальные;
- специализированные (многоотраслевые и отраслевые).
Образовательные выставки, в которых принимают участие вузы, согласно данным классификациям относятся отраслевым и могут быть как международными, так и с международным участием, национальными, межрегиональными, региональными или местными.
Высшие учебные заведения, как правило, принимают участие в международных, национальных, региональных образовательных выставках. При этом, международные выставки особенно актуальны для вузов, продвигающих свои образовательные услуги за рубежом, особенно, если речь идет об образовательных программах для иностранных абитуриентов. Результативность определяется тем, что именно на выставках возможно:
- осуществить прямую коммуникацию с потенциальными абитуриентами и партнерами, которые заинтересованы в получении информации и налаживании связей;
- информировать целевую аудиторию о вузе и его образовательных услугах;
- провести комплекс рекламных мероприятий по продвижению образовательных услуг;
- побудить абитуриентов к действию с помощью предоставления скидок, раздачи сувениров;
- отслеживать тенденции на мировом и региональных образовательных рынках общественные настроения и преобладающие стереотипы;
- провести исследования и изучить маркетинговые и рекламные стратегии конкурентных вузов;
- оценить позицию своего вуза на рынке и определить возможные варианты позиционирования и дальнейшего продвижения;
- проанализировать отклики посетителей о качестве, ценах образовательных услуг своего вуза и конкурентов и др.
Следует помнить, что участие в международных выставках всегда сопряжено со значительными расходами. Решение об участии в выставке должно быть аргументировано и подтверждено результатами маркетинговых исследований и экономической эффективностью. Если участие в выставке необходимо, вузу нужно четко сформулировать основные цели и задачи, а также произвести предвыставочную подготовку, которая включает в себя:
- разработку концепции стенда, выбор площади и конфигурации выставочного стенда;
- разработку предвыставочной рекламной кампании и рекламной кампании на время проведения выставки;
- разработку дизайна стенда;
- разработку и изготовление рекламно-информационных раздаточных материалов;
- подготовку команды стендистов, распределение полномочий, определение технологии работы;
Рассматривая более подробно вышеперечисленные компоненты подготовки к международной образовательной выставке, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
Разработка концепции стенда для образовательных выставок практически не отличается от разработки стендов для любых других услуг. Общие подходы к выбору стенда и его разработке заключаются в выборе наиболее выигрышного места, с точки зрения движения потоков посетителей. Угловой стенд также как и в других случаях имеет преимущества, так как позволяет работать с двумя перпендикулярными потоками посетителей. Следует также обращать внимание на местоположение вузов-конкурентов на выставке. Местоположение относительно конкурентов имеет свои особенности, заключающиеся в том, что экспонирование в одном блоке с ближайшими конкурентами по признаку однотипности программ, типа учебного заведения и т.д. позволяет рассчитывать на то, что посетители данной части выставки будут представлять собой целевую группу, заинтересованную в определенном продукте. С другой стороны внимание посетителя может быть рассеяно большим количеством однотипных предложений. Расположение отдельно от конкурентов позволяет выделить программы вуза по отношению к другим экспонентам, находящихся в непосредственной близости, но при этом существует опасность, что целевая группа может быть сконцентрирована в месте расположения основного предложения. При любом расположении относительно конкурентов в силе остается рекомендация избегать выбора места в тупиках, не имеющих сквозного прохода. При существовании такой возможности вопрос выбора места необходимо решить за возможно более долгий срок до начала выставки, так как наиболее выигрышные места могут быть заняты другими экспонентами.
По американским статистическим данным, довыставочная реклама может увеличить посещаемость стенда на 33 % и повысить объем продаж на 50%. Хотя 75% посетителей планируют свой визит на выставку, основываясь на довыставочной информации, менее 25% экспонентов применяют довыставочную рекламу, чтобы склонить чашу весов в свою пользу.
Применимость традиционных методов для международных образовательных выставок несколько ограничена тем, что рассылка извещений об участии в выставке по индивидуальным потребителям практически невозможна вследствие отсутствия адресов (за исключением имеющихся запросов абитуриентов по электронной почте). Большую эффективность могут иметь информационные рассылки по рекрутинговым агентствам и университетам партнерам. Приглашение партнерских университетов может не только облегчить возможность встречи с ними, используя поездку в страну проведения выставки, но и усилить визуальный эффект восприятия предлагаемых программ сотрудничества. При наличии постоянно действующей системы информирования партнерских организаций, даже при отсутствии возможности у партнерских университетов посетить выставку для проведения переговоров, такая информация служит косвенным подтверждением ведения активной деятельности и даже жизнеспособности вуза. Престижность проводимой выставки и факт участия в ней вуза может косвенно способствовать повышению имиджа вуза и его престижности.
Российские вузы часто недооценивают эффективность размещения различных информационных сообщений и анонсов о проводимых мероприятиях (выставках) на своих сайтах, что может иметь положительный имиджевый эффект для партнеров и потребителей, получающих информацию по другим программам на сайте вуза. Размещение такой информации на сайте вуза может дать весьма неожиданный результат в тех случаях, когда возможные партнеры или потенциальные потребители ищут требуемую информацию по выставкам (или конкретной выставке) по поисковым системам с помощью ключевых слов. Появление ссылки на вуз в листе поисковых результатов может привести к непрогнозируемым ранее положительным результатам.
Организаторы крупных образовтельных выставок, в особенности европейских, в предвыставочный период ведут постоянное обновление выставочного сайта и размещают на нем информацию об участниках, плане семинаров и презентаций вузов, а также публикуют предвыставочные рекламные материалы (выставочный буклет или каталог). Вузы-участники имеют возможность разместить в выставочном буклете свою рекламу в виде рекламного объявления, статьи или баннера. Стоимость такой рекламы достаточно высока и, как правило, превышает стоимость размещения аналогичных модулей в других специализированных изданиях.
Выставочный стенд, как визитная карточка организации, должен по размерам и обстановке соответствовать представляемым услугам и имиджу самого вуза. С точки зрения технического исполнения, стенд должен быть безупречен и соответствовать существующим конкурентным стандартам.
Рассмотрим типы выставочных стендов. Типы стендов различаются по тому, как они отделены от соседних стендов и по тому, как они открыты по отношению к проходам. Вариант стенда в ряду - самый дешевый с точки зрения арендной платы.

Стенд в ряду открыт со стороны только лишь одного прохода, он бывает расположен в ряду с другими стендами (значительно реже бывает, что он открыт на две стороны, то есть на два параллельных прохода). Осматривать его можно только с зоны проходов. В зависимости от размеров открытой части фасада различаются узкие и глубокие или, соответственно, широкие и менее глубокие стенды в ряду.
Угловой стенд бывает расположен в конце ряда, он открыт на две стороны - на проход и поперечный проход. Его задняя стенка граничит с задней стенкой другого углового стенда и с одной из сторон соседнего стенда в ряду. За счет двух обзорных сторон при том же размере занятой площади угловой стенд более функционален, чем стенд в ряду. Плата за угловой стенд тоже выше, чем за стенд в ряду. Поскольку угловой стенд открыт на два прохода, можно рассчитывать на большее количество посетителей.
Головной стенд в конце ряда бывает открыт на три стороны. Он качественно превосходит два названных выше типа стендов, потому что при правильном использовании он выглядит более презентабельно и как бы приглашает посетителей выставки войти в него.
Блок-стенд (или изолированный стенд), самый дорогой из названных видов, окружен со всех сторон проходами для посетителей и привлекает большое внимание за счет того, что расположен отдельно от всех других. Он отлично выполняет рекламные и представительские функции. Блок-стенд значительно более сложен с точки зрения оформления, что сказывается также и на величине расходов на его монтаж и оборудование.
Стенд на открытой площадке предназначается для очень крупных видов товаров (например, для блоков кладки из природного камня или для полного комплекта оборудования и машин (строительных машин), которые демонстрируются в эксплуатации, близкой к реальной практике.
При планировании участия в выставке и выборе конкретного места для стенда организации необходимо обращать внимание на инфраструктуру выставочного зала, разделение по отраслям и видам товаров (услуг), конкурентов, занимающих соседние стенды.
Особенности проектирования выставочного стенда
Как правило, выставочный стенд включает в себя три зоны.
Первая, презентационная зона экспонирования, обращена к посетителям. Там посетители встречаются с менеджерами организации, изучают рекламные материалы. Нужно информировать дизайнера, нужно ли, чтобы посетители заходили в эту зону, или же предполагается, что они будут общаться со стендистами стоя в проходе. И того и другого разработчик сможет добиться с помощью определенных приемов, известных специалистам. Например, чтобы "заманить" посетителя внутрь стенда, используется напольное покрытие, выходящее в проход. На большинстве выставок принято часть рекламных материалов раскладывать на виду для того, чтобы посетители брали их с собой. Поэтому запас рекламных материалов должен быть заранее предусмотрен.
Вторая зона - приемная. Это место для переговоров. Предназначена приемная зона для компетентного посетителя и индивидуального общения. Чаще практикуют стенд смешанного типа. В данной зоне должны быть размещены варианты договоров, коммерческих предложений, прайс-листы, рекламные материалы продукции.
Третья зона - вспомогательная (закрытая). Часто эта зона представляет собой подсобное помещение. Здесь хранятся рекламных материалов, сувениры и т.п.
Как правило, типовой выставочный стенд, предусматривает наличие следующих элементов: столов для работы с клиентами, мобильных стендов (плакатов), рекламных витрин, полок для демонстрации продукции, буклетниц и стоек для рекламных брошюр и каталогов. От грамотного размещения и использования этих элементов зависит количество новых клиентов.
Оформление стенда должно быть выполнено так, чтобы придать ему характерный фирменный для вуза и, по возможности, неповторимый внешний вид. Именно оформление выставочного стенда, напрямую влияет на то, какое количество посетителей заинтересуется вузом и его образовательными услугами. Поэтому так важен грамотно разработанный дизайн-проект стенда. Оригинальный дизайн стенда также формирует имидж вуза, делает его узнаваемым на фоне других, а также является эффективной рекламой. Креативные выставочные стенды способны привлечь внимание большого числа потенциальных клиентов. Поэтому необходимо заранее позаботится о том, чтобы дизайн стендов был отлично продуман и реализовывал наиболее удачные маркетинговые концепции.
Цветовому решению стенда надо придавать столь же большое значение, сколь самой конструкции выставочного модуля и стенда. Фирменные цвета, логотип и другие имиджевые графические знаки, а также тематические фотографии отражают облик всего вуза. При выборе цвета, символа или графики нужно особенно тщательно обдумать их культурный, этнографический и религиозный смысл. Психологическое влияние цвета на потенциальных потребителей также необходимо учитывать.
Специалисты рекомендуют задействовать в оформлении выставочного стенда аудиовизуальные средства. К ним можно отнести:
- видеоролики
- рекламные фильмы
- мультимедийные презентации (в режиме автопросмотра)
- слайдшоу
- 3D-туры и т.д.
Аудиовизуальные средства являются дополнительным источником информации для посетителей стенда, они стимулируют и привлекают внимание целевой аудитории. Это увеличивает привлекательность стенда и ведет к более интенсивному восприятию информации. Однако, хотя коммуникативная функция аудиовизуальных средств исключительно важна, они не могут заменить личный разговор.
Еще один эффективный способ привлечения внимания к стенду – фирменные рекламные сувениры. Необходимо учесть один нюанс: нужно проявить фантазию и приготовить в качестве сувениров что-то, связанное с вузом и страной его нахождения. На все рекламные сувениры должен быть нанесен логотип организации название и по возможности, контактные данные (как минимум сайт или телефон). Лучше выбрать что-нибудь более оригинальное, чем зажигалка, ручка, или календарь.
Разработка дизайна выставочного стенда подразумевает следующие этапы:
1. Исследование (анализ ситуации, аудитории выставочных стендов, конкурентов, предыдущего опыта участия в выставках). Для того, чтобы создать дизайн выставочного стенда, способный затмить конкурентные выставочные стенды, необходимо четко понимать, какие компании будут выставляться рядом и какова аудитория, посещаемая данную выставку. Для этого перед тем, как создавать дизайн выставочных стендов проводит тщательный анализ предыдущих выставок данной тематики и их участников.
2 Разработка концепции выставочных стендов. Базируясь на данных анализа, необходимо подготовить развернутый и максимально подробный бриф (техническое задание). В состав брифа входят:
- цели и задачи;
- целевые аудитории;
- описание вуза (его миссия, позиционирование, имидж и т.д.)
- перечень и описание образовательных услуг вуза;
- требования фирменного стиля;
- функциональные зоны стенда;
- критерии оценки;
- сроки;
- собственные пожелания вуза-заказчика.
3. В дальнейшем на основе сформированного брифа разработчики выставочного стенда формируют концепцию стенда, которая максимально эффективно справится с поставленными задачами. Также разработчикам необходимо представить все требования фирменного стиля вуза. Если есть бренд-бук, снабдить разработчика его копией - для справки и в качестве руководства к действию. В задании также полезно изложить собственные пожелания относительно оформления стенда.
4. Интеграция концепции в дизайн выставочных стендов. После утверждения концепции начинается этап дизайнерского воплощения концепции. На этом этапе создается дизайн-макет стенда, определяется цветовая гамма, создаются макеты выставочных рекламных материалов. На данном этапе полностью формируется дизайн выставочного стенда.
5. Изготовление выставочного стенда.
Создание раздаточных рекламно-информационных материалов является ключевым моментом предвыставочной подготовки. От этих материалов во многом зависит эффективность и самого процесса выставочной деятельности. Это объясняется тем, что распространенные на выставке раздаточные материалы после окончания выставки остаются у потенциальных потребителей образовательных услуг. И именно содержание рекламно-информационных материалов в совокупности с общением с представителем вуза позволяет максимально удовлетворить потребность абитуриентов в информации, побудить их к принятию решения о поступлении.
Набор рекламно-информационных материалов для работы на выставке может отличаться в зависимости от типа самой выставки и региона ее проведения. Для европейского и американского образовательных рынков основными образовательными продуктами, рекламируемыми на выставках, являются:
- магистерские программы двойного диплома;
- краткосрочные программы (семестровые программы, летние школы и др.);
- программы изучения русского языка;
- стажировки.
Такой интерес определяет и общие подходы к разработке рекламно-информационных материалов. За последние 4-5 лет на европейских образовательных выставках сложилась тенденция рационализации представления образовательных услуг и уменьшения общего объема печатной информации. Это связано с тем, что развитие информационных ресурсов сети Интернет позволило перенести значительную часть информационной нагрузки на сайты университетов. В данном вопросе весьма немаловажен человеческий фактор, который выражается в том, что посетители выставок стремятся уменьшить общий вес забираемых с выставки материалов. В особенности, если в рекламных материалах имиджевый компонент превалирует над информационным. Однако, полный отказ от изготовления полиграфических рекламных материалов неэффективен. Посетителям стенда необходим «бумажный» источник интересующей их информации об университете и его образовательных программах.
Участвуя в международных образовательных выставках в Европе, российским вузам необходимо представить следующий минимальный набор (комплект) рекламно-информационных материалов:
- Имиджевый или информационно-имиджевый буклет об университете (с общей информацией о вузе, его истории, структуре (факультеты, кафедры), направлениях подготовки, научной деятельности, студенческой жизни и т.д.)
- Каталог (брошюра или листовка) с перечнем предлагаемых образовательных услуг (с разделением по видам программ,описанием и основными параметрами программ, стоимостями обучения)
- Брошюра или листовка по вопросам поступления, получения стипендии, календарный график
Данный перечень также может быть дополнен такими рекламными материалами как:
- Отдельные брошюры по образовательным программам обучения (брошюра с подробной информацией по каждой программе отдельно или по видам программ, например, по программам двойных дипломов)
- Визитки университета или представителя университета (как правило, сотрудника отдела набора иностранных граждан)
- Мультимедийные презентации и видеоролики о вузе, электронные версии рекламно-информационных материалов,записанные на CD-диск или флеш-карту
- Сувенирная продукция вуза
В отношении форматов данных рекламно-информационных материалов для европейских выставок, базовой рекомендацией является их удобство для потребителей. Так, буклеты, каталоги, брошюры или листовки могут быть любого формата и формы. Главное, чтобы их размеры не превышали максимально возможно удобные (формат А4), не создавали дополнительных сложности при верстке информации, были читабельными и легко воспринимались потребителями. К примеру, очень узкие рекламные материалы не позволяют оптимально сверстать тексты, а информация в таких буклетах воспринимается сложнее.
Все рекламные материалы вуза должны быть выполнены в рамках существующего фирменного стиля. Это позволяет отстраиваться от вузов-конкурентов и их образовательных услуг, транслировать индивидуальность университета, улучшать его запоминаемость потребителями, а также формировать имидж. Легко узнаваемый и запоминающийся фирменный стиль формирует доверительное отношение у целевой аудитории и воспринимается как гарантия надежности вуза, высокого качества его образовательных услуг.
Вся информация, содержащаяся в рекламных материалах, особенно многостраничных буклетах, должна быть систематизирована и структурирована в соответствии с целями, задачами и позицией вуза на международном образовательном рынке. Информационное наполнение должно быть представлено достаточно развернуто и подробно. При этом, необходимо делать акцент на эмоциональной стороне посредством средств визуализации (дизайн, графические элементы, фотографии).
Все элементы, размещаемые на страницах буклета/брошюры (текст, фотографии, таблицы, графики), должны быть размещены в определенном порядке, в соответствии с разработанной «сеткой». Подобный прием позволяет оптимально расположить всю информацию на имеющемся пространстве страницы и выдержать единое стилевое оформление.


Использование единой сетки верстки брошюр при создании комплекса рекламных брошюр вуза
В многостраничных рекламно-информационных материалах целесообразно разделить содержание на тематические разделы. Это разделение может быть реализовано цветовым оформлением, крупными «разделяющими» фотографиями между тематическими разделами. Их использование позволяет зрительно отделить тематические разделы друг от друга, создать плавный переход от одной темы к другой, усилить эмоциональное воздействие на читателя. Особенно важно реализовать данный подход в рекламных каталогах и буклетах с описанием образовательных программ, предлагаемых вузом.

Пример использования «разделяющих» фотографий между тематическими разделами в рекламной брошюре
В использовании фотографий в рекламно-информационных материалах европейских вузов на сегодняшний день превалирует подход эмоционального окрашивания и отказа от «сухих» постановочных фотографий. Наибольшая эффективность достигается фотографиями, на которых присутствуют улыбающиеся позитивно настроенные студенты, преподаватели. Учебный процесс демонстрируется как нечто интересное, увлекательное, легкое, но вместе с тем высокотехнологичное, инновационное и передовое. Этот подход должен быть реализован и в буклетах российских вузов.

Пример использования фотографий в выставочных плакатах вуза (размер композиции плакатов 540*220 см)
Учитывая последние тенденции в европейском дизайне и фотосъемке, отечественным вузам можно порекомендовать использовать качественные макро фотографии технологического оборудования, лабораторий и других объектов университета. Это формирует стиль буклета и позволяет разнообразить иллюстративный ряд.

Пример использования крупных фотографии в рекламных брошюрах
Наиболее обширный раздел информационно-имиджевых буклетов об университете, как правило, посвящен предлагаемым образовательным услугам. Во многих каталогах структура, содержание и оформление этого раздела различны. Информация по образовательным программам может быть организована в виде таблиц, схем или списков. При необходимости более подробного описания на каждый вид предлагаемой программы выделяется самостоятельный подраздел, в котором содержатся четко сформулированные требования, перечень преподаваемых дисциплин, сроки, преимущества и достоинства данной программы. Стилевое оформление каждого подраздела должно быть едино, однако цветовое решение позволяет придать индивидуальность каждой программе. Выигрышно смотрятся образовательные программы, в которых цвет соответствует ассоциативному восприятию: например, биологические дисциплины – зеленый, самолетостроение – голубой и т.д.
С учетом сложности процесса поступления в российские вузы для европейских абитуриентов в рекламно-информационных материалах необходимо выделить раздел посвященный процедуре поступления, приезду новых студентов в университет, их оформлению, размещению и адаптации к новым условиям. В большинстве случаев данная глава расположена в конце – после перечисления и описания образовательных программ.
В важной составляющей буклетов является описание студенческой жизни в период обучения. Именно в этом разделе необходимо делать наибольший акцент на психологической и эмоциональной стороне, т.к. приезд в новое учебное учреждение и адаптация в нем (график учебы и режим отдыха) часто сопряжены со стрессом и неким дискомфортом. Следовательно, чем более ярко и “гибко” в каталоге показано заботливое и дружественное отношение вуза к новым студентам и описаны мероприятия способствующие адаптации в вузе, тем положительнее будет отклик. Реализовано это может быть посредством ярких, эмоционально окрашенных фотографий иностранных студентов в стенах вуза, цитат и высказываний этих студентов, фотографий, общежития, инфраструктуры досуга, студенческой среды и даже достопримечательностей вуза и города.
Обязательной частью информации в каждом буклете является контактная информация. Однако сегодня, помимо стандартных контактных данных, таких как телефон, факс, e-mail, адрес сайта вуза, неотъемлемой их частью являются QR-коды. Они обеспечивают быстрый переход на сайт организации в конкретный раздел или страницу. Размещать QR-коды следует и в основных тематических разделах брошюр, а также даже на выставочных плакатах. Данный инструмент высокоэффективен, т.к. позволяет посетителю стенда оперативно получить более подробную информацию по интересующему его вопросу. QR-код также можно запрограммировать расположенную на сайте вуза электронную on-line заявку на обучение, Данный прием обеспечивает возможность записи на курс прямо на выставке.

Примеры использования QR-кода в рекламных буклетах
По окончании образовательной выставки и возвращении в вуз, целесообразно произвести адресную рассылку с выражением благодарности, за то, что коллеги и потенциальные потребители проявили интерес к стенду вуза. А также подвести итоги проведенной работы, зафиксировать все удачные и неудачные моменты, осуществить анализ результатов (по откликам, присланным запросам и анкетам).
Таким образом, успех участия предприятия в выставочных мероприятиях во многом зависит от искусства оформления выставочной экспозиции, грамотно подготовленных рекламно-информационных материалов и проведения эффективных сопутствующих рекламных мероприятий. Качественно проведенная выставочная кампания и дальнейшая работа с наработанными контактами после образовательной выставки может значительно повлиять на будущий успех вуза в продвижении образовательных программ и наборе иностранных абитуриентов.