Легенды отечественной науки: Григорий Петрович Передерий
К 150-летию со дня рождения Григория Петровича ПЕРЕДЕРИЯ очередной выпуск совместного проекта Управления по связям с общественностью и Музея истории СПбПУ «Легенды науки» посвящен корифею российского мостостроения, чьи решения опередили время на 15-20 лет.
11 октября 1871 года в Ейске Кубанской области в семье мещанина родился Григорий Петрович Передерий — выдающийся отечественный инженер, внесший неоценимый вклад в теорию и практику отечественного мостостроения.
Окончил реальное училище в Ейске в 1887 году и Институт инженеров путей сообщения в Петербурге в 1897 году. Работал начальником дистанции и прорабом на строящихся железных дорогах Закавказья. Будучи молодым специалистом, возглавил в Тифлисе журнал «Инженерное дело», где были опубликованы его первые работы. В статье «Влияние жесткости узлов на усилия и напряжения в частях ферм» (1904) предложил новый и точный метод расчета, к выводу которого ученые из Европы и США пришли только через 30 лет.
В 1912 году Григорий Петрович опубликовал фундаментальный труд «Курс железобетонных мостов. Конструкция, проектирование и расчет», неоднократно переиздававшийся и ставший настольной книгой для многих поколений студентов и инженеров-мостовиков. Инженер дал старт эре российского железобетонного мостостроения, применив новую для своего времени технологию при возведении Алексеевского моста через реку Амур в Хабаровске. Он спроектировал арочную эстакаду западного подхода к мосту — первое в Азии мостовое сооружение из железобетона. 5 октября 1916 года первый поезд пересек Амур по крупнейшему в Старом свете стальному мосту, открыв сквозное движение от Москвы до Владивостока.
В 1920-1950 годах по проектам Г.П. Передерия были возведены Володарский мост в Ленинграде (1932-1936), Октябрьский мост в Вологде (1928-1931) и Кузнечевский мост в Архангельске (1936-1956).
В 1937-1938 годах Григорий Петрович разработал и осуществил проект коренной реконструкции моста им. Лейтенанта Шмидта через Неву в Ленинграде. Главной отличительной особенностью стало применение железных балок вместо чугунных арочных ферм. Для того времени это было смелым инженерным решением и крупнейшим достижением в мировом мостостроении.
За свою долгую жизнь Г.П. Передерий стал автором проектов выдающихся инженерных сооружений, послуживших вехами на пути развития теории и практики мостостроения. Общее количество мостов, спроектированных им и в большинстве своем построенных, составляет несколько десятков.
В педагогической деятельности ученый выступал как педагог-новатор, его методика получила всеобщее признание и распространение при подготовке в вузах инженеров-мостовиков. В основе лежит развитие творческих способностей будущего инженера. Студенты самостоятельно проектируют сооружение в целом, составляют различные варианты его проекта и проводят их научно-практическое исследование.
Преподаванию в вузах Григорий Петрович посвятил статьи «Инженер и техническая школа» (1923 год), «Опыт применения нового плана занятий в Ленинградском институте гражданских инженеров» (1925 год) и другие. В 1942 году вышла статья «Методика преподавания курса „Мосты“», которая обобщила методические установки ученого.
Г.П. Передерий опубликовал более 80 работ по мостостроению и строительной механике. Его учебники, построенные на новых принципах преподавания, несколько раз переиздавались.
В результате многолетней научной, инженерной и педагогической деятельности Григория Петровича сформировалась новая научная школа мостостроения «школа Передерия», воспитавшая многочисленных учеников, среди которых видные инженеры и ученые. Новаторская методика получила всеобщее признание и распространение как в нашей стране, так и за рубежом.
За многолетние выдающиеся работы в области науки и техники Г.П. Передерий в 1942 году был удостоен Сталинской премии, в 1943 году — избран действительным членом Академии Наук СССР. За успешную деятельность по обеспечению военных перевозок и восстановлению железных дорог в период Великой Отечественной войны был награжден двумя орденами Красной Звезды.
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью и Музеем истории СПбПУ