Лучшие практики

Статьи и материалы по теме:

Анализ образовательного сотрудничества России (российских вузов) с вузами стран Европы (на примере СПбПУ): организация программ академической мобильности и совместных образовательных программ

Совместные международные образовательные программы ведущих вузов России на основе информации официальных сайтов вузов и по официальным вэбометрическим материалам представлены на рис. 1 и рис. 2. При анализе 19 ведущих вузов России по 4 не удалось найти конкретных данных, количество совместных образовательных программ ведущих вузов РФ со странами Европы представлено на рис.1. В ТОП-3 вошли Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Рис. 1. Количество СОП ведущих вузов РФ со странами Европы

Наибольшее количество совместных образовательных программ с возможностью получепния двойных дипломов представлено в Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики и Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Помимо активной международной деятельности выше указанных вузов их географическое положение усиливает и упрощает мобильность студентов и преподавателей между вузами-партнерами.

Количество СОП двойные дипломы ведущих вузов РФ со странами Западной и Северной Европы

Рис. 2. Количество СОП двойные дипломы ведущих вузов РФ со странами Европы

Основные формы образовательного сотрудничества class="text-justify" со странами Западной и Северной Европы:

  1. Развитие программ академической мобильности.
  2. Разработка и реализация совместных программ.

Развитие программ академической мобильности включает следующие направления:

  1. Развитие программ индивидуальной мобильности студентов и аспирантов на основе договоров об академических обменах между СПбПУ и зарубежными университетами, а также договоров между СПбПУ и зарубежными научными организациями и компаниями.
  2. Разработка и реализация краткосрочных образовательных и ознакомительных программ для студентов вузов-партнеров, отправка групп студентов и аспирантов для участия в аналогичных программах, организованных европейскими вузами – партнерами.
  3. Разработка и реализация международных программ дополнительного образования, не ориентированных на конкретного партнера и имеющих целью совместное обучение российских и иностранных студентов (годовые программы, семестровые программы, зимние и летние школы).

На рис. 3 приведена динамика академической мобильности СПбПУ в 2001 – 2014 гг.

Динамика академической мобильности СПбПУ в 2001 – 2014 гг.

Рис. 3. Динамика академической мобильности СПбПУ в 2001 – 2014 гг.

Данные табл. 1 охватывают все три направления развития программ академической мобильности.

Таблица 1

Численность студентов и аспирантов - участников программ академической мобильности СПбПУ

Год Выезд Прием
2001 91 36
2002 117 59
2003 165 9
2004 144 46
2005 240 94
2006 277 156
2007 270 180
2008 316 252
2009 339 327
2010 410 331
2011 386 441
2012 506 416
2013 349 547
2014 654 371
Итого 4264 3265

В табл. 2 приведен перечень вузов и других образовательных учреждений Европы, принимавших студентов и аспирантов СПбПУ на обучение по программам академической мобильности и/или направлявших студентов и аспирантов в СПбПУ для участия в программах академической мобильности. На рис.4 представлена география программ академической мобильности студентов и аспирантов СПбПУ 2006 – 2014 гг.

География программ академической мобильности СПбПУ 2006-2014 гг.

Рис. 4. География программ академической мобильности СПбПУ 2006-2014 гг.

Материалы табл. 2 отражают все три направления развития программ академической мобильности, упомянутые выше.

Таблица 2

Вузы – партнеры СПбПУ по различным видам программ академической мобильности 2006 – 2014 гг.

Страна Университеты
Австрия Венский технический университет

Университет прикладных наук и экономики Вены

Леопольд-Франц Университет, г. Инсбрук,

Университет Иоханнеса Кеплера, г. Линц,

Университет прикладных наук Верхней Австрии, г. Штайр

Университет технологий, г.Грац

Бельгия Университет Гента
Великобритания Сити университет Лондона,

Университет Аберистуита,

Университет Нортумбрия

Германия Аахенский университет прикладных наук

Аугсбургский университет

Бранденбургский университет технологий Коттбуса

Дрезденский технический университет

Лейбниц университет Ганновера,

Мюнхенский технический университет

Отто-Фридрих университет Бамберга

Технический университет прикладных наук Вильдау Университет прикладных наук Берлина

Университет прикладных наук Людвигсхафена

Университет прикладных наук Ройтлингена

Университет прикладных наук Ульма

Университет Регенсбурга

Университет Юстуса Либиха, г.  Гиссен

Хеилбронн университет

Университет Штутгарта

Вестфальский университет им. Вильгельма

Университет прикладных наук Хильдесхайм

Берлинский технический университет

Фридрих-Александр университет Эрланген-Нюренберг

Гейдельбергский университет им. Рупрехта и Карла Вестфальский университет прикладных наук

Мюнхенский университет прикладных наук Падерборнский университет,

Международная школа менеджмента (ISM Dortmund)

Высшая школа техники и экономики Карлсруэ

Университет прикладных наук Вормс

Объединенный государственный  университет Мосбах

Университет прикладных наук Вайнгартен

Технический университет Гамбург - Харбург

Дания Копенгагенский университет
Исландия Исландская Академия Искусств г. Рейкъявик
Испания Политехнический университет Валенсии,

Университет Алкала де Энарес,

Автономный университет Барселоны,

Университет Гранады,

Италия Миланский университет,

Миланский политехнический университет

Латвия Латвийский сельскохозяйственный университет
Литва Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса
Нидерланды Университет Амстердама

Университет Нейменгена

Зюйд университет прикладных наук

Университет прикладных наук Fontys, г. Эйндховен

Норвегия Норвежский университет науки и технологии, г. Трондхейм

Школа коммуникаций Westerdals

Финляндия Аалто университет

Кюменлааксо университет прикладных наук Лаппеенрантский университет технологий

Метрополия университет прикладных наук, Хельсинки Миккели университет прикладных наук

Саймаа университет прикладных наук

Сейняёки университет прикладных наук

Технический Университет Тампере

Университет Ювяскюля

Хаага-Хелиа университет прикладных наук

Тампере университет

Университет Восточной Финляндии

Университет Лапландии г. Рованиеми

Университет прикладных наук Вааса

Франция Парижский университет Сорбонна

Политехническая школа (Ecole Polytechnique)

Университет Пари-Эст

Технологический институт Гренобль

Университет ENSAM г. Париж

Университет Пьера и Марии Кюри г. Париж

Школа европейской торговли, г. Лион

Школа менеджмента (IPAC)

Бизнес школа Парижа (EDC)

Международная школа менеджмента (IDRAC) Университет Школа дизайна Нант Атлантик,

Швейцария Женевская школа бизнес администрирования – университет прикладных наук (INSAM)

Политехнический университет Лозанны

Швеция Королевский технологический университет Стокгольм

Лунд университет,

Умео университет,

Уппсала университет

Университет Гетеборга

Университет Мелардален

Народная высшая школа Феллингсбру

Народная школа Хеллиденс

Народная школа Готланда

Народная школа Гримслев

Эстония Университет Тарту


В табл. 3 приведен перечень научных организаций и компаний Европы, принимавших студентов и аспирантов СПбПУ по программам академической мобильности для прохождения стажировок, практик, проведения научных исследований.

Таблица 3

Научные организации и компании – партнеры СПбПУ по программам академической мобильности 2006 - 2014 гг.

Страна Научные организации и компании
Бельгия Бельгийский центр ядерных исследований SCK CEN г. Мол
Германия Образовательный центр Ремесленной палаты г. Лейпцига

Институт интегральных схем Фраунхофера,

Институт плазмафизики Макса Планка,

Компания "Arbeit und Leben",

Компания Symrise,

Компания ЛуК (LuK GmbH & Co. KG),

Научно-исследовательский центр Юлих,

МС-Баухимия,

Компния SLM Solution GmbH,

Компания Zoz GmbH

Компания Dr.Seise & Partner

Компания Galvano Technik Leipzig GmbH, г. Лейпциг

Компания SAP Research CEC

Компания Linde Gas

Франкфуртский институт перспективных исследований FIAS

Гемгольц Центр Берлина

Испания Европейское общество кардиологии
Италия Международный центр теоретической физики им. Абдуса Салама

Отделение INFN (Istituto Nazionale di Fisica Nucleare) г. Падуя

Нидерланды Исследовательский отдел Филипс
Норвегия Университетский центр Свальбарда UNIS г. Лонгербюен

FMC Technologies,

Gand videregaеnde skole

Португалия Институт плазмы и термоядерного синтеза

Технологический институт химии и биологии

Франция Научно-исследовательский институт катализа и среды Лиона,

Компания Airbus, научно-исследовательский центр, Тулуза

Европейский синхротронный радиационный центр (ASNX Grenoble)

В табл. 2-3 собраны данные за 2006 – 2014 гг. В настоящее время не со всеми организациями, перечисленными в таблицах, существуют устойчивые партнерские связи в области академической мобильности. С некоторыми партнерами контакты имели однократный характер, тем не менее, их упоминание важно для анализа партнерских связей в университетском и неуниверситетском секторах стран Европы.

В табл. 4 собрана информация об источниках финансирования программ академической мобильности, которые были использованы для поддержки студентов и аспирантов СПбПУ.

Таблица 4

Источники финансовой поддержки программ академической мобильности 2006 – 2014 гг.

Организация или программа финансовой поддержки мобильности Количество студентов и аспирантов, получивших поддержку
Стипендия Президента РФ 25
Грант Министерства образования и науки и науки РФ 23
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли СПб 4
Грант РФФИ 20
СПбПУ (Программа «5-100-2020») 247
Erasmus Mundus  31
DAAD (Германская служба академических обменов) 134
FIRST (Финско-Российская программа обмена студентами) 179
CIMO (Агентство Министерства образования и культуры Финляндии) 6
CBU (Проект «Трансграничный университет) 39
Грант Шведского института 22
Прочие гранты и стипендии 33
Стипендии принимающих вузов 444
Итого 1207

Видно, что если рассматривать отдельные источники финансирования, то после стипендий университетов, сумма которых складывается из многих компонентов, наибольшее число студентов и аспирантов выехали по программам мобильности при финансовой поддержке СПбПУ. СПбПУ начал оказывать финансовую поддержку только в 2012 г., значит, при сохраняющейся тенденции уже по итогам 2015 г. наибольше число стипендий будет предоставлено направляющим университетом. Ведущим источником финансирования СПбПУ стал в 2013 г., когда университет был выбран участником Программы повышения конкурентоспособности вузов Российской Федерации.

Определенную роль в развитии программ академической мобильности играет участие вуза в ассоциациях вузов и партнерских сетях. Среди таких сетей, порождающих программы мобильности можно назвать: WC2 (Университетская сеть мирового класса World Cities World Class University Network), T.I.M.E. (Top Industrial Managers for Europe), Платформа сотрудничества столичных технических университетов стран Центральной и Восточной Европы. Например, ассоциация T.I.M.E. основана в 1989 г. Это сеть из 53 ведущих инженерных школ, факультетов и технических университетов, которая способствует академической мобильности студентов и получению ими двойных дипломов по всей Европе. Главная задача T.I.M.E. и подобных ассоциаций – активизировать программы двусторонней академической мобильности университетов-участников.

Мобильность является также одним из приоритетов программ стратегического партнерства университетов. Стратегическими партнерами СПбПУ в странах Европы являются:

  • Лейбниц университет Ганновера, Германия;
  • Университет Штутгарта, Германия;
  • Берлинский технический университет, Германия;
  • Технический университет г. Грац, Австрия;
  • Миланский политехнический университет, Италия;
  • Политехнический университет Валенсии, Испания;
  • Лаппеенрантский университет технологий, Финляндия.

Договоры о стратегическом партнерстве, заключение которых началось в 2013 г., уже принесли свои плоды в области академической мобильности. Так, с Лейбниц университетом Ганновера было проведено 5 совместных краткосрочных образовательных программ, с университетом Штутгарта – 3, с Миланским политехническим университетом – 1. Активизировалось также участие студентов вузов - стратегических партнеров как в обычных летних и зимних школах, организуемых партнерскими университетами, так и в программах двусторонних обменов.

В СПбПУ разработано и реализовано несколько международных программ, не приводящих к присвоению степеней, которые привлекают в основном студентов – участников программ академической мобильности преимущественно из стран Европы (Табл. 5).

Таблица 5

Международные программы на английском языке, не приводящие к присуждению степеней

Название программы Длительность Годы реализации Примерное число участников
Международная программа дополнительного образования «Международный бизнес Россия-Европа» 1 семестр на английском языке с 2005 г. до 70 студентов
Международная программа дополнительного образования «Передовые информационные технологии для предприятий» 2 семестра на английском языке с 2007 г. (название до 2009 г. – «Интеллек-туальные системы» ) до 15 студентов
Международный семестр «Энергетика и устойчивое развитие» 1 семестр на английском языке 2011 г. 8 студентов
Международная программа дополнительного образования «Международный менеджмент и развитие бизнеса в России» 1 семестр на английском языке с 2012 г. до 25 студентов
Международная летняя политехническая школа 2 недели – 3 месяца на английском языке с 2012 г. до 160 студентов
Международная летняя школа «Русский язык и культура» 2 недели – 3 месяца частично на английском языке с 2009 г. до 200 студентов

В настоящее время разрабатывается несколько новых международных семестровых программ на английском языке, для участия в которых планируется привлекать студентов из Европы.

Разработка совместных программ с университетами Европы является важным компонентом международной образовательной деятельности СПбПУ. В табл. 6 и табл. 7 представлена информация по совместным программам, приводящим к присуждению степеней.

Таблица 6

Международные программы совместного бакалавриата (программы двойного диплома)

Название программы Вуз - партнер
Строительство Сайменский университет прикладных наук, Финляндия
Инженерные системы зданий и сооружений Университет прикладных наук Миккели, Финляндия
Защита окружающей среды Университет прикладных наук Миккели, Финляндия
Международный бизнес и международная экономика Университет прикладных наук Сейнайоки, Финляндия
Мировая экономика Сайменский университет прикладных наук, Финляндия
Лингвистика / Английская филология Университет Алкала де Энарес, Мадрид, Испания
Индустриальный менеджмент Технический университет прикладных наук Вильдау, Германия

Таблица 7

Международные программы совместной магистратуры (программы двойного диплома)

Название программы >Вуз - партнер
Интеллектуальные системы Университет Сити, Лондон, Великобритания (QS);

Лейбниц университет Ганновера, Германия;

(диплом одного из университетов)

Металлургия / Технология обработки материалов Бранденбургский технический университет, Котбус, Германия
Электроэнергетика Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS)
Техническая математика Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS)
Организация и управление инвестиционно-строительными проектами Сайменский университет прикладных наук, Финляндия
Автоматизированное проектирование зданий и сооружений Сайменский университет прикладных наук, Финляндия
Физика плазмы Европейские университеты – партнеры по программе Erasmus Mundus:  Университет Гента, Бельгия (QS); Университет Карлоса III – университет Комплутенсе, Мадрид, Испания (QS); Университет Лотарингии, Нанси/Метц, Франция (QS);  Университет Штутгарта, Германия (QS); (диплом одного из университетов)
Автоматизация технологических машин и оборудования Университет прикладных наук Ройтлингена, Германия
Международный маркетинг менеджмент Университет прикладных наук Ройтлингена, Германия
Технологическое предпринимательство Центр предпринимательства Страшег Университета прикладных наук Мюнхена, Германия

Видно, что ведущие вузы Европы, отмеченные в табл. 6 и табл, 7 буквами QS, означающими, что вуз занимает в рейтинге QS место, не ниже 400-го, не готовы к реализации совместных программ бакалавриата, но находят интересным реализацию совместных программ магистратуры. 40% совместных магистерских программ разработаны и реализуются СПбПУ совместно с ведущими мировыми университетами.университетами.

В табл. 8 представлена информация по магистерским программам, разработанным и реализуемым с университетами Европы, не приводящим к присуждению степеней.

Таблица 8

Международные программы совместной магистратуры (не приводящие к выдаче двойного диплома)

Название программы Вуз – партнер и компании-партнеры
Гражданское строительство Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);

Университет прикладных наук Миккели, Финляндия;

Университет прикладных наук Метрополия, Хельсинки, Финляндия;

ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ»;

ООО «ТехноНИКОЛЬ»;

ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»;

ОАО «Ленгидропроект»;

ЗАО «СПЕЦЭЛЕКТРОМОНТАЖ»

Энергоэффективные и функциональные здания Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);

Университет прикладных наук Метрополия, Хельсинки, Финляндия;

Рижский технический университет, Латвия;

Интеллектуальные системы Университет Сити, Лондон, Великобритания (QS);

Лейбниц университет Ганновера, Германия;

Энергетические технологии Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);

Лейбниц университет Ганновера, Германия;

ООО «Газпромтрансгаз Санкт-Петербург»;

 Госкорпорация «Росатом»;

ОАО «ТГК-1»;

ОАО «Силовые машины»;

холдинг «Теплоком»

Тепловые электрические станции Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);

Лейбниц университет Ганновера, Германия;

Госкорпорация «Росатом»;

ОАО «ТГК-1»;

ОАО «Силовые машины»;

Юго-Западная ТЭЦ

Электроэнергетика Бранденбургский технический университет, Котбус, Германия;

Технический университет Кошице, Словакия;

Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);

Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена, Германия (QS)

Инновационные технологии в металлургии и материаловедении Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);

Лейбниц университет Ганновера, Германия;

Технический университет Берлина, Германия (QS);

Бранденбургский технический университет, Котбус, Германия;

Мезоскопика и перспективные материалы Франкфуртский институт перспективных исследований, Германия;

Институт науки, Университет Исландии, Рейкьявик, Исландия;

Наньянгский технологический университет, Сингапур (QS);

Университет Теннеси, США

Микроэлектроника инфокоммуникационных систем Технический университет Гамбург-Харбург, Германия (QS);

Университет Жозеф Фурье, Гренобль, Франция (QS);

Технологический университет Тампере, Финляндия

Молекулярная и клеточная нейробиология Университет Токио, Япония (QS);

Юго-Западный медицинский центр в Далласе Университета Техаса, США);

KU Медицинский центр г. Лёвен, Бельгия;

Динамика дискретных и континуальных систем Университет Абердина, Великобритания(QS);

Технический университет Гамбург-Харбург, Германия (QS);

Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);

Лейбниц университет Ганновера, Германия;

Институт проблем машиноведения Российской Академии Наук; DEM Solutions;

FMC Technologies;

Weatherford;

JORISIDE;

EMPA

Развитие международного бизнеса Университет прикладных наук Ройтлингена, Германия;

Университет прикладных наук Верхней Австрии,  Штайр, Австрия;

Henkel;

Bosch;

Силовые машины;

TNS Gallup Media;

DDC Lab

Конкуренция на глобальном рынке: инновации и развитие бизнеса Университет прикладных наук Вильдау, Берлин, Германия;

Универcитет прикладных наук Людвигсхафена, Германия;

Международная бизнес школа Солбридж, Дайжон, Южная Корея;

KPM;

OOO «Unilever Rus»;

Корпорация «Русский стандарт»;

Табачная компания  ООО «Петро» (Группа компаний JTI);

Coca-Cola Hellenic SPb;

ОАО «Сбербанк России»;

ОАО «ТГК-1»;

ООО «Леруа Мерлен Восток»;

Группа компаний «Молодой карьерист»

Очевидно, что вузы Европы гораздо охотнее участвуют в реализации совместных магистерских программ, не приводящих к присуждению совместных степеней, чем в программах, приводящих к присуждению совместных степеней.

Рассмотрим другую категорию международных СОП, не относящихся к программам академической мобильности и не приводящих к присуждению степеней. В эту категорию попадают международные сетевые образовательные программы, созданные совместно российскими и зарубежными университетами и компаниями. Институционально такие программы реализуются на базе международных научно-образовательных центров (МНОЦ).

Рассмотрим характеристики деятельности МНОЦ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). МНОЦ формируются на базе одного или нескольких институтов и подразделений СПбПУ, являются структурными подразделениями университета, осуществляют свою деятельность на основании приказа ректора и Положения о центре. Функционирование и текущая деятельность по научным и образовательным направлениям реализуется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве, заключенным между СПбПУ и компанией-партнером. Первые МНОЦ были созданы в Политехническом университете в 90-х годах прошлого века, на базе факультета технической кибернетики (теперь - Институт компьютерных наук и технологий), с ведущими компаниями IT-профиля: Intel, Motorola и LG Electronics. Сейчас структурными подразделениями СПбПУ являются более 30 МНОЦ.

Информация об образовательной деятельности 9 ведущих МНОЦ СПбПУ, созданных совместно с компаниями стран Европы, приведены в табл. 9. В таблице отражены образовательные компоненты деятельности МНОЦ – участие в реализации основных образовательных программ (ООП) и программ дополнительного профессионального образования (ДПО), а также возможности участия студентов в международных программах академической мобильности с использованием ресурсов МНОЦ. За рамками исследования осталась научная деятельность МНОЦ. Порядок упоминания центров в табл. 9 соответствует году создания МНОЦ, указанному после названия центра.

Таблица 9

Образовательная деятельность международных научно-образовательных центов СПбПУ

МНОЦ Основные партнеры Реализация ООП Реализация программ ДПО Реализация программ мобильности
Международный академический центр компетенции «SAP - Политехник», 2005 (4) Компания SAP AG, Германия Координация университетских программ SAP в России и СНГ по вопросам использования программного обеспечения SAP в учебном процессе и научных исследованиях Курс SAP “Интеграция бизнес-процессов” для студентов и преподавателей Летняя школа в Мюнхене
МНОЦ «FMC - Политехник», 2007 (4) Компания FMC Kongsberg Subsea AS,

Норвегия

Нет Подготовка выпускников для работы в компании FMC Краткосрочные стажировки на зарубежных предприятиях компании FMC
Российско-Германский центр лазерных технологий, 2008 (2)

Университет Фридриха-Александра, Эрланген, Баварский лазерный центр, Германия Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ Повышение квалификации по программе «Лазерные технологии» Нет
>МНОЦ «Weatherford – Политехник», 2009 (1) Компания Weatherford International Ltd., США, Швейцария Участие в программах подготовки магистров Повышение квалификации выпускников и специалистов Нет
МНОЦ «Schneider Electric - Политехник», 2013 (5) Компания Schneider Electric, Франция Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ Повышение квалификации и переподготовка по технологиям Schneider Electric Нет
Научно-технологический центр «Motul – Политехник», 2013 (1) «Motul Deutschland GmbH», Германия Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ Повышение квалификации преподавателей и специалистов Нет
МНОЦ «Металлообрабатывающие автоматизированные производства», 2014 (1) Компания стратегических партнеров DMG-Mori Seiki, Германия, Япония Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ Нет Нет
МНОЦ «Новые сцинтилляционные материалы для медицинской и промышленной томографии», 2014 (4) Компания Philips Electronics Nederland B.V., Нидерланды Встраиваемые модули в учебный процесс магистратуры, стипендиальные программы и гранты для студентов Нет Летние школы «Новые материалы для детекторов ионизирующих излучений» в СПбПУ
МНОЦ «ТВиСТ – Политехник», 2014 (1) Компания Ecomatic AS, Эстония Встраиваемые модули в учебный процесс ООП нескольких направлений (план) Переподготовка специалистов по ЖКХ Нет

 

Цифры в скобках после названия центра означают интегральную оценку образовательной деятельности по пятибалльной шкале («1» – наименьшая степень образовательной активности центра, «5» - наибольшая). Оценки были выставлены специалистами отдела международной научной и внешнеэкономической деятельности СПбПУ. Эта оценка показывает фактически степень реализации заявленной образовательной активности МНОЦ. Видно, что не все центры, созданные в последние 2-3 года, успели полностью реализовать свой потенциал (последние 5 позиций в табл. 9), многие активности значатся в статусе запланированных. Компания FMC Kongsberg Subsea AS в последние годы имеет затруднения организационного, правового и финансового характера, что неизбежно сказалось на снижении исходно активной образовательной деятельности центра.

Видно, что образовательная деятельность МНОЦ обширна, охватывает как ООП, так и программы ДПО, таким образом, полностью вписывается в рамки сетевого взаимодействия. В то же время элементы мобильности, не являются профилирующими, и развиваются только в 3 из 9 представленных МНОЦ, реализующих образовательную деятельность. Они в большей мере служат маркетинговым целям, формируя привлекательный для студентов имидж МНОЦ.

Источники информации:

  1. Арсеньев Д.Г., Кораблев В.В., Алексанков А.М. Международные научно-образовательные центры университетов – современные формы инновационного развития университетов// Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – С. 187-193
  2. Организация и функционирование научно-образовательных центров в вузе / Под ред. Д.Г.Арсеньева и А.М.Алексанкова. Изд. 2-е измененное и дополненное. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 76 с.
  3. 5top100. Проект по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: - www.5top100.ru (дата обращения - 01.11.2015)
  4.  Программа повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”. СПб., 2013. 45 с. [Электронный ресурс]. (дата обращения - 01.11.2015)