Лучшие практики
Статьи и материалы по теме:
В связи с развитием интернационализации высшего образования проблемы повышения качества подготовки иностранных граждан в вузах России становятся важными не только для международных подразделений, но и для всего университета в целом. Действительно, уровень качества подготовки, степень удовлетворенности выпускников, а также работодателей в разных странах мира, несомненно, оказывает влияние на формирование имиджа вуза в мировой образовательной среде, его академическую репутацию, место в рейтингах. Высокое место в образовательных рейтингах дает возможность привлекать к обучению в университете наиболее талантливых абитуриентов. Таким образом, замыкается петля качества подготовки международных студентов в вузе (рис. 1).

Рис. 1. Петля качества подготовки международных студентов в вузе
Понятие «международный студент» имеет широкие границы употребления за рубежом, оно включает как разные категории иностранных обучающихся, так и участников международных образовательных программ. В российской высшей школе важны нюансированные различия между категориями обучающихся, имеющими разный правовой статус, поэтому в настоящей работе термин «международные студенты» используется «неофициально» с целью избежать пространных, хотя и более точных формулировок.
В Высшей школе международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ВШ МОП СПбПУ) реализуются образовательные программы пяти основных типов:
- программы подготовки иностранных студентов для обучения в вузе по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; -
- программы подготовки в вуз и/или изучения русского языка в дистанционной или удаленной формах;
- изучение дисциплин по русскому языку иностранными обучающимися основных образовательных программ (ООП) бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;
- изучение дисциплин по русскому языку иностранными студентами программ международной академической мобильности (МАМ);
- программы летних и зимних школ и другие международные краткосрочные образовательные программы (МКОП) в области изучения русского языка и Российской Федерации.
Столь широкий диапазон программ требует внедрения диверсифицированной системы менеджмента качества (СМК) ВШ МОП.
Первой важной характеристикой СМК ВШ МОП является ее относительное единство. СМК не распадается полностью на несколько несвязных звеньев. Построению единой СМК качества способствуют два основных фактора. Во-первых, единый педагогический коллектив ВШ МОП, реализующий все программы. Во-вторых, единый график учебного процесса ВШ МОП. С целью минимизации затрат и одновременно повышения качества подготовки в ВШ МОП необходимо стремиться к оптимизации учебного процесса, используя ресурсы гибкости, которая присуща любым программам дополнительного образования, каковыми являются все программы ВШ МОП, за исключением дисциплин русского языка ООП и, частично, программ мобильности.
Второй важной характеристикой СМК ВШ МОП является ее комплексность. Во-первых, ВШ МОП реализует как дисциплины ООП, так и дополнительные образовательные программы (ДОП), таким образом требуется соблюдения не только требований ФГОС, но и требований к освоению ДОП, например [1]. Во-вторых, участниками МКОП являются как иностранные, так и российские студенты, что делает природу МКОП двойственной, порождая двойственные подходы к обеспечению качества этих программ. В-третьих, в ряд программ ВШ МОП включены элементы неформального образования [2]. В-четвертых, для различных категорий участников одна и та же программа может иметь разный статус. Таким образом, функционирование СМК ВШ МОП регламентируется как отечественными, так и зарубежными требованиями. Особую сложность ей придает комплексная структура учебного процесса, сочетающего модули программ различных типов.
Прежде всего, рассмотрим программы ВШ МОП с точки зрения стратегического планирования, оценив внешнюю ситуацию ВШ МОП и ее потенциал. Для анализа внешних факторов, необходимых для выявления перспектив и проектирования планов развития международных образовательных программ, в стратегическом менеджменте предлагается использовать STEP-метод (“Social – Technological – Economic – Political”) [3, с. 115-122]. Этот метод известен в различных вариантах, например PEST-метода, и позволяет прогнозировать влияние групп факторов на развитие объекта исследования, в данном случае ВШ МОП. Анализируются только текущее состояние и возможные тенденции развития того или иного фактора в перспективе не более 5 лет. STEP-матрица для ВШ МОП представлена в табл. 1.
В контексте опыта объявления стоимости для иностранных студентов представляют интерес статьи Ariane de Gayardon de Fenoyl (Center for Higher Education at Boston College) и Taina Moisander (Union of Students in Finish Universities of Applied Sciences), опубликованные в материалах ежегодной конференции EAIEи рассматривающие некоторый опыт внедрения стоимости обучения для иностранных студентов в Финляндии и Франции.
Так, в частности отмечается, что Франция привлекает около 7% студентов от общего количества студентов по студенческой мобильности (примерно 2 млн. человек). Ariane de Gayardon de Fenoyl отмечает, что наиболее популярные направления студенческой мобильности принадлежат США, Великобритании и Австралии, то есть странам, принимающих иностранных студентов на основе платного обучения. При этом, однако, среди 10 топ направлений студенческой мобильности присутствуют и страны, в которых практически отсутствует плата за обучение иностранных студентов и Франция в этом списке занимает 3 место, Германия 5-е, Италия – 10-е. И вполне естественно возникает вопрос должны ли обеспеченные страны, а в частности налогоплательщики этих стран, оплачивать обучение в высших учебных заведениях иностранных студентов, особенно в условиях растущей численности иностранных студентов по линии академической мобильности и усиливающегося давления финансового кризиса? Одно из обсуждаемых предложений – это взимать полную плату с иностранных студентов и направлять ее частично на предоставление стипендий малоимущим иностранным студентам. Так в некоторых университетах, имеющих статус grand ecole стоимость годового обучения может варьироваться от 10000 евро за бизнес образование и практически бесплатное обучение с предоставлением стипендий по инженерно-техническим направлениям.
Управление и финансирование остальных общественных университетов (public universities) Франции (74 в 2013 г.) существенно отличается от системы финансирования grand ecole. Так готовая стоимость обучения в таких университетах составляет всего 189,10 евро на бакалаврских программах, 261,10 евро на магистерских и 396,10 евро обучение в аспирантуре. Одновременно существует система предоставления целевых стипендий, размер которых может доходить до 5000 евро в год. Таким образом, бремя затрат на высшее образование лежит на общественном секторе, доля которого в финансировании высшего образования составляет примерно 80,8%. Государственное бюджетное финансирование возросло с 7760 евро в 1980 г. до 11740 евро в 2012 г, при этом в 2014 г. в университеты поступило 1,5 млн. студентов, что на 5% больше предыдущего десятилетия.
Как уже указывалось ранее, Франция является одним из наиболее популярных студенческих направлений, привлекая в 2013 г. 290 000 иностранных студентов, 218 000 из которых обучались в общественных университетах, при этом существенная доля от общего количества прибывала из бывших франкоговорящих колоний (Алжир, Тунис, Сенегал, Камерун, Марокко), что вполне оправдано с точки зрения наличия исторических связей с этими странами.
В середине 2000 г. обострились дискуссии в некоторых европейских странах по вопросу установления оплачиваемой стоимости обучения для иностранных студентов, инициаторами которой стали страны Северной Европы (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия). Аргументы в пользу установления оплачиваемой стоимости для иностранных студентов начали звучать и во Франции, причем в 2015 г. французское правительство серьезно рассматривало ведение оплаты для иностранных студентов, что в свою очередь рассматривалось, как реалистичный способ снизить финансовую нагрузку на бюджет и решить ряд финансовых проблем высшего образования. Наиболее остро финансовый кризис отразился на системе высшего образования во Франции в конце 2014 г. Однако одним из аргументов против введения оплаты обучения был тот факт, что по некоторым расчетам иностранные студенты тратят около 4,5 млрд. евро в год, что покрывает расходы на их обучение в размере 3 млрд. евро. Другим аргументом является то, что 87% от всех иностранных студентов прибывают из слабо- или среднеразвитых стран и введение оплаты обучения легло бы серьезным бременем на их личные или семейные бюджеты.
Дебаты по поводу введения платы обучения обостряет и общая тенденция роста количества иностранных студентов в мире, и имея в настоящее время более 200 000 студентов, Франция может столкнуться с вызовом необходимости финансирования до 400 000 студентов в ближайшем десятилетии, как отмечается в докладе 2015 г. Investing in the internationalization of higher education. В этом докладе также отмечается, что сбережения 2015 г. могут составить около 850 млн. евро, которые по предложению авторов доклада следует направить на выделение стипендий малоимущим студентам из франкоговорящих стран (440 млн), улучшение качества услуг (280 млн), интернационализацию университетов (52,5 млн.), развитие МООС и дистанционных форм обучения (70 млн) и развитие средств привлечения иностранных студентов (7,5 млн). При этом 440 млн. евро могут покрыть затраты на обучение только около 40 000 студентов, в то время как ожидаемое число студентов только из стран Африки может составить 100 000 чел.
Опыт других европейских стран заставляет учитывать эластичность спроса по цене на высшее образование, так, например, с введением оплаты обучения иностранными студентами из стран – не членов Европейского союза, Дания потеряла около 35% таких студентов, Швеция – около 80%. Франция в настоящее время привлекает около 174 000 студентов из стран – не членов EU, и ожидается, что ведение оплаты за обучение могло бы уменьшить это число примерно на 40%.
Из всего этого делается вывод, что специфика обучения иностранных студентов во Франции такова, что введение оплаты обучения для студентов из стран – не членов EU, привело бы к существенному падению численности студентов, и потери от такой меры превысили бы получаемые выгоды. Достижение позиций таких стран, как Великобритания и США по количеству иностранных студентов с оплатой обучения кажется в ближайшей перспективе недостижимым и требующего существенных инвестиций для переориентации на другую целевую аудиторию.
Ситуация с обучением иностранных студентов в Финляндии имеет некоторые отличия от других европейских стран, и прежде всего, это относительная «молодость» интернационализации высшего образования в Финляндии, которая началась с конца 90-х годов, когда была разработана комплексная стратегия интернационализация и под эгидой Министерства образования созданы специализированные структуры (CIMOи др.), призванные реализовывать эту стратегию интернационализации. За относительно небольшой период времени (около 8-10 лет) Финляндия смогла достичь существенных результатов как в интернационализации своих университетов, так и привлечении значительного количества иностранных студентов. Успехи интернационализации были во многом обусловлены стратегическим подходом, активным внедрением английского языка как второго языка обучения, и что немаловажно – языка образовательного делопроизводства, подкрепленные финансовыми вливаниями как со стороны Европейского союза в форме европейских образовательных проектов, так и со стороны финского государственного бюджета.
Отсутствие оплаты обучения для иностранных студентов из любых стран являлось, несомненно, одним из ключевых факторов привлекательности финского образования для иностранных студентов с учетом некоторой географической обособленности финских университетов от основных европейских направлений. В то же время особым фактором финского общества в отношении введения платного обучения для иностранных студентов стала сильная позиция студенческих организаций, традиционно обладающих достаточно сильным лобби. Эта позиция была однозначная и строго отрицательная в отношении платы за обучение, базируясь на основополагающих социальных принципах финского общества.
Пилотная программа по объявлению платы за обучение для иностранных студентов из стран – не членов ЕС была реализована с 2010 по 2014 г. В ходе реализации программы было выбрано определенное количество магистерских программ, одобренных предварительно Министерством образования и культуры Финляндии. В качестве начального условия было необходимо при установлении цены за обучение разработать систему предоставления стипендий. Основной целью пилотной программы было определить потенциальную эффективность введения цены за обучение иностранных студентов.
Результаты проекта оказались ожидаемыми и не настолько прибыльными, насколько могли ожидать некоторые его участники. Всего стоимость обучения, которая должна быть оплачена, была объявлена на 43 программах из 154. Причем изначально это вызвало массу вопросов от иностранных студентов и лишь некоторые из них были готовы заплатить требуемую сумму, так как многие студенты получили стипендии. Расходы же на продвижение и маркетинг были достаточно велики и снизили изначально небольшой приход финансовых средств.
Позиции государственных структур и студенческих организаций продолжаю быть диаметрально противоположными, причем государственные структуры предпринимали попытки узаконить введение оплаты обучения для иностранных студентов в 2012 и 2014 г., однако эти попытки так и не получили законодательного утверждения. Например, в 2014 г. была объявлена стоимость в размере 4000 евро в год, однако и эта сумма не была окончательно утверждена. Справедливости ради следует отметить, что в Финляндии постепенно нарастает тенденция все большего внедрения бизнес методов управления в университетские структуры, более того, некоторые университеты прикладных наук предполагают получить статус обществ с ограниченной ответственностью и организовывать свою операционную деятельность на основе бизнес подходов. В качестве аргумента «за» выдвигается необходимость вовлечения различных фондов в систему финансирования высшего образования. Такие тенденции могут в перспективе уравновесить силу студенческих союзов и объединений, традиционно имеющих значительное влияние на политиков и их решения в Финляндии.
Дискуссии относительно целесообразности введения стоимости обучения для иностранных студентов продолжаются и в настоящее время, так Правительство Финляндии в очередной раз в 2015 г. выдвинуло предложение об установлении стоимости обучения, но уже в рамках программы регулирования иммиграционной политики. Позиции и аргументы противоположной стороны остаются неизменными, издержки от введения стоимости обучения считаются существенно превосходящими возможные дивиденды, и вообще бесплатное обучение студентов вне зависимости от их страны происхождения одним из главных социальных достижений системы высшего образования Финляндии, в том числе позволившей ей достичь существенных результатов в развитии интернационализации в последнее десятилетие. Вполне возможно, что позиции сторонников и противников введения стоимости обучения для иностранных студентов, усиленные современными реалиями современной политики и экономики, приведут их к разумному компромиссу и созданию сбалансированной системы финансирования высшего образования, учитывающей интересы различных сторон.
Анализ образовательного сотрудничества России (российских вузов) с вузами стран Европы (на примере СПбПУ): организация программ академической мобильности и совместных образовательных программ
Совместные международные образовательные программы ведущих вузов России на основе информации официальных сайтов вузов и по официальным вэбометрическим материалам представлены на рис. 1 и рис. 2. При анализе 19 ведущих вузов России по 4 не удалось найти конкретных данных, количество совместных образовательных программ ведущих вузов РФ со странами Европы представлено на рис.1. В ТОП-3 вошли Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Рис. 1. Количество СОП ведущих вузов РФ со странами Европы
Наибольшее количество совместных образовательных программ с возможностью получепния двойных дипломов представлено в Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики и Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Помимо активной международной деятельности выше указанных вузов их географическое положение усиливает и упрощает мобильность студентов и преподавателей между вузами-партнерами.

Рис. 2. Количество СОП двойные дипломы ведущих вузов РФ со странами Европы
Основные формы образовательного сотрудничества class="text-justify" со странами Западной и Северной Европы:
- Развитие программ академической мобильности.
- Разработка и реализация совместных программ.
Развитие программ академической мобильности включает следующие направления:
- Развитие программ индивидуальной мобильности студентов и аспирантов на основе договоров об академических обменах между СПбПУ и зарубежными университетами, а также договоров между СПбПУ и зарубежными научными организациями и компаниями.
- Разработка и реализация краткосрочных образовательных и ознакомительных программ для студентов вузов-партнеров, отправка групп студентов и аспирантов для участия в аналогичных программах, организованных европейскими вузами – партнерами.
- Разработка и реализация международных программ дополнительного образования, не ориентированных на конкретного партнера и имеющих целью совместное обучение российских и иностранных студентов (годовые программы, семестровые программы, зимние и летние школы).
На рис. 3 приведена динамика академической мобильности СПбПУ в 2001 – 2014 гг.

Рис. 3. Динамика академической мобильности СПбПУ в 2001 – 2014 гг.
Данные табл. 1 охватывают все три направления развития программ академической мобильности.
Таблица 1
Численность студентов и аспирантов - участников программ академической мобильности СПбПУ
Год | Выезд | Прием |
---|---|---|
2001 | 91 | 36 |
2002 | 117 | 59 |
2003 | 165 | 9 |
2004 | 144 | 46 |
2005 | 240 | 94 |
2006 | 277 | 156 |
2007 | 270 | 180 |
2008 | 316 | 252 |
2009 | 339 | 327 |
2010 | 410 | 331 |
2011 | 386 | 441 |
2012 | 506 | 416 |
2013 | 349 | 547 |
2014 | 654 | 371 |
Итого | 4264 | 3265 |
В табл. 2 приведен перечень вузов и других образовательных учреждений Европы, принимавших студентов и аспирантов СПбПУ на обучение по программам академической мобильности и/или направлявших студентов и аспирантов в СПбПУ для участия в программах академической мобильности. На рис.4 представлена география программ академической мобильности студентов и аспирантов СПбПУ 2006 – 2014 гг.

Рис. 4. География программ академической мобильности СПбПУ 2006-2014 гг.
Материалы табл. 2 отражают все три направления развития программ академической мобильности, упомянутые выше.
Таблица 2
Вузы – партнеры СПбПУ по различным видам программ академической мобильности 2006 – 2014 гг.
Страна | Университеты |
---|---|
Австрия |
Венский технический университет
Университет прикладных наук и экономики Вены Леопольд-Франц Университет, г. Инсбрук, Университет Иоханнеса Кеплера, г. Линц, Университет прикладных наук Верхней Австрии, г. Штайр Университет технологий, г.Грац |
Бельгия | Университет Гента |
Великобритания |
Сити университет Лондона,
Университет Аберистуита, Университет Нортумбрия |
Германия |
Аахенский университет прикладных наук
Аугсбургский университет Бранденбургский университет технологий Коттбуса Дрезденский технический университет Лейбниц университет Ганновера, Мюнхенский технический университет Отто-Фридрих университет Бамберга Технический университет прикладных наук Вильдау Университет прикладных наук Берлина Университет прикладных наук Людвигсхафена Университет прикладных наук Ройтлингена Университет прикладных наук Ульма Университет Регенсбурга Университет Юстуса Либиха, г. Гиссен Хеилбронн университет Университет Штутгарта Вестфальский университет им. Вильгельма Университет прикладных наук Хильдесхайм Берлинский технический университет Фридрих-Александр университет Эрланген-Нюренберг Гейдельбергский университет им. Рупрехта и Карла Вестфальский университет прикладных наук Мюнхенский университет прикладных наук Падерборнский университет, Международная школа менеджмента (ISM Dortmund) Высшая школа техники и экономики Карлсруэ Университет прикладных наук Вормс Объединенный государственный университет Мосбах Университет прикладных наук Вайнгартен Технический университет Гамбург - Харбург |
Дания | Копенгагенский университет |
Исландия | Исландская Академия Искусств г. Рейкъявик |
Испания |
Политехнический университет Валенсии,
Университет Алкала де Энарес, Автономный университет Барселоны, Университет Гранады, |
Италия |
Миланский университет,
Миланский политехнический университет |
Латвия | Латвийский сельскохозяйственный университет |
Литва | Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса |
Нидерланды |
Университет Амстердама
Университет Нейменгена Зюйд университет прикладных наук Университет прикладных наук Fontys, г. Эйндховен
|
Норвегия |
Норвежский университет науки и технологии, г. Трондхейм
Школа коммуникаций Westerdals |
Финляндия |
Аалто университет
Кюменлааксо университет прикладных наук Лаппеенрантский университет технологий Метрополия университет прикладных наук, Хельсинки Миккели университет прикладных наук Саймаа университет прикладных наук Сейняёки университет прикладных наук Технический Университет Тампере Университет Ювяскюля Хаага-Хелиа университет прикладных наук Тампере университет Университет Восточной Финляндии Университет Лапландии г. Рованиеми Университет прикладных наук Вааса |
Франция |
Парижский университет Сорбонна
Политехническая школа (Ecole Polytechnique) Университет Пари-Эст Технологический институт Гренобль Университет ENSAM г. Париж Университет Пьера и Марии Кюри г. Париж Школа европейской торговли, г. Лион Школа менеджмента (IPAC) Бизнес школа Парижа (EDC) Международная школа менеджмента (IDRAC) Университет Школа дизайна Нант Атлантик, |
Швейцария |
Женевская школа бизнес администрирования – университет прикладных наук (INSAM)
Политехнический университет Лозанны |
Швеция |
Королевский технологический университет Стокгольм
Лунд университет, Умео университет, Уппсала университет Университет Гетеборга Университет Мелардален Народная высшая школа Феллингсбру Народная школа Хеллиденс Народная школа Готланда Народная школа Гримслев |
Эстония | Университет Тарту |
В табл. 3 приведен перечень научных организаций и компаний Европы, принимавших студентов и аспирантов СПбПУ по программам академической мобильности для прохождения стажировок, практик, проведения научных исследований.
Таблица 3
Научные организации и компании – партнеры СПбПУ по программам академической мобильности 2006 - 2014 гг.
Страна | Научные организации и компании |
---|---|
Бельгия | Бельгийский центр ядерных исследований SCK CEN г. Мол |
Германия |
Образовательный центр Ремесленной палаты г. Лейпцига
Институт интегральных схем Фраунхофера, Институт плазмафизики Макса Планка, Компания "Arbeit und Leben", Компания Symrise, Компания ЛуК (LuK GmbH & Co. KG), Научно-исследовательский центр Юлих, МС-Баухимия, Компния SLM Solution GmbH, Компания Zoz GmbH Компания Dr.Seise & Partner Компания Galvano Technik Leipzig GmbH, г. Лейпциг Компания SAP Research CEC Компания Linde Gas Франкфуртский институт перспективных исследований FIAS Гемгольц Центр Берлина |
Испания | Европейское общество кардиологии |
Италия |
Международный центр теоретической физики им. Абдуса Салама
Отделение INFN (Istituto Nazionale di Fisica Nucleare) г. Падуя |
Нидерланды | Исследовательский отдел Филипс |
Норвегия |
Университетский центр Свальбарда UNIS г. Лонгербюен
FMC Technologies, Gand videregaеnde skole |
Португалия |
Институт плазмы и термоядерного синтеза
Технологический институт химии и биологии |
Франция |
Научно-исследовательский институт катализа и среды Лиона,
Компания Airbus, научно-исследовательский центр, Тулуза Европейский синхротронный радиационный центр (ASNX Grenoble) |
В табл. 2-3 собраны данные за 2006 – 2014 гг. В настоящее время не со всеми организациями, перечисленными в таблицах, существуют устойчивые партнерские связи в области академической мобильности. С некоторыми партнерами контакты имели однократный характер, тем не менее, их упоминание важно для анализа партнерских связей в университетском и неуниверситетском секторах стран Европы.
В табл. 4 собрана информация об источниках финансирования программ академической мобильности, которые были использованы для поддержки студентов и аспирантов СПбПУ.
Таблица 4
Источники финансовой поддержки программ академической мобильности 2006 – 2014 гг.
Организация или программа финансовой поддержки мобильности | Количество студентов и аспирантов, получивших поддержку |
---|---|
Стипендия Президента РФ | 25 |
Грант Министерства образования и науки и науки РФ | 23 |
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли СПб | 4 |
Грант РФФИ | 20 |
СПбПУ (Программа «5-100-2020») | 247 |
Erasmus Mundus | 31 |
DAAD (Германская служба академических обменов) | 134 |
FIRST (Финско-Российская программа обмена студентами) | 179 |
CIMO (Агентство Министерства образования и культуры Финляндии) | 6 |
CBU (Проект «Трансграничный университет) | 39 |
Грант Шведского института | 22 |
Прочие гранты и стипендии | 33 |
Стипендии принимающих вузов | 444 |
Итого | 1207 |
Видно, что если рассматривать отдельные источники финансирования, то после стипендий университетов, сумма которых складывается из многих компонентов, наибольшее число студентов и аспирантов выехали по программам мобильности при финансовой поддержке СПбПУ. СПбПУ начал оказывать финансовую поддержку только в 2012 г., значит, при сохраняющейся тенденции уже по итогам 2015 г. наибольше число стипендий будет предоставлено направляющим университетом. Ведущим источником финансирования СПбПУ стал в 2013 г., когда университет был выбран участником Программы повышения конкурентоспособности вузов Российской Федерации.
Определенную роль в развитии программ академической мобильности играет участие вуза в ассоциациях вузов и партнерских сетях. Среди таких сетей, порождающих программы мобильности можно назвать: WC2 (Университетская сеть мирового класса World Cities World Class University Network), T.I.M.E. (Top Industrial Managers for Europe), Платформа сотрудничества столичных технических университетов стран Центральной и Восточной Европы. Например, ассоциация T.I.M.E. основана в 1989 г. Это сеть из 53 ведущих инженерных школ, факультетов и технических университетов, которая способствует академической мобильности студентов и получению ими двойных дипломов по всей Европе. Главная задача T.I.M.E. и подобных ассоциаций – активизировать программы двусторонней академической мобильности университетов-участников.
Мобильность является также одним из приоритетов программ стратегического партнерства университетов. Стратегическими партнерами СПбПУ в странах Европы являются:
- Лейбниц университет Ганновера, Германия;
- Университет Штутгарта, Германия;
- Берлинский технический университет, Германия;
- Технический университет г. Грац, Австрия;
- Миланский политехнический университет, Италия;
- Политехнический университет Валенсии, Испания;
- Лаппеенрантский университет технологий, Финляндия.
Договоры о стратегическом партнерстве, заключение которых началось в 2013 г., уже принесли свои плоды в области академической мобильности. Так, с Лейбниц университетом Ганновера было проведено 5 совместных краткосрочных образовательных программ, с университетом Штутгарта – 3, с Миланским политехническим университетом – 1. Активизировалось также участие студентов вузов - стратегических партнеров как в обычных летних и зимних школах, организуемых партнерскими университетами, так и в программах двусторонних обменов.
В СПбПУ разработано и реализовано несколько международных программ, не приводящих к присвоению степеней, которые привлекают в основном студентов – участников программ академической мобильности преимущественно из стран Европы (Табл. 5).
Таблица 5
Международные программы на английском языке, не приводящие к присуждению степеней
Название программы | Длительность | Годы реализации | Примерное число участников |
---|---|---|---|
Международная программа дополнительного образования «Международный бизнес Россия-Европа» | 1 семестр на английском языке | с 2005 г. | до 70 студентов |
Международная программа дополнительного образования «Передовые информационные технологии для предприятий» | 2 семестра на английском языке | с 2007 г. (название до 2009 г. – «Интеллек-туальные системы» ) | до 15 студентов |
Международный семестр «Энергетика и устойчивое развитие» | 1 семестр на английском языке | 2011 г. | 8 студентов |
Международная программа дополнительного образования «Международный менеджмент и развитие бизнеса в России» | 1 семестр на английском языке | с 2012 г. | до 25 студентов |
Международная летняя политехническая школа | 2 недели – 3 месяца на английском языке | с 2012 г. | до 160 студентов |
Международная летняя школа «Русский язык и культура» | 2 недели – 3 месяца частично на английском языке | с 2009 г. | до 200 студентов |
В настоящее время разрабатывается несколько новых международных семестровых программ на английском языке, для участия в которых планируется привлекать студентов из Европы.
Разработка совместных программ с университетами Европы является важным компонентом международной образовательной деятельности СПбПУ. В табл. 6 и табл. 7 представлена информация по совместным программам, приводящим к присуждению степеней.
Таблица 6
Международные программы совместного бакалавриата (программы двойного диплома)
Название программы | Вуз - партнер |
---|---|
Строительство | Сайменский университет прикладных наук, Финляндия |
Инженерные системы зданий и сооружений | Университет прикладных наук Миккели, Финляндия |
Защита окружающей среды | Университет прикладных наук Миккели, Финляндия |
Международный бизнес и международная экономика | Университет прикладных наук Сейнайоки, Финляндия |
Мировая экономика | Сайменский университет прикладных наук, Финляндия |
Лингвистика / Английская филология | Университет Алкала де Энарес, Мадрид, Испания |
Индустриальный менеджмент | Технический университет прикладных наук Вильдау, Германия |
Таблица 7
Международные программы совместной магистратуры (программы двойного диплома)
Название программы | >Вуз - партнер |
---|---|
Интеллектуальные системы |
Университет Сити, Лондон, Великобритания (QS);
Лейбниц университет Ганновера, Германия; (диплом одного из университетов) |
Металлургия / Технология обработки материалов | Бранденбургский технический университет, Котбус, Германия |
Электроэнергетика | Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS) |
Техническая математика | Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS) |
Организация и управление инвестиционно-строительными проектами | Сайменский университет прикладных наук, Финляндия |
Автоматизированное проектирование зданий и сооружений | Сайменский университет прикладных наук, Финляндия |
Физика плазмы | Европейские университеты – партнеры по программе Erasmus Mundus: Университет Гента, Бельгия (QS); Университет Карлоса III – университет Комплутенсе, Мадрид, Испания (QS); Университет Лотарингии, Нанси/Метц, Франция (QS); Университет Штутгарта, Германия (QS); (диплом одного из университетов) |
Автоматизация технологических машин и оборудования | Университет прикладных наук Ройтлингена, Германия |
Международный маркетинг менеджмент | Университет прикладных наук Ройтлингена, Германия |
Технологическое предпринимательство | Центр предпринимательства Страшег Университета прикладных наук Мюнхена, Германия |
Видно, что ведущие вузы Европы, отмеченные в табл. 6 и табл, 7 буквами QS, означающими, что вуз занимает в рейтинге QS место, не ниже 400-го, не готовы к реализации совместных программ бакалавриата, но находят интересным реализацию совместных программ магистратуры. 40% совместных магистерских программ разработаны и реализуются СПбПУ совместно с ведущими мировыми университетами.университетами.
В табл. 8 представлена информация по магистерским программам, разработанным и реализуемым с университетами Европы, не приводящим к присуждению степеней.
Таблица 8
Международные программы совместной магистратуры (не приводящие к выдаче двойного диплома)
Название программы | Вуз – партнер и компании-партнеры |
---|---|
Гражданское строительство |
Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);
Университет прикладных наук Миккели, Финляндия; Университет прикладных наук Метрополия, Хельсинки, Финляндия; ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ»; ООО «ТехноНИКОЛЬ»; ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»; ОАО «Ленгидропроект»; ЗАО «СПЕЦЭЛЕКТРОМОНТАЖ» |
Энергоэффективные и функциональные здания |
Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);
Университет прикладных наук Метрополия, Хельсинки, Финляндия; Рижский технический университет, Латвия; |
Интеллектуальные системы |
Университет Сити, Лондон, Великобритания (QS);
Лейбниц университет Ганновера, Германия; |
Энергетические технологии |
Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);
Лейбниц университет Ганновера, Германия; ООО «Газпромтрансгаз Санкт-Петербург»; Госкорпорация «Росатом»; ОАО «ТГК-1»; ОАО «Силовые машины»; холдинг «Теплоком» |
Тепловые электрические станции |
Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);
Лейбниц университет Ганновера, Германия; Госкорпорация «Росатом»; ОАО «ТГК-1»; ОАО «Силовые машины»; Юго-Западная ТЭЦ |
Электроэнергетика |
Бранденбургский технический университет, Котбус, Германия;
Технический университет Кошице, Словакия; Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS); Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена, Германия (QS) |
Инновационные технологии в металлургии и материаловедении |
Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS);
Лейбниц университет Ганновера, Германия; Технический университет Берлина, Германия (QS); Бранденбургский технический университет, Котбус, Германия; |
Мезоскопика и перспективные материалы |
Франкфуртский институт перспективных исследований, Германия;
Институт науки, Университет Исландии, Рейкьявик, Исландия; Наньянгский технологический университет, Сингапур (QS); Университет Теннеси, США |
Микроэлектроника инфокоммуникационных систем |
Технический университет Гамбург-Харбург, Германия (QS);
Университет Жозеф Фурье, Гренобль, Франция (QS); Технологический университет Тампере, Финляндия |
Молекулярная и клеточная нейробиология |
Университет Токио, Япония (QS);
Юго-Западный медицинский центр в Далласе Университета Техаса, США); KU Медицинский центр г. Лёвен, Бельгия; |
Динамика дискретных и континуальных систем |
Университет Абердина, Великобритания(QS);
Технический университет Гамбург-Харбург, Германия (QS); Лаппеенрантский технологический университет, Финляндия (QS); Лейбниц университет Ганновера, Германия; Институт проблем машиноведения Российской Академии Наук; DEM Solutions; FMC Technologies; Weatherford; JORISIDE; EMPA |
Развитие международного бизнеса |
Университет прикладных наук Ройтлингена, Германия;
Университет прикладных наук Верхней Австрии, Штайр, Австрия; Henkel; Bosch; Силовые машины; TNS Gallup Media; DDC Lab |
Конкуренция на глобальном рынке: инновации и развитие бизнеса |
Университет прикладных наук Вильдау, Берлин, Германия;
Универcитет прикладных наук Людвигсхафена, Германия; Международная бизнес школа Солбридж, Дайжон, Южная Корея; KPM; OOO «Unilever Rus»; Корпорация «Русский стандарт»; Табачная компания ООО «Петро» (Группа компаний JTI); Coca-Cola Hellenic SPb; ОАО «Сбербанк России»; ОАО «ТГК-1»; ООО «Леруа Мерлен Восток»; Группа компаний «Молодой карьерист» |
Очевидно, что вузы Европы гораздо охотнее участвуют в реализации совместных магистерских программ, не приводящих к присуждению совместных степеней, чем в программах, приводящих к присуждению совместных степеней.
Рассмотрим другую категорию международных СОП, не относящихся к программам академической мобильности и не приводящих к присуждению степеней. В эту категорию попадают международные сетевые образовательные программы, созданные совместно российскими и зарубежными университетами и компаниями. Институционально такие программы реализуются на базе международных научно-образовательных центров (МНОЦ).
Рассмотрим характеристики деятельности МНОЦ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). МНОЦ формируются на базе одного или нескольких институтов и подразделений СПбПУ, являются структурными подразделениями университета, осуществляют свою деятельность на основании приказа ректора и Положения о центре. Функционирование и текущая деятельность по научным и образовательным направлениям реализуется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве, заключенным между СПбПУ и компанией-партнером. Первые МНОЦ были созданы в Политехническом университете в 90-х годах прошлого века, на базе факультета технической кибернетики (теперь - Институт компьютерных наук и технологий), с ведущими компаниями IT-профиля: Intel, Motorola и LG Electronics. Сейчас структурными подразделениями СПбПУ являются более 30 МНОЦ.
Информация об образовательной деятельности 9 ведущих МНОЦ СПбПУ, созданных совместно с компаниями стран Европы, приведены в табл. 9. В таблице отражены образовательные компоненты деятельности МНОЦ – участие в реализации основных образовательных программ (ООП) и программ дополнительного профессионального образования (ДПО), а также возможности участия студентов в международных программах академической мобильности с использованием ресурсов МНОЦ. За рамками исследования осталась научная деятельность МНОЦ. Порядок упоминания центров в табл. 9 соответствует году создания МНОЦ, указанному после названия центра.
Таблица 9
Образовательная деятельность международных научно-образовательных центов СПбПУ
МНОЦ | Основные партнеры | Реализация ООП | Реализация программ ДПО | Реализация программ мобильности |
---|---|---|---|---|
Международный академический центр компетенции «SAP - Политехник», 2005 (4) | Компания SAP AG, Германия | Координация университетских программ SAP в России и СНГ по вопросам использования программного обеспечения SAP в учебном процессе и научных исследованиях | Курс SAP “Интеграция бизнес-процессов” для студентов и преподавателей | Летняя школа в Мюнхене |
МНОЦ «FMC - Политехник», 2007 (4) |
Компания FMC Kongsberg Subsea AS,
Норвегия |
Нет | Подготовка выпускников для работы в компании FMC | Краткосрочные стажировки на зарубежных предприятиях компании FMC |
Российско-Германский центр лазерных технологий, 2008 (2)
|
Университет Фридриха-Александра, Эрланген, Баварский лазерный центр, Германия | Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ | Повышение квалификации по программе «Лазерные технологии» | Нет |
>МНОЦ «Weatherford – Политехник», 2009 (1) | Компания Weatherford International Ltd., США, Швейцария | Участие в программах подготовки магистров | Повышение квалификации выпускников и специалистов | Нет |
МНОЦ «Schneider Electric - Политехник», 2013 (5) | Компания Schneider Electric, Франция | Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ | Повышение квалификации и переподготовка по технологиям Schneider Electric | Нет |
Научно-технологический центр «Motul – Политехник», 2013 (1) | «Motul Deutschland GmbH», Германия | Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ | Повышение квалификации преподавателей и специалистов | Нет |
МНОЦ «Металлообрабатывающие автоматизированные производства», 2014 (1) | Компания стратегических партнеров DMG-Mori Seiki, Германия, Япония | Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ | Нет | Нет |
МНОЦ «Новые сцинтилляционные материалы для медицинской и промышленной томографии», 2014 (4) | Компания Philips Electronics Nederland B.V., Нидерланды | Встраиваемые модули в учебный процесс магистратуры, стипендиальные программы и гранты для студентов | Нет | Летние школы «Новые материалы для детекторов ионизирующих излучений» в СПбПУ |
МНОЦ «ТВиСТ – Политехник», 2014 (1) | Компания Ecomatic AS, Эстония | Встраиваемые модули в учебный процесс ООП нескольких направлений (план) | Переподготовка специалистов по ЖКХ | Нет |
Цифры в скобках после названия центра означают интегральную оценку образовательной деятельности по пятибалльной шкале («1» – наименьшая степень образовательной активности центра, «5» - наибольшая). Оценки были выставлены специалистами отдела международной научной и внешнеэкономической деятельности СПбПУ. Эта оценка показывает фактически степень реализации заявленной образовательной активности МНОЦ. Видно, что не все центры, созданные в последние 2-3 года, успели полностью реализовать свой потенциал (последние 5 позиций в табл. 9), многие активности значатся в статусе запланированных. Компания FMC Kongsberg Subsea AS в последние годы имеет затруднения организационного, правового и финансового характера, что неизбежно сказалось на снижении исходно активной образовательной деятельности центра.
Видно, что образовательная деятельность МНОЦ обширна, охватывает как ООП, так и программы ДПО, таким образом, полностью вписывается в рамки сетевого взаимодействия. В то же время элементы мобильности, не являются профилирующими, и развиваются только в 3 из 9 представленных МНОЦ, реализующих образовательную деятельность. Они в большей мере служат маркетинговым целям, формируя привлекательный для студентов имидж МНОЦ.
Источники информации:
- Арсеньев Д.Г., Кораблев В.В., Алексанков А.М. Международные научно-образовательные центры университетов – современные формы инновационного развития университетов// Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – С. 187-193
- Организация и функционирование научно-образовательных центров в вузе / Под ред. Д.Г.Арсеньева и А.М.Алексанкова. Изд. 2-е измененное и дополненное. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 76 с.
- 5top100. Проект по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - www.5top100.ru (дата обращения - 01.11.2015)
- Программа повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”. СПб., 2013. 45 с. [Электронный ресурс]. (дата обращения - 01.11.2015)