Общая информация
Эта статья является частью набора статистических статей о стратегии «Европа 2020». Она предоставляет последние статистические данные об образовании в Европейском Союзе (ЕС).
Стратегия «Европа 2020» - это программа ЕС по стимулированию роста и занятости на текущее десятилетие. Она подчеркивает необходимость устойчивого и инклюзивного роста как способа преодоления структурной слабости экономики Европы, чтобы улучшить ее производительность на основе устойчивого развития социально ориентированной рыночной экономики.
Образование является ключевым элементом стратегии «Европа 2020». Цели образования ЕС взаимосвязаны с другими целями «Европа 2020»: высокий уровень образования повышает трудоспособность, что, в свою очередь, приводит к уменьшению бедности. Цели высшего образования, кроме того, связаны с научными исследования и разработками (R&D), так какие инвестиции в R&D сектор, скорее всего, поднимет спрос на высококвалифицированных работников.
В данной статье представлены статистические данные о системе высшего образования в Европейском Союзе (ЕС), она является частью интернет-публикации по вопросам образования и подготовки в ЕС. Высшее образование — предоставляемое университетами и другими высшими учебными заведениями — уровень образования, идущий за средним образованием. Представляется, что высшее образование играет важную роль в обществе в контексте содействия инновациям, повышения экономического развития и роста, и улучшение в целом благосостояния граждан. Некоторые европейские университеты являются одними из самых престижных в мире.
Эта статья является частью набора статистических статей о стратегии «Европы 2020». Статья предлагает обзор последних статистических данных по научным исследования и разработкам (НИОКР) и инновационной деятельности в Европейском Союзе (ЕС). Стратегия «Европа 2020» - это программа ЕС по стимулированию роста и занятости на текущее десятилетие. Она делает акцент на обеспечение разумного, устойчивого и инклюзивного роста как способа преодоления структурной слабости экономики Европы, чтобы улучшить ее конкурентоспособность и производительность и обеспечить устойчивость социально - ориентированной рыночной экономики. НИОКР и инновации являются ключевым компонентам стратегии «Европа 2020». Для получения большего количества инновационных продуктов и услуг на рынке рассматриваются две задачи стратегии «умного роста»: 1) создание рабочих мест путем повышения промышленной конкурентоспособности, повышения производительности труда и эффективного использования ресурсов и 2) поиска решений социальных проблем, таких как изменение климата и получение чистой энергии, безопасность, активное и здоровое старение населения.
По итогам прошедшего 2015 года Европейской ассоциацией университетов «European University Association» (EUA) был опубликован ежегодный отчет – Тенденции 2015: Обучение и преподавание в европейских университетах, «Trends 2015: Learning and Teaching in European Universities».
В опубликованном отчете EUA рассматриваются результаты проведенного масштабного исследования. В исследовании приняли участие 451 высших учебных заведений. Всеми вузами было пройдено серьезное анкетирование, объем которого составляет 25 страниц. В 2015 году в анкетировании приняли участие 263 высших учебных заведений, которые принимали участие в аналогичном исследовании 2010 года. Это позволило сделать сравнительный анализ полученных результатов.
Результаты исследования демонстрируют, что за последние 15 лет в Европе были проведены крупные реформы. Они являлись частью Болонского процесса. Однако, реформирование все еще не завершено. Наиболее остро в настоящее время стоят вопросы о возможных путях повышения качества обучения , актуальность вводимых новшеств и элементов реформ для учащихся и общества в целом.
Авторы отмечают, что сейчас результативность проводимых реформ гораздо более зависит от конкретной рассматриваемой страны или вуза, нежели в прошлые годы. Эффективность болонских реформ в повышении качества образования следует рассматривать с учетом демографических изменений, а также степенью необходимости повышения доступности и инклюзивности образования. В то же время, улучшение качества образования напрямую связано и с внедрением цифровых дистанционных технологий, интернационализацией, научно-инновационным потенциалом, а также воздействием экономического и финансового кризиса.
Все это обуславливает все более пристальное внимание не только к тому, как пересматриваются учебные планы в рамках личностно-ориентированного образования, но и роли и положению профессорско-преподавательского персонала, их способности стимулировать и поддерживать инновации в образовании.
В первой части отчета за 2015 год авторами исследования сделаны следующие выводы: Демографические тенденции и финансово-экономические кризисы оказывают глубокое влияние на европейские системы высшего образования, хотя и в разной степени. Слабые экономические перспективы и неблагоприятные прогнозы для Европы вызвали серьезный рост безработицы среди молодежи во многих странах континента. Это побудило ряд правительств и межправительственных европейских организаций стимулировать вузы к более тесному сотрудничеству с экономическим сектором, посредством политики стимулирования инноваций или акцентирования на возможностях трудоустройства выпускников. Европейские университеты реагируют на эти вызовы, например, за счет увеличения и расширения своего участия, а также обеспечение более тесного взаимодействия и интенсификации участия в жизни местных и региональных сообществ. Другие ключевые тенденции связаны с достижениями в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, от англ. «information and communication technology»; ICT), ростом стратегического значения интернационализации, и более пристальному вниманию к рейтингам и институциональному позиционированию в целом. Таким образом, одними из важнейших событий, которые затронули высшее образование в течение последних пяти лет, являются негативные демографические тенденции в некоторых странах, продолжающийся экономический кризис, глобализация, ИКТ и интернационализация.
Однако, не только это влияет на систему высшего образования в Европе. Европейские и национальные политики в области образования, по-прежнему, являются сильным фактором воздействия. Этим вопросам посвящена часть II опубликованного отчета. В частности, часть II рассматривает три уровня, формирующих образовательную политику на территории Европы:
- Единое европейское пространство высшего образования «European Higher Education Area» (EHEA), которое включает в себя 47 стран (стран ЕС и не входящих в ЕС). Данный уровень описывает общеевропейскую позицию университетов EHEA и концентрируется на ряде мер, которые были предметом обсуждения текущего этапа Болонского процесса
- Ряд основных инициатив Европейского Союза в отношении научных исследований и образования на территории Европы
- Изменения национальной политики, ключевым моментом которых является необходимость реформ в системе финансирования, по мнению большинства респондентов исследования.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что ландшафт политики в Европе меняется. Он становится более разнообразным и более фрагментированным, чем в прошлом. Поскольку каждая страна решает свои проблемы в индивидуальном порядке, отражающем ее национальные традиции и политику.
Необходимо принять во внимание, что, в целом в Европе, нет единого четкого определения «европейской компетенции», как таковой, для получения высшего образования. Это означает, что может быть найдено меньшее число общих решений, несмотря на приверженность вузов к Болонскому процессу и ЕНЕА или образовательной политики Европейского Союза.
Анкетирование наглядно показывает сильное стремление университетов Европы в Единое европейское пространство высшего образования (EHEA). Но оно все еще достаточно хрупкое и должно поддерживаться. Также необходимо решить ряд несоответствий между политикой и институциональными приоритетами стран.
Результаты исследования, проведенного в 2015 году, подтвердили один из основных выводов отчета за 2010 год: качество является наиболее важным стимулом всех изменений. За последние 15 лет произошло быстрое развитие внутренних механизмов контроля качества. Внешний контроль качества продолжает меняться, чтобы учесть выводы проводимых исследований в этой области. Европейские студенты все чаще участвуют как во внутренних, так и внешних процессах контроля и обеспечения качества образования. Важным приоритетом политики последних пяти лет было расширение доступа и участия в системе высшего образования в условиях уменьшающихся ресурсов. Обеспечение трудоустройства выпускников также стало ключевой целью. Этот приоритет отражает новую экономическую реальность, как реакцию на экономический кризис, попытку разрешить проблему высокого уровня безработицы среди молодежи, завышенные ожидания общества от высшего образования или как сочетание всех трех проблем.
Политика Европейского союза в сфере образования является одним из главных приоритетов, влияющих на все сферы общественной жизни и определяющих во многом вектор европейской интеграции в целом.
Согласно «Дорожной карте» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, Россия и ЕС сформулировали общую цель содействовать интеграции и углублению сотрудничества в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса. Система методов и инструментов сотрудничества стран-членов ЕС в сфере образования может быть полезна не только для эффективного участия России в формировании общеевропейского пространства высшего образования, но и для совершенствования механизмов и принципов сотрудничества с ключевыми партнерами России за рамками европейской зоны. Политические процессы, содержащие элементы открытого метода координации, впервые сформулированные на заседании Европейского совета в Лиссабоне как способ обеспечения распространения наилучших практик и достижения наибольшего сближения для реализации основных целей ЕС, развивались в Европейском Союзе в сфере образовательной политики в течение достаточно долгого периода. В области образовательного сотрудничества открытый метод координации применяется как основной метод на основе положений Договора об учреждении Европейского сообщества и Заключений Европейского совета. Его основные инструменты успешно действуют и институционализированы в рамках создаваемой со второй половины семидесятых годов системы механизмов и институтов образовательного сотрудничества в ЕС. Опыт ЕС может быть полезен для совершенствования нормативной базы и механизмов сотрудничества России с ключевыми партнерами на пространстве ЕАС
Нормативная база сотрудничества в сфере образовательной политики в ЕС и cистема инструментов открытого метода координации
Нормативная база сотрудничества в сфере образовательной политики в ЕС и система инструментов открытого метода координации могут быть использованы в теории и практике международных отношений.
1. Выбор направлений и механизмов организации образовательной политики определяется приоритетами ЕЭС. В рамках ЕЭС цель формирования общего рынка, в том числе, общего рынка труда, обеспечения профессиональной мобильности, определяет необходимость создания системы взаимного признания профессиональных квалификаций, является движущей силой развития сотрудничества в сфере профессионального образования и разработки соответствующей нормативной и методологической базы. В Совете Европы для обеспечения цели достижения большего единства между участниками, реализации идеалов и принципов, основанных на общем наследии; достижения лучшего взаимопонимания между народами Европы, формируется нормативная и методологическая база академической мобильности, взаимного признания периодов обучения и академических квалификаций. Между этими направлениями развития нет противоречий, они развиваются, взаимно обогащая, воспринимая методы и инструменты друг друга. Кроме того, будучи основаны на общих ценностях, эти направления могут сближаться, пересекаться и даже объединяться для реализации общих задач. Так, в рамках Болонского процесса объединили усилия страны-члены ЕС и Совета Европы.
Реализация объединением государств целей экономической интеграции сопровождается более высокой динамикой процессов сближения образовательных систем стран-членов.
2. Динамика развития сотрудничества в сфере образования в ЕЭС тесно связана с динамикой интеграционных процессов в экономической и политической сферах и конгруэнтна четырем этапам модификации взаимосвязи между экономической интеграцией и социальным развитием, выделяемым в истории ЕЭС. В текущем периоде следует выделить два этапа:
- принятие Лиссабонской стратегии и среднесрочный период ее реализации, разработка и принятие Программы «Образование и подготовка 2010» (2000- 2005);
- завершение первого цикла Программы «Образование и подготовка 2010» и углубление сотрудничества в сфере образования, совершенствование механизмов открытого метода координации, формирование критериев и индикаторов мониторинга реализации программы, признание образования sine qua non достижения целей Лиссабонской стратегии (2005 – 2010).
3. На всех этапах развития для данной сферы сотрудничества неизменным остается принцип субсидиарности. Как инструмент интеграционной политики, на практике подход, предусматривающий создание общей законодательной рамки на основе согласия относительно приоритетов, целей, и принципов, и оставляющей пространство для выработки деталей и воплощения на национальном уровне, является наиболее эффективным для сотрудничества в сфере образования. Одновременно, несмотря на сохраняющийся межгосударственный характер кооперации, происходит поступательное расширение и углубление сферы сотрудничества, а также усиление наднационального измерения и роли европейских институтов. В значительной степени движущим механизмом этих процессов является Европейская комиссия.
4. В ткани нормативной основы сотрудничества сочетаются как инструменты «мягкого» права, например, рекомендации, заключения, резолюции; так и «жесткого» права, например, директивы, регулирующие взаимное признание профессиональных квалификаций.
Положения о социальной политике Договора об учреждении Европейского экономического сообщества не включали образовательную политику в перечень основных направлений деятельности, но заложили возможность осуществления общей политики в сфере профессиональной подготовки, которая и была реализована. Сотрудничество в сфере образования развивалось на основе директив и решений Совета с учетом различного рода рекомендаций, заключений, резолюций Совета по образованию и документов Комиссии. Инструменты «мягкого» права включают также программы поддержки и развития мобильности; меры, направленные на развитие лингвистического разнообразия; программы, направленные на обмен инновационными технологиями и повышение качества образования, их внутренние регламенты и процедуры, механизмы реализации и инструменты координации.
Развитие сотрудничества представляет собой процесс, в котором наблюдается поступательное уплотнение нормативной и инструментальной основы; совершенствование и усложнение институциональной архитектуры; нарастание качества и увеличение ресурсов.
5. Программы ЕС в сфере образования являются важнейшим политическим ресурсом оказания влияния на процессы интеграции, их характер и восприятие в обществе. Образование играет важную роль в формировании идентичности, и контроль над образованием имеет особое значение для легитимности европейских институтов. Для выполнения роли локомотива процесса развития, расширения и углубления сотрудничества в сфере образования, институты ЕС не обязательно нуждаются в формальной передаче компетенций. ЕК накопила огромный опыт использования финансовых, политических и информационных ресурсов для формирования и развития транснациональных сетей, продвигающих интеграционные процессы, инициируя, продвигая, поддерживая проекты и программы, обеспечивая публичность их результатов, а также усиление наднационального измерения и роли европейских институтов.
Программы поддержки мобильности студентов, преподавателей, граждан, проходящих подготовку, учителей и преподавателей направлены на реализацию права свободы передвижения граждан как одной из фундаментальных свобод, защищаемых Договором об учреждении ЕС. Программы развития мобильности требуют скоординированной политики стран-членов ЕС и действий на уровне Сообщества по преодолению языковых и культурных барьеров, а также барьеров, связанных с взаимным признанием степеней и профессиональных квалификаций.
Программы ЕС обеспечивают реализацию цели усиления европейского измерения в образовании. Программы также являются важным инструментом интеграции присоединяющихся стран и инструментом повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства образования.
6. Углубление сотрудничества в сфере образования сопровождается введением новых рабочих процедур взаимодействия в Совете, основная цель которых - обеспечить большую последовательность, эффективность, усилить политическое воздействие сотрудничества в сфере образования и подготовки на другие сферы интеграции; усилить сотрудничество между кооперацией в сфере образования и другими смежными сферами.
7. Важными факторами успеха сотрудничества являются:
- Наличие наднационального института (ЕК), в компетенцию которого входит осуществление поддерживающих, координирующих и дополняющих политику государств-членов действий;
- эффективная распределенная институциональная архитектура, включающая органы многоуровневой координации, структуры, обеспечивающие информационные потоки и методическую поддержку, мониторинг, надежную статистическую базу;
- достаточный опыт сотрудничества, обеспечивающий высокий уровень доверия участников;
- адекватные ресурсы, выделяемые для осуществления программ сотрудничества, как на национальном, так и наднациональном уровнях.
8. В сфере образования сформировались некоторые элементы метода сотрудничества, впоследствии получившего название открытого метода координации (ОМК). Инструменты Программ Сообщества вводят в практику и закрепляют такие механизмы координации как совместное установление целей, определение индикаторов реализации, мониторинг и сопоставление результатов реализации. Основные инструменты ОМК: систематическое распространение знания и опыта; убеждение на основе практики и диалога с коллегами; производство нового знания, включая формирование общего дискурса, сопоставимой статистики, общих индикаторов; повторение и стратегическое использование политических связок - действуют и институционализированы в сфере образовательного сотрудничества ЕС.
9. Характер взаимодействия между процессами, осуществляющимися в сфере образовательного сотрудничества в ЕС, и процессом формирования общего пространства высшего образования в Европе меняется, трансформируясь от параллельного движения к обеспечению комплиментарности и последовательности инициатив по мере усиления понимания общности целей и необходимости взаимодействия инициатив. Инструменты формирования общего пространства высшего образования в Европе – система перезачета кредитов, трехуровневая система степеней, введение в практику документов, обеспечивающих сопоставимость и признание дипломов и квалификаций, компетентностный подход, продвижение европейского измерения – восприняты из практики сотрудничества ЕС. Цели – обеспечение мобильности, качества и конкурентоспособности – являются общими. Механизм координации и мониторинга в Болонском процессе опирается на принципы и механизмы открытого метода координации, распространенного в данной сфере за пределы ЕС, что дает возможность гибкого согласования и корректировки подходов с учетом национального своеобразия систем высшего образования в странах-участницах Болонского процесса. [3]
Источники информации:
- http://be5.biz/pravo/e001/39.htm
- www.ec/europa/eu/education
- Выдержка из Автореферата(на правах рукописи) докторской диссертации ЛАРИОНОВА М.В. «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ»,Специальность 23.00.04. - Политические проблемы международных отношений и глобального развития
1. Совет Европейского Союза
Совет ЕС – это ведущий институт ЕС, который призван обеспечить согласование национальных интересов государств-членов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными объединениями. В состав Совета ЕС входят полномочные представители правительств государств-членов, наделенные в силу своего официального статуса правом участвовать в принятии решений, обязывающих представляемые ими государства.
Председательствование в Совете ЕС различного состава осуществляется представителями государств-членов по системе ротации, устанавливаемой Европейским советом.
Полномочия Совета ЕС:
- Совет ЕС обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов;
- Совет ЕС наделен правом принятия обязательных решений. Он может делегировать полномочия по исполнению принятых им решений Еврокомиссии. При этом Совет ЕС сохраняет за собой право в случае, если он сочтет это необходимым, непосредственно обеспечивать исполнение принятых им решений;
- разработка и принятие Советом ЕС общей позиции по вопросам внешней политики и политики безопасности;
- полномочия в сфере усиления сотрудничества полиций и судов в уголовноправовой сфере.
Процедура принятия решений: решения принимаются большинством голосов. Простым большинством голосов принимаются решения по вопросам процедурного характера, носящим преимущественно второстепенный и технический характер. По остальным вопросам решения принимаются квалифицированным большинством или большинством, основанным на принципе единогласия. При применении принципа единогласия каждое из государствчленов наделяется одним голосом; решение считается непринятым, если хотя бы одно из государствчленов проголосует против. При применении процедуры принятия решения квалифицированным большинством каждое из государствчленов обладает в Совете определенной суммой взвешенных голосов. http://www.consilium.europa.eu/en/splash/?requested=%2f
2. Еврокомиссия
Ответственность за устойчивое развитие своей системы высшего образования в целом и отдельных вузов несут национальные правительства европейских стран. Однако вызовы, с которыми они сталкиваются, являются аналогичными в странах ЕС и существуют явные преимущества в организации и координации совместной работы. Созданные в ЕС наднациональные структуры, институты и агентства призваны координировать деятельность исполнительных органов власти отдельных государcтв в области высшего образования и их высших учебных заведений для достижения общеевропейских целей.
Пять ключевых приоритетов модернизации высшего образования в ЕС:
- увеличение числа выпускников высших учебных заведений;
- повышение качества и актуальности преподавания и обучения;
- содействие мобильности студентов и сотрудников и приграничного сотрудничества;
- укрепление "треугольника знаний", связывающих образование, исследования и инновации;
- создание эффективного управления и механизмов финансирования высшего образования.
Функции в области высшего образования:
- содействует внедрению инструментов для развития академической мобильности (таких как ECTS и Европейское приложение к диплому – the Diploma Supplement), признания степеней и квалификаций, и предоставления более качественной и комплексной информации о высшем образовании в Европе
- осуществляет поддержку Болонского процесса, способствуя обмену лучшими практиками управления высшим образованием между разными странами посредством создания Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area)
- способствует развитию реализации программы Erasmus+, которая предоставляет разнообразные возможности для студентов высших учебных заведений
- отвечает за поддержку инициативы по международному сотрудничеству в области высшего образования со странами, не входящими в ЕС. http://ec.europa.eu/
3. Генеральный директорат по образованию и культуре ЕС (DG EAC)
Исполнительный орган Европейского Союза, ответственный за политику в области образования, культуры, молодежи, языков и спорта. Входит в структуру Еврокомиссии. Является аналогом правительственным министерствам. Возглавляется комиссаром и генеральным директором. Деятельность директората закреплена в Европейском законе ст. 165 и 166.
Функции:
- Координация образования Деятельность Генерального директората ориентирована, в первую очередь, на сотрудничество стран ЕС в разработке общей концепции развития высшего образования, посредством обмена лучшими практиками и опытом, в целях улучшения высшего образования в Европе в целом. Генеральный директорат обеспечивает реализацию таких проектов и программ как:
- Erasmus +, которая направлена на улучшение образования в Европе, обеспечивая возможность получения образования в течение всей жизни
- Марии Склодовской-Кюри, разработанной для содействия профессиональному развитию и подготовке исследователей по всему миру. Поддержка осуществляется в основном через научные гранты и возможности мобильности для исследователей.
- Реализация программы"Креативная Европа" (Creative Europe). Осуществляет координацию и финансирование культурных мероприятий для поддержания межкультурного диалога как одной из важнейших частей международного сотрудничества.
- Поддержка и развитие молодежного движения. Цель – дать молодым людям право голоса и место в жизни общества, укрепление диалога с политиками и обеспечение их участия в формировании политики ЕС.
- Развитие и сохранение европейских языков. Цель – поддержка включение «многоязычия», в рамках различных стратегий и программ ЕС, чтобы дать странам больше возможностей для укрепления культурной самобытности.
- Развитие спорта. http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/
4. Исполнительное агентство по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (EACEA)
Функции:
Непосредственно отвечает за управление финансированием программами ЕС в различных сферах: образование, культура, аудиовизуальные средства, спорт, гражданство и волонтерство.
Координирующие органы:
4 Генеральных директората Еврокомиссии
- по образованию и культуре (DG EAC)
- по коммуникационным сетям и технологиям (DG CONNECT)
- по вопросам миграции и внутренних дел (DG HOME)
- по вопросам гуманитарной помощи и гражданской защите (DG ECHO)
Цели:
- Агентство отвечает за управление большинством программ ЕС, в том числе:
- • разработка условий и критериев участи в различных программах и грантах
- оценка заявок, отбор проектов, подписание соглашений по проекту
- финансовый менеджмент
- контакты с бенефициарами
- мониторинг проектов (промежуточных и окончательных отчетов)
- посещение исполнителей в целях осуществления мониторинга выполнения проекта
- Информационная поддержка соискателей, исполнителей и заказчиков проекта/гранта
- Распространение, использование и внедрение результатов проектов. http://eacea.ec.europa.eu/
Европейские стандарты качества
Стандарты и руководящие принципы обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG) были приняты министрами европейских стран, ответственными за высшее образование в 2005 году в соответствии с предложением, подготовленным Европейской ассоциацией обеспечения качества в высшем образовании (ENQA) в сотрудничестве с Европейским студенческим союзом (ESU), Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE) и Европейской ассоциацией университетов (EUA).
Начиная с 2005 года, был достигнут значительный прогресс в области обеспечения качества, а также по другим направлениям Болонского процесса, таким как создание рамок квалификаций, признание и поощрение использования результатов обучения, все эти способствовало сдвигу парадигмы в сторону личностно-ориентированных обучения и преподавания.
Учитывая это изменение контекста, в Министерском коммюнике 2012 Группа Е4 (ENQA, ESU, EUA, EURASHE) предложила в сотрудничестве c Education International, BUSINESSEUROPE и Европейским регистром обеспечения качества высшего образования (EQAR) подготовить первоначальное предложение в отношении пересмотренного ESG, чтобы улучшить их ясность, применимость и полезность и сферу применения.
Этот пересмотр включал несколько раундов консультаций с участием ключевых заинтересованных организаций и министерств. Множество замечаний, предложений и рекомендаций было получено, они были тщательно проанализированы и приняты руководящей группой (SG). Они отражены в результирующей версии стандартов. Кроме того эта версия также отражает консенсус среди всех организаций, участвующих в дальнейшей реализации программы обеспечения качества в европейском пространстве высшего образования и обеспечивает прочную основу для успешной реализации.
Основные тенденции спроса на образовательные программы на рынке европейских стран и перспективы их продвижения
Современный этап развития образования в мире характеризуется особой интенсивностью преобразований, в равной мере затрагивающих организационные и управленческие структуры образования, его целевые установки и содержание, методы и технологии обучения, источники и механизмы финансирования, а также условия и формы международного образовательного сотрудничества.
Европейские страны имеют общие историко-цивилизационные корни, сопоставимые уровни социально-экономического развития и схожие проблемы, поэтому в последнее время интеграция высшего образования является естественным следствием интернационализации и глобализации.
В качестве приоритетов развития Единого Европейского пространства высшего образования до 2020 года определены следующие:
- социальное измерение процесса;
- обучение в течение жизни;
- занятость выпускников;
- студентоцентрированное образование;
- соединение образования, исследований и инноваций;
- развитие академической мобильности;
- сбор и обработка данных;
- обеспечение прозрачности;
- финансирование.
Интенсивность общеевропейской интеграции резко усилилась в результате придания ей институциональной формы Болонского процесса, ориентированного на выполнение странами-участницами совместных обязательств по реформированию национальных систем образования в соответствии с положениями Болонской декларации.
В последние годы в связи с усилением роли Болонского процесса в Европе наблюдается заметное повышение интереса к различного рода краткосрочным программам (от 1-2 недель до семестра) в рамках академической мобильности, не предполагающим выезд студента на полный курс обучения по одной из основных образовательных программ, а также к дистанционному обучению. Европейский союз проводит политику активного внедрения компонентов интегрированного и дистанционного обучения в различные образовательные программы. Это происходит в соответствии с основными принципами Болонской декларации: создание единого образовательного пространства, обучение в течение жизни, обеспечение привлекательности европейской системы образования, расширение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала.
1. Тенденции развития международного образования в мире
Статистические данные OECD имеют достаточную степень достоверности и географического охвата, однако при этом имеют определенный период запаздывания, поэтому самые поздние данные доступны за 2013 г. Инерционность системы высшего образования достаточно высока и значительные мировые события, масштабность которых иногда сопоставима с самыми серьезными катаклизмами, имеют достаточно высокую степень отложенных последствий, и вполне возможно, что результаты политических и экономических кризисов настоящего времени будут оказывать свое воздействие на сферу высшего образования в некоторых будущих периодах.
По данным на 2013 г., которые приводятся в статистических и аналитических материалах OECD, всего в мире насчитывалось более 4 млн. студентов, обучающихся в зарубежных странах, причем лидерами среди европейских стран являются Люксембург (абсолютный лидер с 44%), Великобритания, Швейцария, Австрия, Голландия, Дания, Бельгия (все – от 10 до 18% от общей численности студентов, получающих высшее образование). В среднем по странам OECD показатель доли иностранных студентов составляет 9%, причем наблюдается рост показателя в зависимости от уровня получаемого образования. Для докторских программ (программы подготовки магистров и PhD) этот показатель в среднем составляет уже 24%. Наряду с очевидными лидерами некоторые страны (Чили, Эстония, Мексика, Польша, Словения и Испания имеют в среднем менее 3% иностранных студентов от общей численности студентов). Для сравнения – для Российской Федерации этот показатель составляет 2% (Рис. 1).

Рис. 1 — Доля иностранных студентов в национальных системах высшего образования (2013г.)
В докладе OECD также указывается, что сохраняются основные тенденции развития международного высшего образования в мире и такие факторы, как относительная открытость границ, рост населения, сохраняющийся недостаток мест в национальных системах высшего образования и эмиграционная привлекательность развитых стран и возможность комплексного повышения качества жизни в случае успешного окончания учебного заведения и трудоустройства в этих странах оставляют практически неизменным как список лидеров среди экспортеров образовательных услуг, так и перечень основных поставщиков студентов в эти страны.
Так Австралия, Канада, Франция, Германия, Япония, Великобритания и США получают на сегодняшний день более 50% от общего количества иностранных студентов в мире, в то же время на Китай и страны Юго-Восточной Азии приходится более 50% выезжающих студентов. В некоторых случаях наблюдается отраслевая специализация экспорта образовательных услуг, когда, например, 53% от иностранных студентов в Словакии изучают медицину и здравоохранение, 40% иностранцев в Ирландии изучают гуманитарные науки, а 23% иностранных студентов в Чили специализируются на педагогике и вопросах образования.
Однозначно описать мотивации поставщиков образовательных услуг достаточно сложно, так как комплекс экономических, политических, социальных и иных факторов формирует иногда существенно отличающиеся друг от друга мотивации. Так для европейских стран, в которых высшее образование преимущественно бесплатно для иностранных студентов при наличии существенных ограничений для доступа всех желающих, в основном, решается проблема недостатка собственных высококвалифицированных кадров в различных областях и проектах. Существенным плюсом для поставщиков экспортных образовательных услуг является тот факт, что в большинстве случаев они получают специалиста, затраты на основную подготовку которого уже отнесены на счета налогоплательщиков стран-поставщиков, и доведение специалиста до требуемого квалификационного уровня требует существенно меньших затрат.
Некоторые поставщики образовательных услуг ориентируются преимущественно на экономические аспекты этой деятельности для получения экономического результата, однако почти все они находятся за пределами Европейского союза. Справедливости ради следует отметить, что «коммерческие» формы реализации экспорта образовательных услуг не исключают «некоммерческих» форм и выделения специализированных грантов поддержки обучения, что позволяет одновременно и получать экономический результат и выявлять наиболее талантливых студентов для их привлечения к научно-исследовательской и проектной деятельности.
Представляет интерес анализ ситуации с распределением иностранных студентов по степеням образования (Таблица 1). Практически по всем европейским странам за исключением Венгрии и Германии наблюдается ситуация, когда численность иностранцев в долях от общей численности студентов увеличивается от более низкой степени высшего образования (бакалавриат) к более высокой – докторантуре. Некоторые страны составляют исключение, как например, в Венгрии и Германии численность иностранных студентов составляет примерно 5% на программах подготовки бакалавров, около 8% на уровне докторантуры и 15% (Венгрия) и 12% (Германия) обучающихся иностранцев по программам подготовки магистров.
Таблица 1
Доля иностранных студентов, включая студентов программ мобильности, в высших учебных заведениях стран OECD (2013 г.)
Доля иностранных студентов по уровню высшего образования | |||||
---|---|---|---|---|---|
Всего по высшему образованию | Краткосрочные программы | Степень бакалавра или эквивалентный уровень | Степень магистра или эквивалентный уровень | Степень доктора или эквивалентный уровень | |
(1) | (2) | (3) | (4) | (5) | |
Иностранные студенты* | |||||
Австралия | 18 | 12 | 14 | 38 | 33 |
Австрия | 17 | 1 | 20 | 19 | 28 |
Бельгия | 10 | 6 | 8 | 16 | 38 |
Канада | 9 | 9 | 7 | 13 | 26 |
Китай | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 |
Дания | 10 | 13 | 6 | 18 | 30 |
Эстония | 3 | a | 2 | 4 | 7 |
Финляндия | 7 | 0 | 5 | 11 | 17 |
Франция | 10 | 4 | 8 | 13 | 40 |
Германия | 7 | 0 | 4 | 12 | 7 |
Венгрия | 6 | 0 | 4 | 14 | 7 |
Исландия | 7 | 21 | 6 | 6 | 20 |
Ирландия | 6 | 2 | 6 | 10 | 25 |
Япония | 4 | 4 | 3 | 8 | 19 |
Люксембург | 44 | 16 | 24 | 67 | 84 |
Мексика | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Нидерланды | 10 | 1 | 8 | 17 | 38 |
Новая Зеландия | 16 | 21 | 13 | 20 | 43 |
Норвегия | 4 | S | 2 | 7 | 21 |
Польша | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 |
Португалия | 4 | a | 3 | 5 | 15 |
Словацкая Республика | S | 0 | 4 | 6 | 9 |
Словения | 3 | 1 | 2 | 4 | 8 |
Испания | 3 | 6 | 1 | S | 16 |
Швеция | 6 | 0 | 2 | 9 | 32 |
Швейцария | 17 | a | 10 | 27 | 52 |
Великобритания | 17 | 5 | 13 | 36 | 41 |
Соединенные Штаты | 4 | 2 | 3 | 8 | 32 |
средняя ОЭСР | 9 | 5 | 6 | 14 | 24 |
В остальных странах наблюдается превышение долевой численности иностранных докторантов (Люксембург -84%, Швейцария – 52%, Великобритания – 43%, Франция – 40%, Бельгия и Голландия – 38%, Финляндия - 17%) над долей магистрантов (соответственно Люксембург - 67%, Швейцария – 27%, Великобритания – 36%, Франция – 13%, Бельгия и Голландия – 16-17%, Финляндия - 12%). Можно предположить, что уникальная ситуация в Венгрии и Германии связана с доступностью магистратуры для иностранных студентов и широкими возможностями для обучающихся в магистратуре для профессионального роста и развития карьеры.
Рис. 2 — Распределение и доля иностранных студентов по ступеням высшего образования (2013г.)
Можно предположить, что именно возможности для дальнейшего развития карьеры являются одним из основных факторов для поступления на различные ступени высшего. Не последнюю роль играют и демографические факторы, когда страна старается покрыть собственный дефицит кадров высшей квалификации (в том числе научных) за счет привлечения студентов из-за рубежа. Это является одной из причин, по которым доля иностранных студентов, обучающихся на программах подготовки бакалавров относительно невелика (в среднем 6% по странам OECD). Исключения составляют Австрия (20% в бакалавриате и магистратуре) и Латвия (4% в бакалавриате и магистратуре). В среднем по странам OECD численность иностранных студентов составляет 14% по программам подготовки магистров и соответственно 24% по программам подготовки докторов (PhD).
В среднем по странам OECD около трети всех иностранных студентов поступают на направления подготовки в области социальных наук, бизнеса и юриспруденции. На долю инженерных дисциплин и организации промышленного производства приходится около 14%, здравоохранение – 13%, гуманитарные науки – 11%. Наименьшие доли иностранных студентов по направлениям подготовки приходятся на направления сельского хозяйства (2%), образования и сферы услуг (вместе около 4%). В то же время, как уже отмечалось ранее, наблюдаются ситуации, когда у страны присутствует своя профессиональная специализация по привлечению иностранных студентов, например, сфера образования в Чили (23%), гуманитарные науки в Исландии (40%), инженерные науки в Финляндии (31%). Таким образом, можно предположить наличие сравнительных преимуществ отдельных стран в отдельных сферах высшего образования.
Таблица 2
Структура мобильности иностранных студентов (2013 г.)
Процент национальных студентов, обучающихся за рубежом в высших учебных заведений | Соотношение иностранных студентов к находящимся за рубежом местным студентам | Процент международных студентов из соседних стра | Процент студентов из стран с таким же официальным языком | |
---|---|---|---|---|
(1) | (2) | (3) | (4) | |
Австралия | l | 21 | 34 | 21 |
Австрия | 4 | 4 | S8 | 54 |
Бельгия | 3 | 3 | 48 | 58 |
Канада 1 | 3 | 3 | 6 | 32 |
Чили | l | 0 | 18 | 84 |
Чешская Республика* | 3 | 3 | 63 | 0 |
Дания | 2 | 6 | 43 | 0 |
Эстония | 7 | 0 | 66 | 0 |
Финляндия | 3 | 3 | 15 | 2 |
Франция | 3 | 3 | 15 | 27 |
Германия | 4 | 2 | 16 | 10 |
Греция | m | m | m | m |
Венгрия | 3 | 2 | 38 | 0 |
Исландия | 14 | 0 | 9 | 0 |
Ирландия | 8 | 1 | 16 | 45 |
Израиль' | 4 | 1 | 1 | 0 |
Италия' | 3 | 2 | 25 | 4 |
Япония | 1 | 4 | 79 | 0 |
Корея' | 3 | 0 | 71 | 0 |
Люксембург | 68 | 0 | 63 | 35 |
Мексика | 1 | 0 | m | m |
Нидерланды | 2 | 6 | 41 | 4 |
Новая Зеландия | 2 | 8 | 9 | 36 |
Норвегия | 7 | 1 | 21 | 0 |
Польша | 1 | 1 | 62 | 0 |
Португалия | 3 | 1 | 6 | 62 |
Словацкая Республика | 14 | 0 | 61 | 0 |
Словения | 3 | 1 | 20 | 7 |
Испания | 2 | 2 | 24 | 43 |
Швеция | 4 | 1 | 20 | 6 |
Швейцария | 5 | 4 | 56 | 61 |
Турция' | 1 | 1 | 20 | 11 |
Великобритания | 1 | 14 | 12 | 25 |
Соединенные Штаты' | 0 | 12 | 6 | 22 |
Страны OECD привлекают около 73% от всего количества иностранных студентов в мире, в то же время внутри стран OECD наибольшее количество (35%) приходится на 21 страну Европейского союза (EU21). Причем 71% от этого числа приходится опять же на страны EU21. Лидером по количеству иностранных студентов в течение долгого времени остается Северная Америка и Канада, привлекающая 23% от общего числа иностранных студентов в мире. Семерка лидеров включает в себя Австралию, Канаду, США, Францию, Германию, Японию и Великобританию. Абсолютным лидером являются США с 19% от общего числа иностранных студентов, позиции Великобритании также достаточно сильны с 10%. Российская Федерация принимает около 3% от общей численности иностранных студентов, занимая примерно 8-9 место в мире. Так на десятку стран-лидеров приходится более половины всех иностранных студентов в мире.
2. Регионы происхождения
Отдельным фактором, определяющим привлекательность высшего образования для иностранных студентов, является иммиграционная политика и возможность получения разрешения на работу вовремя и после обучения. В различных странах срок возможного пребывания в стране обучения для иностранных студентов после окончания учебы варьируется от 3-4 лет в Канаде и Австралии до полного его отсутствия, например, в России. Очевидно, что жесткая миграционная политика оберегает страну от волн плохо контролируемой миграции, однако при этом вытесняются и наиболее талантливые выпускники, которые заинтересованы в продолжении научной карьеры и не всегда имеют такую возможность по совокупности причин у себя дома.
Студенты из Азии составляют наибольшую группу иностранных студентов: 53% от всех заявляемых в отчетах направлениях, в частности, студенты из Китая занимают 22% от всех студентов. Около 31% китайских студентов из общего числа студентов из Китая обучаются в США, 45% - в Австралии, Канаде, Японии, Корее и Великобритании. Вторая по численности национальная группа иностранных студентов – из Индии (6%), причем половина этой группы обучается в США.
Среди всех стран OECD наибольшее количество выезжает из Германии (3,9% от всех иностранных студентов в системе высшего образования в странах OECD), далее следуют Корея (3,6%), Франция (2,4%), США (1,7%).
Рис. 3. Распределение иностранных студентов в высших учебных заведениях по странам обучения (2013г.)
Среди стран OECD в среднем 19% от всех иностранных студентов приезжали из граничащих (имеющих общую границу) стран, так более 60% от всех иностранных студентов приезжали из соседних стран в Чехии, Эстонии, Японии, Корее, Люксембурге, Польше, Словакии и РФ. (Рис. 4).
Рис. 4. Распределение иностранных студентов в высших учебных заведениях по регионам происхождения (2013 г.)
В некоторых случаях мобильность из приграничных стран отражает в целом структуру и характер мобильности – студенты обучаются за рубежом, находясь в то же время относительно недалеко от дома. В некоторых других случаях приграничная мобильность отражает некие исторические реальности и предпосылки, например, разделения некогда единой страны на несколько (Чехия – Словакия, Россия - Казахстан) (Рис.5).
Рис. 5. Долгосрочный рост числа студентов, обучающихся за пределами своей страны (1975-2012 г.)
В контексте анализа тенденций развития международного образования в мире представляет интерес публикация Энджед Калдерон (Angel Calderon) из RMIT University, представленная в материалах конференции EAIE2015 г.
Автор отмечает, система высшего образования в мире претерпела глобальные изменения, особенно в части численности студентов, когда общее количество студентов в системе высшего образования на настоящий момент превышает 200 млн. чел. в сравнении с 47 млн. в 1980 г. Прогнозируемое количество студентов в высших учебных заведениях к 2040 г. может достигнуть 660 млн. человек, что может составить около 10% от общей численности населения в возрасте 15-79 лет, в то время как в 2012 г. доля обучающихся в высших учебных заведениях в мире составляла 4% от этого возраста.
В качестве основных факторов изменений рассматриваются следующие:
- Демография. Рост демографических показателей одновременно с развитием глобализации и усиливающейся прозрачностью географических, бюрократических и иных границ между государствами усиливает тенденции мобильности, причем образование становится реальным драйвером социальной мобильности, которая позволяет людям усиливать устойчивость к воздействию негативных факторов, в том числе путем повышения качества жизни за счет включенности в процессы мобильности.
- Технологии образования. В настоящее время именно технологии образования открывают доступ к удаленным источникам информации и знаний, способствуя как широкому распространению самих знаний, так и технологий его развития и продвижения.
- Урбанизация. Усиливающееся развитие метрополий с одновременно усиливающимся перетоком трудоспособного населения из сельскохозяйственных областей в крупные индустриальные города усиливает и востребованность высшего образования, или как минимум, его составляющих в виде программ повышения квалификации и отдельных курсов.
- Глобализация. Процесс, который создал абсолютно новое пространство без границ, в котором в настоящее время могут относительно свободно перемещаться знания и люди, являющиеся носителями или потребителями этих знаний, а также происходит развитие средств и методов обучения.
- Геополитические изменения, которые вносят существенные изменения в расклад сил и отношений и характеризуются перераспределением темпов экономического роста в сторону развивающихся стран.
- Недостаток ресурсов. Фактор, который наряду с экологическими и климатическими изменениями, недостатком пищевых и водных ресурсов обостряет существующие политические и социальные отношения, приводя к усиливающейся нестабильности.
Совершенно очевидно, что в настоящее время усилилась внутренняя борьба высших учебных заведений за располагаемые ресурсы, одновременно с усилением и диверсификацией требований со стороны государства, общества и промышленно-производственного сектора. Прерогатива финансирования и постановки задач высшему образованию в обмен на предоставляемые бюджеты в настоящее время, безусловно, принадлежит государству. Место, которое занимают высшие учебные заведения в настоящий момент, безусловно, играет существенную роль в обеспечении экономического роста, однако усиливается и конфликт интересов, обозначаемых различными стейкхолдерами и государственной миссией университетов. В ответ на вызовы среды университеты вводят рыночные методы управления и функционирования, что в комбинации с традиционными формами существования университетов должно привести к сбалансированности интересов различных групп. Дополнительным фактором, усиливающим конфликт интересов этих групп, является изменение финансирования, когда государственное финансирование высшего образования снижается (75% от общего объема финансирования в среднем по странам OECD в 2000 г. и 69% в 2011 г.), а государственное финансирование научных разработок и исследований все больше сдвигается в сторону прикладных исследований, предоставляя часть ниши глобальных фундаментальных исследований промышленному сектору экономики.
В течение долгого времени глобальные мировые конфликты не отражались столь сильно на системе высшего образования, что могло бы вызвать ее глобальное переформатирование. Более того, в последнее десятилетие было создана среда, в которой структуры высшего образования стали весомым и эффективным механизмом динамичного развития торговли, экономических и дипломатических отношений. В то же время оценка возможных перспектив и попытка прогнозирования хотя бы в интервале до 10 лет заставляет учитывать следующие внешние факторы и тенденции, оказывающие влияние на всю международную систему высшего образования, а именно:
- доля населения, имеющих высшее образование к 2040 г. может возрасти до 60% за счет таких стран, как Китай, Индия, Бразилия и Индонезия,
- темпы роста численности студентов, обучающихся за рубежом, скорее всего сохранят существующие сейчас относительно невысокие темпы в отличие от десятилетия 1990-2000 гг.,
- объемы мобильности по краткосрочным программам, скорее всего, будут увеличиваться в связи с очевидными для самих студентов, университетов, государства и предприятий выгодами и ценностью получаемых навыков и знаний,
- вполне возможно появление новых маршрутов академических обменов, например, студенты из США – мексиканцы по национальности увеличивают численность выездов в Мексику, развивается польско-германское приграничное сотрудничество и т.д., что в целом может быть расценено как усиление роли национальных диаспор в развитии межнационального взаимодействия,
- страны, доминирующие на международном рынке высшего образования, скорее всего, сохранят свои позиции, столкнувшись, однако, с усиливающейся конкуренцией со стороны Китая, России, Малайзии и Сингапура,
- предполагается, что в ближайшем будущем высшее образование будет существенно более сильно интегрировано с такими сферами, как медиа-индустрия, телекоммуникации и профессиональные услуги, и производство знаний будет существенно больше, чем сейчас сконцентрировано среди ограниченного количества поставщиков, что в свою очередь может существенно влиять на выбор направления обучения за рубежом,
- научные исследования, все более приближающиеся по своему характеру и содержанию к фундаментальным, могут быть сосредоточены и финансируемы на основе международного промышленного сотрудничества, то есть крупными международными корпорациями или их конгломератами, что также может влиять на выбор направления для осуществления мобильности, в особенности для аспирантов и продвинутых магистров,
- предполагается развитие стратегического сотрудничества между университетами - крупными научно-образовательными центрами и создание микро альянсов из таких университетов в сотрудничестве с реальным промышленным сектором,
- развитие электронного обучения и MOOC совершенно очевидны, что может в дальнейшем привести к созданию индустрии образовательных услуг, в том числе с привлечением партнеров из различных сфер промышленного производства,
- аккредитация и признание квалификаций будет стандартизировано и гомогенизировано, что может стать дополнительным фактором существенного роста академической мобильности при всей ее значительной роли университетских брендов и финансовых условий реализации мобильности,
- возможно, изменение в пропорции частных и бюджетных инвестиций на поддержку академической мобильности в сторону увеличения доли частного сектора одновременно с увеличением разрыва между крупными, элитными, коммерческими, квазиобщественными и остальными университетами.
Анализ международной торговли и академической мобильности за несколько лет позволяет судить о наличии географических изменений в сфере мобильности. В соответствии с данными ЮНЕСКО за 2000 год, 25% студентов, получающих высшее образование и участвующих в программах международной академической мобильности в Европе, приезжают из Восточной Азии и Тихоокеанского региона. К 2012 году, их количество достигло 33%, а к 2040 году количество студентов из этого региона может достичь 43% - 47% от всей выездной мобильности (Рис. 6).

Рис. 6. Пропорции предполагаемого роста количества иностранных студентов по регионам к 2040 г.
К 2040 году страны, продолжающие активно развиваться во второй половине 21 века, разработают необходимую политику для усиления влияния на мировой арене. В ближайшие 50 лет в Южной и Западной Азии, Центральной Азии или Центральной Европе могут развиваться новые тенденции интернационализма в образовании. Такие страны как Египет, Иран, Польша, Румыния, Венгрия, Казахстан, Нигерия, Куба, Колумбия и Чили могут продемонстрировать иной темп развития. В настоящее время в Китае и Индии существует неудовлетворенный спрос в области получения высшего образования. В этих странах около 30 млн. молодых людей желают получить высшее образование, что является достаточным для обеспечения спроса в области международного образования. К 2025 года тенденции в международном обучении могут измениться, благодаря тому, что этот спрос будет удовлетворен (остальные факторы, играющие важную роль в этой системе, останутся неизменными). Для стран, пришедших на смену Китаю, Бразилии или другим странам с высоким спросом в области получения высшего образования, данная ситуация станет серьезным вызовом.








Рис. 7. Распределение академической мобильности по регионам (фактических на 2012 г. и прогнозируемых до 2035 и 2040 г.)
Реализуются ли тенденции в области студенческой мобильности, продемонстрированные на данной диаграмме, станет известно достаточно скоро. (Рис. 7). Более двух поколений студентов из Восточной Азии и Тихоокеанского региона получало образование за рубежом. Можно предположить, что у студентов из Азии есть укоренившаяся тенденция получать образование за рубежом, тогда как среди студентов из Австралии, США и Великобритании, предпочитающих лишь краткосрочные курсы за рубежом, преобладает желание получать высшее образование внутри своей страны. Количество студентов из Южной и Западной Азии, участвующих в международной мобильности, увеличилось с 7% в 2000 году до 10% в 2012 году. К 2040 году количество таких студентов может достичь 14%-15%. В Центральной и Западной Европе наблюдается аналогичная ситуация, тогда как количество студентов из Латинской Америки, принимающих участие в международной выездной мобильности, возможно, будет ниже, чем в Арабских странах и в странах Африки к югу от Сахары.
3. Основные тенденции развития технологических укладов
Интернациональное развитие современного и развивающегося университета, повышение уровня его интернационализации в настоящее время во многом связано с внешними требованиями, формируемыми требованиям к современным технологиям и явному ускорению процессов замещения и совершенствования технологий.
Результаты работы европейских организаций, занимающихся анализом, прогнозированием развития и финансовой поддержкой науки (особенно в области прорывных направлений –NEST) в европейском пространстве, например, Научного Совета Европейского Исследовательского Совета показывает, что можно выработать некоторые рекомендации, которые могут оказаться полезными для абитуриентов, выбирающих специальности и места обучения.
Аналитический отчет «Прорывные технологии: Преимущества которые изменят жизнь, бизнес и глобальную экономику» (Disruptive technologies: Advances that will transform life, business and the global economy), опубликованный McKinsey Global Institute в 2013 г., демонстрирует целый ряд положений, которые, на наш взгляд, следует учитывать в международном образовательном пространстве.
В отчете производятся технологии, относящиеся к различным областям современной индустрии, которые влияют на экономическое развитие общества:
Двенадцать технологий прорывного характера, которые существенно влияют на экономику (Таблица 3):
Таблица 3
Технологии прорывного характера
1. | Мобильный интернет | Увеличение выпуска дешёвых и мощных мобильных вычислительных устройств, сопряженных с интернетом |
2. | Автоматизация умственного труда | Интеллектуальные компьютерные программные системы, выполняющие задания, связанные с неструктурированными командами высокой степени сложности. |
3. | Интернет вещей | Сеть недорогих датчиков и исполнительных устройств для сбора данных, мониторинга, принятия решений и оптимизации процессов |
4. | Облачные технологии | Использование компьютерной техники и ресурсов программного обеспечения, поставляемые через сеть или интернет, зачастую в качестве сервиса |
5. | Передовая робототехника | Рост возможностей роботов (улучшение органов чувств, ловкости и интеллекта), с целью автоматизации сложных процессов и расширения человеческих возможностей |
6. | Автономные и полуавтономные транспортные средства | Транспортные средства, которые могут перемещаться и работать с минимальным вмешательством или без вмешательства человека |
7. | Геномика следующего поколения | Быстрое, недорогое генное секвенирование, улучшенный анализ больших баз, данных и синтетическая биология («написания» ДНК) |
8. | Хранение энергии | Устройства или системы, которые хранят энергию для последующего использования, включая батареи |
9. | 3D-печать | Аддитивные технологии производства для создания объектов с помощью печатных слоев из материала на основе цифровых моделей |
10. | Современные материалы | Разработанные материалы, которые имеют улучшенные характеристики (например, прочность, вес, теплопроводность) или функциональность |
11. | Исследование и добыча нефти и газа | Исследование и технологии восстановления, которые делают добычу нетрадиционных нефти и газа экономной |
12. | Возобновляемые источники энергии | Выработка электроэнергии из возобновляемых источников с уменьшением вредного воздействия на климат |
Обратим внимание на то обстоятельство, что большинство технологий имеют междисциплинарный характер. Специалисты, призванные работать в области этих технологий в будущем, должны иметь образование, базирующееся не только на хорошем знании естественных наук; от них, например, могут требоваться как знания в области экологии (влияние технологий на окружающую среду), экономики (оценка финансово-технологических рисков), специфики самих технологий и технологических и производственных процессов.
Университеты Европы и других континентов своевременно реагируют на вызовы времени, предлагая программы обучения по новейшим направлениям, которые востребованы на современном промышленном рынке. Например, в Германии это легко проследить, анализируя основные тренды в формировании новых образовательных программ «Университетов превосходства». В этих университетах (и не только в них!) появились международно-ориентированные «кластеры превосходства». Колледжи для аспирантов, отличающихся огромным разнообразием учебных программ и особенно интересные для зарубежным учащихся. Подобная ситуация наблюдается и в передовых университетах Китая (примеров служит Университет Циньхуа).
Анализ привлекательности для абитуриентов более 500 европейских университетов и востребованности на рынке труда их выпускников показали, что большие преимущества имеют университеты своевременно и активно включившиеся в программы подготовки специалистов и проведения научных исследований по вышеотмеченных прорывным направлениям. Более того, эти университеты наиболее продуктивно сотрудничают с научными структурами и научно-образовательными фондами своих стран. Так, например, в Германии таковыми являются Общество им. Макса Планка, Объединение им. Гельмгольца, Общество им. Фраунгофера, Объединение им. Лейбница, Германское научно-исследовательское общество (DFG), Фонд им. Александра фон Гумбольдта, Германская служба академических обменов (DAAD).
Поэтому при формировании информационной базы по европейским университетам отмеченные выше факторы должны быть представлены должным образом, т.к. они могут представлять особую ценность для пользователей этой информацией. Возможно, здесь может быть полезен опыт функционирования национальных контактных точек, положительно себя зарекомендованных в рамках Рамочных программ ЕС.
4. Язык обучения
Язык обучения играет, несомненно, важную роль на привлечение иностранных студентов. Основными языками обучения в настоящее время являются английский, французский, немецкий, русский и испанский. Япония и японский язык в данном списке является своего рода исключением, когда 93% от всех иностранных студентов, обучающихся в Японии, прибывают из стран Азии.
Все более усиливается тенденция создания учебных программ и целых институтов, основным языком обучения которых становится английский язык. Таким образом, создается своеобразные условия конкуренции англоязычным странам-лидерам по привлечению иностранных студентов, а английский язык становится основным языком – посредником в образовании. Лидерами среди не англоговорящих стран по количеству учебных программ на английском языке лидируют Финляндия (83%), Швеция (81%) и Голландия (65%), в то же время последние места по количеству англоязычных программ занимают Хорватия (7%) и Словения (9%). (Рис.8).

Рис. 8. Доля академических программ, предлагаемых на английском языке, 2013-2014 учебный год
5. Стоимость обучения
Существенную роль в определении страны обучения играет наличие или отсутствие платного обучения. Различные страны проводят различную политику по стоимости программ высшего образования. Такие страны как Финляндия, Исландия, Норвегия, Словакия и Словения не имеют оплату обучения ни для своих студентов, ни для иностранных. Некоторую стоимость для национальных и иностранных студентов среди европейских стран объявляют Франция, Германия, Венгрия, Италия, Португалия, Испания и Швейцария. Имеют различные стоимости обучения для национальных и иностранных студентов Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Греция, Ирландия, Люксембург, Голландия, Польша, Швеция и Великобритания.
Вопрос наличия объявленной стоимости для иностранных студентов является достаточно сложным с точки зрения ценностно ориентированной позиции европейских стран, часто во многом подчиненной студенческому или молодежному лобби (например, в Финляндии) или опирающейся на традиционные ценности европейского сообщества. В то же время, переводя вопрос в плоскость экономики, многие европейские страны понимают, что специфика спроса на образовательные услуги высшего образования европейских университетов достаточно эластична по цене и введение стоимости обучения может привести к существенному снижению численности иностранных студентов, исходя из их (или их семей) относительно небольшой стартовой платежеспособности. Справедливости ради следует отметить, что в большинстве стран, где существуют объявленные стоимости для иностранных студентов, параллельно существует более или менее развитая сеть обеспечения финансовой поддержки из различных источников. Такая схема представляется в итоге более рациональной, так как изначально претенденту на обучение представляется стоимостной эквивалент обучения, который может быть полностью или частично покрыт из средств стипендии. При получении условно «бесплатного» доступа к высшему образованию претенденты часто не оценивают приобретаемой ценности, и в итоге начинают воспринимать получаемое образование как обязательное благо.
Глобальные и европейские тенденции в сфере мобильности
Ключевыми факторами развития европейского образования с целью объединения усилий по развитию интернационализации в высшем образовании и стремлению к открытости систем высшего образования является сотрудничество с другими регионами мира и международная открытость, и образовательная мобильность играет в этом процессе важнейшую роль. Кроме того, она призвана обеспечивать высокое качество высшего образования, повысить возможности трудоустройства студентов и расширить трансграничное сотрудничество внутри (ЕПВО) (European Higher Education Area) и за его пределами.
Мобильность европейских студентов способствует интернационализации и модернизации ЕПВО, можно даже сказать, что академическая мобильность в рамках международных образовательных программ – Erasmus, Commett, Lingua, Tempus – проложила путь Болонскому процессу. Как было отмечено на одном из заседаний странами-участницами Болонского процесса, «мобильность учащихся и сотрудников между всеми участвующими странами остается одной из основных целей Болонского процесса» (коммюнике, 2005), «мобильность сотрудников, студентов и выпускников является одним из основных элементов Болонского процесса, создает возможности для личностного роста, развивает международное сотрудничество между отдельными лицами и учреждениями, повышает качество высшего образования и научных исследований» (коммюнике 2007). В 2012 г. на Бухарестской конференции министров была утверждена стратегия мобильности, которая призвана объединить национальные, региональные и глобальные пространства высшего образования.
Очевидно, что между странами ЕПВО существуют экономические, культурные, социальные, языковые, образовательные, политические и демографические различия, эти различия влияют на поток мобильных студентов как внутри ЕПВО, а именно между ЕС и не входящими в ЕС странами ЕПВО и остальным миром. Если оценивать мобильность учащихся с количественной точки зрения, то следует сказать о том, что существует явный дисбаланс в потоках студентов.
Традиционно сложилось, что внутренняя мобильность в ЕПВО пользуется более высоким приоритетом, чем внешняя. В этой связи страны-участницы ЕС и ЕПВО, понимая привлекательность и конкурентоспособность своего образования, в последние годы уделяют основное внимание «исходящим» потокам студентов, с целью расширить границы своего образовательного пространства за счет обучения своих студентов в других странах на базе зарубежных вузов, тем самым стараясь привести потоки студентов к балансу.
Многочисленные исследования потоков мобильности, проведенные несколькими научно-исследовательскими учреждениями, такими как Eurostudent, Евростат, DAAD и Организацией экономического сотрудничества и развития, дают нам общее представление о текущей ситуации в ЕПВО. Результаты показывают тенденцию студентов двигаться с востока на запад и с юга на север. По данным Евростата, в 2008г. 199984 студента переехало с востока на запад за период обучения и только 32133 человека из них с запада на восток. 160225 студентов переехали с юга на север для учебы и 18500 наоборот [5]. Мы наблюдаем приток иностранных студентов в вузы стран Европы. Это объясняется тем, что из большого количества стран «исходящие» студенты направляются в определенные страны и вузы, поскольку они привлекательны для студентов с точки зрения репутации, возможности трудоустройства и качества преподавания.
В свою очередь по причине оттока своих студентов, а вместе с этим и финансовых потоков в страны Европы, многие восточноевропейские вузы не способны разработать и предложить качественные образовательные программы студентам из этих стран.
Причины и последствия несбалансированных потоков учащихся позволяют нам сделать вывод о том, что для российских вузов существует потенциал рынка стран Европы с точки зрения набора студентов на краткосрочные программы обучения.