Общая информация
Статьи и материалы по теме:
Неофициальный перевод
В докладе, опубликованном в рамках межведомственного проекта ЕС «Глобальные тенденции до 2030 года: ЕС может справиться с проблемами в будущем?» отмечается, что в мире происходят изменения, скорость и интенсивность которых беспрецедентны. Именно поэтому так важно, чтобы качество проводимых масштабных коллективных исследований соответствовало новым условиями реалиям.

Проект «The European Strategy and Policy Analysis System» (ESPAS) был запущен в качестве пилотного и впоследствии стал подготовкой для формирования бюджетов ЕС в 2010 и 2012 годах. Этот уникальный межведомственный процесс направлен на выявление и анализ долгосрочных глобальных тенденций, с которыми Европейский Союз столкнется в ближайшие десятилетия, а также определение потенциальных политических проблем, которые могут быть вызваны этими мировыми трендами. Цель ESPAS – попытаться разработать новые возможности для стратегического планирования в рамках Европейского Союза. В рамках проекта создана межведомственная рабочая группа, которой сформулированы направления основных глобальных тенденций, которые уже очевидны или могут развиваться в течение ближайших пятнадцати лет по следующим трем основным направлениям: экономика; общество и управление и власть.
Проект призван помочь Европейскому Союзу определить основные глобальные тенденции и оценить их последствия, рассмотреть возникающие проблемы, стоящие перед должностными лицами, которые принимают решения по проводимой политике. В то же время, проект сигнализирует о готовности со стороны ЕС работать со стратегическими союзниками, партнерами и экспертами со всего мира для того, чтобы попытаться проанализировать общие глобальные тенденции и вызовы, а в идеале и ответить на них коллективно.
Текст доклада в значительной степени опирается на четыре предыдущих, разработанных в рамках проекта ESPAS, а также результатах ежегодных конференциях ESPAS и на обширном обзоре существующей литературы о мировых тенденциях. Одна из главных задач доклада – сформулировать в компактной форме главные тенденции, которые будут определять мировую геополитическую, экономическую и социальную систему в ближайшие десятилетия, с особым акцентом на их значение для Евросоюза в предстоящий период.
В докладе 2015 года сформулированы пять ключевых глобальных тенденций до 2030 года:
-
1-ая ключевая глобальная тенденция
Более богатые и зрелые человеческие расы характеризуются расширением глобального среднего класса и ростом неравенства
-
2-ая ключевая глобальная тенденция
Более уязвимый процесс глобализации возглавляет экономика G3
-
3-ья ключевая глобальная тенденция
Преобразующая производственно-технологическая революция
-
4-ая ключевая глобальная тенденция
Растущие взаимосвязи между изменением климата, энергетикой и конкуренцией за ресурсы
-
5-ая ключевая глобальная тенденция
Меняется власть, взаимозависимость и хрупкая принцип многосторонних отношений
Также межведомственной рабочей группой определены три глобальных революции – вызовы для Европы:
- Глобальная экономическая и технологическая революция
- Глобальная социальная и демократическая революция
- Глобальная геополитическая революция.
Полный текст доклада ESPAS. а также опубликованные отчеты и материалы конференций можно найти на сайтах www.europa.eu/espas и www.europa.eu/espas/orbis .
В марте 2010 года была одобрена новая европейская стратегия экономического развития на ближайшие 10 лет – «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста».
Полный текст стратегии «Европа 2020» на английском языке на сайте ЕС:
Жозе Мануэль Баррозу о стратегии «Европа 2020».
“2010 год должен стать для Европы новым началом. После кризиса Европа должна стать сильней, чем раньше. Экономические реалии развиваются быстрее политических, как мы убедились на примере экономического кризиса. Следует признать, что возрастающая независимость экономики требует более решительных и согласованных действий на политическом уровне.
За последние 2 года очень возрос уровень безработицы. Это привело к увеличению долговых обязательств на многие года, а также к возрастанию социального напряжения. Проблемы европейской экономики вышли на поверхность. Будущее ЕС зависит от того, с какими результатами Европа выйдет из кризиса.
Для достижения устойчивого роста в будущем мы должны обозревать ситуацию более чем на ближайшее будущее. Европа должна вернуться в строй и остаться в нем – это основная задача стратегии «Европа 2020». Такой подход касается устранения безработицы, улучшения качества жизни граждан ЕС. Ближайшие несколько лет работы покажут, может ли Европа достичь разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста, найти способы создания новых рабочих мест и обозначить направление развития для общества.
Европейская Комиссия предлагает пять основных направлений деятельности¸ которыми стоит руководствоваться европейским государствам: занятость; исследования и инновации; изменение климата и энергетика; образование; борьба с бедностью.
Цели «Европы 2020» амбициозны, но достижимы. Они подкреплены конкретными предложения, которые будут содействовать в их достижении. Флагманские инициативы, обозначенные в стратегии «Европа 2020», показывают, какой вклад ЕС готов внести в мировой экономический порядок. У ЕС есть все необходимые инструменты для управления новым экономическим порядком, который будет поддерживаться с помощью Внутреннего рынка, бюджета, предпринимательства, внешней политики, а также силами Экономического и Валютного Союза. Наш новый экономический курс требует скоординированных действий государств-членов ЕС, включая социальное партнерство и кооперацию в сфере вопросов гражданского общества. Если европейские государства будут действовать совместно, ЕС выйдет из кризиса победителем».
Предпосылки для принятия новой стратегии
В начале XXI века Европа, да и весь мир, столкнулись с экономическим кризисом, в результате которого Европа сделала шаг назад в экономическом плане. Несмотря на то, что экономическая ситуация начала выправляться, она пока остается нестабильной. Все это происходит на фоне участия Европы в решении долгосрочных общемировых задач: глобализация, нехватка природных ресурсов, изменение климата, старение нации.
По глубокому убеждению лидеров ЕС, только совместные действия всех государств-членов помогут Европе успешно выйти из кризиса. Стратегия «Европа 2020» устанавливает три основных фактора укрепления экономики:
- Разумный рост: развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях. Этот фактор укрепления экономики включает в себя повышение качества образования, повышение качества исследований, поддержка распространения инновационных технологий и знаний по всему ЕС, увеличение доступа к информации и технологиям общения, использование инновационных технологий в целях достижения глобальных социальных целей. Действия в этом направлении откроют инновационные возможности европейских государств, улучшат результаты образовательного процесса, помогут в развитии экономических и социальных преимуществ цифрового общества.
- Устойчивый рост: создание экономики, основанной на целесообразном использовании природных ресурсов, улучшении экологической обстановки и конкурентоспособности в экономике, используя лидерство Европы в разработке новых процессов и технологий, включая экологически чистые технологии. Фактор устойчивого роста станет основой еще более углубленного экономического, социального и территориального сплочения наций ЕС.
- Всеобъемлющий рост: способствование повышению уровня занятости населения, достижение социального и территориального согласия. Всеобъемлющий рост экономики дает людям новые возможности с помощью высокого уровня занятости, инвестиций в знания и навыки, борьбы с бедностью и совершенствованием рынка труда, обучения и социальной защиты, которые вместе способствуют построению сплоченного, более социально однородного общества. Очень важно для усиления территориального единства, чтобы плоды экономического роста распространялись по всему ЕС, включая отдаленные регионы. Европе необходимо задействовать весь свой трудовой потенциал, чтобы достойно справится с такими проблемами, как старение нации и усиление мировой конкуренции.
Стратегия определяет, каких результатов Европа должна добиться к 2020 году:
- 75% населения в возрасте от 20 лет до 64 лет должны быть трудоустроены.
- 3% ВВП ЕС должно быть инвестировано в исследования и разработки.
- Достижение целей энергетической политики и политики в области изменения климата (включая 30%-ное снижение загрязнения окружающей среды).
- Доля учеников, бросивших школы, не должна превышать 10%. Не менее 40% молодежи должы иметь высшее образование.
- Сокращение числа людей, находящихся за чертой бедности, на 20 млн. чел.
Европейская Комиссия предложила государствам – членам ЕС разработать свои национальные стратегии развития в соответствии со стратегией «Европа 2020».
Для скорейшего развития и достижения поставленных целей ЕС считает приоритетными следующие 7 направлений деятельности:
- «Инновационный Союз». Задача этого направления – перенацелить исследования, разработки и инновации на сегодняшние основные проблемы общества, такие как изменение климата, целесообразное использование энергии и ресурсов, демографические проблемы и проблемы здравоохранения.
- «Движение Молодежи». Целью этого направления является увеличение международной привлекательности европейского высшего образования и повышение качества образования и обучения на всех уровнях в ЕС, сочетая вместе совершенство и равенство, с помощью предоставления обучающимся и обучающим возможности передвижения в пределах ЕС, улучшения ситуации в сфере занятости молодых специалистов.
- «План развития цифровых технологий в Европе». Целью этого направления является получение устойчивой экономики и социальных благ путем создания Общего Цифрового Рынка ЕС, основанного на высокоскоростном интернете и совместимых приложений с возможностью широкополостного доступа для всех граждан ЕС к 2013 году, а также обеспечение увеличения скорости пользования интернетом к 2020 году, а кроме того увеличение на 50% и более количества частных лиц, подключенных к интернету со скоростью более 100 Мбит/с.
- «Целесообразное использование ресурсов в Европе». Цель этого направления деятельности заключается в поддержке целесообразного использования ресурсов и развитии низко-углеродной экономики, которая эффективно использует все возможные ресурсы. Необходимо отделить экономический рост от использования ресурсов и экономики, поддерживать идеи сохранения и возобновляемости энергии.
- «Индустриальная политика, направленная на глобализацию». Европейская Комиссия намерена работать с заинтересованными сторонами (в бизнесе, профсоюзах, учреждениях науки, организациях, защищающих права потребителей ) для разработки общих принципов современной индустриальной политики, поддержки предпринимателей, чтобы направить и помочь промышленности успешно перенести предполагаемые проблемы и изменения.
- «План по развитию новых способностей и увеличению количества рабочих мест». Целью этого направления является создание необходимых условий для совершенствования рынка труда для увеличения занятости и гарантии стабильности общества. Наделяя европейцев новыми возможностями с помощью получения ими новых знаний и навыков, ЕС нацеливает будущую рабочую силу на адаптацию к изменяющимся условиям на рынке труда, что приведет к уменьшению безработицы и возрастанию продуктивности деятельности работников.
- «Европейская политика против бедности». Основная цель этого направления деятельности – гарантировать социальное и территориальное сотрудничество против бедности и социального отрешения, чтобы повысить значимость этой проблемы и признать основные права людей, находящихся в бедственном положении, давая возможность таким людям достойно прожить жизнь и принимать активное участие в общественной жизни.
В среднесрочной перспективе подтверждается приверженность четырем следующим стратегическим целям общей стратегии ЕТ 2020, инициированных Советом по реализации этой стратегии в 2009 году:
- сделать реальностью принцип мобильности и обучения через всю жизнь
- улучшить качество и эффективность образования и переподготовки,
- реализовать принципы равенства, социальной справедливости и активной гражданской позиции,
- усилить креативность и инновационность, включая предпринимательство, на всех уровнях образования и переподготовки.
В рамках указанных стратегических целей обнаруживается общая цель для всех членов Европейского сообщества сконцентрироваться на определенных задачах для реализации. Далее приведена таблица, в которой предлагается уменьшение количества приоритетных областей с 13 до 6, каждая из которых способствует достижению каждой стратегической цели на период до 2020 г., полностью совпадая с политическими приоритетами Европейского сообщества.
В приведенной таблице приоритетные области сведены к конкретным пунктам в ответ на требование Совета по реализации образовательной стратегии по конкретизации тем для дальнейшей работы. Эти приоритетные области будут получать свое развитие через развитие и внедрение практических методов и средств. В настоящее время они отражают типовые вызовы для всех членов Европейского сообщества, а также результаты решения возникающих проблем на европейском уровне. Конкретные меры будут формировать основу для развития следующего поколения рабочих групп ЕТ 2020.
Члены Европейского сообщества выбирают в соответствии со своими национальными приоритетами области и реализуемые меры для дальнейшей работы и сотрудничества, в которых они предпочитают участвовать.
№ | Приоритетные области | Реализуемые меры |
---|---|---|
1 | Релевантные и высококачественные знания, навыки и компетенции, созданные посредством образования через всю жизнь, сфокусированные на получение учебных результатов для эффективного трудоустройства, инноваций, активной гражданской позиции и качества жизни |
1. Усиление целеориентированных мероприятий для уменьшения низкого уровня базовых навыков в Европе, включая знание иностранного языка, грамотность, математику, естественные науки и цифровую грамотность 2. Усилить развитие универсальных навыков и ключевых компетенций в соответствии с Справочником по ключевым компетенциям для обучения через всю жизнь, в частности цифровых, предпринимательских и языковых компетенций 3. Переутверждение и продолжение стратегии обучения через всю жизнь с признанием переходной фазы между образованием и переподготовкой, переход между профессиональными образованием и переподготовкой, высшим образованием и обучением взрослых, включая формальное и неформальное обучение, а также между обучением и практической работой 4. Создание равного доступа к доступному высококачественному образованию детей раннего возраста, в особенности инвалидов и постепенное создание Рамок качества в этой сфере 5. Уменьшение доли прерывающих среднее образование посредством реализации стратегий на развитие самих школ и образования, ориентированного на учащегося. Создание системы «второго шанса» с опорой на эффективную учебную среду и педагогические методики 6. Продвижение и развитие релевантности образования по отношению к рынку труда и обществу, посредством развития обратной связи и информации о рынке труда и его ожиданиях и потребностях, отслеживанием карьерного движения выпускников, создание новых учебных планов, ориентации на практикоориентированное образование, усиления связи между учебными структурами и работодателями 7. Реализация решений в сфере профессионального образования и переподготовки по переформатированию Европейского альянса по ученичеству и развитие прогнозирования по потребностям рынка труда 8. Реализация обновленного плана по развитию обучения для взрослых |
2 | Инклюзивное образование, равенство, справедливость, отсутствие дискриминации в доступе к образованию, продвижение гражданско-общественных компетенций |
1. Признание увеличивающееся разнообразие обучающихся и увеличение доступности к качественному и инклюзивному основному образованию и переподготовке для всех учащихся, включая инвалидов, обучающихся с особыми потребностями, вновь прибывших мигрантов с целью предотвращения проявления дискриминации, расизма, хулиганства, насилия и негативных стереотипов 2. Признавая наличие неравенства в образовании и переподготовке для мужчин и женщин, продвигать более сбалансированные с точки зрения полов возможности выбора образования и переподготовки 3. Облегчение процесса освоения языка управления и деятельности, а также трудоустройства мигрантами посредством формального и неформального обучения 4. Продвижение гражданских, межкультурных и социальных компетенций, взаимного уважения и понимания, понимание и владение демократическими ценностями и фундаментальными правами на всех уровнях образования и переподготовки 5. Развития критического мыщления одноврременно с компьютерной и медиа грамотности |
3 | Открытое и инновационное образование и переподготовка с полноценным охватом цифровых методов |
1. Дальнейшее изучение потенциала инновационных и активных методов педагогики, таких как междисциплинарное обучение и методы совместного обучения, развитие релевантных навыков и компетенций высокого уровня с одновременной поддержкой инклюзивного образования, включая обучающихся с физическими недостатками 2. Развитие сотрудничества путем стимулирования вовлечения обучающихся, преподавателей, тьюторов, руководителей учебных заведений и другого персонала, родителей и расширение локальных сообществ, таких как социальные группы, партнеры и бизнес. 3. Увеличение синергии между образованием, наукой и инновационной деятельностью с устойчивыми перспективами роста, развитие образования с фокусировкой на профессиональное образование, переподготовку и школы 4. Продвижение информационно-коммуникационных технологий с перспективой развития качества и релевантности образования на всех уровнях 5. Развитие доступности и качественного уровня открытых и цифровых образовательных ресурсов на всех образовательных уровнях в сотрудничестве с Европейскими сообществами открытых ресурсов 6. Развитие цифровых компетенций на всех уровнях обучения, включая формальное и неформальное образование как ответ на развитие цифровой революции |
4 | Поддержка преподавателей, тьюторов, школьных руководителей и другой образовательный персонал |
1. Усиление набора, отбора и выделения лучших и наиболее способных кандидатов на преподавательскую деятельность 2. Усиление привлекательности преподавательской профессии на всех уровнях вне зависимости от пола 3. Поддержка базового образования и профессионального развития на всех уровнях, особенно для взаимодействия с развивающимся разнообразием обучающихся, решения проблем раннего прерывания обучения, развития профессионально ориентированного образования, цифровых компетенций и инновационной педагогики, в том числе с использованием особых европейских образовательных плитформ, как eTwinning, School Education gateway, ePlatform for adult learning in Europe (EPALE) 4. Поддержка продвижения профессионализма в преподавании на всех уровнях, разработки образовательных программ для повышения квалификации преподавателей, образовательных организаций и средств мотивации, а также изучение новых путей достижения иного качественного уровня программ для преподавателей |
5 | Прозрачность признания квалификаций и навыков для развития академической и трудовой мобильности |
1. Развитие прозрачности, обеспечения качества, валидации и последующего признания навыков и квалификаций, включая полученных посредством дистанционного обучения и использования электронных ресурсов, а также формального и неформального обучения 2. Упрощение и рационализация средств и способов прозрачности, документирования, валидации и признания которые включают прямой доступ к обучающимся, работникам и работодателям, с дальнейшим выполнением EQF и NQF 3. Поддержка мобильности учащихся школ, студентов, преподавателей и иных категорий сотрудников образовательных учреждений 4. Развитие стратегического партнерства и совместных курсов, в частности путем развития интернационализации высшего образования, профессиональной подготовки и переподготовки |
6 | Устойчивое инвестирование, качество и эффективность систем образования и переподготовки кадров |
1. Изучение потенциального инвестиционного плана для Европы в сфере образования и переподготовки кадров, включая продвижение моделей финансирования с привлечением частных инвесторов и капитала 2. Поощрять страны Европы к построению образовательной политики, построенной на основе конкретных результатов, включая оценку и аттестацию итоговых знаний и навыков. Мониторировать политику и разрабатывать реформы, которые обеспечивают поставку качественного образования более эффективно 3. Поощрение инновационных путей обеспечения устойчивого инвестирования в образование и переподготовку, делая акцент на результаты финансирования проектов и софинансирование расходов |
Особые приоритеты для профессионального образования, переподготовки и обучения взрослых
Профессиональное обучение и переподготовка
Решения, выработанные в Риге 22 июня 2015 г., включают в себя следующие результаты в среднесрочной перспективе на период 2015-2020 г.
- продвижение практико-ориентированного обучения на рабочем месте по всем возможным формам с особым акцентом на ученичество путем вовлечения социальных партнеров, компаний, палат и поставщиков профессионального обучения. А также стимулирование инноваций и предпринимательства- дальнейшее развитие механизма обеспечения качества в профессиональном образовании и переподготовке в соответствии с рекомендациями EQAVET и как часть общей системы обеспечения качества, организация постоянного обмена между начальными и продолжающимися программами на основе результатов обучения,
- увеличение доступа к профессиональному образованию и программам переподготовки и соответствующим квалификациям для всех посредством создания более гибкой и проницаемой системы, в особенности предложением эффективного и интегрированного сопровождения программ, а также валидацией неформального обучения,
- дальнейшее развитие ключевых компетенций в учебных планах профессионального образования и переподготовки и предоставление более эффективных возможностей для получения или развития этих навыков через начальное (I-VET) или продолжающееся (C-VET) обучение,
- внедрение систематического подходов и возможностей для начального и продолжающегося профессионального развития учителей, тьюторов и менторов как в школах, так и профессиональных центрах при обучении на рабочем месте.
Обучение взрослых
Обновленная европейская программа по обучению взрослых, которую Совет принял в 2011 году, содержит перечень приоритетов на период 2012-2014 гг., однако она также определяет долгосрочную перспективу в совокупности с четырьмя стратегическими целями ЕТ 2020. Особые приоритеты, на которые следует концентрироваться в период до 2020 г. для того, чтобы долгосрочных приоритетов программы следующие:
- управление: обеспечение соответствия обучения взрослых с другими областями и приоритетами, улучшение координации, эффективность и релевантность по отношению к потребностям общества, увеличение частных инвестиций,
- обеспечение: существенно увеличить предоставление высококачественных образовательных услуг, особенно касающиеся грамотности, цифровых навыков, увеличение отдачи через эффективный охват, управление и мотивационные стратегии в которых наиболее нуждаются целевые группы,
- гибкость и доступ: расширение доступа посредством наличия обучения на рабочем месте с повышение эффективности информационно-коммуникационных технологий, внедрение процедур идентификации и оценки навыков работников низкой квалификации, предоставление удовлетворительных повторных возможностей, ведущих к признаваемым EQF квалификациям для тех, кто не обладает квалификациями 4 уровня EQF,
- качество: улучшение обеспечение качества, включая оценку воздействия и мониторинга, улучшение начального и продолжающегося обучение для образовательного персонала, сбор необходимых данных по потребностям для эффективного целеполгания и разработки программ.